Усть-балыкское месторождение нефти — освоено ссср

Усть-Балыкское месторождение нефти – образцовая добыча

Месторождение расположено в Ханты-Мансийском АО в 40 км от Сургута и состоит из 8 залежей. Находится в состоянии падающей добычи после достижения максимальной производительности 1988 года в 4,6 млн тонн.

Месторождение нашли высадившиеся за 4 месяца до этого геологоразведчики (бригадир М. И. Ветров), хотя бурение разведочных скважин проводилось с конца 50-х. В 1962-м пробурили скважину с небывалым для Тюмени суточным дебитом в 800 тонн.

Начало освоения

Обнаружено 16 октября 1961 года, когда на берегу Оби в черте современного Нефтеюганска забил первый нефтяной фонтан.

А эксплуатация в пробном режиме по временной технологической цепи (спроектированной ВНИИ нефти) началась с весны 1964-го. Именно тогда первая партия промышленной нефти была отправлена на Омский НПЗ, после чего появились посёлки нефтяников Мамонтово, Каркатеево, Пойковский, Усть-Юган, Чеускино. Позже был основан город Пыть-Ях. До указанного момента в Сибири качали нефть лишь из Березовского и Шаимского месторождений. Разбуривание Усть-Балыка длилось почти два десятка лет, а его первооткрывателям уральская поэтэсса Л. Татьяничева посвятила стихотворение «Нефтяной фонтан».

Основные характеристики

Первоначально потенциал прогнозировался на уровне 100 млн тонн. Уже добыто 200 млн тонн нефти плотностью 0,84 г/куб.см и количеством серы 1,3–1,8 %. Она залегает на глубине 2–2,7 км, а средняя глубина скважин составляет 2 614 м. Месторождение является многопластовым.

Нефтеносные пласты расположены в нижнемеловом и среднеюрском породных слоях. В силу тектонических особенностей Усть-Балыкские залежи считаются отягощенными и являются частью Сургутского свода Среднеобской нефтегазовой области крупнейшей в России Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции. В упомянутой провинции известно 15 нефтегазоносных регионов, а всего в Тюмени насчитывается 500 месторождений. На сей счет академик Иван Губкин в свое время заявил, что весь запад Сибири плавает на нефти.

Особенности геологии

В той или иной мере нефть присутствует в пластах БС1, БС2-3, БС4, БС6, БС10, БС16-20, ЮС2. А вот продуктивными признаны БС1 – БС5, расположенные на глубине 2 075 м, и БС10.

Отложения БС10 состоят из 3 пластов (БС10(1), БС10(2), БС10(3)), расположенных на глубине 2 400 м в южной части и юго-восточной частях Усть-Балыкского поднятия, и идут на юг к Мамонтовскому месторождению.

Месторождение в месторождении

БС10 многоярусный и обособленный, поэтому выведен в отдельное месторождение. Его активная эксплуатация и разбуривание шло с 1974 по 1992 год, а новая нефть пошла в 1966-м. На стадии пуска в 1966–1973 годах функционировало 8 добывающих скважин.

Кроме того, освоен ЮС2. В масштабах Усть-Балыкской площади горизонт распадается на 3 залежи, а в нее саму входят еще два месторождения – Солкинское и Западно-Усть-Балыкское. Последнее стоит отметить особо.

Западно-Усть-Балыкское месторождение

Этот нефтеносный массив найден в середине восьмидесятых, то есть относительно недавно.

По уровню своих запасов он считается маломощным, однако перспективным. Несмотря на то что годовая добыча не превышает 1,5 млн тонн, геологоразведка подверглась здесь оптимизации, что дало возможность нарастить количество потенциала до 20 млн тонн. Эксплуатацией занимается «Славнефть-Ниженвартовск» – «дочка» нефтекомпании «Славнефть». К акционером холдинга помимо прочих принадлежит «Газпромнефть», численность персонала которого не разглашается.

Имеются также сходные по названию Мало-Балыкское и Средне-Балыкское месторождения. Большая часть последнего расположена в соседней Томской области. Оно известно тем, что по неподтвержденной информации в 1985 году нефтеотдачу на нем повысили радикальным способом.

На глубине 2 800 м там якобы был произведен подземный ядерный взрыв.

Период развитой добычи

Осенью 1977 года министр нефтяной промышленности СССР Н. А. Мальцев издал ведомственное распоряжение об образовании ПО «Юганскнефтегаз». В постперестроечный период месторождение перешло во владение нефтяной компании «ЮКОС». После смены плановой экономики рынком остро заявила о себе проблема рентабельности.

С целью сохранения положительной динамики «ЮКОС» стал применять геологическую теорию гидравлического разрыва пласта (ГРП) на практике.

Хотя профильные эксперты (в частности, президент «Роснефти» Сергей Богданчиков) сделали вывод, что этот способ – по сути варварский, нецивилизованный и приводит к разрушению литосферной структуры.

После закрытия «ЮКОСа» в 2004-м в результате проведенных торгов месторождение снова сменило собственника и оператора, которым стала НК «Роснефть».

Сейчас эксплуатацией непосредственно занимается его добывающее подразделение – ООО «РН-Юганскнефтегаз», которому пришлось вернуться к методу ГРП, правда, на более высокой инженерной ступени. Ученым и бизнесменам удалось убедить федеральные власти, что правильно подготовленный ГРП – наиболее прогрессивный и передовой вид деятельности, требуемый для улучшения нефтеотдачи.

В течение последних 6 лет «Роснефть» стала одним из основных потребителей услуг обслуживающей корпорации Schlumberger, занимающейся операциями, связанными с гидроразрывами. В 2006 году на «Юганскнефтегазе» совместно с Newco Well Service осуществили небывалый до тех пор в отечественной отрасли эксперимент. В недра нагнетали почти 1 000 тонн расклинивающего жидкого вещества – пропанта. Мероприятие длилось в онлайновом режиме, координируясь из офиса компании.

Впоследствии «Роснефть» начала осуществлять ежегодно по 2 000 подобных операций, причем львиная доля новых скважин запускается при помощи ГРП.

Экологические риски, связанные с особенностями добычи

Из-за слабо контролируемого механического процесса, создаваемой колоссальной деформации вмещающих пород указанная технология запрещена в ряде развитых мировых держав.

Кроме того, ее нежелательность и неприемлемость обусловлены усиленной степенью опасности и вреда при незначительных сбоях эксплуатационного режима оснащения.

Главными сопутствующими факторами данной специфической операции являются токсичность рабочего материала, его высокая кинетическая энергия и пожароопасность процесса. Кроме того, по мнению некоторых наблюдателей, подобные операции могут даже спровоцировать мини-землетрясение.

В условиях отдаленности при обслуживании производственного комплекса также не исключены такие происшествия эндогенного свойства:

  • затопления,
  • ураганы,
  • низкие атмосферные температуры,
  • снежные заносы;
  • неконтролируемые фонтаны,
  • возгорания,
  • взрывы,
  • аварийное обесточивание.

Тем не менее безопасности добычи «Роснефть» уделяет внимание, о чем свидетельствуют публикации на ее сайте.

Пока нештатных случаев, связанных с эксплуатацией, не зафиксировано, а тема неоднозначности применения ГРП систематически поднимается средствами массовой информации. Недавно, например, это было вызвано намерением США добывать этим способом на Украине сланцевые газы.

Перспективы разработки

На горизонте БС1 – БС5 сосредоточены основные запасы полезного ископаемого. Они истощены на 75 % (по другим оценкам на 80 %) по промышленным запасам и почти на 50 % по балансовым.

Таким образом потенциала месторождения хватит еще минимум на 10–20 лет в зависимости от степени интенсивности эксплуатации. 50 лет непрерывной разработки даже для крупного нефтяного месторождения срок немалый, а если учесть, что срок действия лицензии на пользование горным отводом «Роснедра» продлили «Роснефти» до 2039 года, то сомневаться в жизнеспособности Усть-Балыка не приходится. В этом отношении Усть-Балык сравним разве что с Самотлорским нефтегазоносным месторождением.

Радиация – опасное явление, особенно когда с ней случаются происшествия. Интересная статья о катастрофах с радиационным заражением.

Нефть в море – лакомый кусок для многих компаний. По https://greenologia.ru/eko-problemy/proizvodstvo-neft/dobychi-v-karskom-more.html ссылке очень много нужной информации!

Современные итоги эксплуатации месторождения

По уровню годовой добычи Усть-Балык прочно удерживает 6-е место в компании. После пика производительности 1988 года ее уровень стал падать. Тем не менее с начала двухтысячных за счет реанимации брошенных скважин реализовывалась антикризисная программа. К 2000 году было добыто 53 млн тонн нефти, а за 2000-й – 1 235 млн тонн.

В 2000-м зафиксировано и наибольшее число пробуренных на месторождении скважин – 1 400, или 3 656 тыс. погонных метров.

Половина этого фонда по различным причинам находится в простое. Основные препятствия кроются в малодебитности, высокой обводнённости и техническом несовершенстве объектов.

Читать еще:  Сруб из бруса своими руками, правильный выбор материала

Достаточно сказать, что реальный дебит скважин по нефти – 8 тонн в сутки, что на 40 % ниже среднего по «Юганскнефтегазу», который обеспечивает четверть добычи в Ханты-Мансийском АО и 13 % общероссийской добычи нефти.

Суммарная протяжённость трубопроводов этого нефтеоператора достигает 10 тыс. км, а численность персонала ведущих добычных профессий в докризисный период равнялась 7,7 тыс. рабочих, сервисного блока – более 45 тыс. сотрудников. После сокращений она уменьшилась процентов на 7–10 в основном за счет исполнителей предпенсионного и пенсионного возраста.

Знаменитые трубопроводы. Великая нефтяная река. К 50-летию со дня пуска магистрального нефтепровода «Усть-Балык — Омск»

В 60-х годах прошлого столетия открытие и освоение новых нефтяных месторождений в Западной Сибири привело к стремительному росту объемов добываемой в СССР нефти. Перед экономикой встал вопрос использования этого богатства. Прежде всего, необходимо было обеспечить доставку нефти из малолюдных районов Тюменской области в индустриально развитые перерабатывающие регионы. В результате было создано уникальное «созвездие» огромных нефтепроводов, остающееся и по сей день крупнейшим во всем мире. И первым реализованным грандиозным проектом стал запущенный 50 лет назад, 30 октября 1967 года, нефтепровод «Усть-Балык — Омск» (сокращенно УБО).

Эта история началась в 1960 году, когда на юго-западе Тюменской области, близ таежного поселка Шаим, забил первый в Сибири фонтан нефти. Вслед за этим в Среднем Приобье последовало открытие и освоение еще целого ряда высокодебитных нефтяных месторождений: Мегионское, Усть-Балыкское, Красноленинское, Нижневартовское, а затем и десятков других, включая гигантскую кладовую Самотлора. Первоначально было принято временное решение — организовать вывоз по Оби и Иртышу в баржах от расположенного близ Нефтеюганска временного наливного пункта Пим, который находился от Омска на расстоянии (по воде) более 1500 км. Первые баржи с нефтью отправили в мае 1964 года. Главным недостатком такого способа транспортировки был короткий период полноценной навигации по сибирским рекам — не более 6 месяцев в год. А что делать зимой? Останавливать месторождения?

Перевозка усть-балыкской нефти баржами

Именно в таких условиях в начале декабря 1963 года Правительство Советского Союза приняло решение о сооружении двух самых первых магистральных нефтепроводов от западносибирских месторождений: Шаим — Тюмень и Усть-Балык — Омск. Первый из этих трубопроводов должен был решить важную для того времени, но частную задачу — передать нефть Шаимских месторождений на наливной пункт в Тюмени (станция Войновка) для дальнейшей ее транспортировки по железной дороге. Строительство же второй магистрали решало глобальную задачу: она открывала возможность начала непрерывной круглогодичной добычи нефтей месторождений Среднего Приобья — основной нефтяной кладовой Западной Сибири. Генеральным проектировщиком этих двух нефтепроводов был определен институт Гипротрубопровод, входивший тогда в структуру Газпрома СССР. Главным инженером проекта нефтепровода УБО был назначен М.С. Кудасевич.

Уже 25 января 1964 года в Тюменском промышленном обкоме КПСС состоялось расширенное совещание, посвященное предстоящему строительству первых западносибирских нефтепроводов. Вел совещание председатель Госплана СССР Н.К. Байбаков. Николай Константинович сразу взял быка за рога. Уже на первом совещании проектировщикам была поставлена задача — к завтрашнему дню определить необходимый объем капиталовложений для будущего строительства. К тому моменту были известны только предварительно определенные в Гипротрубопроводе диаметры нефтепроводов, их ориентировочная протяженность и примерная характеристика трасс, установленные в результате разработок возможных маршрутов по топографическим картам. После бессонной ночи была составлена предварительная смета по аналогам. Точность расчетов оказалась поразительная — стоимость нефтепровода «Усть-Балык — Омск» предварительно была определена в 175 млн. руб., а конечная проектная стоимость составила 206 млн. руб., включая 5 млн. руб., которые были добавлены по просьбе Тюменского обкома КПСС для нужд области.

Дальнейшие события по проектированию и строительству нефтепровода развивались бурно и стремительно. Проектные и изыскательские работы выполнялись параллельно. Трудность работ была связана с более чем 1000-километровой протяженностью трассы и со сложными условиями ее прохождения: большое количество болот, рек (в том числе крупных — Юганская Обь, Иртыш), их пойм, заливаемых весенними паводками, обводненных участков трассы и таежная глухомань, особенно на ее головном северном участке. Также необходимо было обеспечить общий коридор от района Тобольска для идущих в одном направлении с нефтепроводом «Усть-Балык — Омск» железной дороги и ЛЭП-500 Тюмень — Сургут.

Однако, несмотря на все трудности, усилиями коллектива института Гипротрубопровод проект нефтепровода УБО был закончен в ноябре 1964 года, рекомендован к утверждению 31 декабря 1964 г. решением Госстроя СССР и передан для утверждения в Совет Министров СССР.

Необходимо отметить, что в ходе проектирования институтом Гипротрубопровод (при прямом участии главного инженера проекта — М.С. Кудасевича) было принято весьма неординарное решение при установлении диаметра нефтепровода. Сопоставляя неуклонно возрастающие объемы добычи нефти в Среднем Приобье с определенной заданием производительностью перекачки (22 млн. тонн в год, что соответствовало диаметрам 720 или 820 мм) и плановыми сроками ввода магистрали в эксплуатацию, было решено увеличить диаметр нефтепровода до 1020 мм. Это позволяло выйти в перспективе на производительность перекачки в размере 47-50 млн. тонн в год.

Такое решение вскоре, 9 марта 1965 года, получило полное одобрение на заседании Президиума Правительства со стороны Председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина, который, одобрив и утвердив проект, дал указание немедленно приступить к его осуществлению с последующим увеличением производительности нефтепровода.

Полностью закончить изыскательские работы удалось весной 1965 года. В этот период в Гипротрубопроводе широким фронтом шла разработка рабочей документации. Эта работа выполнялась коллективом института с полной отдачей и большим напряжением сил. В те времена не все сотрудники уходили домой после 18 ч, многие работали «вторую смену» без указаний руководства. Все это позволило уже в середине 1965 года приступить к непосредственному строительству магистрали. В бой были брошены силы самых крупных строительных трестов СССР. Ход строительства контролировал Тюменский обком КПСС.

На северном плече нефтепровода отряды строителей, пришедших с трубопровода Шаим — Тюмень, начали прорубку трассы осенью 1965 г. и за одну зиму (к концу лета 1966 г.) завершили ее, пройдя 266 км до Демьянского, где создавался временный пункт налива нефти в баржи, что давало возможность сократить путь ее перевозки по Иртышу до Омска на 700 км.

На строительстве нефтепровода УБО

Во второй половине 1966 г. строительно-монтажные работы были развернуты по всей тесячекилометровой трассе от Усть-Балыка (ныне Нефтеюганска) до Омска. Началось сооружение подводных переходов рек Иртыш у сел Вагай и Красноярка на южном плече и Юганская Обь у Усть-Балыка на севере, а также насосных станций Каркатеевы, Демьянское, Вагай и Абатское.

29 марта 1967 г. газета «Тюменская правда» сообщала, что закончена прокладка дюкера через р. Юганская Обь, трубопровод до 114-го км головного участка заполнен нефтью и строители южного участка стремятся довести тюменскую нефть до Омского НПЗ к 50-ой годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. А уже 27 августа того же года газета «Советская Россия» сообщила, что у села Абатское сварен последний «красный стык» и стальная магистраль сомкнулась на всем протяжении в одну нитку: 964 км основного трубопровода диаметром 1020 мм и 27 км подводящего нефтепровода диаметром 720 мм от Нефтеюганска с переходом р. Юганская Обь и ее поймы. На всем протяжении трассы пройдено 203 километра труднопроходимых, не промерзающих даже зимой болот, форсировано 85 больших и малых водных преград. Строители форсировали сооружение насосных станций и, в первую очередь, НПС Остров (головная станция в Нефтеюганске) и Вагай (на середине трассы), без которых пуск трубопровода и подача нефти на Омский НПЗ были бы невозможны. Если с вводом станции Остров не было больших затруднений, то пуск в полном объеме НПС Вагай внушал серьезные опасения, так как не представлялось возможным ввести в действие в намеченный срок электроподстанции и ВЛ 110 кВ к этой перекачивающей станции. Гипротрубопровод в сжатый срок запроектировал, а строители соорудили временную дизельную электростанцию.

Читать еще:  Септик для высокого уровня грунтовых вод: как выбрать и установить

На строительстве нефтепровода УБО

Пуск нефтепровода был осуществлен досрочно к 50-летию Октябрьской революции. Тюменская нефть пришла на Омский НПЗ и получила выход в систему транссибирских нефтепроводов Туймазы — Уфа — Омск — Новосибирск — Красноярск — Иркутск.

30 октября 1967 года, после митинга в Нефтеюганске, на двух самолетах в Омск вылетела большая группа участников строительства во главе с министром газовой промышленности А.К. Кортуновым и первым секретарем Тюменского обкома КПСС Б.Е. Щербиной.

30 октября 1967 года. В аэропорту города Нефтеюганск после митинга по случаю пуска нефтепровода «Усть-Балык — Омск»

Газета «Омская правда» 31 октября 1967 г. опубликовала информацию о состоявшемся накануне в местном Дворце культуры нефтяников торжественном собрании строителей трубопроводной магистрали, на котором А.К. Кортунов вручил символический ключ от нефтепровода директору Омского НПЗ В.А. Рябову. В том же номере газеты было опубликовано приветствие ЦК КПСС и Совета Министров СССР всем участникам строительства магистрального нефтепровода «Усть-Балык — Омск».

За достигнутые высокие производственные показатели и досрочное выполнение заданий по сооружению нефтепровода «Усть-Балык — Омск» Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 августа 1968 г. орденами и медалями были награждены 199 человек, в том числе орденом Ленина — 7 человек (включая главного инженера проекта от института Гипротрубопровод М.С.Кудасевича), орденом Трудового Красного Знамени — 22, орденом «Знак Почета» — 72, медалью «За трудовую доблесть» — 48 и медалью «За трудовое отличие» — 50 человек.

Скоро стало ясно, что пуск нефтепровода УБО является только началом работ по созданию мощной системы магистральных трубопроводов для транспорта нефтей от месторождений Западно-Сибирского региона потребителям страны и на экспорт. Работы по созданию этой системы нефтепроводов велись еще долгих 20 лет, до начала 90-х гг.

Да и сам герой нашего рассказа продолжал достраиваться и модернизироваться. Прежде всего, с вводом в эксплуатацию четырех насосных станций — Каркатеевы, Демьянское, Вагай и Абатское — была полностью завершена первая очередь строительства, обеспечившая расчетную производительность нефтепровода 22 млн. т в год. Одновременно с завершением работ по первой очереди трубопровода в ускоренном темпе велись работы по второй очереди и строительству дополнительных перекачивающих насосных станций, обеспечивающих максимально возможную производительность перекачки по нефтепроводу диаметром 1020 мм в объеме 47-50 млн. т в год.

В настоящий момент, нефтепровод «Усть-Балык — Омск» по прежнему в работе, хотя с введением в эксплуатацию более современных нефтяных магистралей масштабы перекачки по нему уже не поражают воображение. УБО постоянно модернизируется и реконструируется, в том числе путем замены больших участков линейной части трубопровода. И, пока добывается тюменская нефть, эта первая великая рукотворная нефтяная река не должна иссякнуть!

Тэги: нефтепровод УБО, рукотворная нефтяная река, строительство нефтепровода, УБО, Усть-Балык — Омск

Усть-балыкское месторождение нефти — освоено ссср

Усть-Балыкское нефтяное месторождение — расположено на границе Сургутского и Нефтеюганского районов Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области около г. Нефтеюганск, входит в состав Сургутского НГР Среднеобской необской НГО, относится к Западно-Сибирской провинции.

Усть-Балыкское месторождение было открыто в 1961 году, введено в разработку в 1964 году. Начальные запасы нефти оцениваются до 100 млн. тонн. Усть-Балыкское месторождение по запасам относится к категории крупных, а по геологическому строению – к сложным.

Усть-Балыкское месторождение является одним из крупнейших в «Роснефть-Юганскнефтегаз». По начальным запасам занимает 9 место, по остаточным – 8 место.

Разрабатывается 29 лет. В настоящее время находится в стадии падающей добычи нефти после достижения максимальной – 4,6 млн.т в 1988 г.

На Усть-Балыкском месторождении пробурен фонд скважин – более 1400 или 7% от фонда объединения, половина из которого находится в простое по причине малодебитности, высокой обводнённости и по техническим причинам.

По накопленному отбору 53 млн.т нефти месторождение занимает 6 место в «Роснефть-Юганскнефтегаз». По уровню годовой добычи нефти 1235 тыс.т в 2000 году месторождение занимает 6 место в «Роснефть-Юганскнефтегаз». Фактический дебит скважин по нефти – 8 т/сут на 40% ниже среднего по объединению.

Текущий коэффициент нефтеизвлечения площади – 0,203 вследствие недостаточно полного вовлечения запасов в разработку.

Разбуривание Усть-Балыкского месторождения продолжалось 19 лет, всего пробурено 3656 тыс.м. эксплуатационного метража. Средняя глубина скважины 2614 метров.

Отличительной чертой месторождения является очень сложное прерывистое, неоднородное строение горизонта БС10, разрабатываемого как единый объект, ввиду непредставительных нефтенасыщенных толщин каждого пласта.

Плотность нефти до 0,84 г/см³, содержание серы составляет 1,30-1,81%. Залежи находятся на глубине 2,0-2,7 км.

Оператором Усть-Балыкского месторождения является российская нефтяная компания Роснефть.

Усть-Балыкское нефтяное месторождение

Усть-Балыкское нефтяное месторождение — находится на границе Сургутского и Нефтеюганского районов ХМАО Тюменской области около г Нефтеюганск, входит в состав Сургутского нефтегазоносного района Среднеобской нефтегазоносной области, относится к Западно-Сибирской провинции.

Обнаружено месторождение 16 октября 1961 г, когда на берегу Оби в черте современного Нефтеюганска забил 1 й нефтяной фонтан.

Введено в разработку, через 3 года в 1964 г. Начальные запасы нефти до 100 млн т.

На данный момент добыто около 200 млн т нефти плотностью 0,84 г/см 3 и количеством серы 1,3-1,8 %.

Она залегает на глубине 2-2,7 км, а средняя глубина скважин составляет 2 614 м.

Месторождение является многопластовым.

Усть-Балыкское месторождение по запасам относится к категории крупных, а по геологическому строению — к сложным.

Усть-Балыкское месторождение входит в число одного из крупнейших в Роснефть-Юганскнефтегаз. По начальным запасам занимает 9 место, по остаточным — 8 место.

На Усть-Балыкском месторождении пробурен фонд скважин — более 1400 или 7% от фонда объединения, половина из которого находится в простое по причине малодебитности, высокой обводнённости и по техническим причинам.

По накопленному отбору 53 млн т нефти месторождение занимает 6 место в Роснефть-Юганскнефтегаз. По уровню годовой добычи нефти 1235 тыс т в 2000 г месторождение занимало 6 место в Роснефть-Юганскнефтегаз.

Фактический дебит скважин по нефти — 8 т/сут на 40% ниже среднего по объединению.

Текущий коэффициент нефтеизвлечения площади — 0,203 вследствие недостаточно полного вовлечения запасов в разработку.

Разбуривание Усть-Балыкского месторождения продолжалось 19 лет, всего пробурено 3656 тыс м эксплуатационного метража. Средняя глубина скважины 2614 м.

Характерной чертой месторождения является довольно сложное прерывистое, неоднородное строение горизонта БС10, разрабатываемого как единый объект, ввиду непредставительных нефтенасыщенных толщин каждого пласта.

Оператором Усть-Балыкского месторождения является российская нефтяная компания Роснефть.

В той или иной мере нефть присутствует в пластах БС1, БС2-3, БС4, БС6, БС10, БС16-20, ЮС2.

А вот продуктивными признаны БС1 — БС5, расположенные на глубине 2 075 м, и БС10.

Читать еще:  Природный газ - двигатель прогресса на планете

Отложения БС10 состоят из 3 пластов (БС10(1), БС10(2), БС10(3)), расположенных на глубине 2 400 м в южной части и юго-восточной частях Усть-Балыкского поднятия, и идут на юг к Мамонтовскому месторождению.

История развития нефтегазовой отрасли в Западной Сибири

В шестидесятые годы начался новый этап развития нефтяной промышленности в нашей стране, когда в Западной Сибири (Тюменская и Томская области) приступили к освоению нефтяных и газовых месторождений. Геологопоисковые работы в Сибири были начаты в 1939 году по инициативе наркома топливной промышленности Л.М. Кагановича. В 1953 году в Сибири вблизи г. Березово было открыто Березовское газовое месторождение, в 1960 году в Тюменской области (в Шаимском районе) открывается первое нефтяное месторождение, а в 1961 году получен фонтан нефти из меловых отложений на Мегионской и Усть-Балыкской площадях. В 1964 году начата добыча нефти на Шаимском, Усть-Балыкском и Мегионском нефтяных месторождениях. Нефть с этих месторождений поставляли на Омский нефтеперерабатывающий завод.

Освоение газовых месторождений в Западной Сибири было связано с большими трудностями. Необходимо было решать сложные проблемы при добыче и транспорте газа, связанные с заболоченностью территории, вечной мерзлотой, суровыми климатическими условиями. Несмотря на все трудности и сложности газовая промышленность в Западной Сибири развивалась невиданными темпами. Так, в 1972 году вводится в эксплуатацию крупнейшее газовое месторождение Медвежье, а уже в 1978 году месторождение выводится на проектный уровень добычи — 65 млрд. кб.м газа в год. В 1978 году вводится в эксплуатацию Уренгойское газоконденсатное месторождение, а уже в 1980 году годовая добыча газа здесь достигла 50 млрд. кубометров. Были введены и другие газовые месторождения, среди которых и уникальноеЯмбургское. В 1991 году в Западной Сибири добывали 542 млрд. кубометров, что составляло 84% от всей добычи газа в стране.

Добыча в Волго-Уральском регионе достигла пика в 4,5 миллиона баррелей в день в 1975 году, но позже вновь упала на две трети от этого уровня. Как раз в то время, когда Советский Союз размышлял над тем, как он сможет держать уровень добычи с месторождений Волго-Урала, были обнародованы данные об открытии первых крупных месторождений в Западной Сибири. В начале 1960-х годов были разведаны первые запасы этого региона, главными из которых было открытое в 1965 году месторождение супергигант Самотлор с извлекаемыми запасами около 14 миллиардов баррелей (2 миллиарда тонн).

В 1961 году были открыты Мегионское и Усть-Балыкское нефтяные месторождения, что подтвердило верность прогнозов относительно богатейших запасов нефти в Западной Сибири. За период с 1961 по 1964 гг. открыли еще 27 месторождений, причем 1964 год считается началом промышленного освоения Тюменской нефти. К 1965 г. был веден в эксплуатацию первый магистральный нефтепровод Шаим-Тюмень, а в 1967 г. — трубопровод, связывающий Усть-Балык и Омск. В 1970 г. объем нефтедобычи в Западной Сибири составлял уже 31.4 млн. тонн, что вывело ее на третье место среди нефтяных регионов России. В тот период добычу нефти осуществляли нефтепромысловые управления (НПУ) Юганскнефть, Сургутнефть, Мегионнефть, Правдинскнефть, Шаимнефть, Нижневартовскнефть и Томскнефть. За период с 1970 по 1975 гг. объемы добычи нефти выросли более чем в 4 раза и достигли 148 млн. тонн, причем на долю Тюменской области приходилось 141.4 млн. тонн. Активно разрабатывалось Самотлорское месторождение, открытое в 1965 г., обеспечивая стабильный ежегодный прирост объемов добычи. К 1975 г. Западная Сибирь давала примерно 30% всей нефти СССР. В этот период расцвета советской нефтяной промышленности было открыто 22 новых месторождения, в том числе такие гиганты как Федоровское, Когалымское, Холмогорское и др. В 1973 г. было завершено строительства нефтепровода Самотлор-Тюмень-Альметьевск, что позволило доставлять тюменскую нефть в центральные районы страны и экспортировать ее по нефтепроводу «Дружба». К 1980 г. ежегодный объем добычи нефти в Западной Сибири возрос до 312.6 млн. тонн, что составляло около 50% всей нефтедобычи Советского Союза, а максимальный объем добычи на Самотлоре составил в начале восьмидесятых годов около 140 млн. тонн в год.

Для Западно-Сибирского бассейна характерны сложные природно-климатические условия, в которых предстояло добывать нефть, и огромная территория, простирающаяся от зоны вечной мерзлоты в районе Полярного круга до непроходимых торфяных болот на юге. Но, несмотря на эти трудности, Советский Союз мог нарастить добычу в регионе с астрономической скоростью. Рост добычи в Западной Сибири предопределил рост добычи в Советском союзе с 7,6 миллионов баррелей (более миллиона тонн) в день в 1971 году до 9,9 миллионов баррелей (около 1,4 миллиона тонн) в день в 1975 оду. К середине 1970-х годов добыча в районе Западной Сибири заполнила разрыв, образовавшийся из-за падения добычи в Волго-Уральском регионе. Упадок советской нефтяной промышленности. После достижения феноменальной добычи из месторождений Западно-Сибирского бассейна советская нефтяная промышленность стала проявлять признаки упадка. Западно-Сибирские месторождения были относительно дешевы в разработке и давали существенный выигрыш за счет своих размеров, а советские плановые органы отдавали приоритет максимизации краткосрочной, а не долгосрочной нефтеотдачи. Производственные объединения стремились добыть как можно больше нефти с месторождений с тем, чтобы выполнить план по добыче, при этом не учитывались влияния последствий разработки на состояние месторождении, бурилось слишком много скважин и закачивалось слишком много воды. К тому же мало кто занимался вопросами повышения эффективности инвестиций в разработку и внедрением новых технологий. Проблемы вскоре начали проявляться в падении производительности скважин, низком пластовом давлении и увеличении обводненности. В середине 1970-х годов в Москве уже поняли, что назревает падение добычи. Первое падение, обусловленное хроническим недофинансированием разведки в Западной Сибири, началось в 1977 году, но властям удалось его приостановить за счет очень больших капиталовложений в бурение. Второе падение произошло в период с 1982 по 1986 годы. И в этот раз кризис удалось преодолеть за счет увеличения финансирования. В 1988 году Советский Союз достиг нового рекордного уровня добычи в 11,4 миллиона баррелей в день. В то время страна была крупнейшим нефтепроизводителем в мире с объемом добычи существенно выше, чем в США и в Саудовской Аравии, в этот год уровень добычи в Западной Сибири достиг 8,3 миллиона баррелей в день. Но с этого момента значительного падения добычи уже невозможно было избежать из-за плохих технологий управления добычей, несмотря на резкий рост капитальных вложений, Советский Союз мог сдержать падение добычи только до начала 1990 года. Но затем наступил провал в добыче, он был так же резок, как и ее рост — уровень добычи в России постоянно падал в течение десятилетия и остановился на уровне, почти на половину меньшем начального пика. Падение было усугублено экономическим кризисом, который охватил регион в период распада Советского Союза. Развал экономики вызвал резкое падение спроса на нефть внутри страны, а экспортные мощности оставались ограниченными, и поэтому компании были вынуждены продолжать продавать большую долю нефти на внутреннем рынке, зачастую некредитоспособным потребителям. Финансовые трудности компаний спровоцировали резкое снижение объемов новых разведочных работ, объемов бурения и даже объемов капитальных ремонтов существующих скважин. В результате сложилась ситуация, которая привела к дальнейшему неизбежному падению добычи. Добыча нефти в России окончательно прекратила свое падение в 1997 году.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector