Природный газ — двигатель прогресса на планете

Рубрика “Добыча газа”

Категория: Добыча газа

Природный газ – ценнейший энергоноситель, который является экологически чистым типом топлива. Добыча газа ежегодно возрастает, что связано с ростом промышленного производства и увеличением народонаселения планеты.

Наиболее крупным импортером газа является Россия. Большая часть российского газа поставляется по трубопроводам. В основном он идет в Европу. Больше всего газа поступает в Германию (39,8 млрд м³), Турцию (26,2 млрд м³) и Италию (24,9 млрд м³). Небольшая часть российского газа в виде сжиженного природного газа поступает в Японию и Южную Корею.

Роль газа в современном мире

В современной экономике ведущую роль играют энергетические ресурсы. Показателем развития экономики каждого государства является уровень потребления им энергоресурсов. О их важности говорит то, что более 70 % добываемых полезных ископаемых относятся к категории энергоресурсов. Одним из важнейших видов энергоресурсов является природный газ. В настоящее время объем газа в энергетическом балансе планеты составляет около 25 %, а к 2050 году он увеличится до 30 %.

Крупнейшими потребителями газа являются США (646 млрд м³, 2009 г.) и Россия (389,7 млрд м³). Их потребление газа составляет соответственно 22 % и 13,3 % от мирового потребления газа.

Поскольку роль такого энергоресурса, как газ, в мировой экономике очень велика, то большое значение имеют и страны – импортеры газа. Для оценок импорта газа можно воспользоваться последним статистическим сборником компании British Petroleum, выпущенным в середине прошлого года.

В соответствии с этим документом на первом месте по добыче природного газа находятся США, которые добывают 687,6 млрд м³, что составляет 20,5 % всего добытого в мире газа.

На втором месте – Россия с 604,8 млрд м³ (17,8 %).

Необходимо отметить, что выход США на первое место по производству газа связан с разработкой в этой стране технологии сланцевого газа. Эта технология включает закачивание в пробуренную на глубине от 500 до 3 000 м скважину, проходящую через слой сланца, водного раствора под большим давлением. В результате этого происходит гидравлический разрыв пласта и образуются трещины, по которым газ поступает в скважину. Себестоимость такого газа довольно высока, поэтому при низких ценах на газ они становятся нерентабельными.

Использование газа

Природный газ может быть использован в первую очередь как топливо в промышленности и в быту. При этом он имеет ряд преимуществ. Эти преимущества газа таковы:

  • полнота сгорания без копоти и дыма;
  • после его сгорания не образуется зола;
  • легкость розжига и регулировки величины пламени;
  • простота транспортировки к потребителю;
  • отсутствие вредных продуктов сгорания.

Важную роль играет относительная дешевизна добычи газа. Если газ сравнить с углем, то стоимость 1 тонны газа в пересчете на условное топливо составит всего 10 % от стоимости угля.

Газ используется в металлургической, цементной, легкой, пищевой отраслях народного хозяйства в качестве топлива. Газ также используется как сырье для химической промышленности. Часто газ заменяет обычные виды топлива, такие как уголь, мазут или торф. Благодаря высоким качествам газа при его применении увеличивается эффективность производства. Например, в металлургической промышленности использование газа позволяет сэкономить дорогостоящий кокс, увеличить производительность печей и улучшить качество производимого металла. Применение газа на тепловых электростанциях позволяет значительно сэкономить на транспортировке топлива, увеличении времени работы котлов, автоматизации управления электростанцией и сокращении численности необходимого персонала.

В последнее время важным направлением применения газа является использование его в качестве топлива для автомобилей. Такой подход позволяет уменьшить выброс вредных веществ, образующихся при работе автомобильного двигателя, на 40–60 %.

По различным отраслям хозяйства потребление газа разделяется приблизительно таким образом:

  • 45 % газа используется в промышленности;
  • 35 % используется в тепловых электростанциях;
  • 10 % газа идет на нужды жилищно-коммунальной отрасли.

Запасы газа

В связи с большой ролью, которую играет природный газ в экономике планеты, серьезное значение придается запасам газа. При этом с каждым годом данные уточняются. Существует несколько источников информации по запасам газа, выпущенными такими солидными организациями, как ЦРУ, ОПЕК или компания British Petroleum. В соответствии с этой информацией разведанные и подтвержденные запасы газа на планете составляют приблизительно 185 трлн м³. По расчетам ученых этого количества газа может хватить жителям планеты на 63 года.

Американская геологическая служба считает, что в эти запасы необходимо добавить приблизительно 140 трлн м³ не открытых пока запасов, 85 трлн м³ труднодоступных запасов. А всего, как предполагает эта служба, потенциальных запасов газа на планете, кроме разведанных и подтвержденных, может быть еще около 290 трлн м³.

Наибольшее количество разведанных запасов газа расположено на территории России (48,7 трлн м³), что составляет почти четверть объема на Земле. На 2-м месте находится Иран (34 трлн м³), на третьем – Катар (25 трлн м³).

Большая река всегда по-особому красива. Убедитесь в этом прочтя нашу статью.

В наше время экономия – не пустое слово. Как это делать в отношении автомобильного топлива – читайте по https://greenologia.ru/eko-problemy/proizvodstvo-neft/raschet-topliva.html ссылке.

Месторождения природного газа и способы добычи

Новое Яро-Яхинское месторождение

Рассмотрены расположение и особенности нового газоконденсатного месторождения в Западной Сибири. Новое месторождение разрабатывается ОАО «Арктикгаз» – дочерней компанией таких гигантов, как «Газпром» и «Новатэк». Рассмотрены возможные экологические проблемы

Еты-Пуровское месторождение нефти: подробности и характеристики

Еты-Пуровское месторождение (имеется в виду нефтяное) является крупнейшим среди аналогов в Уральской части РФ. Оно…

Газ с Южно-Русского месторождения

Рассмотрены возможности и перспективы развития Южно-Русского нефтегазового месторождения в Западной Сибири. Оценены последствия добычи газа для экологии местности

Южно-Тамбейское месторождение — ГКМ в регионе стратегических интересов ОАО «Газпром»

В последнее время интересами «Газпрома» стала консолидация газовых активов. Компания уже успела приобрести акции «Новатэка», и «Сибнефтегаза». Южно-Тамбейское ГКМ может оказаться в руках монополиста

Ковыкта — одно из самых крупных месторождений планеты

Получив в результате банкротства «РУСИА Петролеум» четыре года назад лицензию, компания «Газпром» находится в самом начале пути по разработке Ковыктинского газоконденсатного месторождения

Штокмановское месторождение. Проект XXI века

В шестистах километрах от северного берега России во льдах Баренцева моря идет подготовка к разработке крупнейшего газового месторождения – Штокмановского

Теплое дыхание Заполярного

Молодое предприятие с большим технологическим потенциалом успешно осваивает регулируемое месторождение природного газа и газового конденсата

Медвежье месторождение — первенец газовой промышленности на территории Крайнего Севера России

Уникальное по запасам газа Медвежье ГКМ расположено на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Тендер на реконструкцию этого известнейшего месторождения выиграло ЗАО «Стройтрансгаз»

Бованенково. Газ из Заполярья

Статья об особенностях газодобычи на Бованенковоском месторождении природного газа. Рассмотрены основные характеристики, этапы освоения, нюансы развития

Месторождения природного газа в России: Ленинградское, Русановское, Астраханское, Сахалин-3, Оренбургское, Игримское и Ледовое

Россия обладает несколькими десятками нефтегазовых месторождений. Большинство расположены в недрах арктических морей и процесс разработки осложнён специфическими климатическими условиями

Ямбург: Заполярье, дающее тепло

Ямбург – один из крупнейших газодобывающих комплексов Западной Сибири

Уренгойское месторождение природного газа

Статья об Уренгойском газоконденсатном месторождении, истории его освоения, особенностях эксплуатации перспективах развития

Природный газ – сырье, а не готовое топливо

Сотни миллионов лет Земля готовила людям незаменимый продукт – природный газ. Более экономичного и экологически чистого природного топлива пока не найдено.

Состав, добыча и использование природного газа

Природный газ является одним из основных источников энергии для человеческой деятельности.

Сланцевый газ – прорыв в сырьевой промышленности или скрытая опасность

В последнее время ситуация вокруг сланцевого газа становится все более напряженной, отношение различных стран к ней неоднозначно из-за угрозы экологической катастрофы

Влияние потребления газа на экологию планеты

Главной причиной ухудшения экологии Земли является деятельность человека и, в частности, загрязнение атмосферы отходами, возникающими при сжигании топлива. При этом опасность представляет воздействие парниковых газов. К таким газам относятся диоксид углерода СО₂ и метан.

Если сравнивать влияние природного газа с влиянием других типов топлива, то газ создает меньшее количество парниковых газов. Это связано с его химическим составом и большей теплоотдачей. Однако при горении природного газа также образуются парниковые соединения. Например, за 30 лет объем выбросов углерода, связанных с использованием природного газа, увеличился вдвое.

Читать еще:  Антибиотики для цыплят в первые дни жизни — названия и правила применения для лечения и профилактики болезней

Основную вину за это несут страны с развитой промышленностью. Так США выбрасывают 20 % от всего объема, страны Европы –18 %, а Россия – 15 %.

Определенный вред экологии могут принести новые технологии добычи сланцевого газа в случае неосторожной эксплуатации. Во-первых, это возможность заражения химикатами подземных вод, во-вторых, возможность микроземлетрясений в местах гидроразрыва, в-третьих, возможность утечек метана, являющегося парниковым газом, в атмосферу. Все это требует тщательной подготовки к бурению скважин и анализа последствий такого метода добычи газа.

  • При развитии мировой экономики требуется большое количество энергоресурсов типа природного газа.
  • Одним из крупнейших производителей и импортеров газа является Россия.
  • На планете имеются большие запасы газа, и почти четверть таких запасов находится на территории России.
  • Для улучшения экологии Земли необходимо оптимизировать технологии использования газа с целью уменьшения выбросов парниковых газов.

Зачем транспортные компании переходят на природный газ и почему это спасет Землю

Климатические изменения и ухудшение качества воздуха — одни из наиболее серьезных проблем, стоящих перед человечеством. Для разрешения этих проблем ООН сформулировала долгосрочные цели устойчивого развития (ЦУР ООН) до 2030 года. Эта программа состоит из 17 целей, направленных в том числе и на сохранение ресурсов планеты. Для достижения их показателей необходимы совместные усилия правительств разных государств, самого общества и бизнеса. Для последнего исправление общей экологической ситуации — это самый серьезный вызов. С другой стороны, сложившаяся ситуация и происходящие в экономике процессы также предоставят бизнесу новые широкомасштабные возможности для развития, стимулируя технический прогресс и развитие новых, экологически чистых технологий. Генеральный директор CNH Industrial и IVECO в России Фабрицио Чеполлина рассказал о преимуществах двигателей на природном газе и объяснил, почему они будут выгодны не только бизнесу, но и всей планете в целом.

Для достижения общемировых целей, установленных ООН, вне зависимости от предпринятых технических и технологических шагов по озеленению экономики необходимо будет дополнительно сократить выбросы в энергетике, транспорте и строительстве, а также во всем промышленном секторе в целом.

На данный момент не существует единого решения для декарбонизации всего транспортного сектора. Компании-лидеры рынка, занимающиеся разработкой экологически чистых визионерских решений для транспортной индустрии, изучают, какой набор технологий отвечает требованиям различных задач транспортировки. Первое очевидное решение — использование природного газа, в который мы инвестируем уже более 30 лет. По прогнозу Международного энергетического агентства (IEA), потребление природного газа в мире может вырасти до 4 трлн куб. м уже к 2022 году.

Природный газ, основную часть которого составляет метан (92–98%) — это ископаемый источник топлива, смесь углеводородных газов, которая встречается в природе под поверхностью Земли и используется в качестве наиболее перспективного экологически чистого топлива для автомобилей. В качестве топлива используются компримированный (сжатый) природный газ (КПГ), сжиженный природный газ (СПГ) и топливо на основе сжиженных углеводородных газов (СУГ, смесь пропана и бутана с основой природного газа на метане — «Хайтек»). Эти три разновидности газомоторного топлива обладают разными химическими и физическими свойствами, поэтому в зависимости от применения определенного топлива меняются и технические особенности как двигателей, так и инфраструктурной системы по производству и доставке-хранению газа.

Топливо для двигателя зеленой экономики

Использование природного газа снижает уровень шума двигателей и улучшает качество воздуха на локальном уровне, почти полностью устраняя потенциально вредные загрязнители, минимизируя вред для окружающей среды и значительно сокращая выбросы: более чем на 90% для NO2 (диоксидов азота), 99% для твердых частиц и 95% для CO2 в случае использования биометана. Образование сажи, свойственное дизельным двигателям, при эксплуатации двигателей на газе отсутствует полностью.

Эксплуатация машин на природном газе — еще и одно из наиболее эффективных решений по борьбе с климатическими изменениями и улучшению качества воздуха как в городах, так и в мире в целом. Сегодня на все виды транспорта приходится до 80% вредных выбросов. Однако существует эффективное и быстродействующее решение для резкого снижения выбросов парниковых газов и твердых частиц в атмосферу всей планеты — использование СПГ и КПГ. При учете других факторов, помимо сокращения выброса парниковых газов (снижение от 7 до 23% по сравнению с дизелем и бензином), использование автомобиля на метане представляется еще более привлекательным.

Чтобы соответствовать стандартам Euro VI, регулирующим содержание вредных веществ в выхлопных газах, компании разрабатывают двигатели на природном газе, не нуждающиеся в сложной дополнительной очистке выхлопов. Важно отметить, что метан при использовании в автомобилях не токсичен и не опасен для здоровья человека. При этом природный газ безопасен как моторное топливо: его пределы воспламенения значительно выше, чем у бензина и дизеля. Объясняется это тем, что метан в два раза легче воздуха и при утечке быстро растворяется в атмосфере, не воспламеняясь и не детонируя. Государственными регуляторами такое топливо, как правило, относится к наиболее безопасным типам.

Возможность производить природный газ, в частности метан, сделала реализуемыми проекты по внедрению экономики замкнутого цикла в сфере пассажирских и грузовых перевозок. Например, во Франции, в городе Лилль, функционирует автобусный парк, состоящий из автомобилей IVECO, полностью работающих на метане, произведенном из бытовых отходов города. Такой транспорт также в сочетании технологий — топлива на биометане и электротяги — отлично подходит для осуществления функций городского транспорта. Немаловажный фактор в эксплуатации машин — их автономность, обеспечивающая запас хода вплоть до 600 км благодаря резервуарам с газом, встроенным в крышу. Ввиду надежности и экономии топлива эти экологические преимущества сочетаются с конкурентоспособной совокупной стоимостью владения.

Автомобили на газе: преимущества и недостатки

Главное преимущество природного газа в том, что он экологичен. Однако в сегодняшней парадигме развития бизнеса этого мало — предприятиям и компаниям нужна реальная экономическая польза. Природный газ — наиболее коммерчески выгодное решение для транспортного сектора. Поэтому тут необходимо отметить, что цена газомоторного топлива в 1,5-2 раза ниже бензина: сегодня, согласно данным поставщиков, средняя розничная цена 1 куб. м метана (который по своим энергетическим свойствам равен 1 литру бензина) — 13 рублей. Это в 2-3 раза дешевле бензина или дизельного топлива, а расходуется биотопливо не в таком большом количестве и хватает его на расстояние в 1,5-2 раза большее, чем можно проехать на бензине или дизельном топливе соответственно. Но между видами газа есть разница: при одинаковой вместимости топливных резервуаров автомобиль на СПГ проедет расстояние почти в три раза большее, чем автомобиль на КПГ. Использование природного газа в качестве моторного топлива позволяет увеличить срок службы двигателя в 1,5-2 раза за счет отсутствия трения топлива с компонентами двигательной системы. Таким образом, выявляется прямая связь, когда устойчивое развитие бизнеса напрямую способствует его эффективности.

Среди недостатков есть серьезная инфраструктурная проблема — количество заправок. Сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) для автомобилей на газе активно развивается в Европе, но этот рост не столь интенсивен в России. Также здесь не хватает бункеровочных баз в морских портах, где будет храниться такое топливо, экипировочных пунктов железных дорог, через которые в основном идет логистика газа по регионам. Что же касается самого машиностроения и реальной работающей на газе техники, то еще одной проблемой являются малые по сравнению с бензиновыми и дизельными автомобилями объемы производства как транспортных средств с двигателями на газе, так и карьерной и сельхозтехники, а также ограниченные возможности перевода существующего парка транспортных средств на газомоторное топливо.

Настоящее автомобилей на газе

Природный газ сегодня в основном распространен в автомобильном и коммерческом транспорте в сжатой или сжиженной форме, но благодаря прорывам в производстве биометана сельскохозяйственные фермы, например, сами по себе превращаются в собственные источники энергии, перерабатывая отходы в биометан «на месте». Есть и другие возможности получения природного газа «неестественным» путем: на мусорных полигонах, из канализационных отходов. Существует и целый ряд технологий искусственного синтеза природного газа. Такие инвестиции в будущее позволят подобным проблемным местам человеческой жизнедеятельности самостоятельно получать прибыль и стать полноценной частью циркулярной экономики.

Читать еще:  Ставрополь: краткая информация, экологическая ситуация, проблемы и их решение

Благодаря собственным передовым технологиям компания IVECO уже внедряет двигатели на природном газе в свой ассортимент тяжелых и средних грузовых коммерческих автомобилей, легких фургонов и автобусов. Двигатели на природном газе являются свидетельством надежности биотоплива, что видно на примере уже существующих транспортных средств. Также они становятся основой для будущих разработок, например, в области работающих исключительно на водороде силовых агрегатов с нулевым уровнем выбросов.

Расцвет технологий поддерживается сегодня разработкой двигателей на природном газе для концептуальных машин, которые представляются на важных международных отраслевых мероприятиях: например, среди концепций техники, работающей на газе, уже есть сельскохозяйственный трактор New Holland Agriculture с двигателем на биометане иконцептуальный колесный погрузчик Tetra на метане для сферы строительства от строительной компании CASE.

В числе последних ноу-хау можно назвать концепт многозадачного модульного двигателя с несколькими источниками энергии. Концепт сочетает в себе производство электроэнергии на водородном синтезе, аккумулирование энергии и внутреннее сгорание природного газа. Это позволяет использовать различные комбинации получения энергии: от электрического взаимодействия до гибридных процессов. Так, передача энергии на шасси изменится от механической трансмиссии до электрических приводов. Электрическая конфигурация двигателя в силу своей экологичности подходит для городского транспорта: выбросы CO2 сокращаются до 30%, а автономность работы может быть обеспечена на расстоянии до 200 км. В целом производители также отмечают, что водородные топливные элементы могут стать первой полностью электрической технологией, подходящей для длительной и тяжелой эксплуатации с автономией до 800 км.

Перспективы альтернативного топлива

Преимущества природного газа уже убедили многих операторов парка коммерческого транспорта по всей Европе осуществить переход на экологичные двигатели. Двигатель, работающий на природном газе, значительно более экономичен, чем двигатель на дизельном топливе, что обеспечивает снижение расходов на топливо до 30%. Это является наиболее важным фактором при оценке совокупной стоимости владения автомобилем. Более того, например, правительство Германии объявило налоговые льготы на использование автомобилей на природном газе до конца 2026 года. В России стандарт топлива Euro 6, который был внедрен в Европе еще в 2015 году, пока так и не принят на законодательном уровне, хотя его промышленное производство уже ведется.

Нормы Euro 5, Euro 6 и все последующие будут становится всё жестче и регулироваться контролирующими органами более тщательно. Уже к 2020 году на территории ЕС новым транспортным средствам будет разрешено производить в среднем не более 95 г СО2 на километр. Вероятно и вполне логично, что к 2025 году этот допустимый предел ожидает дальнейшее снижение в целях экополитики. Двигатели на метане способны удовлетворить и эти нормы токсичности не только благодаря меньшему выбросу СО2. Дополнительное преимущество в том, что показатели выбросов твердых частиц в газовых двигателях ниже, чем у бензиновых или дизельных аналогов.

С точки зрения экономических процессов, в связи с растущей доступностью в Европе bioCNG и bioLNG — систем производства биотоплива — все перевозчики теперь могут обеспечить транспорт, работающий без выбросов CO2, и внести свой вклад в энергетическую независимость Европы. Природный газ ускоряет развитие циркулярной экономики, при которой устойчивая биомасса перерабатывается и превращается в чистое топливо для транспорта, то есть биометан, который производится с использованием циклической системы, обеспечивающей значительное — если не полное — сокращение вредных выбросов.

В России в этом направлении тоже есть прогресс. Так, в 2018 году участниками транспортного и газового рынков было подписано соглашение о долгосрочном сотрудничестве по вопросам развития рынка СПГ в России. Например, среди планов есть строительство комплексов по сжижению природного газа и сопутствующей технологической инфраструктуры; вывод на рынок и усовершенствование инновационных технологий производства СПГ и его использования на транспорте; популяризация экологических и экономических преимуществ технологий СПГ. К числу реальных эксплуатантов, которые уже используют парк на газе, можно отнести российский агропромышленный холдинг «Мираторг», объявивший о получении крупной партии магистральных тягачей на метане. Такое поведение игроков рынка свидетельствует об оценке экономической эффективности таких автомобилей и их перспективах.

Сегодняшние вызовы экологии с помощью прорыва технологий идут на пользу и окружающей среде, и людям — и помогают найти компромисс с бизнесом. Обусловлено это еще и видимым спросом: парк метановых автомобилей сегодня — 26 млн единиц (глобально он вырос более чем в шесть раз за последнее десятилетие).

Объединение усилий бизнеса и научного сообщества в области природного газа может принести еще более существенные выгоды как мировой, так и российской экономике, способствуя процветанию и устойчивому развитию планеты.

Природный газ – двигатель экономического прогресса

Специалисты компании « Газпром газораспределение Тамбов » завершают строительство газопровода, который обеспечит бесперебойное газоснабжение нового тепличного комбината «Мичуринский».

Тепличный комбинат — это ключевой объект Инвестиционной программы АО «Газпром газораспределение Тамбов» . После завершения строительства и выхода производства на полный цикл объём потребления комбинатом природного газа составит 96,32 млн куб. м в год.

Пропускная способность нового газопровода позволит обеспечить бесперебойное газоснабжение как самого комбината, так и всей инфраструктуры, которая будет развиваться на территории Мичуринского района в непосредственной близости от комплекса. В ближайшее время объект будет введён в эксплуатацию. При прокладке газопровода высокого давления тамбовские газовики впервые применили двухслойные газопроводные трубы нового поколения, которые отличаются высокими техническими характеристиками и эксплуатационными свойствами. В рамках работ специалисты газовой компании использовали трубы большого диаметра, а также футляры, которые обеспечат защиту газопровода от внешних нагрузок и механических повреждений.

Также при строительстве газопровода высокого давления специалисты АО «Газпром газораспределение Тамбов» осуществили сложные переходы под автомобильными магистралями, применив метод горизонтально-направленного бурения. Благодаря этой технологии прокладка подземных газовых труб проведена без отклонений от параметров, заданных проектом, и осуществлена в обход всех существующих препятствий. На участке строительства газопровода газовики с ювелирной точностью преодолели все сложные этапы возможного пересечения с действующими коммуникациями.

Природный газ — двигатель прогресса на планете

Свежий номер уже доступен

Водородный двигатель прогресса

Водород должен стать новым ключевым продуктом «Росатома» — считает академик РАН, член коллегии старейшин при президиуме НТС «Росатома» Николай Пономарев-Степной. Свои аргументы он привел в рамках очередной лекции проекта «Научные чтения».

— Моя лекция базируется на разработках по водороду, которые были начаты в нашей стране в 1970-е годы. Координировала эту работу комиссия Академии наук, возглавлял ее Анатолий Петрович Александров, который в то время был директором Курчатовского института.
— Летал самолет с водородным двигателем — самолет Туполева. Олег Фаворский (академик РАН, советник по научной работе гендиректора ЦИАМ. — «СР») летал на этом самолете. Говорил, что каждый раз боялся, что взорвется, — выходил взмокший. Не взорвался. Работали в это же время и получали хорошие результаты по ядерным ракетным двигателям, где водород был основным рабочим телом. Я помню, как мы ездили в Тулу смотреть экспериментальные установки, на которых уже тогда проводили работы по прямому восстановлению железа с помощью водорода.
— В настоящее время атомная энергетика в основном нацелена на производство электроэнергии. Надо, чтобы атомная энергетика шла и в другие сферы производства — в частности, водорода.
— Водород можно использовать как энергоноситель и как химический реагент в промышленности. Транспорт на водороде: и авиационный, и ракетный, и автомобили, и дроны. Водород необходим в технологических процессах во многих отраслях: это и черная металлургия, и энергетика, и химическая промышленность, фармацевтическая и пищевая промышленность — при производстве маргарина тоже используют водород.
— В Давосе в прошлом году состоялся Совет по водороду, собрались представители 18 фирм, причем крупнейших: Toyota, BMW, Audi, Honda Motor, Hyundai Motor и др. Они прогнозируют десятикратный рост потребления водорода — до 550 млн т — к 2050 году. Прогнозируемый рынок — 2,5 трлн долларов. Приблизительно 20–25 млрд в год фирмы, участвовавшие в совете, готовы вкладывать в развитие водородных технологий. Когда я прочитал документ, подготовленный по итогам совета, меня поразила одна вещь: очень много о потреблении водорода и практически ничего о производстве. Я понял, что появляется шанс для «Росатома» сказать свое слово.
— Сырье для получения водорода — это вода и углеводороды. Традиционные методы производства — паровая конвекция углеводородов и разложение воды, электролиз.
— Высокотемпературные реакторы с гелиевым теплоносителем, которые развивались с 1960-х годов, можно эффективно использовать для производства водорода методом паровой конвекции метана, но нужно создать высокотемпературный теплообменник. Эти реакторы позволяют использовать топливо различного типа: и с ураном, и с плутонием, и с минорными актинидами, и т. д. Это обоснованно физическими и экспериментальными данными.

Читать еще:  Виды химического оружия и его поражающие факторы

«ЛЕТАЛ САМОЛЕТ С ВОДОРОДНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ — САМОЛЕТ ТУПОЛЕВА. ОЛЕГ ФАВОРСКИЙ ЛЕТАЛ НА ЭТОМ САМОЛЕТЕ. ГОВОРИЛ, ЧТО КАЖДЫЙ РАЗ БОЯЛСЯ, ЧТО ВЗОРВЕТСЯ,— ВЫХОДИЛ ВЗМОКШИЙ. НЕ ВЗОРВАЛСЯ»

— Несколько лет назад в «Росатоме» звучали предложения: давайте электролизер поставим на атомных электростанциях и будем производить водород из воды. В «Росэнергоатоме» провели такую работу. Сейчас на всех АЭС есть электролизеры — производят водород, который используется для охлаждения генераторов. Но если мы решим производить водород уже в промышленных масштабах, нужны другие электролизеры.
— Природный газ держат в хранилищах. Для водорода можно делать подземные хранилища в отложениях каменной соли. На территории России есть 16 соленосных бассейнов, перспективных для строительства подземных хранилищ. Недалеко от Смоленска есть возможности подземного хранения.
— Транспортировка водорода — серьезный вопрос. Есть варианты: и трубопроводы, и емкости под давлением. Можно перевозить сжиженный водород или химически связанные соединения водорода, например толуол. В Соединенных Штатах обосновали возможность транспортировки метано-водородной смеси по обычным трубопроводам.
— Необходимо утвердить новое направление технологического развития в «Росатоме», которое позволит получить новый для госкорпорации продукт — водород. Мы могли бы выйти не только на внутренний, но и на зарубежный рынок.
— Мы должны поставить себе задачу производить 50 млн т водорода в год. Для этого нужно построить атомные энерготехнологические станции, которые обеспечивали бы конвекцию метана. Четыре блока по 600 тепловых мегаватт смогут выдавать около 1 млн т водорода в год. То есть для той программы, о которой я сказал, надо построить 50 таких станций к 2050 году.
— Когда я рассказываю о водороде, мне говорят: вы же понимаете, что невозможно это все быстро освоить. Я, конечно, переживаю, но возвращаюсь мыслями назад, к советскому атомному проекту, и мне становится полегче немножко. Потому что в то время делали такие вещи, которые трудно было представить.

ВОПРОСЫ ИЗ ЗАЛА
— Метан для производства водорода методом паровой конвекции придется покупать. Насколько это экономически эффективно?
— При нынешней цене метана это приблизительно 10–20% стоимости получаемого продукта, то есть не очень много. Но я понимаю, что по мере развития водородной промышленности стоимость метана будет расти. Надо это учесть и хорошо проработать экономику, и бизнес, и маркетинг.
— Как вы относитесь к идее транспортировать водород в аммиаке?
— Аммиак — хороший носитель водорода. Он содержит много водорода и в жидком виде может экспортироваться. Единственное, что нас останавливает, — токсичность, но все решаемо. Это направление надо обязательно рассматривать.
— Ваша позиция относительно международного сотрудничества в развитии водородных технологий?
— Моя позиция очень четкая: водородная энергетика не может быть сделана одним государством, нужно обязательно работать вместе, развивать сотрудничество. Не только научно-техническое, но и бизнес-сотрудничество. И мы хотели бы получить и зарубежные инвестиции.

Агро Корзина

Материалы аграрной тематики

Главное меню

Навигация по записям

Двигатель прогресса

В данной статье речь идет о наиболее реальном альтернативном топливе, которым является природный газ. Он имеет ряд преимуществ в сравнении с традиционным жидким топливом. Ученые Луцкого государственного технического университета переоборудовали дизель Д-240 для работы на природном газе. Работа двигателя на этом газе показала технические, экономические, сырьевые, экологические и социальные преимущества по сравнению с жидкотопливными двигателями.

Изобретатели утверждают, что перевод хотя бы части украинского дизельного парка на питание природным газом даст значительный экономический эффект. Затраты на переоборудование одного двигателя окупятся за 9-12 месяцев.

Первыми последствия загрязнения окружающей среды автомобилями испытали на себе жители крупнейших мегаполисов Лос-Анджелеса, Нью-Йорка, Токио

Первыми последствия загрязнения окружающей среды автомобилями испытали на себе жители крупнейших мегаполисов Лос-Анджелеса, Нью-Йорка, Токио. Поэтому именно в США и Японии были приняты первые законодательные акты, направленные на ограничение вреда от использовании автомобильного транспорта.

Наиболее реальным альтернативным моторным топливом является природный газ, имеющий ряд преимуществ в сравнении с традиционным жидким топливом. Пока использование газовых двигателей в Украине невелико, малые масштабы производства с точки зрения экономической выгоды диктуют не необходимость создания оригинальных конструкций, а лишь возможность конвертации жидкотопливных двигателей в газовые с обеспечением их максимальной унификации с базовыми. Поиском технологии переоборудования дизелей в газовые двигатели с искровым зажиганием занялись ученые Луцкого государственного технического университета.

По новой, усовершенствованной технологии в лаборатории университета дизель Д-240 был переоборудован в газовый двигатель для работы на природном газе и проведены его испытания.

Сразу же они показали несколько очевидных плюсов ноу-хау.

Плюс первый — технологический. Экспериментальные испытания конвертированного газового двигателя включали моторные исследования на электрическом стенде КИ-4893 ГОСНИТИ. Двигатель стабильно работал при всех режимах, создавая гораздо меньший шум и вибрацию в сравнении с дизелем. При этом его мощность и затраты топлива практически соответствовали «дизельному» уровню, а срок службы таких двигателей будет не меньшим, чем у дизелей.

Плюс второй — экономический. Новый двигатель работает на топливе, которое вдвое дешевле, чем дизельное. Изобретатели утверждают, что перевод хотя бы части украинского дизельного автопарка на питание природным газом даст значительный экономический эффект. Затраты на переоборудование одного двигателя окупаются за 9-12 месяцев. Далее собственник с таким двигателем будет получать прибыль. Для подтверждения этого приведем такие данные. На начало 2008 года стоимость литра дизельного топлива составляла 3 грн. 50 коп. Стоимость 1 кубометра природного газа (что соответствует литру жидкого топлива) на автомобильных газозаправочных станциях — 1 грн. 30 коп. (то есть дешевле в 2,7 раза).

Переоснащение дизелей в газовые двигатели можно осуществлять в условиях автотранспортных предприятий. Разработанная учеными Луцка технология отличается от аналогичных (используемых в Западной Европе и Японии) меньшими затратами при переоборудовании.

Плюс третий — сырьевой. По данным Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК), запасов нефти на планете предположительно хватит до 2020 года и только в отдельных странах — до 2040-го. А запасов природного газа намного больше.

Украина обеспечена собственными нефтяными ресурсами только на 5-10%. Именно природный газ в условиях нашей страны занимает ведущее место среди других видов альтернативных моторных топлив по нескольким показателям. Это и значительно меньшая стоимость с нефтяными топливами, а сравнительная экологическая чистота отработанных газов, и высокое качество в роли моторного топлива (октановое число более 100 единиц).

Кроме того, считает изобретатель, у нового двигателя будут хорошие показатели и и при работе на генераторном и биогазе. То есть на топливе, полученном из возобновляемых источников энергии, к примеру, из отходов лесохозяйственного комплекса.

Плюс четвертый — экологический. Газовые двигатели могут в значительной мере снять экологическую напряженность особенно в городах: при их использовании, по результатам испытаний, в составе выбросов содержится гораздо меньше таких вредных веществ, как оксид углерода и углеводороды, и совсем отсутствует сажа.

Конвертация дизелей украинского производства в газовые двигатели даст возможность выйти на уровень требований по токсичности отработанных газов стандарта «Евро-2», которое обязалось выполнять наше государство, а в перспективе — и на уровень требований «Евро-3». А это автоматически означает снижение уровня заболеваемости населения.

Плюс пятый — социальный. При внедрении технологии, разработанной луцкими учеными, на автомобилях, изготавливаемых в Украине (в частности на автобусах «Богдан» Луцкого автозавода), вместо японских дизелей можно будет устанавливать двигатели украинского производства. Отсюда — увеличение количества рабочих мест на отечественных моторо- и автомобилестроительных предприятиях.

Ученые Луцкого университета уверены, что скоро газовые двигатели будут широко распространены. К такому выводу настойчиво подводят здравый смысл и элементарная логика. Что ж, остается надеяться, что именно они являются «поршнями» двигателя прогресса…

(По материалам «Всеукраинской технической газеты»).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector