Проблемы машиностроения в россии, связанные с влиянием на экологию

Экологические проблемы машиностроения

Экологические проблемы машиностроения

Машиностроительный комплекс занимается выпуском огромного количества разнообразной продукции, для производства которой используются схожие сырьевые и технологические ресурсы, чем собственно обусловлена значительная общность экологических проблем, присущих различным отраслям машиностроения. Но стоит отметить, что на проблемы экологического характера влияет не столько производственный профиль заводов, сколько технический уровень производства.

К примеру механическая обработка проводится с помощью металлорежущих станков, использование которых ведет к образованию твердых отходов (стружка), которые частично попадают в атмосферу и сточные воды. К тому же высокая отходность металла резаньем не способствует рациональному использованию ресурсов.

Наиболее экологически опасным остается гальваническое производство и нанесение лакокрасочных покрытий. В данном производстве применяются кислоты, соли тяжелых металлов. Отходы, образующиеся при производстве не могут быть утилизированы на общедоступных городских свалках, но из-за недостаточности полигонов для захоронений, за частую отходы после накопления на территории завода, смешиваются с другими отходами и выбрасываются в сточные воды.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Стоит отметить, что в большинстве случаев отходы гальванического производства могут быть применены для извлечения цветных металлов.

При нанесении лакокрасочных изделий остается сравнительно небольшое количество отходов, но они представляют собой довольно сложные химические соединения, высокотоксичные выбросы.

Наиболее глобальные проблемы экологии:

  • Истощение сырьевых ресурсов
  • Климатические изменения
  • Загрязнение воды
  • Загрязнение почвы и воздуха

В некоторых районах промышленно развитых стран выбросы отходов превышают все допустимые нормы.

Станционные источники машиностроительных предприятий ежегодно выбрасывают в атмосферу 32% промышленных загрязнений, тогда как очистное оборудование имеется все лишь на 30% предприятий.

Три направления загрязнения среды:

  1. Атмосфера. Предприятия выбрасывают в атмосферу такие вредные вещества, как диоксид серы и оксид углерода, а также множество других вредных примесей. Именно машиностроительные предприятия выбрасывают в атмосферу самый вредное вещество – шестивалентный хром.
  2. Вода. Вместе со сточными водами выбрасываются такие вредные вещества, как сульфаты, хлориды, нефтепродукты, цианиды, соли, фосфор и многое другое. Многие большие предприятия располагаются на берегах рек.
  3. Почва. Загрязнение почвы происходит путем выброса таких отходов, как стружка, зола, опилки, шлаки, осадки. Так же после модернизации предприятий остается не малое количество металлолома.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Технологические процессы и их влияние на экологию

В настоящее время практически все предприятия используют в технологических процессах вещества с высоким уровнем загрязнения.

Процессы, в которых применяется сгорание топлива образуют продукты сгорания, которые через дымовые трубы поступают вверх, в атмосферу. При этом в атмосферу попадают вредные газообразные и твердые вещества.

Одним из самых опасных производств считается литейное производство. При производстве чугуна выделяются такие вещества как оксид углерода, пыль, оксиды азота и серы. Так же в водосточные воды выбрасываются формовочные смеси.

Сварочное производство губительно влияет на атмосферу, при данном технологическом процессе вырабатываются вредные пары сварочной аэрозоли, марганец, медь и сера, а также шестивалентный хром.

При гальваническом процессе применяются такие процессы, как никелирование, цинкование, хромирование. В данном процессе участвует большое количество жидкости, при этом рабочие растворы (электролиты), сбрасываются со сточными водами в реки. Из-за данного технологического процесса в окружающую среду попадают такие вредные вещества, как ртуть, свинец, кадмий и др.

При выбрасывании всех этих вредных веществ страдает не только экология в целом, но и население планеты. Все отходы очень токсичны и могут вызывать злокачественные заболевания, могут вызывать мутации, рождение больных детей, аллергические реакции и др. Попадания отходов в воду, может вызывать смерть рыбы.

Меры по улучшению экологии

Хотя сама ситуация выглядит неважно, это абсолютно не значит, что государство не проводит никаких работ по улучшению экологической ситуации вокруг машиностроительных предприятий.

Работы ведутся по направлениям:

  1. Внедрение современных технологий, которые могут уменьшить вредные отходы производства
  2. Улучшение системы фильтрации сточных вод предприятия
  3. Переработка и утилизация вредных веществ предприятий
  4. Введение систем мониторинга и контроля экологии местности

В развитых странах проблемам экологии отводится не маловажная роль, к примеру, в США, Великобритании, Швеции существуют специальные службы мониторинга экологического состояния. Данные службы направленны на контроль предприятий, того как они выполняют законы об охране окружающей среды.

Одной из наиболее ответственных стран в плане экологической защиты является Япония. Законы в Японии довольно строгие, при их нарушении необходимо выплатить большие штрафы, оплачивать лечение пострадавших, а в некоторых случаях даже возможно привлечение к уголовной ответственности.

Стоит отметить, что машиностроительная отрасль является основным источником загрязнения окружающей среды.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Машиностроение в России и его вредные производства, влияющие на экологию

С успешным развитием прогресса машиностроительный комплекс России обеспечен современным оборудованием, высокотехнологичными производствами, строящимися новыми объектами.

Читать еще:  Процедура утилизации оргтехники и оборудования

Такие перемены благотворно влияют на российскую экономику.

Но в то же время машиностроительные предприятия способны производить все виды загрязнения окружающей среды.

Машиностроение в России

В 2013 году доля машиностроения по объему выпущенной продукции составила 22 % от всей обрабатывающей промышленности России.

Машиностроение классифицируется на среднее, общее, тяжелое и наукоемкое:

  • среднее — автомобилестроение, станкостроение, тракторостроение, производство оборудования для пищевой и легкой промышленности;
  • общее — транспортное машиностроение, ракетно-космическая промышленность, производство технологического оборудования;
  • тяжелое — производство горно-шахтного, металлургического, подъемно-транспортного, кузнечно-прессового и другого оборудования;
  • наукоемкое — электротехническая и радиотехническая промышленность, электронное машиностроение и приборостроение.

Объекты машиностроительного комплекса чаще всего размещаются в крупных индустриальных центрах России. Для успешной деятельности машиностроение нуждается в обеспечении своих объектов топливно-энергетическими ресурсами, металлами, водными ресурсами, рабочей силой и транспортными сетями. Развитая инфраструктура крупных городов и наличие других сопутствующих производств позволяют предприятиям машиностроения получать для своего развития все нужные для производства ресурсы.

Влияние машиностроения на экологию России

Среди таких экологических проблем, как истощение сырьевых ресурсов и климатические изменения, наиболее угрожающих размеров достигла проблема загрязнения воды, почвы и воздуха отходами промышленного производства.

Более 20 тысяч предприятий промышленности России с хорошо развитыми технологическими процессами играют заметную роль в загрязнении окружающей среды. В некоторых промышленных районах с наиболее опасными производствами вредные выбросы иногда превышают все санитарные нормы.

Машиностроительный комплекс ежегодно выбрасывает в атмосферу 32 % промышленных загрязнений от своих стационарных источников. А очистным оборудованием машиностроение оснащено всего лишь на 30–50 %.
Загрязнение окружающего пространства ведется по трем направлениям:

От выбросов предприятий в воздухе можно обнаружить такие вредные вещества, как диоксид серы и оксид углерода, а также взвеси, оксид азота, фенол, сернистый ангидрид, свинец и другое.

Одно из самых опасных веществ — шестивалентный хром — чаще всего встречается в выбросах именно машиностроительных предприятий.

Водные источники

Со сточными водами в водоемы попадают опасные для окружающей среды вещества — сульфаты, хлориды, нефтепродукты, цианиды, соли никеля, хрома, фосфора, кадмия и многие другие. В районе рек, на берегу которых расположены большие машиностроительные предприятия, можно обнаружить ионы тяжелых металлов.

Твердые отходы загрязняют почву в виде опилок, стружки, золы, шлаков, пыли и осадков. После модернизации оборудования остаются многочисленные горы металлолома.

Технологические процессы

Такое негативное влияние на экологию объясняется тем, что на предприятиях современного машиностроительного комплекса в производстве продукции используются технологические процессы, в которых применяются вредные вещества с высоким уровнем загрязнения:

  1. Внутризаводское энергетическое производство и другие процессы, связанные со сжиганием топлива — при сжигании топлива образуются продукты сгорания, которые уносятся через дымовую трубу в воздух. В атмосферу попадают опасные для жизни газообразные и твердые вещества.
  2. Литейное производство — входит в категорию самых опасных производств. В выбросах от производства 1 тонны деталей из чугуна и стали содержится 250 кг окиси углерода, 50 кг пыли, 2 кг оксидов азота и серы и 1,5 кг прочих вредных веществ (аммиака, формальдегида, фенола, цианида). В водоемы поступает 3 м³ сточных вод и 6 т твердых отходов в виде отработки формовочных смесей.
  3. Металлообработка конструкций и отдельных деталей — при обработке металлоконструкций образуются металлические опилки, стружка и пыль, которые, в свою очередь, попадают в воздух, воду и почву.
  4. Сварочное производство — в результате сварочных процессов в атмосферу выбрасываются вредные пары сварочной аэрозоли, марганец, медь и кремний, пары оксидов цинка и железа, фториды, оксиды азота и наиболее опасный шестивалентный хром.
  5. Гальваническое производство — одно из самых опасных производств. Используются такие технологические процессы, как никелирование, цинкование, хромирование, серебрение, меднение и другие. В гальванических процессах для обработки и промывания деталей используется большой объем воды. Рабочие растворы (электролиты) после окончания процесса сбрасываются сточными водами в реки. В окружающую среду попадают опаснейшие вещества — ртуть, свинец, кадмий, висмут, никель, цинк и др.
  6. Лакокрасочное производство — тоже является очень опасным. В состав лаков и красок, используемых в технологических процессах, входит около 40 вреднейших веществ — это все тот же свинец, дихлорэтан, гексаметилендиамин, эпихлоргидрин, трикрезилфосфат и мн. др.

Вредные вещества, которые выливаются в воду, выбрасываются в воздух и выкидываются в виде твердых отходов, крайне негативно отражаются на состоянии окружающей среды и влияют на здоровье населения. Опасные отходы обладают канцерогенным, токсическим, мутагенным и аллергенным свойствами. Они могут вызывать у человека злокачественные образования, мутацию, рождение больных детей, различные аллергические заболевания. В загрязненных водоемах гибнет рыба, нарушается экосистема.

Читать еще:  Экология сочи – наглядный пример мусорного кризиса

Меры по улучшению экологии

На государственном уровне ведутся работы по улучшению экологической ситуации вокруг промышленных производств. Конечно, не так быстро и эффективно, как хотелось бы, но работы ведутся в нескольких направлениях:

  • повышение эффективности очистительных объектов для промышленных выбросов и сточных вод;
  • переработка или ликвидация твердых отходов;
  • внедрение экологически чистых и безотходных технологий;
  • усиление контроля и мониторинга окружающей среды.

На многие вопросы может ответить журнал «Проблемы машиностроения и автоматизации». Без научно-технического прогресса невозможно развитие современного общества.

Развитая промышленность обеспечивает человечество всеми благами цивилизации.

Ведутся все новые разработки и преобразования в производствах и технологических процессах. Но все достижения прогресса теряют значение, когда они подвергают человека опасности и угрожают его жизни.

Экологические проблемы машиностроительной отрасли и пути их решения;

Машиностроительный комплекс по производству продукции является крупнейшим промышленным образованием, включающим следующие от­расли: тяжелое, энергетическое и транспортное, станкоинструментальное, автомобильное, сельскохозяйственное машиностроение, электротехническое, приборостроение и нефтяное машиностроение, строительное, дорожное и коммунальное машиностроение.

В машиностроении, как ни в какой другой отрасли, высоки темпы ос­воения новых видов продукции. В среднем за год производится до 3 тыс. видов новых изделий, что втрое превышает соответствующие показатели для всех остальных отраслей индустрии, вместе взятых, сопровождающаяся образова­нием специфических загрязнителей окружающей среды.

Основными источниками загрязнения атмосферы являются литейное производство, цехи механической обработки, сварочные и покрасочные цехи и участки. По валовому выбросу вредных веществ в атмосферу доля маши­ностроительного комплекса составляет около 6 % выбросов в атмосферу всей промышленностью России.

Процент улова загрязняющих веществ по комплексу (56,5%) значитель­но ниже среднего по промышленности России (79,2%). Основная доля улова загрязняющих веществ приходится на твердые вещества (83%).

Выбросы предприятий комплекса в атмосферу характеризуются присут­ствием в них оксида углерода (36,9% суммарного выброса в атмосферу), ди­оксида серы (22,1%), различных видов пыли и взвешенных веществ (21,5%), оксидов азота (8,45%), а также таких ряда органических вредных веществ (ксилол, толуол, ацетон, бутилацетат, аммиак и др.). Из наиболее опасных загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмо­сферу, значительна доля комплекса в выбросе шестивалентного хрома — 137,9 т, или 43% выброса всей промышленности ежегодно.

Предприятиями машиностроения ежегодно используется около 3,5 млрд. м 3 свежей воды. В системах оборотного и повторно-последовательного водоснабжения задействовано около 12 млрд. м 3 воды, что приводит к эко­номии 80% свежей воды (при 77,5% в целом по промышленности России). Ежегодный сброс сточных вод в поверхностные водоемы составляет около 2 млрд. м 3 , в том числе загрязненных сточных вод 0,95 млрд. м 3 , что составля­ет почти 10 % общего объема сброса сточных вод этой категории всей промыш­ленности России. В то же время доля нормативно-очищенных сточных вод, сбрасываемых в водоемы, по отношению ко всему объему стоков, прошед­ших очистные сооружения на предприятиях, продолжает оставаться незна­чительной и составляет только 20%.

Машиностроение загрязняет водный бассейн сточными водами травильных и гальванических цехов. Со сточными водами сбрасывается значитель­ное количество загрязняющих веществ, в первую очередь нефтепродуктов, сульфатов, хлоридов, взвешенных веществ, цианидов, соединений азота, со­лей тяжелых металлов. На долю отрасли приходится 7% объема используемой свежей воды промышленности РФ. По сбросу сточных вод в поверхностных водоемах на отрасль приходится 1/20 общего объема промышленного сброса в водные объекты. По объему сброса загрязненных сточных вод вклад машинострое­ния оценивается на уровне 1/10 общего объема сброса сточных вод этой кате­гории в целом по промышленности Российской Федерации.

Проблемы машиностроения в россии, связанные с влиянием на экологию

Комплексное обезвреживание сточных вод предпочтительно проводить в две ступени: вначале металл осаждается электролитическими методами, затем оставшийся металл удаляется адсорбцией на цеолите, магнетите, скелетном графите, гидроксиапатите, ионообменных полимерных смолах.

Не менее важным аспектом является переработка и утилизация отходов гальванических производств, как накопленных, так и вновь образующихся. Селективное извлечение металлов и их соединений из растворов, получаемых при кислотном выщелачивании гальваношламов, может осуществляться экстракцией, сорбцией, химическим осаждением при разных значениях рН, ступенчатым электролизом при разных потенциалах, цементацией на алюминии и железе.

Основные направления утилизации гальваношламов в строительной индустрии следующие: производство строительной керамики (кирпича, керамзита, пористых наполнителей для бетона), производство бетонных и растворных смесей, получение пигментов и красок, производство стекла. Все эти способы недостаточно эффективны либо по экономическим показателям, либо по экологическим (со временем происходит разрушение материала и вымывание из него тяжелых металлов).

Одним из направлений в этой области, снижающим класс опасности до 4-го и 5-го, является химическая стабилизация (ферритизация) шламов. Ферритизированные шламы могут быть использованы как адсорбенты или утяжеляющая добавка при очистке сточных вод от ионов металлов, или же, с целью последующего использования, захоронены в открытом грунте.

Читать еще:  Болезни кур бройлеров и их лечение

Решению вопросов создания безот­ходных производств и организации замкнутых циклов использования матери­альных ресурсов должно быть уделено особое внимание. Важное место в рассматриваемой проблеме занимают жидкие отходы машиностроительных и металлургических предприятий — смазочно-охлаждающие жидкости. Ежегодно предприятиями черной металлургии сбрасывается около 700 млн. м 3 , машино­строения и металлообработки — 600 млн. м 3 отработанных СОЖ.

Практически все технологии обезвреживания СОЖ (отстаивание, флотация, центрифугирование, выпаривание) недостаточно эффективны. Это связано со стойкостью эмульсии, большим количеством химических соединений различного класса, механическими загрязнениями

Одним из наиболее перспективных направлений в решении указанной проблемы является создание комплекса установок по очистке и регенерации СОЖ, восстановлению отработанных масел и переработке металлосодержащих нефтешламов.

Кроме механических и физико-химических методов очистки нефтешламов, все большее значение приобретают биологические способы их утилизации.

Множество проблем охраны окружающей среды от загрязнений машиностроительных производств могут быть решены только комплексным подходом, в том числе законодательными актами и их исполнением.

Работа представлена на III общероссийскую конференцию «Новейшие технологические решения и оборудование», г. Кисловодск, 19-21 апреля 2005 г. Поступила в редакцию 23.03.2005 г.

Основные проблемы машиностроительного комплекса

Машиностроение – это отрасль, которая включает в себя: общее машиностроение, специализирующейся на выпуске производственного оборудования; транспортное машиностроение; электротехническая и электронная промышленность; приборостроение; производство военной техники и вооружения и рад других подотраслей и производств (около 300). Мы видим, как много отраслей составляет машиностроительный комплекс, отсюда следует большое количество проблем и задач, которые рассматриваются ниже.

Одной из главных задач машиностроения является коренная реконструкция и опережающий рост таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность, производство вычислительной техники, что позволит России набрать темпы для приближения к мировому уровню экономики.

Отечественному машиностроению присущ целый ряд проблем, которые можно сгруппировать в зависимости от их характера.

1. Проблемы, связанные с развитием машиностроительного комплекса:

— низкие темпы роста ведущих отраслей, а в некоторых случаях и спад производства;

— простои многих предприятий;

— низкие темпы обновления оборудования и выпускаемой продукции (например, 60% металлообрабатывающих станков имеет возраст более 10 лет).

2. Необходимость структурной перестройки:

— основная часть продукции российского машиностроения имела оборонное значение в течение длительного времени, в связи с чем возникла необходимость обновление и уклон на развитие других отраслей;

— необходимость опережающего роста таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность.

3. Проблемы повышения качества производимых машин:

— несоответствие подавляющей части отечественного оборудования и машин мировым стандартам;

— низкое качество и надежность выпускаемой продукции (продукция не соответствует мировым стандартам, низкая надежность производимых машин, т.к. раньше Россия была ориентирована на внутренний рынок.

Основными направлениями развития машиностроительного комплекса Россиив условиях перехода к рыночными отношениям можно должны быть такие действия, как:

1. Остановить спад производства рядом конкретных мер государственного характера:

— поддержание через государственный заказ на должном уровне производства таких видов оборудования, которые обеспечивают воспроизводственный процесс экономики страны;

— прекращение либерализации цен на топливо и энергию, как основное сырье для машиностроительного комплекса;

— введение налоговых льгот для машиностроительного комплекса, его инвесторов, поставщиков металла, топлива, энергии, комплектующих изделий.

2. Повысить научный уровень обоснования размещения отраслей комплекса по территории страны.

3. Совершенствовать ремонтное производство по следующим направлениям:

— формирование территориальных межотраслевых ремонтных комплексов, разветвленной сети предприятий с подетальной и предметной специализацией;

— расширение фирменного ремонта и обслуживания территориальными сервисными организациями.

4. Увеличить инвестиции в развитие комплекса по всем источникам.

Для технико-экономического обоснования вариантов размещения отраслей машиностроительного комплекса необходимо использовать основные показатели и расчеты, характеризующие:

— балансы: производство и потребление конкретных видов продукции и производственные мощности;

— объем капитальных вложений;

— потребность в материальных ресурсах и рабочей силе;

— связи с предприятиями по основным видам полуфабрикатов и комплектующих изделий.

Перспективы развития машиностроительного комплекса зависят от реализации целевых комплексных программ, направленных на совершенствование машиностроительного комплекса.

Важнейшими направлениями совершенствования машиностроительного комплекса являются:

— комплексная механизация всех стадий технологический процессов от добычи сырья до транспортировки готовой продукции;

— производство технических средств, соответствующих по своим параметрам специфическим отраслевым и климатическим условиям эксплуатации;

— дальнейший выпуск машин, оборудования, автоматических манипуляторов более высокого класса, позволяющих использовать ресурсосберегающие технологии, переоснащение ими предприятий машиностроительного комплекса;

— оптимизация размещения предприятий машиностроительного комплекса по территории страны;

— использование мирового опыта в теории и практике по вопросам развития и размещения отраслей машиностроительного комплекса.

93.79.221.197 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector