Штокмановское месторождение как проект современной индустрии россии

Штокмановский проект

Разработка Штокмановского газоконденсатного месторождения создает основу для промышленного освоения углеводородного потенциала арктического шельфа, а также укрепляет позицию России в качестве ведущего игрока не только на европейском газовом, но и на глобальном энергетическом рынке.

Газ, добытый в рамках Штокмановского проекта, будет играть важную роль в поставках голубого топлива на европейский и международный рынки. Штокман определен в качестве ресурсной базы для поставок газа по трубопроводу «Северный поток» в страны Западной Европы, а также для производства российского СПГ, который впоследствии будет реализован на западноевропейском и североамериканском рынках.

Штокман обеспечит долгосрочные поставки энергетического сырья зарубежным партнерам Российской Федерации и станет важным фактором обеспечения энергетической безопасности на европейском континенте.

Штокмановское газоконденсатное месторождение

Здесь вы найдете информацию об истории открытия и ознакомитесь с основными характеристиками месторождения.

Значение проекта

Узнайте, как проект повлияет на энергетическую безопасность в России и в мире, а также какие преимущества получат российские компании, участвующие в проекте.

В чем заключаются основные сложности реализации проекта подобного уровня, какие меры планируется принять для их преодоления и как эти трудности скажутся на развитии технологий — обо всем этом читайте в данном разделе.

Штокмановское месторождение. Проект XXI века

Запасы полезных ископаемых, расположенные на дне морей, составляют 50% газовых богатств России и четвертую часть нефтяных. Освоена лишь малая их часть. Например, знаменитая каспийская нефтегазовая кладовая едва вмещает 1% от всего объема. В сравнении с ней газовое месторождение емкостью 39 трлн. кубометров выглядит супергигантом. Это – половина всех подводных газовых российских богатств. Именно столько газа содержат недра мелководной пологой платформы Баренцева моря, называемой шельфом. При эксплуатации месторождения специалисты рассчитывают получать от него вместе с природным газом 56 млн. тонн газового конденсата.

Запасы были разведаны в 1981 – 1988 годах. Их ожидаемая величина первоначально оценивалась в 2,4 трлн. кубических метров газа. Пробное бурение было произведено с платформы, расположенной в центральной точке шельфа на расстоянии 300 км от ближайшего берега о. Новая Земля.

Основные характеристики

На месторождении предусмотрено установить 10 буровых самоходных платформ, оснащенных подводным добывающим оборудованием. Процесс освоения разбит на этапы, по каждому из которых плановый объем ежегодной добычи составляет: 24; 47; 71 млрд. кубометров голубого топлива. В составе технологического комплекса планируется создать:

  • предприятие по сжижению газа с годовой производительностью 7,5 млн. тонн,
  • портовое хозяйство.

Перемещение газа планируется осуществлять с помощью транспортного оборудования нескольких типов:

  • магистрального трубопровода длиною 1365 км,
  • двух технологических газопроводов,
  • судов-газовозов.

Сроки строительства и ввода в эксплуатацию

Первоначальное решение о пуске месторождения было принято в 1992 году. Его разработку поручили российскому предприятию «Росшельф».

С 1995 по 2006 годы АО «Газпром» вел переговоры с зарубежными корпорациями о коллективной эксплуатации месторождения.

В 2006 – 2008 годах акцент переговоров сместился. Компания приступила к поиску партнеров, готовых участвовать в строительстве и освоении промысла в качестве подрядчиков. По результатам подписанного соглашения возникло общество «Штокман Девелопмент АГ». Кроме российского предприятия инвесторами выступили «Statoil» (Норвегия) и «Total» (Франция). К 2012 году общество деятельность не начало, срок договоренностей истек, проект приостановился.

В соответствии с правительственными данными промышленный пуск месторождения должен состояться в октябре – декабре 2016 года. Сопутствующие производственные комплексы планируют начать деятельность с декабря 2017 года.

Принцип работы

Добыча углеводородов производится с борта самоходной платформы корабельного типа. Для подъема газа со скважины в подводной части океана собираются технологические комплексы, включающие:

  • четыре донные плиты с буровыми отверстиями;
  • райзеры – вертикальные глубинные гибкие трубопроводы;
  • среднеглубинные арки, фиксирующие постоянное положение райзеров;
  • магистральные газопроводы;
  • коммутационное оборудование.

В качестве основной технологической идеи рассматривается подъем сырья с придонной территории на перерабатывающее судно, последующую транспортировку его на берег. На сегодня предполагаются две взаимоисключающие друг друга технологические цепочки, каждая из которых предусматривает:

  1. Сепарацию конденсата и природного газа на борту плавающей платформы;
  2. Разделение углеводородов на береговом заводе.

Независимо от варианта первичной обработки сырья, окончательной готовой продукцией должен стать сжиженный газ.

С этой целью в течение 2015 – 2016 годов в окрестностях пос. Териберка должно вступить в строй предприятие, производящее сжиженный газ, наливной терминал и транспортная трубопроводная система. Операционную деятельность планируется поручить экспортно-ориентированной корпорации. Цель ее деятельности – поставки газа потребителям Азии и Европы. Транспортировка осуществляется морским транспортом и через систему газопроводов

Читать еще:  Ватьеганское нефтяное месторождение – крупное месторождение обеспечивающее нефтяную независимость россии

Особенности

К особенностям проекта в первую очередь относят сложность природных условий. Газодобывающему, перерабатывающему и транспортному оборудованию придется функционировать в условиях Арктики. Его работоспособность будет подвергаться нагрузкам:

  • среде морского воздуха с интервалом температур −50 − +33 °C;
  • движению айсбергов массой в миллионы тонн;
  • воздействию штормов с волнением до 27 м.

Во-вторых, проект разработки одной из мощнейших газовых скважин требует внедрения дорогостоящих масштабных инновационных технологий. Инвестиции должны иметь долгосрочный характер. Предприятию предстоит выдерживать конкуренцию с мобильными компаниями, оборачивающими в коротком периоде небольшие капиталы, помещенные в добычу сланцевого газа.

Третьей особенностью является внедрение уникальных и разнообразных технологий, предполагающих возведение донных магистралей, морских райзеров, береговых перерабатывающих комплексов и эксплуатации специализированных судов.

Несмотря на то, что перспективы освоения проекта вызывают дискуссии на разных уровнях, подготовительные работы не останавливаются. В 2014 году в районе Териберки была проложена автотрасса, являющаяся частью инфраструктурного комплекса. В ближайших планах – строительство складских комплексов, объектов связи, железнодорожной ветки. По расчетам экспертов, экономическая эффективность от освоения мощностей и продажи газа с ШГКМ в течение 45 лет эксплуатации должна составить 600%. АО «Газпром» на протяжении всего подготовительного периода проводит непрерывное стимулирование проектных разработок. Одним из мероприятий, направленных на повышение привлекательности проекта, должна стать международная конференция, посвященная освоению шельфа в Баренцевом море.

Влияние добычи газа на экологию региона

Технологическая неоднозначность проекта вызывает озабоченность экологов. В процессе его реализации предполагаются достаточно многоплановые воздействия на природную систему. Среди них – глубинное бурение скважин, подледное строительство газопроводов, промышленное освоение прибрежной зоны, прокладка путей сообщения, ЛЭП. Подразумевается эксплуатация трубопроводов высокого давления, перемещение значительных объемов углеводородов. Каждая операция технологического процесса сопряжена с риском аварийности. При строительстве необходимо учитывать проседание придонных поверхностей, возможное образование накоплений гидратов, возникновение других техногенных осложнений.

И все же, существующая практика эксплуатации подобных комплексов показывает: закрытые процессы добычи углеводородов и их передачи на значительные расстояния существенного влияния на экосистему не оказывают. Если, конечно, соблюдаются все технологические и санитарные нормы безопасности.

Сила ветра может подарить нам силу электричества! Как? Прочтите в познавательной статье.

Лом металлов – ценное сырье. Как правильно с ним обращаться вы можете узнать по https://greenologia.ru/othody/metally/lom-chuguna.html ссылке.

Проект разработки земных недр в условиях Арктики с помощью океанических производственно-транспортных комплексов настолько уникален, насколько трудоемок. Даже при шестикратной экономической привлекательности, он не нашел полной безоговорочной поддержки среди инвесторов. Успешная освоение Штокмановского месторождения будет еще одним актом торжества разума над природой. Но когда-то и оно иссякнет. Необходимость в освоении новых ресурсов поставит перед человеком еще более сложную задачу. Интрига заключается в решении дилеммы: в борьбе разума и природы, в конце концов, кто победит раньше?

Штокмановское месторождение как проект современной индустрии россии

Штокмановский СПГ – хронология проекта

Газпром уже в течение нескольких лет планирует проект по экспорту СПГ в европейской части России – «Штокмановский СПГ».

Штокмановское газоконденсатное месторождение (ШГКМ) – это сверхгигантское месторождение газа в Баренцевом море с оцененными запасами природного газа на уровне 3,8 трлн. м3 и до 37 млн. тонн газового конденсата; оно было открыто в конце 1980-х годов.

Ввиду того, что месторождение расположено в 555 км на удалении от берега в Арктике на глубине моря 300-330 м, его разработка считается чрезвычайно капиталоемкой и высокотехнологичной. Месторождение находится на глубине моря 350 м и охватывает площадь в 1400 м2.

Его разработка осложняется опасностью, связанной с айсбергами массой в 1 млн. тонн, дрейфующими со скоростью до 0,25 м/с, а также с дрейфующими льдами толщиной в 1,2 м, которые движутся со скоростью до 1 м/с.

Месторождение находится в четырех основных пластах, которые могут разрабатываться по отдельности. Глубина коллектора составляет 1900-2300 м.

В 1990-х годах Газпром неоднократно выражал заинтересованность в иностранном участии в Штокмановском проекте ввиду требующейся суммы инвестиций и отсутствия у него опыта разработки морских месторождений газа в суровых условиях.

В число потенциальных кандидатов входили норвежские компании, обладавшие необходимым опытом ведения работ в климатических условиях, которые были аналогичны характерным для Штокмановского проекта; а также американские компании с учетом их опыта в области технологий и сбыта СПГ, а также заинтересованности Газпрома в получении доступа к растущему североамериканскому газовому рынку. Однако процесс выбора партнеров по проекту можно охарактеризовать как угодно, но только не как прямой, ввиду неоднократно меняющейся позиции Газпрома по данному вопросу. Возможно, наиболее резкое изменение в подходе к разработке проекта пришлось на 2005-2006 годы, когда Газпром составил краткий список из нескольких кандидатов, а впоследствии объявил, что будет разрабатывать Штокмановское месторождение собственными силами.

Читать еще:  Экология люберцов - есть ли повод беспокоится?

Следует отметить, что в 2000 году Государственная Дума одобрила заключение Соглашения о разделе продукции на Штокмановском месторождении при его разработке силами сформированного тогда консорциума в составе Total, Conoco, Hydro, Fortum (совокупная доля участия – 50%) и ЗАО «Росшельф» – дочернего предприятия ОАО «Газпром» и владельца лицензии (50%). Однако черезе два года истек срок действия рамочного договора 1995 года о разведке запасов Штокмановского месторождения, и, в конечном счете, в 2005 году Газпром стал единоличным владельцем лицензии.

В июле 2007 года ОАО «Газпром» объявило о своем решении сформировать компанию специального назначения с французской Total. В декабре 2007 года было принято решение включить в компанию специального назначения вновь сформированную StatoilHydro (1 октября 2007 года произошло слияние компаний Hydro и Statoil).

Газпром сохраняет в компании по освоению ШГКМ 51-процентную долю участия, Total – 25%, а StatoilHydro – 24%.

В феврале 2008 года в Швейцарии была учреждена компания специального назначения «Штокман Девелопмент АГ» (Shtokman Development AG), отвечающая за организацию проектирования, финансирования и строительства объектов первой фазы освоения Штокмановского месторождения.

В течение 25 лет компания по освоению Штокмановского месторождения будет являться собственником объектов инфраструктуры проекта. По завершении первой фазы Total и StatoilHydro уступят свои доли Газпрому. ОАО «Газпром» сохраняет за собой 100% акций компании-владельца лицензии на Штокмановское месторождение, а также все права на полученную продукцию.

Штокмановское месторождение

Штокмановское газоконденсатное месторождение открыто в 1988 году. Расположено в центральной части шельфа российского сектора Баренцева моря, примерно в 600 км к северо-востоку от Мурманска. Глубина моря в этом районе колеблется от 320 до 340 м.

Цифры и факты

Запасы по категории С1 — 3,9 трлн куб. м газа и 56 млн тонн газового конденсата, из которых в границах лицензионного участка «Газпрома» расположены 3,8 трлн куб. м газа и 53,4 млн тонн газового конденсата.

Разработка Штокмановского месторождения разделена на три фазы. Ввод в эксплуатацию объектов первой фазы позволит ежегодно добывать на месторождении 23,7 млрд куб. м газа, второй — 47,4 млрд куб. м. В ходе выполнения третьей фазы месторождение будет выведено на проектную мощность — 71,1 млрд куб. м газа в год. По итогам реализации первых фаз при благоприятной конъюнктуре на целевых рынках и соответствующем спросе на газ предусмотрена возможность увеличения добычи на месторождении.

Лицензией на поиск, геологическое изучение и добычу газа и газового конденсата на Штокмановском месторождении владеет ПАО «Газпром».

СПГ-проект на базе Штокмановского месторождения может быть реанимирован к 2035 г

Почему Газпром решил вернуться к идее Балтийского СПГ, а не СПГ — завода где-нибудь поблизости от Штокмана на побережье арктических морей? Зачем нужен Штокман? Голосовать!

Москва, 2 окт — ИА Neftegaz.RU. Минэнерго РФ считает возможным реализацию СПГ-проекта на базе Штокмановского газоконденсатного месторождения (ГКМ) к 2035 г., его мощность может составить 7,5 млн т/год.

Об этом 2 октября 2018 г. сообщил замминистра П. Сорокин на выездной панельной сессии Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ) «Новая карта мирового рынка СПГ и экологические преимущества природного газа» в рамках РЭН-2018.

Участники этой панельной сессии откровенно порадовали не только самой поездкой самой поездкой в порт Сабетту.

На морозе и мысли яснее, и разговор конкретнее:

— Л. Михельсон анонсировал строительство 4 х ледоколов на СПГ для работы в Обской губе;

— Катар подтвердил намерение Qatar Petroleum к 2025 г. увеличить производство СПГ с текущих 77 млн т/год до 110 млн т/год.

Тезисы от П. Сорокина:

— реализация СПГ-проекта на базе Штокмановсокго ГКМ Минэнерго РФ учитывает в своих долгосрочных прогнозах;

— разработка месторождения была заморожена;

— Россия может увеличить производство СПГ еще на 90 млн т/год к 2035 г. (без учета 3 х линий Ямал СПГ и 1 й очереди Сахалин-2), причем основной вклад внесут проекты на территории Ямала, через 20 лет здесь может производиться около 80 млн т/год СПГ.

Читать еще:  Утизация мусора в россии и в европе: проблемы и их решения

Из презентации замминистра также следует, что к 2035 г. в России могут быть построены

— Арктик СПГ-2 (мощность — 18,3 млн т/год);

— 4 я линия Ямал СПГ (0,9 млн т);

— Арктик СПГ-3 (19,8 млн т);

— СПГ-завод рядом с компрессорной станцией Портовая (1,5 млн т);

— Высотцк СПГ (0,7 млн т);

— 2 я очередь Сахалин-2;

— Балтийский СПГ (10 млн т);

— Печора СПГ (5 млн т);

— Дальневосточный СПГ (6,2 млн т);

— СПГ-завод на базе Штокмановского месторождения (7,5 млн т);

— еще ряд СПГ-проектов НОВАТЭКа мощностью 14,5 млн т.

История Штокмановского проекта печальна.

Газпром рассматривал возможность строительства СПГ завода на ресурсной базе на Штокмане с поставкой в США еще в 2008 г.

Газ со Штокмана после сланцевой революции в Америке стал попросту не нужен.

США не только отказались от импорта СПГ от своего партнера -Катара, но и начали подумывать об экспорте американского СПГ.

Одновременно в Европе и на Украине случилось снижение темпов роста потребления российского газа, и востребованность Штокмана для поставок в Европу тоже оказалась под вопросом.

Открытие Южно-Киринского ГКМ на шельфе острова Сахалин сделало транспортировку газа со Штокмана по Севморпути в страны АТР не столь конкурентной.

В 2012 г Газпром временно отказался от проекта.

Возврат капитала на проекте Штокман оказался слишком низким, проще деньги отдать в банк, ждем, когда найдутся более дешевые технологии или цены станут выше, — бодро заявил 26 июня 2013 г С. Куприянов.

Пока добыча на Штокмановском ГКМ в Программе по освоению углеводородов на российском шельфе до 2040 г стоит на 2028 г.

В 2013 г. Газпром вяло возвращался к идее построить СПГ на Балтике.

Позже, из-за упавших цен на нефть и угрозы секторальных санкций, сроки ввода СПГ были сдвинуты до 2021 г.

В апреле 2015 г. было принято окончательное инвестрешение (ОИР) о строительстве СПГ.

Предполагалось, что будут использованы технологии крупнотоннажного сжижения газа либо Shell, либо Linde

В июне 2016 г. Газпром и Shell подписали Меморандум о взаимопонимании.

В августе 2017 г. Газпром и Shell договорились о выполнении технико-экономического исследования по проекту Балтийский СПГ.

Почему Газпром решил вернуться к идее Балтийского СПГ, а не СПГ — завода где-нибудь поблизости от Штокмана на побережье арктических морей?

Основная проблема СПГ-транспортировки — это появление отпарного газа и, как следствие, изменение компонентного составва СПГ.

Чем длиннее плечо доставки, тем больше проблем, и, соответственно, выше цена СПГ.

Балтийский СПГ выгоден коротким плечом доставки российского газа в Европу.

Это ошеломляющее преимущество российского СПГ немало опечалит не только катарцев — наших новых друзей по Роснефти, но и существенно снизит конкурентноспособность американского СПГ.

Есть червячок сомнения в том, что именно это явилось целью реанимации проекта Штокман властями РФ.

А газ со Штокмановского ГКМ будет, вероятно, доставляться по морскому МГП сначала до побережья РФ, а затем по сухопутному МГП поступать в ГТС РФ, откуда распределяться хоть на Балтийский СПГ-завод, хоть поступать по МГП Сила Сибири-2 в Китай.

Неслучайно разговоры о Штокмане возобновились после стремительного реанимирования властями Китая проекта МГП Сила Сибири -2 (западный маршрут, МГП Алтай) в сентябре 2018 г.

Основная цель реанимации Штокмана — увеличить ресурсную базу ГТС РФ.

Штокмановская структура была выявлена в 1981 г. в результате комплексных морских геофизических исследований, проведенных специалистами треста Севморнефтегеофизика с научно-исследовательского судна (НИС) Профессор Штокман.

Хотя основная нагрузка по бурению скважин была на буровом судне Валентин Шашин.

Изучение геологического строения Штокмановского ГКМ было начато в 1981 г.

Штокмановское ГКМ расположено в центральной части шельфа российского сектора Баренцева моря в 550 км к северо-востоку от г. Мурманска.

Ближайшая суша (около 300 км) — западное побережье архипелага Новая Земля.

Глубины моря в этом районе колеблются от 320 до 340 м.

Разведанные запасы по состоянию на 2006 г. составляли 3,7 трлн м 3 газа и 31 млн т газового конденсата!

Лицензией на поиск, геологическое изучение и добычу газа и газового конденсата владеет Газпром нефть шельф, 100 % дочка Газпрома

Зачем власти РФ хотят расконсервировать проект Штокман?

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector