Факторы размещения машиностроения в мире

Факторы размещения машиностроения

Машиностроительный комплекс (МС)- крупнейший из промышленных комплексов, главная задача которого вооружать народное хозяйство новым, все более совершенным оборудованием и машинами.

В отличие от других отраслей промышленности на размещение машиностроения в наименьшей степени влияют природные факторы (наличие полезных ископаемых, обеспеченность водными ресурсами) и весьма существенное воздействие социально-демографических экономических факторов, например, обеспеченность территории трудовыми ресурсами, наличие устойчивых транспортных связей, наличие развитой научной базы, специализация и кооперирование производства.

Специализация производства предполагает сосредоточение основной производственной деятельности на изготовление одного продукта (услуги), части продукта или на выполнении только отдельных операций при его производстве.

В машиностроении специализацию подразделяют на предметную, подетальную, технологическую, функциональную:

a)предметная — выпуск готовых изделий (конечных видов продукции — машин и оборудования);

b)подетальная — производство и поставка по кооперации отдельных частей и деталей;

c)технологическая — производство и поставка полуфабрикатов;

d)функциональная — производство и предоставление услуг.

Специализация является важнейшим направлением интенсификации производства машиностроения. Она дает больше возможностей для использования высокопроизводительного оборудования, средств автоматизации производственных процессов, что повышает эффективность развития производства (повышение производительности труда и качество продукции и т. п.).

Развитие всех видов специализации в промышленном производстве обусловило широкие связи по кооперативным поставкам между предприятиями различных отраслей народного хозяйства.

Кооперирование означает участие в процессе производства готового продукта нескольких предприятий, каждое из которых выполняет определенную технологическую операцию. Кооперирование способствует повышению технического уровня производства, внедрению передовых форм организации производства, лучшему использованию производственных мощностей.

Массовый и крупносерийный выпуск готовой продукции и полуфабрикатов настолько снижает затраты на ее изготовление, что это оправдывает возникающие в ходе кооперативных связей или поставок продукции потребителям затраты на дальние перевозки.

В различных районах страны созданы комплексы взаимосвязанных машиностроительных предприятий. Они состоят из групп заводов, большая часть из которых заводы-филиалы, поставщики деталей и оборудования для сборочных заводов.

Такая организация производства позволяет создавать заводы-филиалы в малых и средних городах, что способствует лучшему использованию трудовых ресурсов.

В ряде машиностроительных отраслей России сложилась слишком узкая специализация, которая привела к сильной монополизации производства (до 80%). В настоящее время только одно предприятие в России выпускает троллейбусы (Энгельс), картофелеуборочные комбайны (Рязань).

Наукоемкость — один из важнейших факторов размещения машиностроительных предприятий — ориентация на научный потенциал (тяготение к районам с развитой научной базой). Развитие машиностроения невозможно без широкого внедрения научных разработок. Поэтому производство наиболее сложной и прогрессивной техники концентрируется в районах, обладающих высокоразвитой научной базой (НИИ, опытные заводы в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Казани ит. д.).

Трудоемкость(большие затраты труда и высокая квалификация используемого труда) изготавливаемой в машиностроении продукции обусловило тяготение многих его отраслей к районам сосредоточения трудовых ресурсов. На пример, для производства одной тонны минеральных удобрений надо затратить 2-3 часа. Вес ткацкого станка всего в два раза больше, но чтобы его изготовить необходимо затратить 1000 часов рабочего времени. Высокая трудоемкость присуща производству приборов и электронной техники (Ульяновск, Новосибирск, Зеленоград и т.д.), авиационной промышленности (Казань, Самара и т.д.), станкостроению (Москва и т.д.).

Ориентация на потребителя.Продукция машиностроения очень разнообразна, используется как в различных отраслях машиностроения (станки, прессы, инструменты, электроприборы), так и в других производственных комплексах (энергетическое, горно-шахтное оборудование, крупные речные и морские суда и т.д.). Многие машиностроительные предприятия ориентированы на потребителей продукции, что связано с низкой траспортабельностью отдельных видов продукции в следствии его большого веса и крупных размеров. Данную продукцию выгоднее производить в районах ее потребления. Например, тракторы для вывозки леса (трелевочные) производятся в Карелии (Петрозаводск), комбайны для уборки зерновых — на Северном Кавказе (Ростов- на- Дону), и т.д.. Отмеченные выше особенности размещения машиностроения определяют большую роль и значение транспортного факторав осуществлении поставок по кооперации и обеспечению готовой продукцией потребителей. Машиностроительные предприятия размещаются на крупных транспортных магистралях, так как развитая транспортная сеть, возможность использовать различные виды транспорта позволяет повысить надежность связей по кооперации и обеспечить экономическую эффективность производства. Влияние данного фактора объясняется и тем, что создание комплексов взаимосвязанных производств в машиностроении по отдельным районам страны затруднено в силу весьма дробной специализации машиностроительных предприятий и сложностью выпускаемой продукции. Например, Волжский автозавод связан по кооперативным поставкам более чем с 300 смежниками, поставляющими ему свыше ста комплектующих изделий и 500 наименований материалов. На их долю приходится более 55% себестоимости производства автомобилей. Таким образом, при большом разнообразии поставляемых изделий и материалов, не всегда возможно создание всех предприятий-смежников в районе расположения сборочного конвейера (головного) предприятия.

Военно-стратегический фактор. Предприятие, выпускающее продукцию оборонного назначения (ВПК) размещаются с учетом интересов национальной безопасности. Как правило в удалении от границ.

В следствии многообразия факторов размещения и повсеместности потребителей машиностроение развито во всех районах России. Но его специализация и роль в хозяйстве отдельных территорий неодинаково. Во-первых, в различных частях и регионах страны уровень развития машиностроения неодинаков. Во-вторых, на различных территориях набор машиностроительных отраслей и их значение различны. В одних районах те или иные отрасли имеют общегосударственное значение, то есть являются отраслями их специализации, в других — удовлетворяют потребности только данного района.

Факторы, которые влияют на организацию машиностроительной отрасли

Машиностроение представляет из себя самую сложную по составу отрасль, включающую более 70 отраслей.

Основные из этих отраслей – это транспортное машиностроение, приборостроение, сельскохозяйственное машиностроение, производство технического оборудования.

Факторы размещения предприятий машиностроительной отрасли во многом зависят от технологии производства.

Основные факторы

  1. Металлоемкое производство, которому требуются большие объемы металла.
  2. Наукоемкое и трудоемкое машиностроение, которому в большей степени необходимы рабочие высокой квалификации и научные разработки.

Но для всех отраслей основными факторами являются:

  • Трудоемкость.
  • Наукоемкость.
  • Сырьевой фактор.
  • Потребительский фактор.
  • Транспортный.
  • Территориальная концентрация.

Примером решающей роли этих факторов в тяжелом машиностроении могут быть Рурский район в Германии, северо-восточные штаты США, Верхняя Силезия в Польше, Уральский район в России. Здесь большая концентрация предприятий, которые выпускают оборудование для потребностей металлургии, энергетики, химической промышленности.

Производство точных машин, радиоэлектроники, приборов традиционно расположено в районах, где преобладает высококвалифицированная рабочая сила. Особенностями наукоемкого и точного производства является отсутствие фактора сырья. Вернее, значимость его незначительна.

Производство бытовой техники ориентировано на наличие покупательского спроса.

Природные условия и обусловленная этим география сырьевых и природных ресурсов

Важнейшим фактором размещения предприятий машиностроительного комплекса были и будут традиции развития промышленности в конкретных географических регионах. Северо-восточные штаты США с их многочисленными металлургическими и химическими гигантами стимулировали бурное развитие предприятий тяжелого машиностроения.

В этом регионе расположились также крупнейшие автомобильные и авиационные заводы, основные потребители металла в машиностроении.

География машиностроения прослеживается не только в отдельно взятой стране, но и в мире в целом.

Например, южные штаты США, большая часть Австралии, многие регионы Аргентины и Канады, Ферганская долина в Узбекистане испокон веков являются районами развитого сельского хозяйства и производства пищевых продуктов.

В этих местах неизбежен спрос на продукцию сельскохозяйственного машиностроения и изделий машиностроения для перерабатывающей и пищевой индустрии.

Постоянный прирост и омолаживание населения во многих регионах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки ускорили процесс размещения предприятий по выпуску бытовой техники и изделий радиоэлектроники в этих странах. А неуклонно растущий спрос дал толчок бурному развитию этих отраслей машиностроения в Китае, Сингапуре, Малайзии, Бразилии, Индии.

Объем капитальных вложений и источники финансирования

С учетом всех этих факторов происходит финансирование и вложение инвестиций в развитие машиностроительной индустрии. В основном главными инвесторами являются владельцы уже действующих мощностей. В металлоемких отраслях это чаще всего трансконтинентальные компании. Их бизнес насчитывает десятилетия, поэтому все аспекты кратко- и долгосрочного развития и его финансирования отлажены и представляют из себя стройную систему. Примером могут быть гиганты мировой промышленности: General Electric, Boeing, Samsung и другие.

Но довольно часто в роли финансового донора выступает государство или местные власти. Почти всегда это происходит в силу негативных, кризисных явлений в мировой экономике. В этом случае речь идет не о получении прибыли и развитии производства, а о сохранении рабочих мест и недопущении социальной напряженности.

Уровень развития и специализация хозяйств в различных экономических районах

От объемов финансовых вливаний зависит уровень развития отрасли в отдельно взятом регионе. Рурский бассейн может служить примером сверхстабильного развития из-за долгосрочной, выработанной десятилетиями системы финансовых вложений. Имея годовой оборот более 100 миллиардов евро и отчисления в развитие отрасли на уровне 15 – 20 %, предприятия этого региона стабильно и динамично развиваются.

Читать еще:  Как проводится уборка и вывоз снега и какая техника для этого нужна

Примером другого рода являются предприятия машиностроения по сборке бытовой техники и радиоэлектроники в большинстве стран Юго-Восточной Азии. Огромные средства направляются в основном на расширение производства и увеличение объема продукции за счет избытка дешевой рабочей силы. Масштабы производства огромные, а уровень развития пока весьма низок.

Уровень базового развития науки и техники

Страны с высоким уровнем научно-технического развития по-другому выстраивают модель развития машиностроения. Япония практически весь свой интеллектуальный потенциал вкладывает в такие области машиностроения, как автомобилестроение, IT-технологии, космические разработки, ядерная энергетика.

Все эти отрасли, а также предприятия с высоким уровнем технологического процесса и предприятия военно- промышленного комплекса полностью зависимы при выборе места расположения от наличия в этом регионе достаточного количества научных кадров высокой квалификации, научно-исследовательских учреждений нужного профиля и фундаментальных вузов для подготовки специалистов.

Специализация и кооперирование

При нынешнем уровне кооперации мировой промышленности одним из определяющих факторов является сочетание специализации будущего предприятия и его способности интегрироваться в местную и глобальную экономику.

Специализация необходима для достижения оптимальных результатов для окупаемости проекта по затратам и инвестиционным планам. А кооперация как на региональном уровне, так и в глобальном плане дает возможность быстро реагировать на вызовы рынка и мировой финансовой системы.

Успешным примером такой взаимосвязи может послужить размещение сборочных мощностей ведущих производителей бытовой техники в Китае.

Транспортная сеть и пути сообщения

Весьма значительным является фактор транспортной безопасности для стабильной работы предприятия. Особенно это относится к предприятиям, которые зависят от большого количества поставщиков. Развитая сеть железнодорожного сообщения (особенно для тяжелого машиностроения ), желательная близость морских портов для сельскохозяйственного машиностроения, сеть воздушных коммуникаций – непременное условие для нормального функционирования всего производственного цикла.

Уровень квалификации и состав трудовых ресурсов

Главное в любом виде деятельности – люди, которые будут изготовлять продукцию. От их умения, профессиональных навыков, чувства ответственности зависит процветание производства. Все ведущие компании в любой отрасли скрупулезно и ответственно проводят мониторинг трудовых ресурсов в регионе, где собираются осуществлять свою деятельность. Учитывается множество факторов: средний образовательный уровень, профессиональная пригодность, традиции этого района, демографический состав, общий уровень здоровья.

Форма производства

Этот фактор часто недооценивают, но он является одним из основополагающих при выборе места для производства продукции машиностроения. Для категории предприятий металлоемкого производства более приемлемы крупные формы: ведь они требуют по самой своей специфике расположения вблизи крупных химических и металлургических комбинатов. Расположение этих комбинатов привязано к крупным промышленным городам, соответственно, и население этих мегаполисов психологически более привычно к объемным формам производства.

А вот жители Азии, Латинской Америки, где многие компании осуществляют сборочное производство, более предрасположены к мелким формам производства.

Структура и масштабы потребления готовой продукции

Определить востребованность выпускаемой продукции означает определиться со структурой и масштабами будущего предприятия. Численность персонала, структурная градация, объемы выпускаемой продукции – все это напрямую связано с тем, какое количество продукции будет востребовано на внутреннем и внешнем рынке.

Транспортабельность готовой продукции и сырья

Необходимость учитывать способности сырья для производственного процесса и готовой продукции к транспортировке – очень важный технологический фактор. При всех прочих положительных факторах он должен быть неукоснительно соблюден.

Что является источниками техногенного загрязнения читайте в нашем материале.

Перейдя по ссылке, https://greenologia.ru/eko-problemy/issledovatelskie-raboty-ekologii.html вы узнаете какие исследовательские работы по экологии проводятся в мире.

Экология региона

Требования местных властей и законы государства о защите окружающей среды должны неукоснительно соблюдаться. Их нарушение может повлечь полную остановку предприятия и потерю всех вложенных в него активов. Поэтому проведение экологической экспертизы – залог успешной коммерческой и производственной деятельности.

Каждый из перечисленных факторов важен сам по себе. В то же время очевидно, что все они взаимосвязаны. Но для успешной работы в долгосрочной перспективе невозможно не учитывать ни одного из них.

Факторы размещения машиностроения

Факторы размещения машиностроения

Машиностроение – это наиболее сложная отрасль промышленности, состоящая более чем из 70 отдельных отраслей.

Факторы размещения машиностроения в основном зависят от технологии производства.

Основными факторами для всех отраслей являются:

  1. Трудоемкость. Производство машин требует большого объема труда. Поэтому многие отрасли располагаются в районах с большой концентрацией населения. Большие затраты труда присущи таким отраслям как станкостроение и приборостроение.
  2. Наукоемкость. В современном мире очень большой акцент делается на науку. Поэтому предприятия данной отрасли сконцентрированы в основном в центральных районах, обладающих высокоразвитой интеллектуальной базой (НИИ, конструкторские бюро, опытные заводы).
  3. Сырьевой фактор. Например, тяжелое машиностроение требует больших затрат металла, а значит предприятия данной отрасли будут располагаться вблизи месторождений данного сырья.
  4. Потребительский фактор. Продукция машиностроения очень разнообразна, и многие предприятия располагаются, ориентируясь на потребителя. Например, тракторы для перевозки леса производятся в Карелии, так как они достаточно тяжелы для транспортировки.
  5. Транспортный фактор. Поскольку перевозка машин, оборудования и деталей осуществляется зачастую на дальние расстояния, то многие заводы располагаются близко к крупным транспортным магистралям.
  6. Территориальная концентрация

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Стоит отметить, что для металлоемкого производства главным фактором является большой объем металла, а для наукоемкого и трудоемкого машиностроения, таким фактором служат квалифицированная рабочая сила и научные разработки.

К примеру, производство точных машин сосредоточенно в районах, где преобладает высококвалифицированная рабочая сила, так как для данного сегмента наличие сырья не играет большой роли.

География машиностроения

Наиболее значимым фактором размещения предприятий машиностроения служат традиции развития промышленности в конкретных географических условиях. Так, к примеру, в США сосредоточенны предприятия тяжелого машиностроения, так как здесь большое скопление металлургических и химических месторождений. Здесь располагаются самые крупные автомобильные и авиационные заводы.

Определенная география машиностроения прослеживается не только в отдельной стране, но и во всем мире.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Например, юг США, Австралия, Канада и часть Аргентины, всегда являлись районами, в которых отлично развито сельское хозяйство и производство пищевых продуктов. Что приводит к большому спросу на сельскохозяйственную промышленность и оборудования переработки пищевых продуктов.

Иногда определяющим фактором размещения того или иного производства является фактор производства. Это в основном относится к металлоемкому производству.

Главные черты размещения машиностроения

Машиностроение развито на всей территории России, но развито оно не одинаково.

Между западными и восточными странами разный уровень развития. Сложилось так, что большая часть производства сосредоточенна на Европейской части России. На эти районы приходится более 90% продукции.

Даже на Европейской части России производство развито не одинаково. 70% приходится на Урал, Центральную Россию и Поволжье.

Машиностроение располагается в основном в крупных городах, таких как Москва, Екатеринбург, Новосибирск и др.

География машиностроения России

Тяжелое машиностроение – это наиболее металлоемкая отрасль. В настоящее время на данную отрасль приходится 60% производимой продукции. Заводы в основном ориентированы на сырьевую базу и на район потребления.

Основными центрами размещения тяжелого машиностроения можно считать Центральный район, Урал (горнодобывающее оборудование), Сибирь, Санкт-Петербург (турбины и генераторы), Екатеринбург (кузнечнопрессовой оборудование).

Общее машиностроение отличается узкой специализацией, вовлеченностью в кооперирование, невысокое потребление металла, массовостью продукции.

Ведущей отраслью общего машиностроения является автомобилестроение, чьих заводов насчитывается более 200. Для данной отрасли важными факторами служат транспортное соединение, именно поэтому крупные мероприятия располагаются вблизи от крупных магистралей.

Главные центры выпуска легковых автомобилей сосредоточены в Тольятти, Москве, Ижевске. Среднетоннажные автомобили выпускаются в Нижнем Новгороде, Москве. Грузовые машины выпускаются в Набережных Челнах. Из Энгельса выходят троллейбусы, а Краснодар и Голицын занимаются выпуском автобусов.

Тракторная промышленность же сосредоточилась в сельскохозяйственных районах, таких как Санкт-Петербург, Челябинск, Липецк.

Электротехническая промышленность располагается в районах с квалифицированной рабочей базой, крупными потребителями и специализированными научно-техническими организациями. В настоящее время крупные предприятия располагаются в Центральном районе, северо-западном и западносибирском.

Станко-инструментальная промышленность сосредоточенна в машиностроительных районах. Размер предприятий сравнительно невелик. Крупными центрами производства являются Москва, Иваново, Рязань, Новосибирск и др.

Приборостроение сосредоточенно в основном в крупных городах (Москва, Московская область), так как данная отрасль требует много квалифицированных рабочих кадров и научно-исследовательскую базу.

Авиационная промышленность отличается наличием высоким уровнем квалификации инженерно-технического и рабочего персонала, что сосредотачивает основное производство в центрах.

Современны грузовые и пассажирские самолеты производятся в Москве, Смоленске, Воронеже и др.

Более 90% продукции производится в Европейской части страны, так как здесь находится 80% населения, расположены НИИ. Минусом такого размещения является малая вовлеченность регионов, расположенных за Уралом, не смотря на то, что эти регионы довольно богаты сырьем.

Читать еще:  Крупногабаритный мусор - какие отходы относятся к данному определению

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Основные факторы географического размещения машиностроения

В эпоху НТР мировое машиностроение в целом стало значительно более наукоемким. В передовых странах на него приходится более 2/3 всех расходов на НИОКР в промышленном производстве. Общей тенденцией стал также переход от универсальных к более узкоспециализированным предприятиям. Что же касается изменений в структуре отрасли, то они были вызваны в первую очередь тем, что новейшие отрасли стали развиваться наиболее быстро, новые — более медленными темпами, а старые — еще более замедленно. Конкретизировать эту тенденцию можно на примерах авиаракетно-космической промышленности, станкостроения и судостроения.

· Авиаракетно-космическая промышленность (АРКП)

Авиаракетно-космическая промышленность (АРКП) — типичная новейшая отрасль современного машиностроения. Она возникла на основе существовавшей и ранее авиационной промышленности, к которой в эпоху НТР добавилось производство ракет, разного рода космических летательных аппаратов, двигателей, приборов и т. п. Эта отрасль относится к числу наиболее наукоемких, лидируя (вместе с электроникой) в затратах на НИОКР. Наряду с этим она отличается повышенной трудоемкостью, так что на ее предприятиях очень велика доля инженерно-технического персонала и рабочих высшей квалификации. К отличительным чертам АРКП относится и ее высокая капиталоемкость. Еще одна едва ли не важнейшая ее особенность заключается в теснейших связях с военно-промышленным комплексом. К этому комплексу полностью или частично относятся ее крупнейшие концерны и корпорации «Макдоннел-Дуглас», «Локхид Мартин», «Боинг», «Нортроп», «Юнайтед Текнолоджиз» в США, «Аэроспасиаль», «Бритиш Эйрспейс», «Даймлер-Бенц» в Западной Европе.

Все это предопределяет как производственные, так и территориальные аспекты развития АРКП. К первым из них относится, например, не столь большой объем «штучной» продукции: ныне в мире выпускают около 1000 авиалайнеров и 600—1000 вертолетов в год. Ко вторым — концентрация предприятий отрасли в относительно ограниченном числе самых развитых стран.

Самолеты и вертолеты ныне выпускают примерно 20 стран. Лидирующие позиции среди них занимают США, Россия и Франция. За ними идут другие развитые страны, хотя в последнее время авиастроение появилось и в некоторых развивающихся странах (Бразилия, Аргентина, Индия, Пакистан). Производство ракетной техники и космических аппаратов территориально еще более ограничено (США, Россия, Франция, Великобритания).

Общее же мировое производство продукции авиаракетно-космической промышленности в 1988 г. оценивалось в 75 млрд долл., в 1993 г. — в 100 млрд, а в 1998 г. — в 150 млрд долл. (из этой суммы на Северную Америку и Западную Европу приходится по 50 млрд долл.).

Станкостроение включает в себя производство металлообрабатывающих станков и кузнечно-прессового оборудования, к нему же обычно относят и выпуск промышленных роботов. Это ведущая отрасль общего машиностроения, по развитию которой в первую очередь можно судить об уровне индустриализации той или иной страны. Темпы ее роста в 90-х гг. XX в. были умеренными. В 2005 г. общее мировое производство станков оценивалось в 52 млрд долл., а их экспорт — в 30 млрд долл. Несмотря на все более широкое распространение станкостроения по мере индустриализации стран Азии, Африки и Латинской Америки, и в наши дни не менее 4/5 его приходится на страны Западной Европы, Северной Америки, Японию, Китай. Среди крупных географических регионов первенствует Западная Европа (40 %), затем идут страны АТР (35 %) и Северная Америка (15 %). Это отражается и на составе первой десятки стран по уровню развития станкостроения, в которую входят четыре европейских, четыре азиатские страны, США и Канада (табл. 110).

ПЕРВЫЕ ДЕСЯТЬ СТРАН ПО УРОВНЮ РАЗВИТИЯ СТАНКОСТРОЕНИЯ В 2005 г.

Из таблицы 110 вытекает также, что крупнейшие в мире экспортеры станков — Япония, Германия, Италия, Швейцария, США. Добавим, что к числу крупнейших их импортеров относятся США, Китай, Германия, а в целом по потреблению продукции этой отрасли впереди стоят США, Китай, Германия, Республика Корея.

Производство промышленных роботов как новая подотрасль в составе станкостроения растет гораздо более высокими темпами (10-15 % в год). Наибольший спрос на продукцию роботостроения предъявляют автомобильная и электронная промышленность, а внеконкурентное первое место по их производству было и остается за Японией.

Судостроение — типичная старая отрасль, развитие которой во второй половине XX в. сильно зависело от экономической конъюнктуры и испытывало периоды как относительного подъема, так и резкого упадка.

В судостроительной промышленности мира бум пришелся на 60-е и первую половину 70-х гг. XX в. Своего пика он достиг в 1975 г., когда на воду были спущены суда суммарным водоизмещением в 35 млн бр. — рег. т. (Для сравнения: в 1950 г. — 3,5 млн, в 1960 г. — 8 млн, в 1970 г. — 22 млн.) Но затем эта отрасль вступила в полосу упадка, вызванного прежде всего мировым энергетическим кризисом и резким сокращением морских перевозок нефти. Уже в 1980 г. суммарное водоизмещение спущенных на воду морских судов составило 14 млн бр. — рег. т, т. е. всего за пять лет оно сократилось в 2,5 раза! В 1990 г. оно осталось на уровне 15 млн бр. — рег. т и только затем стало постепенно возрастать, снова повысившись до 18 млн бр. — рег. т в 2000 г. и 38 млн бр. — рег. в 2005 г. Одновременно произошли кардинальные сдвиги и в географии мирового судостроения.

До Второй мировой войны главным ареалом развития этой отрасли была Западная Европа, в которой особенно выделялась Великобритания, державшая мировое первенство в этой области с начала XIX в. Перед Второй мировой войной она одна спускала на воду половину всего мирового тоннажа морских судов. Крупным судостроением выделялись и другие страны Западной Европы. Во всяком случае, в 1950 г. в первую десятку судостроительных стран входили (без СССР): Великобритания, США, Япония, Швеция, Нидерланды, ФРГ, Франция, Дания, Италия, Бельгия. Достаточно сравнить этот перечень с данными, приведенными в таблице, чтобы увидеть, что из состава 1950 г. в первой десятке остались Япония (с 1956 г. она была на первом месте), Германия, Дания, Италия, Нидерланды, тогда как Франция оказалась оттесненной на 12-е, Норвегия — на 13-е, а Великобритания — на 14-е место. В 2000 г. на первую позицию в ней вышла Республика Корея, которая еще в конце 1960-х гг. вообще не производила морских судов.

ПЕРВЫЕ ДЕСЯТЬ СТРАН ПО ТОННАЖУ СПУСКАЕМЫХ НА ВОДУ МОРСКИХ СУДОВ В 2005 г.

На исходе XX в. японские и южнокорейские верфи имели самые большие заказы на строительство новых морских судов. Главным фактором притяжения морского судостроения в новые страны в большинстве случаев стала относительная дешевизна рабочей силы. Это способствовало становлению отрасли и в некоторых развивающихся странах, например в Бразилии.

Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как металлургическое, энергетическое, горно-шахтного оборудование, потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, выпускающие такого рода продукцию, обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья.

С точки зрения трудоемкости машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. Поэтому достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры. Чрезвычайно трудоемкими можно назвать следующие отрасли комплекса: авиационная промышленность, станкостроение, производство электротехники и точных приборов.

4. Военно-стратегический аспект.

Как отдельный фактор географического размещения машиностроения можно вынести военно-стратегический аспект. Принимая во внимание интересы государственной безопасности, многие предприятия машиностроительного комплекса, выпускающие продукцию оборонного назначения, удалены от границ государства. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах.

Важное значение при размещении предприятий машиностроительного комплекса имеет возможность подвоза сырья и вывоза готовой продукции. Определенную роль в размещении машиностроительных предприятий играет также наличие достаточно емкого потребительского рынка. Что касается такого фактора, как близость к сырьевой базе, то она важна лишь для некоторых металлоемких отраслей (например, для производства металлургического или горношахтного оборудования).

Факторы размещения машиностроения — основные принципы

Их достаточно много — от особенностей ландшафта до социально-экономической структуры района и плотности населения. Особенно важна доступность ресурсов и кадров.

Основные факторы

Машиностроение — трудная отрасль производства, на успешную реализацию которой должны быть направлены усилия нескольких предприятий и тысяч обученных кадров.

При размещении завода учитываются такие факторы:

  • Наукоёмкость. Современные типы машиностроения опираются на производство сложных механизмов — электроники, радиотехники, приборных компонентов, прошивки. Для этого в составе технологического комплекса должны присутствовать квалифицированные научные кадры и соответствующее оборудование. Особенно это относится к авиакосмической, корабельной, военной сферам.
  • Трудоёмкость. Для строительства машины нужны рабочие — начиная от грузчиков и перевозчиков и заканчивая инженерами, калибровщиками, техниками. Потому заводы стоит размещать в районах с высокой плотностью населения и доступом к квалифицированным кадрам. Особенно это касается производства станков и приборов.
  • Кооперирование. Сложные механизмы состоят из десятков тысяч различных деталей, которые невозможно произвести на одном или нескольких заводах. Потому один из главных пунктов в таблице факторов размещения машиностроения — кооперация заводов, их взаимосвязь. Нередко предприятия строятся в непосредственной близости друг от друга, создавая целые экономические районы машинной промышленности.
  • Металлоёмкость. При производстве расходуется множество ресурсов, основной из которых — металл. Потому заводы стараются размещать рядом с металлургическими базами, карьерами, выплавляющими фабриками.
  • Потребительство. Специализации, работающие с крупными машинами (сельскохозяйственными компаниям, горным оборудованием, поездами), стараются строить предприятия неподалёку от районов-покупателей продукции. Этот фактор учитывается при размещении около 20% производственных мощностей.
  • Военно-стратегическая обстановка. Фактор важен только для заводов военного и оборонного машиностроения. Как правило, их размещают вдалеке от государственных границ. Доступ на предприятия или даже в прилегающие к ним города и районы может быть ограничен или закрыт для широкой публики.
Читать еще:  Понос у цыплят — лечение народными и традиционными средствами

Значимость факторов различается в зависимости от типа выпускаемых машин. Играет роль также специализация страны, особенности её географического расположения.

Географические условия

Особенности местности — важный фактор размещения тяжёлого машиностроения, ведь оно потребляет наибольшее количество ресурсов и особенно нуждается в них. Для некоторых других отраслей (электроника, высокоточные приборы, радиомашины) он незначителен, для третьих — играет среднюю роль. Составляющие фактора географии:

  • наличие металлургических и химических комплексов поблизости;
  • развитая транспортная сеть, близость корабельных портов и аэропортов;
  • сложившиеся традиции промышленности;
  • наличие рядом потребителей (например, районов сельскохозяйственной промышленности);
  • экологическая ситуация.

Примером важности географических характеристик местности могут послужить восточные штаты США. Там главной причиной развития машиностроения стало наличие уже существующего металлургического и химического комплекса. Это привлекло естественных потребителей металла — авиастроительные и транспортные компании.

Географические факторы обуславливают размещение центров машиностроения не только в отдельно взятой стране, но и в мире. Например, в низинных районах с плодородной почвой и развитым сельским хозяйством образуется естественная потребность в производстве аграрной техники и перерабатывающих заводов, отчего две отрасли часто соседствуют.

Такой симбиоз можно наблюдать на юге США, в Австралии, Аргентине, Канаде, Узбекистане.

Научно-технический прогресс

Модель развития машиностроения и привлекательность района для этой отрасли зависит не только от наличия научных активов, но и от общего технического прогресса в стране.

Значение имеют такие факторы:

  • наличие научно-исследовательских лабораторий;
  • возможность нанять квалифицированных специалистов;
  • количество и размещение ВУЗов для подготовки новых кадров.

Высокоразвитые государства, например, Япония, специализируются на соответствующих областях машиностроения — IT-технологиях, ядерной энергетике, военной технике, космической и автомобильной областях. Развитие сфер производства в них идёт по другой модели, чем в России, США и прочих стран с развитой металлургией и богатыми запасами ресурсов.

При размещении машиностроительных предприятий часто ориентируются на уже существующие экономические регионы, поскольку эта отрасль сильно зависит от других. В результате образуются стабильные комплексы. Они постоянно развиваются, дополняясь новыми фабриками и привлекая потребителей для готовой продукции.

Множество примеров можно найти, если взглянуть на карту стран Юго-Восточной Азии. Машиностроительные предприятия по производству бытовой техники и радиоэлектроники собираются в огромные районы, работающие как один слаженный аппарат. Постоянный прирост дешёвой рабочей силы стимулирует владельцев расширять его, создавая новые фабрики для удовлетворения нужд потребителей.

Инвестиции и финансовые вложения

Главные инвесторы в машиностроение — владельцы уже функционирующих предприятий. Они действуют по готовым схемам развития, определяющим развитие отрасли. Как правило, планы расписаны на десятилетия вперёд, потому размещение предопределено и проходит без неожиданностей.

Исключениями являются случаи кризисных ситуаций, когда заводы открываются не для получения прибыли, а для создания рабочих мест и сохранения производства на потоке.

Такие ситуации происходят довольно часто во время финансовых кризисов, социальных беспокойств.

Интеграция в экономику

Один из ключевых факторов размещения трудоёмкого машиностроения — возможность вписать предприятия в местную и глобальную экономику. Сюда входит:

  • возможность кооперации;
  • соответствие специализации страны или региона;
  • спрос.

Грамотная интеграция в экономику необходима для выполнения инвестиционных планов и достижения проектом хорошей окупаемости.

Примером удачного решения служат многочисленные заводы бытовой техники в Китае — они заняли идеальную нишу, найдя многочисленных постоянных поставщиков ресурсов и потребителей готового товара.

Транспортная сеть

При машиностроении требуется постоянный перевоз ресурсов, деталей, частей механизма от одного завода к другому. Поэтому все предприятия нуждаются в развитой транспортной сети, наличии перевозчиков, отлаженной системе дорожной безопасности. Некоторым отраслям (например, тяжёлому машиностроению) жизненно необходимы железнодорожные станции, морские порты, аэропорты для транспортировки.

Сложные машины могут состоять из тысяч незаменимых деталей, потому важна их своевременная транспортировка от предприятия к предприятию. Заводы стараются размещать у крупных магистралей и транспортных узлов. Коммуникации необходимы для слаженной работы всего цикла, ведь последствиями даже небольшой задержки могут стать огромные убытки.

Количество и квалификация рабочих

На перспективы развития любого предприятия влияет доступность работников с соответствующими навыками.

Именно от их умений, знаний, трудолюбия и ответственности зависит успех фабрики.

Потому перед выбором места руководители предприятий тщательно проверяют доступность трудовых ресурсов по нескольким показателям:

  • численность и плотность населения;
  • традиции региона;
  • средние показатели здоровья;
  • профессиональная пригодность;
  • уровень образования;
  • показатели безработицы и занятости;
  • здоровье людей;
  • общая профессиональная пригодность кадров;
  • демографический состав населения по возрасту, полу и другим показателям.

Каким бы благоприятным не был регион с точки зрения ресурсов, предприятие не сможет работать без людей. Потому этот фактор не стоит недооценивать.

Природные ресурсы и сырьё

Один из важнейших факторов при определении оптимального размещения машиностроения — сырьевые и природные ресурсы.

Стоит учитывать, что важно не только само их наличие в области региона, но также доступность и скорость транспортировки, цена, наличие нескольких постоянных поставщиков, развитая сеть сотрудничества.

Во многом этот фактор зависит от особенностей местности и ландшафта. Залежи природных ресурсов привлекают инвесторов, открывающих металлургические и химические заводы, за ними приходят производители деталей и машин. Облюбованная зона становится привлекательнее для новых компаний, постепенно преобразуясь в слаженный комплекс.

Масштабы потребления

Перед размещением завода какой-либо продукции директора должны тщательно проанализировать спрос и заранее подобрать потенциальных клиентов, ведь только там можно получить от производства выгоду. Не исключением из этого принципа станут и механизмы — они бесполезны для производителя, если их нельзя продать. От спроса зависит не только выбор региона, но и численность персонала, масштабы производства, объёмы выходящих на свет машин.

Особенности для разных видов

Важность и влияние требований и проблем на фабрику зависит от специализации и типа предприятия. Например, факторы размещения железнодорожного машиностроения значительно отличаются у таковых от аэрокосмического или автомобильного. Это связано со спецификой затрат ресурсов и рабочей силы. Краткое описание особенностей для основных отраслей:

  • Общее машиностроение (под ним подразумевают выпуск производственного оборудования, сложной техники, нефтедобывающих, лесопильных, сельскохозяйственных механизмов) для работы больше других нуждается в квалифицированных кадрах — на них уходит до 30% от бюджета предприятия. Остальное тратится на сырьё, материалы и электроэнергию. В связи со спецификой продукции очень важно учитывать рынок сбыта при размещении такого завода.
  • Среднее машиностроение, включая производство автомобилей, нуждается в энергоресурсах и большом количестве рабочих специалистов. Затраты металла на таком производстве относительно низкие, но они всё же гораздо больше, чем в научном, электрическом или радиотехническом производстве, потому ими не стоит пренебрегать. Обычно предприятия средней отрасли имеют узкую специализацию, потому для них важно налаживание своевременных поставок деталей и ресурсов, а также поиск покупателей.
  • Тяжёлое машиностроение характеризуется относительно небольшой потребностью в трудовых ресурсах. Но оно очень металлоёмкое — на закупку и перевозку сырья и материалов уходит от 40 до 80% всего бюджета. По этой причине предприятия соседствуют с металлургическими заводами и рынком сбыта. Если они строятся не в непосредственной близости от покупателя или заказчика, важна хорошо развитая транспортная сеть, приспособленная к работе с громоздкими и тяжёлыми механизмами.

Основные факторы размещения машиностроения: доступность природных ресурсов для производства, наличие трудоспособных квалифицированных кадров, степень развития отрасли в конкретном регионе, экономическая целесообразность.

Учитывать их необходимо для того, чтобы предприятие окупалось и приносило прибыль.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector