Приразломное месторождение — эффективная добыча нефти

Новая нефть – новые условия добычи

Сказано новое слово в области отечественной нефтедобычи. Приразломное месторождение стало первой ласточкой в освоении морских подземных богатств Заполярья и Дальнего Востока. Это перспективное решение которое принесет нашей стране очень большую выгоду в экономическом плане и что намного ценнее, энергетическую независимость. Однако, Арктика накладывает свои ограничения на эксплуатацию этого месторождения.

Данной природной зоне присущи суровые атмосферные условия. Так, водная поверхность замерзает на 7 месяцев, толщина льда составляет около 2 м, температурный минимум может достигать -45 °С. Запасы нефти расположены в наиболее изученной части российской Арктики – на шельфовом продолжении Варандей-Адзьвинской литосферной плиты, где в начале 90-х был проведен подробный тектонический мониторинг с бурением четырех разведочных скважин.

Где находится

Оказалось, что обнаруженные залежи являются ответвлением обширного Тимано-Печорского нефтегазоносного бассейна, граница которого на юге доходит до Перми. Его осадочная порода состоит из палеозойских и мезозойских отложений.

В свое время они послужили исходным материалом для современных нефтяных и газовых образований. Разработка континентальных запасов стартовала в XVIII столетии (тогда на Ухте были обнаружен выход нефти на земную поверхность), однако до освоения Крайнего севера как нефтегазоносного региона руки дошли только через двести лет.

Основные характеристики месторождения

Глубина Северного Ледовитого океана здесь не превышает 19–20 метров, зато мощность Приразломного оценивается в 72 млн тонн нефти. Его строение выглядит как двухкупольная антиклинальная складка с северо-западным простиранием. Не исключено присутствие мелких разломов (горных нарушений), сопровождающих складочную ось.

В верхнем слое залегают глины, под ними располагаются нефтенасыщенные слои, которые разделены плотными породистыми перегородками. Месторождение содержит высококачественное сырье. Полезное ископаемое вмещает небольшое количество серы, имеет хорошие характеристики по плотности и вязкости, по результатам анализа напоминая марку Urals.

Новый сорт получил название арктической нефти ARCO (ArcticOil).

На основании принятой ОАО «Газпром» концепции работы компании на шельфе предполагается совместная разработка Приразломного и Долгинского нефтяных месторождений. Этот шаг является составной частью стратегии по комплексному обустройству месторождений Баренцева, Карского и Охотского морей. Ее суть заключается в освоении ряда недалеко находящихся друг от друга месторождений.

Такой подход даст возможность снизить расходы, а также подготовит предпосылки для системной разработки морских месторождений. Большим плюсом в этом случае является полное отсутствие связанной с их эксплуатацией социальной инфраструктуры, хотя с учетом освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения ее объекты в дальнейшем возводить придется. Помимо прочего, потребуются вахтовый поселок перевалочной базы и отраслевой вертодром.

Сроки начала и окончания разработки месторождения

Промышленная разработка месторождения началась в декабре 2013 года. Именно тогда в хранилище технологического комплекса, где представлены передовые отраслевые достижения платформы «Приразломная», была закачана первая нефть. Период разработки рассчитан на 25 лет.

Особенности добычи на данном месторождении

Главным объектом хозяйственной деятельности на месторождении считается уже упомянутая морская нефтедобывающая платформа «Приразломная», с которой в настоящее время бурится до 40 наклонно направленных скважин длиной 7 тыс. м. Следует учитывать, что продуктивные горизонты залегают на глубине 2,3–2,7 км. Другие основные особенности применяемой технологии следующие.

Данный объект, созданный на ОАО ПО« Севмаш», обеспечит подготовку скважин, добычу, а также хранение и отправку нефти потребителям. Специфичность его конструкции состоит в устойчивом сопротивлении ледовым нагрузкам, практически полной автономности с круглогодичным функционированием. Она надежно удерживается на дне моря за счет собственной массы, которая составляет не менее 500 тыс. тонн.

Построены ледостойкие танкеры «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров», транспортирующие нефть от платформы в пункты назначения челночным методом. Также для надежного обслуживания подразделений «Газпромнефтьшельфа» задействованы многоцелевые ледоколы «Владислав Стрижов» и «Юрий Топчев», «Венгери».

На «Приразломной» утечка и возможность взрыва маловероятны по той причине, что танки-хранилища с добытым сырьем располагаются внизу конструкции, а толстостенный кессон имеет двойное дно.

Плюс, при «мокром хранении» воздух в хранилища не поступает.
Перекачка нефти осуществляется комплексом прямой отгрузки. Два специальных приспособления гарантируют свободный проход судна к платформе даже в самой неблагоприятной обстановке. Чтобы избежать нефтяной утечки, оборудование снабжено аппаратурой аварийного остановки. Это позволяет прервать процесс за 7 секунд.

Технологическая идея «Приразломной» в дальнейшем предполагает способность накапливать жидкое полезное ископаемое, добытое поблизости. Это будет способствовать более продуктивному применению дорогостоящего оборудования и более рациональному обустройству добычных точек. Её емкости вмещают 110 тыс. кубометров нефти.

Компании, разрабатывающие месторождение, и численность персонала

Корпорация «Газпромнефть» является собственником ООО «Газпромнефтьшельф», которое монопольно владеет правом разрабатывать месторождение в Печорском море. Кроме представителей промышленно-финансовой группы «Газпром» в круг лиц, реализующих данный проект, входят топ-менеджеры «Совкомфлота» и «ФЕМКО». Обслуживающий персонал достигает 5 000 исполнителей: жилой блок нефтедобывающей платформы рассчитан на 200 человек (1 вахта) плюс экипажи судов и аппарат управления.

Перспективы

В настоящий момент продолжается разбуривание месторождения российским подрядчиком «Газпромбурение». В 2015 году планируется пробурить 4 скважины. Падение мировых цен на нефть никак не сказалось на ритме работы «Приразломной», и если все будет идти по намеченной программе, через 5 лет вложения в проект стоимостью 120 млрд рублей полностью окупятся. К 2018 году развитие добычи достигнет 4 млн тонн, к 2020-му – 5,5 млн тонн. Затем возможен пик объема среднегодовой добычи в 6,6 млн тонн, хотя сейчас такая задача не ставится. Следует сосредоточиться на научных исследованиях, чтобы определиться относительно корректировки дальнейшего режима функционирования объекта.

Читать еще:  Правила выбора насосного оборудования

Вообще разведано 17 западноарктических месторождений, причем лишь 2 (Штокмановское и Приразломное) расцениваются как реальный потенциал на будущее. Всем другим специалисты отводят роль «попутчиков», да и то после того, как станут известны сведения, полученные в результате их детальной разведки, а также первые итоги разработки основных месторождений. Разработка арктического шельфа по капиталоемкости пока малопривлекательна, и из-за высокой себестоимости подготовительных операций выбор вариантов ограничен. А инвестиций, сопоставимых с годовым бюджетом некоторых стран, ждать не приходится; особенно после введения против РФ экономических санкций.

Аварии загрязняющие окружающую среду радиационными отходами очень опасны. Подробнее об этом по ссылке.

Какие проблемы экологического характера ставит перед нами современный мир? Узнайте об этом по https://greenologia.ru/eko-problemy/globalnye.html ссылке.

Влияние добычи нефти на экологию региона

В условиях морской добычи дополнительным осложнением при эксплуатации являются также повышенные экологические требования. В связи с этим на платформе используется ряд прогрессивных ноу-хау.

Ингибиторы, которых для технологического процесса требуется сравнительно немного. Данный метод пользуется популярностью у западных компаний благодаря своей безопасности.
Схема хранения и транспортировки шлама, которая изолирована и проста в эксплуатации. Соблюдается принцип «нулевого сброса», что исключает непосредственное удаление отходов в море. Они отправляются в отдельную, специально отведенную для этой цели скважину.

Тара, ртутные лампы, аккумуляторы вместе с возможными избытками шлама удаляются на берег.

Уникальные клапаны, специально изобретенные для данной платформы с учетом особенностей проведения операций в этом регионе. Так что риск аварийного фонтанного выброса минимизирован путем оснащения скважин двойной системой защиты.

Еще до официального пуска объекта Greenpeace организовывал протесты близ платформы «Приразломная». Особенно напряженная обстановка складывалась там в сентябре 2013-го: деятельность активистов создавала угрозу безопасности обслуживающего персонала. Впоследствии чрезвычайная ситуация путем силового давления и переговоров разрешилась, а на инициаторов акции было заведено уголовное дело. По заявлениям управляющей компании отрицательного влияния деятельности нефтяников на окружающую природную среду не наблюдается.

О техногенных происшествиях, связанных с работой упомянутой платформы, также до сих пор пока ничего не известно.

Приразломное

Название: Приразломное нефтяное месторождение

Расположение: В Печорском море в 60 км от берега.

Лицензия: Владелец — ООО «Газпром нефть шельф» (100-процентное дочернее общество ПАО «Газпром нефть»).

Оператор разработки: ООО «Газпром нефть шельф»

Запасы: На момент начала извлекаемые запасы оценивались более чем в 70 млн тонн нефтяного эквивалента. По состоянию на январь 2017 года на месторождении было построено десять скважин: шесть добывающих, три нагнетательных и одна поглощающая. Всего же к 2023 году планируется пробурить 32 скважины — 19 добывающих, 12 нагнетательных и одну поглощающую. Бурение скважин планируется завершить в 2022 году.

Добыча: Началась 20 декабря 2013 года. Первая нефть с месторождения была отгружена 18 апреля 2014 года. В 2014 году было добыто 300 тыс. тонн нефти, в 2015 году — 800 тыс. тонн нефти, в 2016 году — 2,15 млн тонн нефти. Выход на проектную мощность — 4,8 млн тонн нефтяного эквивалента — запланирован на 2023 год. Период эксплуатации месторождения — 36 лет.

Транспортировка: Нефть с месторождения сначала транспортируется на танкер-накопитель «Умба», установленный на рейде в Кольском заливе вблизи Мурманска, дедвейтом 300 тыс. тонн, а уже оттуда отдельными танкерами идет в Европу.

Особенности: Первый и пока единственный в России проект по освоению углеводородных ресурсов шельфа Арктики. Нефть, добываемая на Приразломном месторождении, получила название Arctic Oil (ARCO).

Месторождение, как принадлежащее «Газпром нефти», находится под санкциями.

Чистый убыток ООО «Газпром нефть шельф» в 2014 году, по данным «СПАРК-Интерфакса», составил 3,3 млрд рулей.

Одна из новелл фильма «Елки 5» происходит на платформе «Приразломная», с которой ведется добыча на месторождении.

История освоения: Освоение Приразломного — пожалуй, самый известный реализованный долгострой в российской нефтегазовой отрасли. Оно было открыто в 1989 году производственным объединением «Арктикморнефтегазразведка».

В 1992 году для его освоения была создано ЗАО «Росшельф», где одним из акционеров был «Газпром» с долей в 20%. «Росшельфу» принадлежала лицензия на месторождение.

Изначально предполагалось разрабатывать Приразломное с привлечением зарубежных инвесторов — в качестве партнеров или финансирующих организаций назывались Европейский банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация (IFC), BHP Petroleum, Wintershall AG. Заказ на строительство морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная» был размещен в 1995 году на ПО «Севмаш» (тогда — ПО «Севмашпредприятие». По расчетам «Росшельфа», добыча на месторождении должна была начаться в 1998-1999 годах, выход на проектный уровень — 5,8 млн тонн нефти в год — в 2001-2002 годах. Всего же добыча должна была вестись до 2020 года.

Однако иностранные компании по очереди отказывались от участия в проекте. В 1999 году BHP Petroleum — из-за экономической нецелесообразности проекта, а в 2001 году ее преемник — Wintershall AG — сообщил о заморозке проекта как минимум на год из-за невозможности договориться по условиям соглашения о разделе продукции.

Читать еще:  Профнастил для кровли - современный материал для крыши, размеры

В итоге в 2001 году было принято решение, что Приразломное будут разрабатывать три российских компании: «Газпром», «Росшельф» и «Роснефть». Лицензия была передана в совместное предприятие «Росшельфа» и «Роснефти» — ООО «Севморнефтегаз». В 2002 году «Севморнефтегаз» подписал с «Севмашем» контракт на достройку платформы. Разумеется, срок ее сдачи сдвинулся на 2004 год, а добыча первой нефти на месторождении — на 2005 год. Интересный факт — в качестве основы «Приразломной» взяли подержанную платформу Hutton TLP, которую выкупили у Conoco. Ранее руководство «Росшельфа» и «Газпрома» выступало категорически против покупки подержанной платформы за рубежом.

Однако денег на постройку платформы не было, сроки завершения строительства постоянно переносились. В 2004 году из проекта ушла «Роснефть» — компания продала свои доли в «Росшельфе» и «Севморнефтегазу» «Газпрому», который по сути стал единственным оператором проекта.

В итоге платформа была готова в 2010 году, а после отбуксирована в Мурманск, где ее достраивали и балластировали бетоном. В августе 2011 года платформа была установлена на месторождении, а в декабре 2013 года началась добыча нефти Приразломного.

Текущий статус: Ведется добыча, идут работы по строительству новых скважин, планируется выход на максимальную добычу.

Происшествия: 18 сентября 2013 года активисты «Гринпис» попробовали проникнуть на платформу «Приразломная», с которой ведутся работы на месторождении. Им это не удалось, судно активистов Arctic Sunrise было арестовано и 24 сентября вместе с командой (30 человек) доставлено в Мурманск. Команда обвинялась в пиратстве, а также хранении и контрабанде наркотических средств. Однако в связи с амнистией команда в итоге была выпущена. 9 августа 2014 года корабль вернулся в Амстердам. В октябре 2014 года Следственный комитет прекратил дело в связи с амнистией.

Приразломное месторождение

Приразломное нефтяное месторождение открыто в 1989 году и содержит более 70 млн т извлекаемых запасов нефти.

Оно расположено в юго-восточной части шельфа Печорского моря в 55 км к северу от пос. Варандей, в 320 км к северо-востоку от г. Нарьян-Мар (р. Печора) и в 980 км от Мурманска. Глубина моря в районе месторождения составляет 19-20 м, срок его разработки – 36 лет.

В настоящее время разработка Приразломного месторождения — первый российский проект по добыче углеводородов на шельфе Арктики. Впервые добыча углеводородов на арктическом шельфе ведется со стационарной платформы – морской ледостойкой стационарной платформы (МЛСП) «Приразломная». Сегодня «Приразломную» можно с полным основанием считать настоящим символом успеха России в освоении самого северного региона планеты.

Район, в котором расположено месторождение, характеризуется сложными природно-климатическими условиями: ледяной покров окружает платформу в течение 7 месяцев с ноября по май, высота торосов достигает 2 метров, минимальная температура воздуха может опускаться до — 50 °С, а полярная ночь длится почти два месяца.

Добыча нефти на Приразломном месторождении началась в декабре 2013 года. В апреле 2014 года была отгружена первая партия арктической нефти сорта ARCO (Arctic Oil). Команду на отгрузку дал президент России Владимир Путин. По итогам 2014 года потребителям Северо-западной Европы было отгружено более 300 тыс. тонн нефти.

В общей сложности проектом предусмотрен ввод в эксплуатацию 32 скважин. Все скважины на МЛСП «Приразломная» бурятся методом наклонно-направленного бурения, их протяженность составляет от 4 до 8 тыс. метров. При этом общая перспективная длина скважин Приразломного месторождения превысит 200 км.

Схема разработки месторождения

Приразломное месторождение

Приразломное месторождение – первое и в настоящий момент (2019 г.) единственное месторождение на российском арктическом шельфе, где ведется добыча нефти. Лицензия на разработку месторождения принадлежит компании ООО «Газпром нефть шельф» (дочернее общество ПАО «Газпром»).

Приразломное месторождение находится на шельфе Печорского моря, в 55 км к северу вахтового поселка Варандей и в 320 км к северо-востоку от г. Нарьян-Мар. Глубина моря в районе месторождения составляет 19-20 метров.

Запасы месторождения оцениваются в 70 млн тонн нефти, проектный годовой уровень добычи – 5,5 млн тонн нефти в год. Нефть, добываемая на Приразломном месторождении выделена в отдельный сорт, получивший название ARCO (Arctic Oil). Сырье имеет высокую плотность, повышенное содержание серы, но вместе с тем – низкое содержание парафинов.

Добыча нефти ведется со морской ледостойкой стационарной платформы – МЛСП «Приразломная», которая позволяет производить все необходимые для освоения месторождения операции – бурения, добычу, хранение и отгрузку нефти на танкеры. Проектом предусмотрено бурение 32 скважин, устья которых находятся внутри платформы. Также платформа «Приразломная» оборудована специальными системами, позволяющими в случае неконтролируемого выброса нефти и газа перекрывать скважины в течение 10 секунд.

Попытки изучение шельфа Печорского моря исследователи начали предпринимать с 1960-х годов. Но систематическая сейсморазведка стала применяться только в конце 1970-х, когда для этих целей была организована Мурманская геологоразведочная экспедиция (ММГРЭ). В дальнейшем она была переименована сначала в трест «Северморнефтегазгеофизразведка» (в 1985 году), а затем в трест «Севморнефтегеофизика» (в 1988 году).

Наличие залежей в Приразломной структуре впервые было выявлено сейсморазведкой в 1977 году. В 1980-87 гг. здесь проводились работы по подготовке к глубоководному бурению.

С 1981 года в пределах акватории Печорского моря производственным объединением «Арктикморнефтегазразведка» проводится разведывательное бурение. Работы осложняются относительно коротким межледовым периодом – около 90 – 120 дней в году. В октябре 1989 года на участке получена первая арктическая нефть на Приразломной площади.

Читать еще:  Септики восход: описание, установка и эксплуатация

Дальнейшие работы позволили создать геологическую модель месторождения, а также произвести предварительную оценку запасов пластов.

Платформа «Приразломная»

Для освоения месторождения решено было создать морскую ледостойкую стационарную платформу (МЛСП) «Приразломная». Заложена платформа была в декабре 1995 года на производственном объединении «Севмаш».

Однако спущена на воду платформа была только в через 15 лет – в 2010 году. После спуска МЛСП отбуксировали в Кольский залив для достройки на 35-м судостроительном заводе. В августе 2011 года строительство платформы «Приразломная» было завершено, и она была установлена на выбранном месте в Печорском море.

В течение следующего года платформу укрепили защитной щебне-каменной бермой. Объем бермы составил свыше 45 000 м3. Параллельно с этим объект проходил независимый аудит с участием таких компаний, как Schlumberger, Halliburton, Kvaerner и ЦНИИ морского флота. По проведению аудита платформа получила заключение о соответствии международным стандартам.

Добыча нефти на Приразломном месторождении началась 19 декабря 2013 года. Уже в апреле 2014 года была отгружена первая партия арктической нефти, которая получила специальное название – сорт ARCO.

Транспортировка

Нефть с Приразломного месторождения отгружается на экспорт – в основном в Северо-Западную Европу, в так называемый регион ARA (Амстердам – Роттердам – Антверпен). Это обусловлено, во-первых, логистической доступность региона, а во-вторых, наличием в нем НПЗ, специализирующихся на переработке тяжелых нефтей, под классификацию которых как раз попадает сорт ARCO.

На первом этапе нефть с МЛСП «Приразломная» транспортировалась до Роттердама двумя челночными танкерами: «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров». Дедвейт каждого не превышал 70 тыс. тонн.

В 2016 году транспортно-логистическая схема отгрузки нефти с Приразломного месторождения была изменена. В цепочку включен танкер-накопитель «Умба», установленный на рейде в Кольском заливе вблизи Мурманска. Он получает нефть не только с Приразломного, но также с Новопортовского месторождения. Такая схема позволяет существенно повысить эффективность поставок за счет сокращения времени кольцевых рейсов танкеров, курсирующих с месторождений, и использования стандартного флота для отправки нефти с плавучего нефтехранилища к потребителю.

Танкер УМБА относится к классу VLCC и обладает грузовместимостью 300 тыс. тонн. Максимальный грузооборот плавучего перевалочного комплекса составляет 15 млн тонн в год.

Приразломное месторождение

Приразломное месторождение на сегодняшний день является единственным действующим в России проектом по добыче углеводородов на шельфе Арктики. Основным объектом обустройства месторождения является морская ледостойкая нефтедобывающая платформа «Приразломная».

Видеорепортаж Виталия Бузуева: «Приразломная. Без права на ошибку» (RTД)

Видеорепортаж Артема Ямщикова: «Энергетика. Приразломная — рукотворный остров» (Россия 24)

«Приразломное. Первый проект по добыче нефти на шельфе Российской Арктики», 2 минуты

«Платформа „Приразломная“. Она такая одна», 1 минута

Цифры и факты

Приразломное нефтяное месторождение открыто в 1989 году. Оно находится на шельфе Печорского моря, в 60 км от берега (пос. Варандей). Глубина моря в районе месторождения составляет 19–20 м.

Запасы нефти Приразломного месторождения превышают 70 млн тонн, что позволяет достичь годового уровня добычи порядка 5,5 млн тонн.

В 2018 году на месторождении добыто 3,2 млн т нефти.

Реализация проекта

Лицензией на разведку и добычу углеводородов на Приразломном месторождении владеет ООО «Газпром нефть шельф» (до переименования — ЗАО «Севморнефтегаз») — 100-процентное дочернее общество ПАО «Газпром нефть».

Добыча нефти на Приразломном месторождении началась в декабре 2013 года.

По состоянию на 31 декабря 2018 г. в эксплуатацию введены 16 скважин из 32 запланированных.

В Печорском море произведена отгрузка первой партии нефти с платформы «Приразломная», 8 минут

Технологии

Нефтедобывающая морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) «Приразломная» была создана специально для разработки Приразломного месторождения. Она обеспечивает выполнение всех технологических операций: бурение, добычу, хранение нефти, подготовку и отгрузку готовой продукции. «Приразломная» проектировалась с учетом характеристик арктического региона и рассчитана на эксплуатацию в экстремальных природно-климатических условиях, отвечает самым жестким требованиям безопасности и способна выдержать максимальные ледовые нагрузки.

Устья всех скважин, которые планируется пробурить на месторождении, находятся внутри платформы — ее основание одновременно является буфером между скважиной и открытым морем. Кроме того, установленное на скважинах оборудование призвано предотвратить возможность неконтролируемого выброса нефти или газа. Отгрузочная линия по перекачке нефти на танкер оборудована системой аварийной остановки и закрытия, которая срабатывает мгновенно. Круглосуточный контроль состояния МЛСП «Приразломная» обеспечивает специальная система, состоящая более чем из 60 датчиков, моментально реагирующих на изменения в ее работе.

Морская ледостойкая нефтедобывающая платформа «Приразломная»

Нефть сорта ARCO

Новый сорт нефти, добываемой на Приразломном, получил название ARCO (Arctic Oil). Он впервые поступил на мировой рынок в апреле 2014 года. Нефть ARCO отличается высокой плотностью (около 910 кг на куб. м), повышенным содержанием серы и низким содержанием парафина. Относительно тяжелая по сравнению с обычной российской экспортной нефтью, ARCO хорошо подходит для глубокой переработки на заводах северо-западной Европы. Из нее производятся уникальные химические продукты, которые могут использоваться в дорожном строительстве, шинном производстве, в космической и фармацевтической отраслях.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector