Киров: краткая информация, экологическая ситуация, проблемы и их решение

Город Киров и область: разные проблемы в экологии

История и ресурсы области

Область претерпевала за свою историю ряд территориальных изменений. Нынешняя ее площадь составляет 120174 кв. км. Население 1304348 человек, по данным на 2015 год. Доля городского населения более 75%.

Область была образована в 1936 году, после значительного количества административно-территориальных изменений.

Геральдический знак края с изображением руки, выставленной из облака и держащей лук со стрелой, известен с 1497 года.

Общие характеристики

Область находится в Нечерноземной зоне. Большая часть ее территории занята реками, их почти 20 тысяч, озерами, около 4,5 тысячи, и болотами. Крупнейшая река – Вятка. Крупнейшие болота, которыми только в Верхнекамском районе занято более 40% площади земель, являются:, Саламатьевское – 10556 га, Волменское – 13514 га и Кайсинское – 10517 га.

Климат умеренно континентальный с существенным влиянием Северного Ледовитого океана – сильные морозы зимой, характеризуется нередкими похолоданиями летом, осадками, выпадающими через день, и сильным порывистым ветром.

Природные ресурсы области – это, прежде всего, леса, торфяники, пушнина и вода. Неслучайно в ней создано почти 200 особо охраняемых территорий, несколько заказников и заповедник. Еще есть месторождения фосфоритов, волконскоита, известняков, мергелей, глины, песка и гравия.

Проблемы области

Состояние атмосферного воздуха области, благодаря ветрам, считается довольно чистым. Оно несколько хуже в городах, из-за значительной концентрации производств и населения. Главные источники загрязнения – это предприятия энергетики, химической и нефтяной промышленности, транспорт. Особенно транспорт, которого только в личном владении граждан более 250 штук на 1000 человек. Основные вещества, попадающие в воздух, с промышленными и транспортными выбросами – оксид углерода, формальдегид и пыль.

Основной водной артерией данной территории является река Вятка. В ее воды попадают стоки промышленных предприятий и канализационные, бытовые отходы, опасные и токсические вещества. К последним относятся сбросы Кирово-Чепецкого химкомбината, Марадыковского химического арсенала и института микробиологии Министерства обороны РФ. Эти предприятия работают с такими веществами как: отравляющие вещества – зарин, зоман, VX газы, ипритно-люизистые смеси, средства защиты от биологического оружия, вирусы и штаммы. Всего в утвержденном перечне опасных предприятий 65 объектов.

Общая характеристика, история и проблемы города

Киров или Вятка, а еще ранее Хлынов, – административный центр с населением 493336 человек, по данным 2015 года.

Первые поселения на нынешней территории города были около I тысячелетия до н.э. и располагались по берегам рек Вятки, Чепцы и другие. Основание города связывают с новгородцами и временем после 1181 года. В летописях говорится о событиях в Вятской земле и городе Хлынове, произошедших в XIV и XV веках.

С градообразующими промышленными предприятиями связаны у Кирова экологические проблемы, это:«Завод «Лепсе», «Кировский шинный завод», «Завод «Сельмаш»», «Кировский завод «Маяк»», «Авитек», «Кировский машзавод 1 Мая», «Красный инструментальщик» и многие другие. Крупные производства и значительное количество населения на сравнительно небольшой территории города привело к повышенному загрязнению почвы и воды, а также к повешению среднегодового температурного показателя до 3°С.

В городе плохо обстоят дела с утилизацией не только твердых бытовых отходов, но и промышленных, особенно повышенных классов опасности.

Что означает, изображенная на гербе рука с взведенным луком, до настоящего времени достоверного толкования не имеет. Может быть, из голубого небесного облака предки предупреждают о неминуемом наказании за легкомысленное поведение потомков за экологические проблемы Кировской области?

Информация об экологической ситуации в Кирове

Краткая информация о городе Кирове, состояние окружающей среды, заметные экологические проблемы. Промышленные предприятия, загрязняющие природную среду, и проводимые мероприятия

Являясь крупным индустриальным центром регионального значения, город Киров на протяжении последних десятилетий сталкивается со значительными экологическими проблемами. Несмотря на усилия местных властей, общая экологическая обстановка в городе остается довольно напряженной.

Промышленные объекты, в том числе предприятия химической промышленности и энергетики, выбрасывают в окружающую среду вредные соединения, свою долю в общем загрязнении имеет также и транспорт. Остро стоит вопрос о качестве питьевой воды, которой обеспечиваются жители города.

Краткая информация

Киров — город в европейской части России с населением чуть менее полумиллиона человек, административный центр Кировской области. Площадь самого города составляет 170 квадратных километров, площадь МО «Город Киров» — 757 квадратных километров. Кроме того, Кировскую агломерацию, включающую окрестные населенные пункты, населяют 750 тысяч человек — это так называемый Большой Киров. Основан город в 1181 году, назывался также Вятка и Хлынов, сегодняшнее название получил в честь политического деятеля С. М. Кирова.

Экологическая ситуация

В городе сконцентрированы крупные промышленные объекты, плотность населения превышает 2 900 человек на квадратный километр, застройка очень интенсивная, поэтому экологическая ситуация далека от идеальной.

Одним из опаснейших объектов оставался до недавнего времени Марадыковский химический арсенал, расположенный в 90 километрах от города.

На этом объекте с 1950-х годов хранились запасы химического оружия, и, хотя в 2006 году была начата их утилизация, в 2010 году лесные пожары вплотную приблизились к объекту, а люди пострадали от отравляющих газов.

К 2013 году утилизация почти полностью завершилась, но последствия сохранились до сих пор. Кроме того, опасность создает расположенный в Кирове НИИ микробиологии Минобороны РФ, который работает с особо опасными вирусами.

Утилизация отходов — одна из самых значительных проблем в городе. Большая часть ТБО сваливается на Костинском полигоне, но он уже переполнен и не справляется со своими функциями. Из-за этого особенно тяжелой остается ситуация в Октябрьском районе, а в других районах регулярно возникают несанкционированные свалки отходов.

Опасные промышленные отходы утилизируются специальным предприятием «Куприт».

Водные ресурсы

Крупнейший водоток и источник воды в городе — река Вятка. Выше города по её течению находятся крупные населенные пункты, из-за чего качество вятской воды не соответствует установленным нормам хозяйственного и бытового пользования.

Сточные воды сбрасываются в Вятку в местах расположения населенных пунктов, а 45 % всех областных стоков поступает в реку у отметки Кировского водозабора.

Альтернативный источник воды для города — подземные артезианские воды в Куменском районе Кировской области, однако и они находятся под угрозой загрязнения. К тому же подземные источники в среднем разведаны не более чем на 4 %.

В 2011 году по результатам исследований было установлено, что в самом городе Кирове и в 19 районах области питьевая вода не соответствует критериям пригодности. В Нововятском районе Кирова в 12 % случаев установлено превышение предельно допустимой концентрации бора в пять раз.

Питьевая вода, подаваемая через водопровод, очищается хлором и содержит его побочные продукты. Превышена в некоторых местах концентрация хлороформа и железа в питьевой воде.

Состояние зеленых зон

В Кирове существует порядка десятка парков и скверов, на территории города расположены Ботанический сад ВГГУ и дендрарий. Общественный резонанс вызывают проекты по расчистке зеленых насаждений для строительства капитальных объектов. В частности, это сад возле кинотеатра «Алые паруса», Парк имени 50-летия ВЛКСМ возле Дворца пионеров, проект Кочуровского парка.

Хотя нормы обеспеченности зелеными насаждениями меньше необходимых в два с половиной раза, их площадь на данный момент не увеличивается.

Состояние воздуха

Воздух в значительной степени загрязняется энергетическими предприятиями, на долю которых приходится 27 % от общей доли загрязнений, ещё пять с лишним процентов принадлежат химическим и нефтехимическим предприятиям.

Наиболее опасные из попадающих в атмосферу соединений — это формальдегид, пыль и углекислый газ. В общей сложности предприятия выбрасывают в атмосферу по 64 тысячи тонн загрязняющих веществ ежегодно.

Влияние транспорта на экологию

В среднем на тысячу человек приходится двести пятьдесят автомобилей, также по Кирову курсируют автобусы, троллейбусы, маршрутные такси. Через город проходят одна федеральная и пять региональных автомагистралей.

Всего в 22 километрах от черты города находится аэропорт Победилово, в 25 — посадочная площадка для малой авиации Кучаны, также Киров является региональным центром отделения Горьковской железной дороги, в черте города расположены восемь станций. Вятское речное пароходство осуществляет пассажирские и грузовые перевозки по реке Вятке. Доля транспорта в общем загрязнении воздуха составляет 37 %. Транспорт выбрасывает в воздух порядка 150 тысяч тонн загрязняющих веществ ежегодно, при этом около 80 % приходится на долю автотранспорта.

Радиационный фон

Согласно официальным данным радиационная обстановка в городе нормальная. На открытой местности гамма-фон не превышает 10 мР/ч, в разных районах составляет от 7 до 11 мР/ч.

Промышленные предприятия города

Киров — крупный индустриальный центр, основными промышленными сферами которого являются машиностроение и металлообработка, металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, деревообработка, энергетика.

Крупнейший объект, загрязняющий природную среду, — Кирово-Чепецкий химкомбинат, отходы которого сбрасываются в водоохранной зоне Кировского водозабора. Также он проводит захоронение отходов шлаковым методом и закачивает токсичные соединения на глубину со скоростью до двадцати кубометров в час.

В водоохранной зоне хранится, по примерным оценкам, 14 миллионов тонн промышленных отходов, сбрасываемых комбинатом, причем 12 миллионов тонн соединений относится к третьему и четвертому классам опасности.

Комбинату принадлежит 11 % в общей доле загрязнения стационарными источниками.

Продуктами распада древесины загрязняется Вятка в результате работы деревообрабатывающих предприятий. Другие предприятия, также загрязняющие окружающую среду, — это тепловые электростанции № 3, 4, 5, на которые приходится, соответственно, 4, 8 и 9 % загрязнений.

Негативно влияют на окружающую среду биохимический завод, Омутнинский металлургический завод, Слободской мебельный комбинат и некоторые другие предприятия.

Читать еще:  Как сделать канализационную систему с септиком дкс

Нефтешламы – интересная вещь! Подробная статья описывающая данный продукт.

Вам нужно кормить скот? Есть пищевые отходы? Тогда это можно совместить и решить проблему – текст в помощь по https://greenologia.ru/othody/biologicheskie/korma-iz-othodov.html ссылке.

Мероприятия, проводимые для улучшения экологической обстановки

Чтобы решить проблему с загрязнением реки Вятки сточными водами, региональные власти разработали программу «Внеплощадочные системы водоснабжения г. Кирова». Программа реализуется с 2002 года и предполагает в конечном итоге возведение нового водозаборного комплекса, оснащенного современными водоочистительными системами, в Корчемкиной слободе. В данный проект с 2002 по 2012 год было инвестировано полтора миллиарда рублей. Сама станция заработала в 2012 году, а цех обезвоживания осадка механическим путем — в 2013. Кроме того, в 2014 году отмечено снижение числа нарушений со стороны владельцев моторных лодок, перемещающихся по Вятке, более чем на 40 %.

В 2010 году администрация города утвердила программу, которая предполагает окончательное закрытие Костинского полигона в течение семи лет. Планируется построить очистные сооружения, вернуть в хозяйственный оборот четырнадцать гектаров земли, а основную территорию засыпать грунтом и озеленить. Оценка программы — 80 миллионов рублей.

В каждом районе составлены собственные планы по обустройству свалок ТБО, частично эти проекты уже были реализованы в 2013–2014 годах, одновременно с ликвидацией несанкционированных свалок.

Реализуется программа газификации районов, которая позволяет уменьшить выбросы загрязняющих соединений при работе коммунальных котельных.

В 2013 году принята семилетняя программа по улучшению экологической обстановки, в рамках которой предполагается в том числе создать новые предприятия по уничтожению отходов, организовать охрану и воспроизводство природных ресурсов, ликвидировать и рекультивировать свалки бытовых отходов.

Таким образом, общая экологическая обстановка в Кирове далека от идеальной. Многие предприятия интенсивно загрязняют окружающую среду, в том числе и основную водную артерию — реку Вятку. Предпринимаются некоторые меры по улучшению ситуации, хотя их реализация в основном началась после 2010 года.

Проблему усугубляют свалки ТБО и сокращение зеленых насаждений. В сочетании с транспортной активностью всё это делает экологическую обстановку Кирова очень напряженной, хотя её и нельзя назвать катастрофической: в России есть населенные пункты с гораздо более негативной экологической ситуацией.

Экологические проблемы Кировской области

Особенности экологической обстановки в Кировской области. Валовый выброс различных видов транспорта в атмосферу. Основные показатели водоотведения по бассейнам рек. Пути решения проблем безопасного обращения с отходами производства и потребления.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

  • Введение
  • 1. Что такое экологическая проблема
  • 2. Состояние природных ресурсов Кировской области, основные проблемы
    • 2.1 Состояние атмосферы
    • 2.2 Состояние поверхностных и подземных вод
    • 2.3 Почвенные ресурсы и их современное состояние
    • 2.4 Состояние недр и разработка полезных ископаемых
    • 2.5 Отходы производства и потребления, их возможная утилизация
    • 2.6 Состояние и использование лесов, их охрана и защита
    • 2.7 Животный мир, его использование
  • 3. Мероприятия по охране окружающей среды Кировской области
  • Заключение
  • Список литературы
  • Введение
  • В мировом масштабе проблемы экологии и защиты окружающей среды выходят на первый план. Экологический фактор становится одним из основных при принятии даже экономических решений как на региональном, государственном уровне, так и в масштабах всей планеты.
  • Темпы использования человечеством важнейших видов природных ресурсов, нерациональная структура производства и потребления привели к образованию многих видов загрязнения окружающей среды, которые уже превышают допустимые пределы.
  • Существуют природные ресурсы, необходимые человечеству, как воздух. Но нет, пожалуй, такого ресурса, кроме самого воздуха, отсутствие которого становилось бы неразрешимой проблемой для человека уже менее чем через минуту.
  • В Кировской области экологическая обстановка — не самая лучшая в стране. Город и вся область страдает от экологической неграмотности наших жителей.
  • Проблема безопасного обращения с отходами производства и потребления, образующимися в процессе хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений и населения, по-прежнему является одной из основных экологических проблем Кировской области. Попробуем проанализировать экологическую ситуацию области в различных областях.
  • 1. Что такое экологическая проблема
  • Экологическая проблема — это отражение противоречий, возникающих в системе связей общества и природы в результате интенсификации их взаимодействия на условиях жизнедеятельности людей, социально-политических, экономических и иных процессах.
  • Экологическая проблема выступает как результат противоречивого развития общества в его сложных взаимосвязях с природой.
  • При этом различные по качеству последствий и масштабу формы ее проявления зависят от:
  • · господствующих социально-экономических отношений;
  • · уровня развития производительных сил;
  • · состояния науки и техники;
  • · культурных традиций.
  • Суть взаимодействия между обществом и природой определяется вещественно-энергетическими и информационными потоками. Поэтому основными аспектами проблемы являются:
  • 1. Усложнение получения обществом веществ энергии и информации из природной среды.
  • 2. Загрязнение окружающей среды. Решение экологической проблемы предполагает наличие необходимой информации (знаний) и времени предотвращения экокризисов. Это свидетельствует о системно-эволюционном характере проблемы.
  • По возрастанию степени экологического неблагополучия обстановка может быть охарактеризована следующим способом:
  • 1. Относительно удовлетворительная — характеризуется слабым воздействием с легко обратимыми последствиями.
  • 2. Напряженная, характеризуемая нарушением использования природных ресурсов, неблагоприятным влиянием на здоровье населения.
  • 3. Критическая, характеризуемая значительными нагрузками на окружающую среду и слабо компенсируемыми изменениями в природных системах.
  • 4. Экологический кризис. Состояние природных систем глубоко трансформировано, резкое ухудшение качества окружающей среды, серьезное влияние на здоровье населения. Ситуация обратимая, но требующая значительных затрат на восстановление функционирования природных систем.
  • 5. Экологическая катастрофа. Характеризуется глубокими необратимыми изменениями экосистем, уничтожением видов живых организмов, разрушением биоты, утратой ее способности регулировать качество окружающей среды.
  • Экологические проблемы по масштабу распространения бывают локальными, региональными, федеративными, глобальными.
  • 2. Состояние природных ресурсов Кировской области, основные проблемы
  • 2.1 Состояние атмосферы
  • Состояние атмосферного воздуха по Кировской области на протяжении ряда лет характеризуется как стабильное.
  • В среднем по области удельный выброс от стационарных источников в 2004 г. составил 1,09 т/кв. км, (в 2001 — 1,02, в 2002 — 1,06, в 2003 — 1,07). Валовой выброс загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу области составил 245,327 тыс. т. В связи с увеличением количества частных транспортных средств сохраняется тенденция к увеличению выбросов от автотранспорта индивидуальных владельцев. Основными стационарными источниками загрязнения атмосферы на территории области являются предприятия энергетики, черной металлургии, химической, целлюлозно-бумажной и деревообратывающей промышленности, ЖКХ.
  • В том числе ТЭЦ-1,2,3,4,5, ОАО «Кировэнерго», ОАО «Кирово-Чепецкий химкомбинат», ОАО «Завод Биохимии», ОАО «Омутнинский металлургический завод», ОАО «Домостроитель», ОАО «Слободской мебельный комбинат», ОАО «Восток», ОАО «Эликон», предприятия ЖКХ, предприятия котельных и тепловых сетей по всей области.
  • Состояние атмосферного воздуха ухудшается по вине различных видов транспорта, данные приведены в таблице 1.
  • Таблица 1 — Валовой выброс различных видов транспорта за 2003 и 2004 гг. в Кировской области (Региональный доклад о состоянии окружающей среды Кировской области за 2004 г.)
  • В целях снижения антропогенной нагрузки на атмосферный воздух более 2300 пылеулавливающих установок оснащают стационарные источники выбросов (общая производительность 30000 тыс. куб. м/час). Улавливанию подлежат, в основном, твердые частицы ЗВ. Всего уловлено 110,4 тыс. т ЗВ, из них утилизировано 27,9 тыс. т. Из специфических веществ улавливаются аммиак, формальдегид, органические кислоты, серная кислота.
  • Комплексный показатель загрязнения воздуха аэрозолями тяжелых металлов составил 0,37, что соответствует показателю 2003 г. (0,36).
  • Максимальная разовая концентрация фенола достигла уровня ПДК.
  • За последние 5 лет наметилась тенденция к снижению содержания диоксида серы и фенола и к увеличению загрязнения бензопиреном. Стабилизировался уровень загрязнения диоксидом азота и оксидом углерода.
  • 2.2 Состояние поверхностных и подземных вод
  • По данным Кировского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в 2003 г. на территории Кировской области 88% поверхностных водных объектов относились к классу умеренно загрязненных вод, а 12% — к классу чистых вод. Наблюдения показали, что воды рек Кировской области, в особенности река Вятка и ряд ее притоков, в результате антропогенного воздействия не могут быть использованы в качестве источников хозяйственно-питьевого водоснабжения без специальной подготовки. Данные о водоотведении по бассейнам рек Кировской области приведены в таблице 2.
  • Таблица 2 — Основные показатели водоотведения по бассейнам рек (млн. м), (Региональный доклад о состоянии окружающей среды в Кировской области за 2004 г.)

    Экологический информационно-аналитический портал
    Кировской области

    Экологический информационно-аналитический портал Кировской области – проект департамента экологии и природопользования Кировской области, реализующий возможность свободного и комплексного использования информационных ресурсов о состоянии окружающей среды в Кировской области.

    Это Интернет-ресурс объединяет справочную, аналитическую и поисковую систему об экологической ситуации в регионе и природопользовании, о состоянии природных ресурсов и масштабах их освоения, а также о прикладных аспектах деятельности организаций, учреждений, ведомств, общественных и некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды. Содержание разделов обеспечивает информационную поддержку деятельности специалистов всех отраслей экономики, преподавателей, студентов, профессиональных экологов, а также всех, кому интересна экология как наука.

    Использование в рамках проекта инфраструктуры пространственных данных экологического мониторинга, консультативной, новостной, событийной, аналитической, контактной и иллюстративной информации расширяет оперативность и доступность комплексной экологической информации, способствует формированию объективного мировоззрения на состояние и развитие ситуационной экологической обстановки в регионе.

    Для любителей природы, краеведов, туристов и путешественников в информационных разделах портала представлены исчерпывающие сведения о природных достопримечательностях Вятского края, его особо охраняемых природных территориях, редких и исчезающих видах растений и животных.

    Надеемся, что Экологический информационно-аналитический портал Кировской области заинтересует широкий круг пользователей, будет способствовать решению проблем экологического просвещения и образования, а так же повышению уровня социальной ответственности в вопросах сохранения окружающей природной среды.

    Задать вопрос

    Водные ресурсы

    Реки Кировской области

    Северные Увалы разделяют реки двух основных бассейнов – Северодвинского и Волжского. Большая часть области занята бассейном реки Вятки, впадающей в Каму на территории Татарстана. У р.Кама в Кировской области находится только верхнее течение.

    Основная водная артерия области – р. Вятка общей протяженностью 1314 км.

    Наиболее крупные притоки Вятки:

    • — справа — Белая, Кобра, Летка, Великая, Молома, Пижма, Шошма;
    • — слева — Чепца, Быстрица, Воя, Кильмезь.

    Крупными реками протекающими в пределах области являются также Луза, Юг, Ветлуга, Большая Кокшага, Немда, Ярань и др.

    Озера Кировской области

    Общее количество озёр на территории области — 4,5 тыс. Вместе с прудами общее количество замкнутых водоёмов области составляет более 5,0 тыс.

    Самые крупные озёра:

    • — Акшубень – 85 га,
    • — Орловское – 63 га,
    • — Мусерское – 32 га.

    Самый глубокий водоём области Лежнинское озеро – 36,6 м глубиной. В Уржумском районе расположено уникальное озеро Шайтан.

    Другие водные ресурсы

    Характерна высокая заболоченность северной половины области. В Верхнекамском районе заболоченность достигает 40% от общей площади. Крупнейшие болота: Волменское – 13,0 тыс.га, Саламатьевское – 10,6 тыс. га, Кайсинское – 10,5 тыс. га.

    На территории области расположены 3 крупных водохранилища:

    • — Белохолуницкое 51 млн. м3,
    • — Омутнинское 32,5 млн. м3,
    • — Большое Кирсинское 18 млн. м3
    • — и около 700 мелких водохранилищ и прудов.

    Суммарные ресурсы поверхностных вод оцениваются в 28,4 км3/год.

    Общий среднегодовой объем водопотребления поверхностных вод составляет 225–230 млн. м3, подземных – 44–45 млн. м3.

    Качество воды

    Качество воды в р. Вятка отличается повышенным содержанием железа общего, имеющего природный характер.

    Наиболее высокие концентрации загрязняющих веществ антропогенного происхождения сосредоточены в р. Вятке на участке от г. Слободского до г. Кирова, что обусловлено сосредоточением здесь основных промышленных предприятий, крупных городов области.

    Эксплуатационные запасы подземных вод

    Общие эксплуатационные запасы подземных вод составляют 432,9 тыс. м3/сут., из них 328,0 подготовлены для промышленного освоения. Общие прогнозные ресурсы составляют 10214,7 тыс. м3/сут., степень разведанности — 4,24%.

    Запасы минеральных подземных вод составляют 1161,9 м3/сут., они подготовлены к промышленному освоению. Запасы минеральных лечебных вод составляют 841,9 м3/сут.

    Охраняемые территории

    Управление в сфере использования и охраны водных объектов

    Управление в сфере использования и охраны водных объектов на территории Кировской области осуществляет министерство охраны окружающей среды Кировской области (основные направления деятельности, отдельные полномочия в области водных отношений) при взаимодействии с территориальными федеральными природоохранными службами.

    Основные направления деятельности

    Полномочия управления водных ресурсов и недр министерства охраны окружающей среды Кировской области

    Управление в рамках своей компетенции осуществляет в установленном порядке следующие полномочия:

    1. Обеспечивает осуществление прав владения, пользования, распоряжения водными объектами, находящимися в собственности Кировской области.

    2. Обеспечивает участие Министерства в деятельности бассейновых советов.

    3. Осуществляет меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности Кировской области.

    4. Осуществляет меры по охране водных объектов, находящихся в собственности Кировской области.

    5. Обеспечивает решение вопросов безопасности гидротехнических сооружений на территории области, за исключением вопросов безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности.

    6. Осуществляет меры по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Кировской области.

    7. Осуществляет меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Кировской области.

    8. Участвует в разработке и реализации областных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов, по предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод, по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, участвует в разработке и реализации федеральных программ по охране окружающей среды, по охране и воспроизводству объектов животного мира и среды их обитания.

    9. Участвует в разработке и реализации федеральных схем комплексного использования и охраны водных объектов.

    10. Участвует в разработке разделов охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности в программах социально-экономического развития области.

    11. В пределах своей компетенции готовит предложения по проектам договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти области о разграничении полномочий, соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти области о передаче друг другу осуществления части своих полномочий.

    12. Разрабатывает проекты правовых актов Кировской области по вопросам использования, восстановления и охраны поверхностных водных объектов, по предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод, по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений в соответствии с федеральным и областным законодательством и осуществляет контроль за их исполнением.

    13. Участвует в создании государственных экологических информационных систем, организации сбора, обработки, анализа и распространения информации по проблемам водных ресурсов и обеспечения безопасности гидротехнических сооружений.

    14. Участвует в подготовке государственных контрактов на конкурсной основе с юридическими и физическими лицами на выполнение конкретных мероприятий в рамках своей компетенции за счет средств областного бюджета, субсидий и субвенций из федерального бюджета в соответствии с утвержденными сметами и контроле за целевым использованием этих средств.

    15. Участвует в выполнении функций государственного заказчика и обеспечении проведения работ для государственных нужд на территории области в пределах своей компетенции.

    16. Совместно с органами исполнительной власти области принимает меры по предупреждению аварийных ситуаций, связанных с загрязнением поверхностных водных объектов, обеспечением безопасности гидротехнических сооружений, вредным воздействием вод и ликвидации их последствий.

    17. В соответствии с законодательством обеспечивает выдачу решений на право пользования водными объектами и заключение договоров водопользования.

    18. Участвует в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов.

    19. Организует проведение научно — исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере охраны поверхностных водных объектов и обеспечения безопасности гидротехнических сооружений.

    20. В пределах своей компетенции осуществляет в установленном порядке контроль платы за пользование водными объектами Кировской области.

    21. Организует проведение экономической оценки воздействия на поверхностные водные объекты хозяйственной и иной деятельности, вредного воздействия вод на объекты экономики и население области.

    22. Рассматривает в установленном порядке проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

    23. Участвует в обеспечении органов государственной власти области, органов местного самоуправления, населения области информацией о состоянии поверхностных водных объектов на территории Кировской области.

    24. В пределах компетенции участвует в организации и координации деятельности органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, организаций, индивидуальных предпринимателей, муниципальных учреждений, функционирующих в сфере охраны и использования водных ресурсов и обеспечения безопасности гидротехнических сооружений.

    25. Готовит предложения по установлению ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности Кировской области, и по порядку расчета и взимания такой платы.

    26. Участвует в рассмотрении материалов размещения объектов водопользования на территории области.

    27. Участвует в создании условий для привлечения средств различных источников финансирования для реализации мероприятий в области охраны поверхностных водных объектов, снижения вредного воздействия вод и обеспечения безопасности гидротехнических сооружений.

    28. В рамках региональных программ организует проектирование и строительство объектов защиты от вредного воздействия вод.

    29. Участвует в организации и развитии системы экологического образования, формировании экологической культуры на территории области, ведет работу по пропаганде знаний, участвует в организации проведения конференций, совещаний, семинаров и иных организационно — методических мероприятий в области охраны окружающей среды и природопользования, обеспечения экологической безопасности, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений и снижения вредного воздействия вод, сохранения биологического разнообразия.

    30. Участвует в установленном порядке в подготовке ежегодного регионального доклада о состоянии окружающей среды на территории области.

    31. В соответствии с законодательством участвует в организации конкурсов и аукционов на право пользования поверхностными водными объектами.

    32. Участвует в подготовке предложений о создании, реорганизации и ликвидации подведомственных областных государственных учреждений, об основных целях и предмете их деятельности.

    33. Участвует в определении основных технико-экономических и иных качественных показателей работы подведомственных областных государственных учреждений, осуществляет анализ и готовит предложения по оценке их деятельности в рамках своей компетенции.

    34. Участвует в проведении балансовых комиссий по рассмотрению итогов финансово-хозяйственной деятельности подведомственных областных государственных учреждений.

    35. Участвует в организации и проведении аттестаций руководителей подведомственных областных государственных учреждений. Осуществляет контроль за деятельностью подведомственных областных государственных учреждений, их руководителей, оказывает им организационно-методическую помощь в пределах своей компетенции.

    36. Участвует в осуществлении контроля за использованием средств, выделяемых из областного бюджета и за выполнением подведомственными областными государственными учреждениями функций, предусмотренных учредительными документами.

    37. Осуществляет методическую, консультационную работу, организует подготовку справочно — информационной, методической и другой литературы по водоохранной и водоресурсной тематике.

    38. В пределах своей компетенции рассматривает письма, заявления и жалобы граждан, ведет прием граждан, принимает меры по устранению указанных гражданами нарушений водного законодательства.

    39. В пределах своей компетенции осуществляет иные функции в сфере охраны окружающей среды и природопользования, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, предупреждения и ликвидации последствий вредного воздействия вод, предусмотренные федеральным и областным законодательством.

    ПРОБЛЕМА ОБРАЩЕНИЯ И УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ НА ТЕРРИТОРИИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    магистрант, кафедры экологии и природопользования ФГБОУ ВПО «Вятский государственный университет»,

    доц. кафедры экологии и природопользования ФГБОУ ВПО «Вятский государственный университет»,

    Проблема накопления мусора в городах и обращения с отходами производства и потребления является главным следствием современного техногенного характера развития территорий. Своевременная санитарная очистка населенных пунктов является важнейшим санитарно-гигиеническим мероприятием, которое способствует охране здоровья населения и сохранению благоприятного состояния окружающей природной среды. Проблема отходов свойственна большинству субъектов Российской Федерации, но как показывает практика, она имеет свою региональную специфику и требует принципиально новых качественных решений, прежде всего на уровне отдельно взятых регионов.

    Так по данным министерства природных ресурсов и экологии России за 2016 год на территории нашей страны общая величина накопленных и учтённых отходов составила порядка 40,7 млрд. тонн. При этом промышленные отходы на местах перерабатываются на 50%, а твердые бытовые отходы (ТБО) — всего на 10%. Количество образовавшихся отходов на предприятиях, в организациях и учреждениях страны по сравнению с 2006 годом увеличилось на 55% и составило 5441 млн. тонн. Экологами прогнозируется сохранение такой негативной динамики в ближайшем будущем. [2, c.282]

    Для того чтобы лучше понимать региональную специфику обращения с ТБО в Кировской области необходимо дать её краткую характеристику. Кировская область занимает территорию площадью 120,4 тыс. км 2 . Она имеет границы с 9 субъектами Российской Федерации, такого большого количества соседей не имеет ни один другой субъект РФ. Численность населения по состоянию на 01.01.2017 составляет 1291,7 тыс. человек, по этому показателю она занимает 38 место. На территории области расположены 39 районов, 18 городов и 40 поселков городского типа. Экологические проблемы Кировской области формируются посредством наличия специфической разветвленной транспортной сети, под влиянием преимущественно сельскохозяйственного и промышленного производства. [3, c.4-5]

    Проблема накопления отходов производства и потребления на территории Кировской области признаётся одной из основных, при этом темпы роста образования отходов от предприятий и населения опережают их переработку, обезвреживание и утилизацию.

    В настоящее время объём накопившихся и размещённых на объектах захоронения отходов составляет примерно 81 млн. тонн. Кроме того, на объектах временного или длительного хранения, таких как золошлакоотвалы, шламохранилища, накопители, открытые и закрытые площадки временного хранения размещено дополнительно более 41 млн. тонн отходов производства и потребления. Ежегодно на территории Кировской области промышленных и бытовых отходов образуется порядка 4500-5000 млн. тонн. Только по данным на 2014 год текущие затраты на услуги природоохранного значения — приём, учёт, транспортировку, временное хранение, переработку, обезвреживание отходов и рекультивацию земель составили 345 млн. рублей, для сравнения в 2009 году эта цифра составляла всего 105,9 млн. рублей. [6, c.17]

    Наибольший удельный вес в массе образовавшихся в 2016 году отходов занимают: навоз крупного рогатого скота, лом и отходы несортированные, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, золошлаковая смесь от сжигания углей, древесные и медицинские отходы. Лом черных и цветных металлов направляется на металлургические предприятия Кировской области (ЗАО «ОМЗ» и ОАО «Кировский завод по обработке цветных металлов»). Продолжительное время по ряду причин не используются и не вовлечены в рыночный товарооборот отходы производства предприятий энергетического комплекса и химической промышленности. Предприятиями практически не ведётся работа в направлении использования зол и шлаков ТЭЦ. Низок процент использования гальванических шламов. Практически отсутствует переработка отдельных компонентов ТБО в сырье для вторичного использования и производства новой продукции: крайне невелик объем перерабатываемых отходов полимерных материалов, бумаги и т.д. Полностью отсутствуют производственные мощности по переработке стеклобоя. [4, c.71]

    Можно отметить, что система обращения с отходами на территории Кировской области имеет следующую ярко выраженную проблематику: сортировка твёрдых бытовых отходов долгое время оставалась плохо отлаженной и практически полностью отсутствуют мусороперерабатывающие предприятия. В области отмечается недостаточная мощность полигонов ТБО, большинство выработали свой ресурс или превысят его в ближайшие годы, это ведёт к дорогостоящим работам по рекультивации больших земельных площадей. Кроме того на территории Кировской области сохраняется большое число несанкционированных свалок справится с ликвидацией которых пока не удаётся, хотя работа в этом направлении ведётся весьма активно.

    Для решения этих вопросов постановлением правительства Кировской области № 117 от 22.08.11 была принята областная целевая программа «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Кировской области», рассчитанная на 2012-2017 годы. Основным направлением программы стало развитие системы раздельного сбора мусора, вовлечение его во вторичную переработку, ликвидация свалок, оптимизация транспортных расходов, проведение широкой просветительской работы в области обращения с отходами для повышения экологической сознательности и грамотности населения, уровень которой ещё крайне низок. [7, c.2-3]

    Первые шаги в этом направлении были сделаны ещё в сентябре 2010 года, когда в областном центре появились контейнерные площадки раздельного сбора вторсырья, на которых было установлено 3 специализированных разноцветных контейнера и 1 общий. Разделение велось по трем фракциям: бумага, пластик, стекло, для каждой из которых был оборудован специальный контейнер. Контейнеры были полностью закрыты, что предотвращало вынос мусора на прилегающую территорию. Контейнер был оборудован приемным отверстием, которое препятствовало его заполнению обычным смешанным мусором. Несмотря на тот факт, что инициативный проект получил смешанные отзывы, впоследствии рекомендовалась организация мусоросортировочных станций, а также площадок для компостирования органических отходов. Для подключения к базовым объектам отдаленных территорий с самой низкой транспортной доступностью, следовало установить бункеры-накопители для отходов, не содержащих биоразлагаемые компоненты, и их последующий вывоз. [5, c.51-52]

    Следует отметить, что Кировская область одной из первых в нашей стране завершила концептуальную разработку и принятие территориальной схемы по обращению с отходами, которая начнёт действовать в регионе уже с 1 января 2019 года. Региональным оператором по сбору, обработке, утилизации и захоронению отходов на всей территории области станет АО «Куприт». Данное экологическое предприятие было организовано по инициативе комитета по охране окружающей среды и природным ресурсам Администрации г. Кирова, в настоящее время оно представляет собой многоотраслевое экологическое предприятие по переработке промышленных и бытовых отходов. Для решения этих задач оператору необходимо будет выкупить или взять в управление большинство свалок в регионе, а также приобрести мусоровозы на общую сумму почти в 1 млрд. рублей.

    Согласно территориальной схеме впервые на всей территории области предполагается создание централизованной системы, где все отходы должны будут проходить сортировку и переработку. Этот Многоступенчатый процесс должен завершиться до 2027 года. Первый мусоросортировочный завод (МСЗ) должен появиться в Кирово-Чепецком районе. На 2018 год запланировано строительство МСЗ в Слободском районе и мусороперегрузочных станций (МПС) в Тужинском, Даровском, Верхнекамском, Арбажском, Котельническом районах. В 2019 году построят МПС в Верхошижемском и Малмыжском районах, а также возведут новый полигон ТБО на границе Свечинского и Шабалинского районов. [8, c.53]

    В 2020-2021 гг. полигоны ТБО предположительно также появятся в Вятскополянском, Яранском и Кирово-Чепецком районах, МПС — в Советском, Кумёнском, Омутнинском, Уржумском районах. При условии сохранения темпов строительства МПС будут введены в эксплуатацию в Опаринском, Мурашинском, Юрьянском, Нагорском и Пижанском районах. Реализация проекта должна завершиться обустройством полигона ТБО в Нолинском районе и МПС в Лебяжском, Кильмезском, Нагорском районах. Большинство объектов в министерстве планируют построить за счёт инвесторов.

    Полигоны проектируются на срок эксплуатации от 15 до 20 лет, но реальный срок их использования иногда достигает 50 лет. Полигоны и свалки ТБО — это по сути техногенно-измененные экосистемы, самовосстановление которых в обозримом будущем невозможно. В зону воздействия тела полигона (свалки) попадает геологическая среда, подземные воды, воздушная среда, а также поверхностные воды, донные отло­жения, почвенный и растительный покров прилегающих территорий. Захороне­ние отходов приводит к изменению всех структурных компонентов естествен­ной природной экосистемы, протеканию различных неконтролируемых физико-химических процессов, поэтому вопросам их качественного проектирования и строительства требуется уделять повышенное внимание. [1, c.8-9]

    Следует признать, что полигонов ТБО, удовлетворяющих требованиям экологического законодательства в Кировской области в настоящее время не так много. Прежде всего, это полигоны Костино и Лубягино, обслуживающие административный центр области город Киров и прилегающие территории, а также полигоны в Слободском, Яранске, Омутнинске, Кумёнах.

    Многие полигоны возводились в 90-ые годы XX века за счёт активов внебюджетного экологического фонда, вследствие чего не все объекты оказались полностью завершены. Ситуация начала меняться к лучшему только с 2012 года, когда финансирование таких объектов, а также открытие новых полигонов ТБО в Вятских Полянах, Лебяжье и других районах становится приоритетной задачей.

    Большинство таких объектов подвергается ежегодному выездному инспекционному контролю. Специалисты отмечают, что в целом состояние окружающей среды вокруг объектов размещения отходов стабильно. В почве наблюдаются незначительные превышения предельных концентраций по меди, свинцу, мышьяку, а в поверхностной воде наблюдаются превышения концентраций по железу. Результаты обследования подземных вод из скважин отмечали превышения по марганцу и железу. Разовые превышения до 4 ПДК отмечались по фенолам и органическим веществам. Концентрация нитратов, фосфатов, сухого остатка в течение года не превышала установленные нормативы, содержание таких опасных веществ как ртуть и формальдегид составляло менее нижнего предела их обнаружения. Ниже приведена таблица с информацией о объектах размещения отходов.

    Таблица 1.

    Сведения об объектах размещения отходов на территории Кировской области за 2016 год

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector