Экология новоросийска — трудности решения многих проблем

Экология Новороссийска – вопрос требующий решения

Новороссийск – портовый и промышленный город на черноморском побережье России. Здесь сходятся транспортные артерии, по которым из страны поступают на экспорт:

  • нефть,
  • пшеница,
  • продукты химического синтеза,
  • металлопрокат,
  • другие промышленные товары.

Из порта через Новороссийск пролегли нефтепроводы, железные дороги, автомагистрали: по ним в другие регионы страны доставляются продукты, импортируемые со всех континентов.

На терминалах и причалах ежегодно переваливается более 140 млн. тонн грузов, почти половину из них составляют нефтепродукты. По трубам перекачивается около 40 млн. тонн углеводородов. Вагонооборот порта превышает 300 тысяч единиц подвижного состава. Свыше 4000 судов проходит при этом через акваторию Цемесской бухты: в ее северной части сосредоточены портовые сооружения.

Известен город и своими цементами. Более 4-х млн. тонн этого строительного сырья получают из мергеля, запасы которого сконцентрированы в недрах прилегающих к городу сопок. Технология изготовление цемента – одна из самых энергоемких: высокие температуры нужны и для декарбонизации минерала, и для получения клинкера. С этой целью сырье нагревают до 1500 градусов – в итоге образуется большой объем двуокиси углерода.

Экологическая ситуация города

Бесспорно, транспортная и промышленная нагрузка на экологию региона велика. Степень ее влияния на природу – тема многочисленных дискуссий и исследований. По разным оценкам уровень техногенного загрязнения окружающей среды лежит в диапазоне от незначительного до критического. И все-таки, даже по официальной версии Новороссийск считается одним из самых загрязненных городов России. В 2013 году город возглавил этот печальный перечень.

Экологическая ситуация в районах города

Город прирастал вокруг порта на протяжении последних ста шестидесяти лет. Дома возводились, как в непосредственной близости от производственных мощностей – в северо-восточной части бухты, так и в других – более южных районах. Престижность жилья в городе прямо связана с экологической безопасностью. Сложившиеся административные округа отражают это разделение.

  • Самым загазованным считается Восточный округ – промышленный и портовый район. Причалы, доки, нефтебазы, железнодорожный грузовой двор формируют ландшафт и жизненный ритм этой части города. Считается, что здесь проживает наименее обеспеченный контингент населения Новороссийска. Тем не менее, в районе действует множество социальных объектов, он удобен в транспортном отношении. Многие дома расположены у самого побережья. И, хотя их отделяет от моря Сухумское шоссе, очевидно, что бесконечная полоска прибоя компенсирует жителям этой городской окраины экологические неудобства.
  • Центральный округ – сердце города. В нем сосредоточены административные, торгово-развлекательные, культурные центры. Район считается престижным – статус жилья в центре высок во всех городах СНГ. Однако избыток автотранспорта, шумность, скопление людей мотивируют многих обеспеченных граждан к переезду в более отдаленные, но и более живописные места – «ближе к природе».
  • В Новороссийске таким районом считается Южный. Это самый молодой административный городской округ. В нем можно встретить множество коттеджей, однако здесь же возводят массивы многоэтажного жилья. Удаленность от промышленной зоны – главное достоинство этого «Южного». Как в любом новом поселке, проживание здесь сопряжено с какими-то временными бытовыми неудобствами, но перспективы экологического комфорта в сочетании с современным уровнем сервиса обнадеживают его обитателей.
  • Приморский округ – наиболее континентальный. Он примыкает к промышленной зоне Восточного округа и к Центральному округу. Его жилой фонд – это, в основном, дома с приусадебными участками. Многоэтажки также не редкость. В этой части города живут относительно обеспеченные люди. Район похож на множество Кубанских поселков и станиц – утопающий в садах, хлебосольный и обильный. В этих краях расположены знаменитые виноградники Абрау-Дюрсо.

Водные ресурсы

Однако пресная вода – историческая проблема города. На протяжении многих поколений привозная бочка была привычным атрибутом жизни. Лишь в 1973 году к городу подвели Троицкий водопровод от Крымска.

Вскоре от специально возведенного Неберджаеского водохранилища были построены еще три водовода, и централизованное водоснабжение стало достоянием 80% населения. Ежесуточная подача по всем магистралям составляет 135 тысяч кубометров. А в честь первой ветки водовода горожане соорудили памятник: «Дарящая воду».

В последние годы Новороссийск вновь столкнулся с дефицитом питьевой воды.

Состояние зеленых зон

Месторасположение города особое. Он занимает неширокую полосу земли между сопками и морем. Плотность зеленых насаждений в Новороссийске не дотягивает до нормативов.

С развитием промышленности и расширением городского хозяйства происходит уплотнение городской застройки. Количество скверов и газонов непрерывно уменьшается, что вызывает обеспокоенность природозащитников, отцов города и его жителей. Общепризнано, что конструктивное решение проблемы не может быть простым – объективно существует недостаток территории.

По мнению общественности и профессиональных градостроителей, городу нужен большой парк. Названо и место, где можно его разбить. Окончательное решение осталось за муниципальными властями.

Состояние воздуха

Состав атмосферного воздуха в районе Новороссийска вполне соответствует остальным экологическим факторам.

В первую очередь воздух сверх пределов перенасыщен твердыми взвешенными веществами. Пыль летает везде – даже листья растений в окрестностях города не выглядят зелеными, а имеют серый налет. По данным независимых исследований, содержание механических взвесей превышает ПДК в 5,6 раз.

Читать еще:  Виды буровых установок для бурения скважин на воду и их особенности

Насыщенность атмосферы химическими соединениями также высока. Количество нитросодержащих веществ в разных районах города выше предельно-допустимых значений в 1,5 – 2,6 раза, угарного газа – в 3, местами в 4. Содержание формальдегида выше нормы в 4,7 раз.
– как транспортная ситуация в городе влияет на экологию (количество машин, загазованность, состояние общественного транспрта.)

Собственная транспортная сеть города достаточно сбалансирована. Ее объем в сотни раз меньше транзитного автомобильного потока. В собственности граждан Новороссийска числится порядка 70 тысяч авто. При этом только паромами по маршруту Новороссийск – Крым в год перевозится 100 тысяч машин. Транзитный грузовой автотранспорт – часть перевалочной цепочки Новороссийского транспортного узла.

Количество автомобильных ходок составляет порядка миллиона в год

Радиационный фон города

Систематических замеров радиации не проводится. Однако экологи отмечают, что возможное поступление для перевозки радиоактивных грузов требует проведения систематического контроля данного фактора.

Промышленные предприятия города

Грузовые районы Новороссийского порта ввиду масштабности перевалки грузов – один из основных «поставщиков» вредных выбросов, которые производятся в атмосферу и в гидросистемы региона.

Многие портовые сооружения на арендных началах используются временно сторонними компаниями. «Варяги» нередко нарушают правила производственной санитарии и элементарной безопасности работ. Нередки случаи игнорирования экологического законодательства при переработке особо опасных грузов – серы, нефтехимии, аммиаков.

Судоремонтный завод – мощное предприятие, имеющее в технологическом арсенале неполный металлургический цикл – литье стали и прокат.

Четыре предприятия по производству цемента, входящие в промышленную группу «Новороссцемент».

Кроме существующих экологически небезопасных производств в окрестностях города в недалеком будущем должен появиться еще один объект, относящийся к традиционным «загрязнителям» окружающей среды – тепловая электростанция мощностью 600 мВт. Ее первая очередь, должна пополнить емкость общей энергосистемы на 200 мВт к 2017 году. Однако по замыслу проектировщиков, новая ТЭЦ должна стать образцом экологической безопасности для подобных объектов. Ее второй задачей должна стать попутная утилизация бытовых отходов.

В качестве первичного сырья предусмотрено использовать иловые канализационные отложения.

И это не единственный природоохранный акт, принимаемый властными и управленческими структурами.

Демонтаж промышленного оборудования – работа профессионалов. Подробная статья об этом сложном процессе.

Лом черных металлов- настоящее Эльдорадо! По https://greenologia.ru/othody/metally/lom-chuguna.html ссылке описан процесс сбыта чугуна.

Мероприятия для улучшения экологической обстановки региона

В течение последних двух лет местное руководство стало уделять борьбе с экологическими проблемами гораздо большее внимание.

Принято решение о создании общественной организации с правами контроля за соответствующими аспектами деятельности предприятий. Благодаря деятельности активистов только за начало текущего года была пресечена незаконная переработка битума на территории одного из складов НМТП. Ранее там же были в принудительном порядке прекращены работы по изготовлению бетонов и асфальта.
Муниципалитетом организован непосредственный систематический мониторинг состояния природных ресурсов.
Принята программа по реконструкции систем водоснабжения и канализации города.
Начаты работы по внедрению электроны систем за расходом воды всеми категориями пользователей.

– если есть информация, то описать качество работы коммунальных служб связанную с уборкой города

Среди множества жалоб горожан на загрязненность окружающей среды практически нет нареканий на сбор и утилизацию ТБО. Жители Новороссийска любят свой город и организовывают уход за его территорией должным образом.

Какие главные экологические проблемы в Новороссийске?

В Новороссийске после перерыва возобновляет работу экологический совет при главе города. В связи с этим мы спросили у новороссийцев, какие у города экологические проблемы.

Дина Петренко, ветеран рыбколхоза «Черноморец»:

— С точки зрения начальника цеха заморозки, который еще полтора года назад работал на территории рыбколхоза, скажу, что главная — сточные воды, которые попадают в море. Рядом виноградники, дорога, дождевая вода смывает все и идет напрямую в море. Что касается рыбы, то ее с каждым годом все меньше, и это тоже экологическая проблема: разрешили в море заходить океанским судам, которые вылавливают все подряд не кошельками, а тралами, вот хамсы и становится все меньше и меньше.

Николай Борщ, руководитель исполкома местного отделения партии «Единая Россия»:

— Несанкционированные свалки и в сельской местности, и в городе — первая проблема. Посмотрите, район «Хижины лесника», туда дальше в сторону лесного порта, ВРЗ и Парка Б. Там же ручьи бьют, раньше утки водились, а сейчас и строительный мусор сваливают, и хлам всякий. Вторая — в городе мало зеленых зон и парков. «Южные пруды» сколько собираются обустроить, а пройдите вниз по ручью — там и мусор, и заросло все.

Маргарита Заленко, абитуриентка Кубанского аграрного университета:

— Я поступаю на факультет прикладной экологии и хочу заниматься рациональным использованием природных ресурсов. Буквально на днях меня потряс снимок новороссийского фотографа Sega Black-Sea, который постоянно публикует фото Новороссийска, сделанные с квадрокоптера. Новороссийских гор нет! Одни сплошные разработки мергеля. Такое впечатление, что этого никто не знает, только недавно город задумался над тем, куда делась большая часть Сахарной головы. Мне кажется, эти проблемы в ближайшие годы выйдут на первый план.

Владимир Филимонов, руководитель питомника «Зеленый двор»:

— В городе недостаточно зелени. Парки у нас делают прямо вычурные, закупают дорогие заморские растения, а русские, районированные обходят стороной. А новостройки как сейчас озеленяют? Строителей заставляют делать минимум — они посадят кустик или «карандашик», притом у них нет задачи, чтобы растения выжили после ухода комиссии. У нас надо сажать то, что гарантированно выдержит специфические условия Новороссийска, — красная сосна хорошо себя зарекомендовала, ель колючая забыта напрочь, а она устойчива к ветрам, к загазованности, даже к морскому воздуху.

Читать еще:  Глобальные экологические проблемы современности и их решение

Айк Долуханов, арматурщик на стройке в 15-м микрорайоне:

— Пыльно очень в городе, летит и крутит со всех сторон, а ничего эту пыль не задерживает. Нужны лесозащитные полосы. Да, именно в городе.

Антон, установщик окон:

— Вам списком? Номер один — пробки и бешеное количество автотранспорта в городе. На заказ едешь — дышишь выхлопными газами, и так по несколько часов в день. Едешь отдохнуть — опять дышишь ими, а на пляже вдыхаешь аромат меркаптанов. Лезешь в море — хлебаешь слегка очищенную канализацию.

varlamov.ru

Только крокодилы спасут эту страну от мудаков!

  • 0″ ng-click=»catSuggester.reacceptAll()» >
  • 20 февраля 2015 2015-02-20T14:00:00Z 2015-02-20T14:00:00Z

    Плохой Новороссийск

    Ура! Сегодня плохой Новороссийск! Как же я рад, что после вылизанного Геленджика и ванильного Пскова мне попался нормальный город, где есть и плохое и хорошее! Новороссийску одно удовольствие косточки перемывать. Тут все на виду, не надо выискивать и думать «а что же хорошего сказать про этот город?»

    Помимо банальных для большинства российских городов проблем с парковкой, мусором, благоустройством и дорогами, в Новороссийске есть свои, уникальные проблемы. Например, экология. С ней в Новороссийске все не очень хорошо. На небольшой город приходится много заводов, особенно цементных. Они постоянно выбрасывают в воздух тонны пыли, и в результате в восточных районах часто пахнет цементом, белой пылью бывают покрыты дороги и деревья. Каждый день в порт приезжают десятки грузовых машин, улицы постоянно перегружены, а ещё новороссийские очистные и канализационные сооружения изношены и требуют ремонта. Новороссийск даже называют
    одним из самых экологически неблагополучных городов России.

    Жить в Новороссийске не очень комфортно. В городе большие проблемы с водоснабжением. Кризис начался два года назад, когда из-за засухи обмельчало Неберджаевское водохранилище. С тех пор вода подается не круглосуточно, а по графику: 6-9 утра и 18-21 вечера, однако жители пишут, что даже он не всегда соблюдается. «воду могут дать в 7 часов и в 8.30 выключить. Невозможно ничего планировать! но зато стали гнать воздух по трубам. в результате воды нет, но расход воды больше. «. Иногда горячая идет, а холодная — нет, и наоборот. Жители вынуждены запасаться водой заранее. Напор воды слабый, так что жителям верхних этажей приходится хуже всего. Просто вода из крана в любое время суток — несбыточная мечта для большинства местных жителей.

    ПроСтройМат.ру

    06.02.2013

    Комплексный индекс загрязнения атмосферы в городе-герое превышает норму в шесть раз

    На официальном сайте Министерства природы РФ в понедельник, 4 февраля, опубликован доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2011 году». Согласно этому исследованию, рейтинг самых загрязненных городов страны возглавил Новороссийск, где комплексный индекс загрязнения атмосферы составляет 36 при норме в 5-6.

    В 2011 году объем выбросов от стационарных источников в Краснодарском крае составил 161,341 тысяч тонн загрязняющих веществ, что на 16,1% больше, чем два года назад. Основными источниками загрязнения атмосферногово здуха в Краснодарском крае являются «Роснефть-Краснодарнефтегаз», «Новоросцемент» и «Черномортранснефть» — нефтебаза «Грушовая», суммарная доля которых в общем объеме выбросов от стационарных источников составляет 23%. В Краснодаре и Сочи отмечен высокий уровень загрязнения воздуха, в Новороссийске – очень высокий. Вместе с кислородом жители кубанской столицы вынуждены вдыхать формальдегид, бенз(а)пирен, взвешенные вещества, фенол, оксид углерода. Воздух олимпийской столицы загрязнен оксидом азтора, взвешенными веществами, новороссийцы дышат формальдегидом, бенз(а)пиреном, взвешенными веществами, диоксидом азота, оксидом углерода. Напомним, что по данным института территориального управления «Урбаника» Краснодар занял первое место в «Интегральном рейтинге ста крупнейших городов России (Top–100)» как раз за 2011 год. Если раньше эксперты и рядовые краснодарцы просто рассуждали о необъективности рейтинга, то сейчас данные федерального министерства подтверждают эти рассуждения.

    За 2011 года загрязнение воздуха в Краснодаре повысилось в несколько раз, в сравнении с данными предыдущего года и, по данным Минприроды «качество воздуха неблагоприятное для здоровья». Такой же вердикт эксперты вынесли по Новороссийску и Сочи. В докладе также отмечается, что по информации Росприроднадзора, перечень регионов с наибольшим объемом выбросов от автотранспорта возглавляют Москва – (913,6 тысяч тонн) Московская область (749,5 тысяч тонн) и Краснодарский край (487 тысяч тонн).

    По данным Минприроды, именно эти поедприятия значительно загрязняют атмосферу Краснодарского края. Значительная их часть расположена в Новороссийске

    «В начале 2000-х к в Новороссийск приезжала счетная палата, делали мониторинг. В итоговом заключении палаты есть такая фраза: экологический ресурс города уже исчерпан. Это было до того, как у нас появился мазутный терминал, до расширения нефтебазы, до изменения количества переваливаемых грузов через порт, до того, как у нас построили несколько локальных нефтеперевалочных пунктов, — рассказала «ФедералПресс.Юг» член Общественного экологического совета при губернаторе Краснодарского края Татьяна Трибрат. – Все это сосредоточено на узкой полоске вокруг бухты, потому что все это интерес порта. Много раз поднимали эту проблему, обсуждали и говорили – давайте выработаем какую-то стратегию. Либо мы решаем экологические проблемы, которые возникли годы назад, либо мы расширяем порт, но тогда нужно принимать программу по отселению людей. Никакая стратегия пока не поддерживается властями».

    Читать еще:  Профилированный брус камерной сушки, стандартные размеры и другие характеристики материала

    После встречи кубанских экологов с Медведевым Новороссийску вернули управление экологической безопасности

    Эколог также пояснила, что «в городе растет число онкозаболеваний и туберкулеза, большое количество травматических случаев с увечьями и смертельными исходами, растет патология детей – все это связанные между собой вещи. Самое удивительное – чем больше проблем в Новороссийске, тем меньше структур, которые работают с этой проблемой». Только после встречи с тогда президентом России Дмитрием Медведевым в июне 2011 года удалось добиться, чтобы в администрацию вернули отдел экологической безопасности. Сначала в нем работала три человека, сейчас один, который завален текущими проблемами. Ни о каких стратегиях, ни о каких шагах по решению проблем пока не может быть и речи».

    Начальник отдела экологической безопасности администрации Новороссийска Александо Скорняков признает, что экологическая обстановка в городе-герое оставляет желать лучшего, но он также отмечает ее постепенное улучшение. «Новороссийск является промышленным центром Краснодарского края, здесь расположены крупнейшие предприятия «Черномортранснефть», НМТП, Новоросцемент и другие. Соответственно, и выбросы у них больше, — отметил собеседник. – Проводятся природоохранные предприятия, например Новоросцемент установил фильтрационные установки. Если десять лет назад было большое загрязнение цементной пылью, сегодня ситуация исправлено. Поймите, это не делается в одночасье, потому что мгновенно нельзя все очистить».

    Состояние экологии Новороссийска вызывает большие опасения

    Новороссийск зажат в нефтяные клещи. КТК отгружает 18 миллионов тонн нефти, а будет в недалеком будущем все 60. В то время как технологическое состояние трубопровода остается под большим вопросом

    Новороссийск — один из самых экологически неблагополучных городов России. Состояние экологии города вызывает большие опасения. О проблемах экологии рассказал доцент, кандидат химических наук, Виктор Лихошерстов, который преподает в Новороссийском филиале Московского гуманитарно-экономического института экономику природопользования и современные экологические проблемы.

    По его словам, во всех городах существуют три основные проблемы. Это загрязнение окружающей среды промышленными предприятиями, продуктами деятельности теплоэлектростанций и автомобильными выхлопами. Особо следует отметить антропогенное загрязнение, то есть воздействие на природу человеческого фактора. Моющие средства, пестициды, минеральные удобрения, различные отходы жизнедеятельности — постоянный источник ухудшения экологической ситуации.

    Наибольшее беспокойство вызывает состояние воздушного бассейна Новороссийска. В районе Сухумского шоссе и набережной оксиды азота превышают предельно допустимую концентрацию (ПДК) в 2,2 раза. Вблизи нефтебазы «Шесхарис» ПДК пыли выше в 5,6 раз. Загрязнение воздуха в безветренную погоду распределяется по слоям. Нижний (до 5 метров от земли) — это выхлопные газы, пыль, от 5 до 15 м — выбросы предприятий. Вред выхлопных газов заключается еще и в том, что наряду с оксидами и угарными газами, они образуют канцерогенные вещества. Эталон канцерогенности — пирен.

    Наиболее страдающий от плохой экологии район — это Восточный округ. Сказывается влияние большого скопления автотранспорта, а также концентрация в округе промышленных предприятий. В районе завода «Красный двигатель» ПДК формальдегида превышена в 4,7 раза, оксида азота — в 2 раза, угарного газа — в 3.

    На СРЗ ПДК оксидов азота выше нормы в 2,7 раза, а в ОАО «Новорослесэкспорт» — в 1,4. Кроме того, в атмосфере есть оксиды серы, которые в соединении с водой и с оксидами азота образуют так называемые кислотные дожди.

    Не способствуют улучшению экологической обстановки и устаревшие очистные сооружения. Из 15 крупных сооружений 14 работают из ряда вон плохо. Очень сильно загрязняет почву и воздух недоброкачественное промышленное оборудование. В море сбрасывается до одной тонны кубических метров плохо очищенной воды.

    Через Новороссийский порт проходит огромный поток морского транспорта, экипажи которого не достаточно добросовестно соблюдают природоохранное законодательство. Халатно относятся к чистоте акватории моря и военные суда, базирующиеся в Цемесской бухте, сбрасывая в воду фекалии и продукты жизнедеятельности. Очень плохое состояние малых рек, несущих в море свои воды. По аммонийным соединениям предельно-допустимая концентрация в Цемесской бухте превышена в 2,6 раза, нитритов и нитратов — в 4,3 раза, нефтепродуктов — в 8,4.

    Новороссийск зажат в нефтяные клещи. КТК отгружает 18 миллионов тонн нефти, а будет в недалеком будущем все 60. В то время как технологическое состояние трубопровода остается под большим вопросом. Нередки случаи, когда в порт Новороссийск приходят вагоны с грузом, значительно превышающим норму радиационного фона. А возврат этих материалов очень затруднен. Что касается моря, то бухта загрязнена вдоль всей набережной настолько, что фактически не пригодна для купания.

  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector