Классы опасности твердых бытовых отходов, утилизация тбо в рф

Класс опасности и обращение с твердыми коммунальными отходами

Твердые коммунальные отходы (ТКО) – это мусор, который формируется в жилых помещениях, продукция, утратившая потребительские характеристики при ее использовании людьми, чтобы удовлетворить свои личные потребности и нужды. Это любые отходы, которые формируются во время повседневной деятельности человека в его доме: остатки пищи, упаковки, бумага, картон, старая мебель и т.д. К ТКО не относят медицинские отходы (использованные лекарственные средства, сложную технику, бытовую технику, ртутьсодержащие осветительные приборы). Все эти виды отходов должны утилизироваться соответствующим образом. Их сбор вместе с ТКО запрещен.

К ТКО также принято относить отходы, полученные в результате деятельности промышленных предприятий и организаций, если образующийся мусор схож по составу с отходами, которые формируются при потреблении обычными людьми. Во время работы предприятий также образуется много бытовых отходов, которые не опасны для человека и природы. Они могут быть собраны и вывезены традиционными способами.

Что такое твердые коммунальные отходы и как с ними обращаться?

Способы утилизации

Существует несколько технологий по утилизации твердых коммунальных отходов. Каждый метод имеет свои плюсы и минусы, поэтому может быть использован при определенных условиях. Наиболее распространенными способами являются:

  • Переработка во вторичное сырье. Безопасный, максимально эффективный метод, который позволяет повторно использовать около 55-60% ТКО. Процесс переработки существенно облегчается, если мусор предварительно отсортирован. Например, биологические отходы перерабатываются и превращаются в тепловую энергию, удобрения. В РФ в последние годы открывается множество фирм, занимающихся вторичной переработкой – это выгодный бизнес.
  • Мусоросжигание. Традиционная технология, недорогая. Основной минус метода – формирование ядовитых газов и токсинов, летучих веществ при сжигании, поэтому требуется использование и специального оборудования для их очистки.
  • Захоронение. Дешевый, классический способ. ТКО просто закапывается в верхних слоях грунта. Закапывание выполняется на полигонах, удаленных от населенных пунктов и сельскохозяйственных земель.
  • Брикетирование. Современное решение в сфере утилизации ТКО. Отходы в этом случае упаковываются в брикеты, за счет чего их объем снижается в 2-3 раза. Готовые брикеты могут быть утилизированы термическим способом, либо закопаны на полигонах.
  • Компостирование. Этот метод предполагает повторное применение биологического мусора после специальной обработки его микроорганизмами. Получившаяся компостная продукция используется для увеличения рабочих характеристик и плодородности земельных угодий. Ее во многих регионах страны используют для ведения эффективного садоводства.

Способ утилизации ТКО подбирается с учетом морфологического состава мусора, объема, места его образования.

Класс опасности

ТКО входят в 4 и 5 классы опасности, поэтому в процессе обращения с ними нет необходимости получения лицензии и разработки паспорта. В пятый класс опасности входит крупногабаритный мусор, деревянные обрезки, палки, отходы с парковых, природных зон. Утилизационные фирмы могут заниматься вывозом отходов ТКО без предварительного лицензирования.

Класс опасности определенных видов ТКО устанавливается согласно последней цифре в коде Федерального классификационного каталога отходов (ФККО). Расшифровкой ТКО является «Твердые коммунальные отходы», поэтому используется их классификация по местам формирования (жилые помещения, производственные объекты, общественные зоны и т.п.) и по способам сбора (урны, контейнеры, спецтехника и т.д.).

Отходы, относимые к твёрдым коммунальным

Говоря про твердые коммунальные отходы, что к ним относится, можно привести целый список мусора, входящего в эту группу по закону.

Это следующие виды отходов:

  • Несортированные, крупногабаритные из жилых помещений.
  • Мусор от уборки в парках, на кладбищах, пляжах, набережных, зон массового отдыха, скверов и иных объектов благоустройства.
  • Мусор с дорожных обочин.
  • Растительный мусор (ветки, палки, кустарники).
  • Мусор из офисов, хозяйственных помещений.

Также к ТКО относят другие виды твердых отходов, которые не представляют опасности для человека и природы, не требуется их обеззараживание, дезинфекция.

Кто отвечает за сбор, хранение и утилизацию мусора?

Для ответа на этот вопрос надо обратиться к №89-ФЗ «Производственный контроль в сфере обращения с отходами». Все предприятия, работа которых связана с образованием потребительского и производственного мусора, обязаны иметь индивидуально разработанный порядок обращения со своим мусором.

В этом документе указываются методы контроля, особенности проводимых мероприятий по сбору, перемещению, применению, накоплению, утилизации, обеззараживанию, транспортировке отходов. Наличие такой документации проверяется государственными контролирующими службами в сфере экологии.

В чем разница между ТКО и ТБО?

По сути, ТКО и твердые бытовые отходы (ТБО) – это равнозначные понятия. Понятие «твердые бытовые отходы» является общепринятым, однако, в официальной и законодательной документации везде можно найти только употребление «твердые коммунальные отходы».

Для обычных людей между этими понятиями нет никакой разницы, но она существенна для предприятий и организаций, где образуется такой мусор, а также фирм, которые занимаются его утилизацией и перевозкой. В оформляемых документах не допускается использование аббревиатуры ТБО – только ТКО.

Понятие ТБО

Твердые бытовые отходы – продукция, товары, утратившие свои потребительские характеристики. К ТБО относят огромную часть потребительского мусора. Фракционный состав ТБО учитывается во время сбора и перевозке мусора, при выборе способа переработки, утилизации.

Химический состав ТБО уточняется, чтобы определить качество по биологическому газу или компосту, который получится в процессе переработки.

Состав твердых бытовых отходов уникален для различных стран и городов. Он будет зависеть от ряда факторов: уровень благосостояния граждан, климатических условий, условий проживания и т.п.

Что относят к ТКО

Если говорить про ТКО, какие отходы входят в эту категорию, можно выделить следующие виды мусора:

  • Биологический (растительные, пищевые остатки, отбросы, помои, т.п.).
  • Синтетический (целлюлоза, бумага, древесина, картон и т.п.).
  • Нефтепродукты (полимеры, текстильные остатки, кожаные, резиновые и другие виды отходов).
  • Металлы, сплавы.
  • Стекло и т.д.

Весь мусор, относящийся к ТКО, экологически безопасен, не требуется проводить работ по его дезинфекции и обезвреживанию. Поэтому он может быть утилизирован любым выбранным способом.

Твёрдые коммунальные отходы – ТКО, что к этому относится согласно Закону № 89-ФЗ

О понятии твердых коммунальных отходов рассказано уже в первой статье №89-ФЗ. Там сказано, что твердые коммунальные отходы – это мусор, который формируется в жилых помещениях во время потребительской деятельности людей, а также продукция, которая утратила свои потребительские характеристики при ее применении людьми в жилых помещениях, чтобы удовлетворить бытовые и личные потребности.

К ТКО законодательно также относят мусор, который формируется во время работы предприятий, организаций, компаний, ИП. Этот мусор, чтобы его можно было отнести к ТКО, по своему составу должен быть максимально приближен к отходам, которые формируются в жилых помещениях во время потребления товаров и продукции обычными людьми. Дополнительно определяются классы опасности ТКО, что позволяет быстрее выбрать подходящий метод утилизации.

Нормативы ТКО на каждого человека

В РФ уже давно действуют нормы накопления ТКО. И расчет выполняется в двух направлениях: для жилых зданий и предприятий. На формирование объема одной нормы влияют следующие факторы:

  • Наличие мусоропроводной системы, наличие свободного и простого доступа к ней.
  • Наличие газопроводной системы в доме/производственном сооружении.
  • Наличие водопроводной системы, системы отвода воды и стоков.
  • Наличие отопительной системы, ее разновидность.
  • Общее количество этажей конкретного здания/сооружения.
  • Климатические условия на местности (региональные особенности климата).

Чтобы предварительно рассчитать объемы накопления ТКО, используются примерные нормы:

  1. Для благоустроенных жилых зданий – от 250 до 300 кг мусора общим объемом не более 1,5 м³ в год.
  2. Для зданий без канализационной системы – до 3,25 м³ в год.
  3. Для благоустроенных жилых и общественных зданий (если в городе проживает более 100 000 человек) – до 300 кг и до 1,5 м³ в год.

Чтобы максимально точно скорректировать примерные показатели под условия определенного города, используются различные методы для измерения и взвешивания мусора. Утилизационные компании и операторы по вывозу мусора еженедельно или с иной периодичностью при помощи контейнеров выполняют измерения по каждому обслуживаемому объекту. Получившиеся значения суммируются, после чего устанавливаются конкретные нормы накопления ТКО на одного гражданина в месяц или год. Утилизационные компании с помощью этих значений могут предоставить конкретному объекту точное количество контейнеров для мусора и спецтехники.

Как заключить договор с региональным оператором правильно?

Заключение договора осуществляется между региональным оператором и компанией, которая является потребителем услуги. В оформляемом документе обязательно указываются объемы мусора и места, где его необходимо собирать. Также прописываются особенности перевозки, обработки, обезвреживания, утилизации (согласно действующим законодательным нормам). Указывается сумма, которую потребитель обязан заплатить за услуги утилизационной фирмы (по действующим тарифам).

Договор также должен содержать информацию о методах складирования твердых коммунальных отходов:

  • Мусоропроводные системы.
  • Мусороприемные камеры.
  • Контейнеры.
  • Бункеры или иные емкости, которые предоставляются утилизационной компанией.

Региональный оператор обязан предоставлять услугу по вывозу, утилизации мусора в требуемом количестве и качестве.

Схема обращения с отходами

Схема обращения с отходами обязательна для каждого производственного предприятия, управляющей компании и других организаций, в процессе деятельности которых наблюдается формирование ТКО, вне зависимости от объемов.

Читать еще:  Пастереллез у кур – симптомы и лечение

В схеме прописывается, как требуется собирать, транспортировать, обрабатывать, утилизировать, обезвреживать ТКО.

Схема включает в себя сведения о:

  • Месте образования отходов.
  • Объемах образуемого мусора.
  • Целевых показателях обезвреживания, утилизации.

Каждое предприятие должно индивидуально разработать схему обращения. В качестве основы обычно используется территориальная схема обращения с отходами, которая применяется в конкретном населенном пункте или регионе. Разработка этой схемы осуществляется согласно регламентам и нормам, прописанным в №458-ФЗ.

Отличие ТБО от ТКО. Справочная информация для лицензиатов в сфере обращение с опасными отходами

Организациям, осуществляющим деятельность по обращению с отходами 1-4 классов, необходима соответствующая лицензия. К 4 и 5 классу опасности относятся Твердые бытовые и Твердые коммунальные отходы. Об их отличии читайте подробнее в нашей статье.

Росприроднадзор на своем сайте напоминает, что виды отходов, относящиеся к Твердым коммунальным отходам, определены Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора № 242 от 22.05.2017 года. Согласно указанному каталогу, к ТКО относятся все виды «Отходов коммунальных твердых» (код 7 31 000 00 00 0), а также «Отходов коммунальных, подобных коммунальным на производстве, отходов при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0), если в наименовании указано, что отходы относятся к ТКО.

Определение Твердых бытовых отходов (ТБО).

Законодатель дал несколько определений понятию твердые бытовые отходы. Так, согласно пункту 3.3 ГОСТа Р 53691-2009. «Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I — IV класса опасности. Основные требования», под твердыми бытовыми отходами понимаются отходы потребления, которые образуются у населения, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, а также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода.

В тоже время, пункт 2 «Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов», характеризует твердые и жидкие бытовые отходы, как отходы, которые образуются в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и так далее).

И наконец, «Концепция обращения с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации. МДС 13-8.2000» относит к твердым бытовым отходам отходы, которые образуются в жилых и общественных зданиях, торговых, зрелищных, спортивных и других предприятиях (включая отходы от текущего ремонта квартир), отходы от отопительных устройств местного отопления, смет, опавшие листья, собираемые с дворовых территорий, и крупногабаритные отходы.

Таким образом, Твердые бытовые отходы образуются в:

  • жилых зданиях;
  • административных зданиях;
  • учреждениях и предприятиях общественного назначения (предприятиях общественного питания, учебных заведениях, гостиницах, детских садах и так далее).

Определение Твердых коммунальных отходов (ТКО).

В статье 1 Федерального закона № 89 от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» дается следующее определение ТКО: «Твердые коммунальные отходы — это отходы, которые образуются в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд». Также к ТКО относят отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В соответствии с Письмом Минстроя № 22270-МП/06 от 18.05.2018 года, к твердым коммунальным отходам относятся отходы, которые образуются при уборке территории городских и сельских поселений, — например, «мусор и смет уличный, мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства, отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев, отходы от уборки прибордюрной зоны автомобильных дорог и другие».

Разница между твердыми бытовыми и твердыми коммунальными отходами

В соответствии с Комплексной стратегией обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами, под твердыми коммунальными (бытовыми) отходами понимаются отходы, входящие в состав отходов потребления, которые образуются в многоквартирных и жилых домах в результате потребления товаров, а также товары, использованные в таких домах для удовлетворения личных потребностей и утратившие свои потребительские свойства. То есть, в указанном документе между твердыми бытовыми и твердыми коммунальными отходами поставлен знак равенства. Таким образом, и ТБО, и ТКО представляют собой один вид отходов.

Порядок обращения с ТБО и БКО

Правила обращения с ТКО установлены в Постановлении Правительства № 1156 от 12.11.2016 года «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641». Указанные Правила содержат:

  • порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО;
  • порядок осуществления транспортирования ТКО;
  • правила обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО;
  • основания для лишения статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;
  • форму типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

В соответствии с пунктом 4 указанных Правил, обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами. Порядок такого взаимодействия должен учитывать региональную программу по обращению с отходами и территориальную схему обращения с отходами. При этом деятельность регионального оператора производится на основании договора, заключенного с потребителями, на оказание услуг по обращению с ТКО.

Отметим, что региональный оператор отвечает за сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.

Полигон ТБО и ТКО

Полигон представляет собой один из объектов размещения отходов. Это специально оборудованное сооружение, которое предназначено для размещения отходов. Полигон включает объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

В соответствии с пунктом 7 статьи 23 Федерального закона № 89 от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления», исключение негативного воздействия на окружающую среду достигается за счет природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, которые и обеспечивают защиту окружающей среды. Это подтверждается мониторингом состояния окружающей среды, соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ. При этом пункт 2 «Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов» говорит о том, что исключение негативного воздействия на окружающую среду подтверждается результатами мониторинга окружающей среды, который проводят собственники полигона.

Статья 12 Федерального закона № 89 запрещает захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также на территории водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Кроме того, законодатель запретил захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза их загрязнения. В этой же статье указано, что объекты размещения отходов должны быть внесены в Государственный реестр объектов размещения отходов.

Тарифы, установленные на услуги по обращению с ТКО и ТБО

В соответствии со статьей 24.9 Федерального закона № 8, органы исполнительной власти субъектов осуществляют государственное регулирование тарифов в области обращения с отходами. Данные полномочия могут быть переданы органам местного самоуправления. При этом в отношении региональных операторов устанавливается единый тариф на услугу по обращению с ТКО. Иные тарифы, подлежащие регулированию, устанавливаются в отношении операторов по обращению с ТКО.

Постановление Правительства № 484 от 30.05.2016 года утвердило «Основы ценообразования в области обращения с ТКО» и «Правила регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО». Согласно пунктам 4 и 5 «Основ ценообразования…», обращение с ТКО осуществляются по ценам, которые устанавливаются по соглашению сторон, но не превышают утвержденные тарифы. При этом тарифы устанавливаются по отношению к каждой организации, которая выполняет регулируемые виды деятельности по обращению с ТКО.

Регулированию подлежат следующие виды тарифов:

  • единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;
  • тариф на обработку твердых коммунальных отходов;
  • тариф на обезвреживание твердых коммунальных отходов;
  • тариф на захоронение твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 4 «Правил регулирования …», тарифы начинают действовать с начала календарного года на срок не менее 12 месяцев (за отдельными исключениями). При это организация до 1 сентября года, который предшествует очередному периоду регулирования, должна представить в орган регулирования предложение об установлении тарифов. В свою очередь, такой орган принимает соответствующее решение не позднее 20 декабря года, предшествующего началу периода регулирования, на который устанавливаются тарифы.

Отметим, что если организация, осуществляющая захоронение ТКО, использует объект обработки ТКО, принадлежащий ей на праве собственности или на ином законном основании, то тариф на обработку ТКО для такой компании не устанавливается. При этом расходы на обработку ТКО учитываются при установлении тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов.

Что нужно для получения лицензии по обращению с отходами I-IV классов опасности

Соискатель лицензии для транспортировки отходов I-IV классов опасности должен иметь оборудованное транспортное средство (ТС), снабженное специальными знаками. Как подчеркивают в Росприроднадзоре, ТС должна принадлежать лицензиату на праве собственности или на ином законном основании. Согласно Правилам обращения с ТКО, транспортное средство категории N, транспортирующее твердые коммунальные отходы, называется «мусоровоз». Также Правила обращения с ТКО устанавливают требования к ТС.

Читать еще:  Почему у кур выпадают перья и как лечить куриную алопецию?

С информацией о порядке получения лицензии Росприроднадзора на обращение с опасными отходами Вы можете ознакомиться на нашем сайте. Кроме того, у нас Вы можете приобрести г отовую фирму с лицензией на вывоз твердых бытовых отходов.

Классификация твердых коммунальных отходов

Региональным операторам по обращению с коммунальными отходами придется иметь дело с твердыми коммунальными отходами. Это в свою очередь ставит задачу по их идентификации. В самом деле, за что именно придется отвечать? За весь мусор или только тот, что собирается из жилищь?

Законодательно закреплена только классификация по опасности.

Классы опасности твердых коммунальных отходов

По классу опасности для окружающей среды большинство видов ТКО в основном относятся к IV и V классу. При обращении с ТКО V класса не требуется лицензирование и составление паспорта на отходы. Тем не менее, к V классу опасности относится не так много ТКО, это крупногабаритный мусор, остатки от обрезки деревьев и кустов, ветки, листья, отходы парков и кладбищ. Вывозить и утилизировать такие отходы можно без лицензии.

Класс опасности конкретных видов твердых коммунальных отходов, приведенных в списках ниже, определяется по последней цифре в коде ФККО.

Кроме этого, коммунальные отходы можно классифицировать по источникам образования (жилье, предприятия, парки и т.д.), а также методам сбора (из контейнеров, с помощью уборочных машин). А для чего нужна классификация в принципе?

Классификация отходов, как метод управления потоками

Смысл классификации в формировании рациональной схемы управления коммунальными отходами. Ведь их состав, опасность и «утилизируемость» зависят от многих факторов. И для того, чтобы упорядочить эти разрозненные данные применяется классификация.

Фактически, классификация должна сформировать некую «дорожную карту» для каждого вида отходов. Имея данные о том, где образуются, как собираются и куда в основном направляются те или иные виды отходов возможно разработать рациональную и эффективную схему движения коммунальных отходов в перспективе, т.е. с учетом развития. Однако, такой подход не находит пока распространения, а в настоящее время смысл классификации сводится размерам экологических платежей, зависящих от класса опасности ТКО.

В отношении твердых коммунальных отходов, как впрочем и остальных, в настоящее время построить подобную классификацию невозможно. Федеральный классификационный каталог отходов фактически лишь закрепил класс опасности того или иного вида отходов. Он не классифицирует коммунальные отходы по способу обращения (сжигание, захоронение, утилизация).

Xто относится к твердым коммунальным отходам

Какие отходы следует относить к твердым коммунальным? Первичная идентификация производится согласно формулировке в 89-ФЗ. А именно:
«твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами

Обратите внимание, что имеются в виду отходы, образующиеся в помещениях. Иными словами, уличный смет по формулировке 89-ФЗ к ТКО не относится.

Федеральный классификационный каталог отходов содержит целый раздел в блоке 7, посвященный коммунальным отходами:
7 30 000 00 00 0 — отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению.

К твердым коммунальным отходам относятся позиции отходов, входящих в подтипы:
7 31 000 00 00 0 — отходы коммунальные твердые;
7 33 000 00 00 0 — отходы потребления на производстве, подобные коммунальным.

Ниже приведен список основных видов отходов, относящихся к твердым коммунальным, внесенных в ФККО:.

7 31 110 01 72 4

отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные)

7 31 110 02 21 5

отходы из жилищ крупногабаритные

7 33 100 01 72 4

мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)

7 33 100 02 72 5

мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный

7 33 151 01 72 4

мусор от бытовых помещений судов и прочих плавучих средств, не предназначенных для перевозки пассажиров

Список этот далеко не полный. Под большим вопросом правомочность отнесения к ТКО уличного смета, отходов от уборки территорий кладбищ, травы и прочих подобных отходов по версии Росприроднадзора. Это противоречит определению в 89-ФЗ, в котором четко сказано об образовании отходов в помещениях. Иными словами, по закону, к твердым коммунальным отходам не могут относиться субстанции, образованные вне помещений.

Кроме этого, отдельные компоненты твердых коммунальных отходов относятся к другим блокам и разделам ФККО. Например, блок 4 «Отходы потребления производственные и непроизводственные; материалы, изделия, утратившие потребительские свойства, не вошедшие в блоки 1 – 3 , 6 – 9» содержит такие подразделы как:

  • 4 02 100 00 00 0 Изделия из натуральных, синтетических, искусственных и шерстяных волокон, утратившие потребительские свойства, незагрязненные;
  • 4 05 120 00 00 0 Отходы потребления бумаги и картона с однокрасочной и цветной печатью;
  • 4 34 100 00 00 0 Отходы продукции из термопластов незагрязненные;
  • и многие другие.

Смысл классификации отдельных компонентов ТКО возникает при их раздельном сборе. Класс опасности, который дает нам ФККО для того или иного компонента твердых коммунальных отходов, фактически определяет необходимость наличия лицензии при их сборе. Так, например, для раздельного сбора и утилизации чистых ПЭТ бутылок. (4 34 181 01 51 5 лом и отходы изделий из полиэтилентерефталата незагрязненные) лицензия не требуется.

Однако на деле, пищевая упаковка имеет остатки напитков и еды — пищевые отходы. Такая упаковка из пластика попадает уже под другой код ФККО (4 38 196 42 52 4 упаковка из разнородных полимерных материалов, загрязненная пищевыми продуктами) и имеет IV класс опасности. Это относится практически ко всей пластиковой упаковке, содержащей остатки еды, например, 4 38 118 02 51 4 упаковка полиэтиленовая, загрязненная пищевыми продуктами.

Получается, что для раздельного сбора и утилизации пластиковой упаковки, лицензия все-таки необходима.

Зато для сбора макулатуры лицензия не требуется, т.к. основные виды макулатуры относятся к отходам V класса опасности:

  • 4 05 121 01 20 5 отходы потребления картона (кроме электроизоляционного, кровельного и обувного) с черно-белой и цветной печатью
  • 4 05 122 01 60 5 использованные книги, журналы, брошюры, проспекты, каталоги
  • 4 05 122 02 60 5 отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства
  • 4 05 122 03 60 5 отходы газет
  • 4 05 122 11 60 5 отходы бумажных этикеток
  • 4 05 123 11 60 5 печатная продукция с черно-белой печатью, утратившая потребительские свойства

В виду, того, что класс опасности определяет тот, у кого отходы образуются, то следует руководствоваться общим принципом минимизации класса опасности, т.е. надо выбирать код ФККО с низшим классом опасности, при сходном описании.

Подтверждать класс опасности отходов, включенных в ФККО, не требуется (п.2 ст. 14 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Перевод отхода из V класса в IV класс опасности 19.11.2019

Вопрос:

Подскажите, как перевести отход (картон, бумага, полиэтилен, полипролен) из 5 класса (незагрязненные) в 4 класс (загрязненные и т. п.), чтобы исключить сбор и сдачу во вторсырье, по причине малого объема образования и отсутствием пунктов сбора?

Ответ

Как вариант сделать биотестирование на 4 класс опасности, но тогда надо будет подобрать соответствующий отход в Федеральном классификационном каталоге отходов, утв. Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (ред. от 02.11.2018), чтобы соответствующие отходы были внесены в ФККО, также Вам придется делать протокол количественного химического анализа или на основании данных о составе из технологической документации разрабатывать паспорт на опасный отход и подбирать потом организацию, которая сможет его транспортировать и размещать.

Другой вариант исходить из следующего, согласно положениям п. 11 Порядка учета в области обращения с отходами, утв. Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721 (ред. от 25.06.2014), все значения количества отходов учитываются по массе отходов в тоннах и округляются:

  • с точностью до трех знаков после запятой (с точностью до килограмма) — для отходов I, II и III классов опасности;
  • с точностью до одного знака после запятой — для отходов IV и V классов опасности.

Также согласно данным банка отходов (db.wastebase.ru/wastebase.aspx) в состав отхода мусор и смет производственных помещений малоопасный. 7 33 210 01 72 4 и мусор и смет от уборки складских помещений малоопасный. 7 33 220 01 72 4 могут входить материалы, незагрязненные отходы которых по ФККО отнесены к IV–V классу опасности (например, грунт, песок, древесина, растительные остатки, бумага, картон, полиэтилен, стекло, текстиль), таким образом, если индивидуальных отходов (картон, бумага, полиэтилен, полипролен) образуется каждого менее 50 кг в год их можно учитывать в объеме отходов мусора и смета от производственных и складских помещений.

Ведущий специалист отдела эколого-правового консалтинга ООО «ЭКОТИМ»,
эксперт сайта ecovopros.ru Надежда Бирюкова

Компания «Преимущество»
Компания «Преимущество» осуществляет вывоз мусора в Москве и Московской области с 2005 года, имеет собственный автопарк новой спецтехники. Работаем круглосуточно, без выходных.

Читать еще:  Симптомы и лечение гемофилеза у кур

ООО Системные решения
Продажа прессов, упаковочного оборудования и расходных материалов.

Станкопэт
Высококачественное оборудование с высокой производительностью, отечественное производство, оперативные сроки поставки. Быстрая доступность в приобретение комплектующих деталей (минимальный срок просто.

© 2007-2019 Издательский дом «Отраслевые ведомости».
Вся информация, размещённая на данном сайте, принадлежит ООО «Отраслевые ведомости».
Несанкционированное копирование информации без ссылки на источник категорически запрещено

Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Перспектива экологической безопасности России – вторичное использование ТБО

В современном мире модернизации и новых технологий остается проблема, идущая из глубины веков: что делать с отходами?

Они бывают самыми разнообразными: жидкими, твердыми и газообразными с примесью твердых и жидких веществ.

Среди них выделяют отходы промышленные и бытовые.

Твердые бытовые отходы (ТБО) – это товары, продукты питания, вещи, потерявшие потребительские качества.

Классификация ТБО

  • биологические;
  • небиологические:
  • искусственные;
  • естественные (мусор).

С каждым годом количество мусора увеличивается и составляет на сегодня в России более 80 млн тонн в год ( в 2007 г. – 68 млн т/год, ежегодный прирост 3 %).

ТБО – это сложная гетерогенная смесь, состав которой зависит от уровня развития, культуры, традиций страны и даже времени года.

К ТБО относится:

  • бумага и продукты из целлюлозы (30 % от общего состава ТБО);
  • пищевые отходы (30 %);
  • пластмасса (4 %);
  • сплавы металлов (4 %);
  • вещи из текстиля и шерсти (4 %);
  • дерево (3 %);
  • стекло (25 % приходится на последние 4 категории);
  • кожаные изделия;
  • резина;
  • мусор с улицы или из дома.

Степени опасности

По виду и степени влияния на окружающую среду они делятся на:

  • отходы производства, которые не утилизируют, так как это экономически не выгодно, а сами они не представляют опасности для окружающей среды;
  • отходы, подлежащие переработке, или вторичное сырье;
  • отходы 3 класса опасности;
  • отходы 2 класса опасности;
  • отходы 1 класса опасности.

Иногда мы не задумываемся об опасности, когда выбрасываем разные предметы. При неправильной утилизации они могут не только быть опасными для здоровья людей, но и нанести непоправимый вред природной среде.

Примеры опасных ТБО приведены ниже:

  • батарейки и аккумуляторы;
  • электроприборы;
  • лаки, краски и косметика;
  • удобрения и ядохимикаты;
  • бытовая химия;
  • медицинские отходы;
  • ртутные термометры;
  • барометры;
  • тонометры;
  • лампы.

Безвредные, но содержащие токсичную начинку батарейки, градусники и пр. могут попасть в водоемы, грунтовые или подземные воды, а также испариться в атмосферу. Тем самым они наносят необратимый вред здоровью людей.

Законодательная база РФ

В современной России большое внимание уделяется проблеме обращения с ТБО, включающей в себя:

  • утилизацию (10–20 %);
  • складирование;
  • уничтожение отходов (80 %).

Слабое использование отходов в качестве вторичных ресурсов объясняется недостаточной законодательной базой. Многие годы разработка нормативно-правовой основы по обращению с отходами носила пробный характер и состояла из нескольких этапов:

  • консилиумы специалистов России и СНГ по вопросам нормативно-правового обеспечения в области ресурсосбережения и энергобезопасности;
  • изучение зарубежных директивных и нормативных документов в области обращения с ТБО;
  • разработка профильных стандартов Российской Федерации: «Ресурсосбережение», «Энергосбережение».

И лишь в 90-е годы были приняты два первых стандарта, действующих до сих пор:

  1. ГОСТ 30166-95 Ресурсосбережение. Основные положения.
  2. ГОСТ 30167-95 Ресурсосбережение. Порядок установления показателей в документации на продукцию.
  3. ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения.
  4. ГОСТ 30773-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов.
  5. ГОСТ 30774-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт опасности отходов. Основные требования.
  6. ГОСТ 30775-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация, идентификация и кодирование отходов. Основные положения.
  7. ГОСТ Р 51768-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Определение ртути в ртутьсодержащих отходах производства и потребления. Основные положения.
  8. ГОСТ Р 51769-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Основные положения.
  9. ГОСТ Р 52106-2003 Ресурсосбережение. Основные положения.
  10. ГОСТ Р 52104-2003 Ресурсосбережение. Термины и определения.
  11. ГОСТ Р 52107-2003 Ресурсосбережение. Классификация и определение показателей.
  12. ГОСТ Р 52108-2003 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Основные положения.
  13. ГОСТ Р 52105-2003 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация и методы переработки ртутьсодержащих отходов.

В основу всех 13 стандартов положены следующие нормативно-правовые документы:

  • федеральные законы, кодексы и постановления правительства;
  • санитарные нормы и правила;
  • строительные нормы и правила;
  • стандарты и технические условия;
  • ведомственные нормы и правила.

Разработкой Лянторского месторождения занимается компания “Сургутнефтегаз”. Какие перспективы имеет данное месторождение, можно узнать в этой статье.

У многих людей наступает паника, когда они случайно разбивают энергосберегающую лампочку. Что делать в этой случае – читайте по https://greenologia.ru/othody/metally/rtut/energosberegayushhaya-lampa.html ссылке.

Европейские стандарты

Современная Россия активно перенимает европейский опыт в области обращения с ТБО. Он выражается в директивных документах и стандартах. Страны, желающие быть принятыми в ЕС, должны сориентировать свое законодательство на перечень действующих в сообществе. В экологическую нормативно-правовую базу ЕС вошли 90 документов, разбитых на 9 групп:

  1. Общие положения.
  2. Качество воздуха.
  3. Управление отходами.
  4. Качество воды.
  5. Защита живой природы.
  6. Регулирование промышленного загрязнения и управление рисками.
  7. Химикаты и генетически модифицированные организмы.
  8. Шум от транспорта и механизмов.
  9. Ядерная безопасность и защита от радиации.

На основании данных документов можно выделить несколько принципов деятельности ЕС в сфере обращения с отходами:

  • предотвращение образования отходов;
  • обеспеченность производственными мощностями для размещения и переработки отходов;
  • введение новых технологий без финансовых затрат на предприятиях;
  • размещение мощностей по утилизации рядом с промышленными предприятиями;
  • увеличение ответственности производителя за цикл производимой продукции, удаление отходов, неблагоприятные последствия, недопущение ущерба природной среде и здоровью людей.

В современной России существует много законов и документов, регулирующих вопросы природопользования, обращения с отходами. Но в нашей стране пренебрегают проблемами государственной политики в области экологии. В Польше поступили иначе (не похоже на решение ЕС): в 2003 г. был принят закон об экологической политике на период 2003–2006 гг., в котором учитываются перспективы на 2007–2010 гг. Закон обязывает государство каждые 4 года разрабатывать и актуализировать экологическую политику Польши.

В этом государстве с каждым годом увеличивается объем отходов, как и в России. Сбор мусора организуют местные власти. Они:

  • издают правила для домовладельцев;
  • выдают лицензии фирмам-сборщикам и транспортировщикам;
  • взимают с домовладельцев оплату за вывоз мусора из квартир.

Созданы ассоциации по управлению отходами. Домовладельцы сами выбирают фирму по вывозу мусора, учитывая качество выполняемой работы и стоимость.

Россия стремится к европейским стандартам даже по сбору и вывозу отходов: уже сейчас существуют управляющие компании, решающие эти проблемы. Главную же проблему – вторичное использование отходов – можно решить лишь с помощью развитой инфраструктуры перерабатывающих заводов.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector