Утилизация самолетов – начальный этап цикла самолетостроения

Утилизация самолетов: все тонкости процесса

Утилизация самолетов, как и других летательных аппаратов – проблема, с которой борются во многих развитых странах мира. Сотни, даже десятки тысяч, воздушных судов годами ржавеют на стоянках или заброшенных аэродромах. Списанная авиатехника «захламляет» ангары, является угрозой для окружающей среды и при этом привлекает «охотников за металлом».

Единственно правильное решение в таком случае – сдать самолет на утилизацию. Как происходит переработка выведенного из эксплуатации авиатранспорта? Почему выгодно сдать авиационную технику на переработку и многое другое – читайте далее в статье.

Как происходит утилизация самолетов?

Самолет – сложный аппарат, состоящий из десятков тысяч различных комплектующих, которые утилизируется ручным или автоматизированным способом.

Из-за больших габаритов доставить транспорт в пункт приема без предварительного демонтажа и резки невозможно. Поэтому процесс начинается непосредственно на месте расположения объекта.

Поэтапное описание процесса утилизации самолета:

В первую очередь из авиатехники удаляется:

  • Техническая жидкость: омыватели, трансмиссионные масла, охладители и др.
  • Технологические электронные приборы: бортовые, пилотажно-навигационные, система контроля работы двигателей, а также вариометр, указатели скорости, высотометр и др.
  • Остатки топлива и взрывные устройства системы катапультирования.
  • Бортовое и пассажирское оборудование.
  • Неметаллические части (обшивка, изоляционные материалы, пластиковые части и др.).

Снятые части либо отправляются на повторное использование, либо на утилизацию.

После «освобождения» воздушного средства от неметаллических элементов и жидкостей, начинается резка корпуса на транспортировочные части. Чаще всего процесс выполняется при помощи углеродной сварки.

Далее происходит сортировка сырья в зависимости от вида металла (чермет, цветмет, драгметаллы).

Примечание. В самолетах содержится примерно 25% черных металлов и более 70% цветных.

После этого отрезки авиатранспорта грузятся и вывозятся на пункт приема металлолома, где и осуществляется последующая переработка материалов.

На заключительном этапе происходит оценка металлолома, контрольное взвешивание и расчет за партию авиахлама.

Важно! Для отправки авиационной техники на переработку, ее нужно снять с учета и получить соответствующие разрешительные документы.

Где принимают авиатехнику на переработку в России? В Москве и области можно заказать демонтаж и утилизацию самолетов в компании «Ломсервис». Здесь есть квалифицированный штат, который выполнит задачу с учетом актуальных норм безопасности, и вся необходимая спецтехника. Кроме этого, компания предлагает лучшие цены на металлолом по столице и МО.

Воздушный транспорт находится в другом регионе РФ? Найдите пункт приема лома на информационном портале сдай-лом.рф.

Утилизация самолетов. Дело государственное?

За свою долгую авиационную жизнь, я побывал на многих военных и гражданских аэродромах и аэропортах. Здесь и Мончегорский аэродром совместного базирования. И Пулковский аэроузел. И аэродром ДОСААФ «Горское» под Ленинградом. И много других гражданских и военных аэродромов. На каждом из них, есть отдаленные закоулки, где догнивают отслужившие свой век самолеты и вертолеты. В Мончегорске, еще вначале 80х, в дальних капонирах стояли уникальные Як-28. Откуда-то с севера, мой друг, привозил фотографии стоящего на приколе Ми-10К.

Повсюду в стране стоят старенькие Ан-2, Ми-8, старые военные самолеты. Что с ними будет? Какова их дальнейшая судьба? Они потихоньку растаскиваются «народными умельцами», и охотниками за металлами, местными жителями на огородно-дачные нужды. Много раз я видел и авиационные доп.баки в качестве душа, и заборы из распиленных вертолетных лопастей, и фюзеляж Ан-2 в качестве сарайчика.

Кто в стране занимается утилизацией старой авиатехники?

Есть ли госпрограммы по разборке и переработке?

Кто решает, что ЭТУ технику уже можно утилизировать?

Натолкнулся в сети на информацию о тендере, объявленном Министерством обороны на утилизацию военных самолетов и вертолетов. Цифры приводятся разные, но в среднем, это около 140 вертолетов и около 290 самолетов. Информация старенькая, и, скорее всего, программа нынче уже действует. Все верно, военные аэродромы надо очищать от хлама и старой техники. Но довольно странен состав техники, вошедший в перечень, и подлежащих уничтожению.

В него попали как раритетные виды техники (оставшиеся в единичном экземпляре и представляющие историческую ценность), так и виды техники стоящие ныне на вооружении. Также в списке типы самолетов, которые невозможно, на данный период, заменить. Просто нечем!

Министерство выделяет на уничтожение до 40 млн. рублей. Самолет это не кофеварка. Это сложное технологическое изделие. Состоящее из многих агрегатов, узлов, километров проводов, приборов, оборудования, специальных жидкостей, разнообразных сплавов и металлов. Надо хорошо знать конструкцию самолета, чтобы грамотно вначале разобрать, соблюдая экологическую, химическую, радиационную безопасносность. Рассортировать детали и узлы на черный и цветной металл. Вычленить драгметаллы, которых могут быть на борту и сотни грамм, и даже килограммы.

Кто же решает что уничтожать?

Читать еще:  Водозаборная скважина и её утепление на зиму

Очень жаль старичка Ан-2. Под нож попадают 28 штук. Я понимаю, что нет двигателей на замену, сложно достать перкаль и эмалит для ремонта плоскостей, но в малой авиации он до сих пор незаменим. Машина-легенда!

Су-24 аж 103 штуки, Миг-31(?)-23 самолета, около 30 L-39, Ми-8 и Ми-24.

В списке Ту-95, Ту-22, Ту-22М3, и даже Ту-160. Ту-160, единственно оставшийся из первых серий, Ту-22 серия «ноль». Самый первый Ми-24А, с которого началось перевооружение армейской авиации.

Курсоглиссадную систему любого аэродрома, необходимо два раза в год калибровать, устраняя погрешности в работе. Для этого были созданы специализированные самолеты на базе Ан-26, и их в ВВС всего около 10 единиц. Однако и этот тип попал под «раздачу».

Лом металла более ценен?

Ту-22 это: 10 тонн черных металлов, 31 тонна цвет.металла, 700(!)гр. золота, 15 килограммов серебра и 160 гр. платины. И в тоже время это один из первых серийных образцов этого класса. Что ценнее?

Повсеместно ставят памятники самолетам ВОВ. Дело хорошее. Значит, для самолетов ближайшей к нам эпохи развития сверхзвуковой авиации время еще не настало? Должно пройти 60-70 лет, чтобы мы начали вспоминать славные страницы своей истории? Сетуя на то, что в оригиналах ничего не сохранилось, и, создавая дешевые муляжи и копии-реплики? Может лучше уже сейчас надо начинать сохранять свою историю, а не разменивать ее на граммы и килограммы золота и серебра?

Утилизация самолетов – создание самолетов. Круг замыкается

Проблема утилизации самолетов современного типа возникла относительно недавно. Десятки тысяч лайнеров, бомбардировщиков, транспортников и истребителей без движения застыли в ангарах, на оборудованных стоянках и заброшенных аэродромах. Какие-то из них являются уникальными изделиями эпохи НТР, другие – машинами попроще; однако каждый самолет выполнен из стали, алюминия и титана, начинен электронной радиоаппаратурой, облицован пластиком.

Размеры этой проблемы не ограничены какими бы то ни было региональными границами. С ней столкнулись все развитые страны. Решение о выводе самолетов из эксплуатации во многих государствах не являются однозначными. Например, в США большинство самолетов, выпущенных после Второй мировой войны, содержатся в законсервированном состоянии; многие из них готовы к эксплуатации. Европейские правительственные органы пытаются выработать такую систему взаимоотношений с утилизирующими компаниями, которая бы делала утилизацию экономически выгодной всем участникам.

Китай, предвидя скорую смену нынешнего авиационного парка, вкладывает 2 млрд. долларов в строительство завода, способного за год перерабатывать 50 единиц техники.

Отечественные специалисты и руководители отрасли расходятся в выборе пути использования самолетов выработавших свой ресурс. Сотни единиц авиационной техники продолжают службу, несмотря на крайнюю степень изношенности. Часть авиационных судов за прошедшие годы была модернизирована: на них были заменены силовые агрегаты, обновлена электронная и программная начинка. Переоборудование, в основном, коснулось военных самолетов. Пассажирский авиапарк, как не отвечающий стандартам ЕЭС, с 2002 года подлежит полной утилизации.

Как происходит процесс

Самолет состоит из десятков тысяч компонентов которые после списания машины подлежат утилизации. Большинство из них подлежат переработке: некоторые материалы утилизируются с помощью автоматизированных комплексов, некоторые требуют большого количества ручного труда. Часть авиахлама отправляются на свалку навсегда. Какая-то доля отходов временно складируется в ожидании возникновения подходящих технологий утилизации.

Описание технологии

Утилизация начинается в аэропорту стоянки или на базе хранения военной техники. В первую очередь из систем самолета удаляют:

  • остатки топлива, которое не удалось полностью слить с машины;
  • технические жидкости, которые использовались в трактах охлаждения агрегатов –трансмиссионные масла, охладители, омыватели и проч.;
  • взрывные устройства катапульт;
  • технологические электронные приборы – управления, сигнализации, связи и т.п.;
  • пассажирское оборудование;
  • пластиковые обшивки, накладки и и.п.;
  • вспомогательное технологическое оборудование – провода, силовые и передаточные устройства приводов шасси, элеронов, закрылков, рулей управления – сотен узлов.

Все снятое оборудование актируется и направляется к месту уничтожения либо утилизации. Во Франции, например, большая часть подобных узлов продается с целью их повторного использования в других отраслях.

Оставшийся планер разрезается. В одних аэропортах эту операцию проводят с помощью ручной фортунки, в других используют машины.

Известны взрывные технологии, превращающие самолет в пыль – их активно использовали при утилизации советской военной техники в 90-е годы.

Оборудование

Дальнейшая переработка индивидуальна для каждой группы материалов. Корпуса самолетов поступают в цеха предприятий Авивторресурса. Здесь в процессе переплавки самолетного корпуса получают черные (25%) и цветные металлы (больше 70%).

Приборы, платы, радиоэлементы поступают для переработки на другое предприятие – Южно-Уральский специализированный центра утилизации. Целью переработки является извлечение меди, олова, серебра, золота и платины из деталей списанных компьютеров, навигационного оборудования, средств связи.

Читать еще:  Разновидности и роль фильтров для очистки воды

Остатки аппаратуры первоначально разбираются и рассортировываются вручную. На втором этапе в технологических линиях осуществляется химическая переработка материалов.

Несмотря на сложившийся сегодня высокий технологический уровень утилизации авиахлама, в ближайшей перспективе для ее осуществления потребуются другие технологии: вместо металла повышается удельный вес композитных материалов, в приборах не используются в таком количестве драгметаллы.

Композитные материалы, состоящие из армирующей карбоновой сетки и полиамидных (полистирольных) заполнителей в процессе утилизации подлежат растворению.

Польза для экологии

По мнению переработчиков отходов, утилизация самолетов в отрыве от процесса их создания экономически необоснованна. Стоимость материалов, извлекаемых с самолета, сопоставима с затратами, которые необходимы для его разборки:

  • к брошенному на дальнем аэродроме самолету необходимо доставить бригаду специалистов и оборудование;
  • демонтаж оснастки лайнера не только трудоемок, но и сопряжен с соблюдением повышенных норм санитарной безопасности проведения работ, сбора, хранения и вывоза многих (часто токсичных) материалов;
  • дальнейшая сортировка, логистика и переработка – также достаточно затратные мероприятия.

Однако, это лишь вершина айсберга. По оценкам лидирующих мировых авиакорпораций, до середины тридцатых годов потребуется обновить около 35 тысяч лайнеров. На изготовление каждой машины требуется от 50 тонн металла, сотни килограмм полимеров. При этом в отрасли списывается ежегодно более 500 самолетов – те же тысячи тонн алюминия, никеля, стали и полимеров.

Перед авиастроителями стоит задача: оптимизировать кругооборот материалов, превратив сферу производства и использования воздушного флота в замкнутый цикл. На сегодняшний день промышленность за счет использования вторичного сырья способна возместить 80% комплектующих изделий. Задача состоит в том, чтобы довести степень вторичного использования материалов до 100%.

Ответственные за утилизацию

В России два ведомства отвечают за утилизацию авиатехники: Министерство обороны и Министерство промышленности и торговли. Процедура списания техники, перечень оснований для его осуществления и порядок проведения, прописаны в директивных документах от 1989 года. По истечении ресурса корпуса или двигателя авиакомпания принимает решение о дальнейшей эксплуатации/ремонте/уничтожении машины. Структура взаимоотношений сторон в ходе реализации и утилизации списанных средств определяется Постановлением Правительства от 21.12.2000 года № 995.

Старый трактор подлежит полной разборки. Интересная статья об этом для вас.

Госпрограммы утилизации самолетов

Военным ведомством была разработана программа полного жизненного цикла обслуживания самолетов. Она регламентирует работу производителей авиатехники на всех стадиях – от производства до утилизации.

В текущем периоде на переработку 207 списанных единиц выделено 40 млн. рублей.

Минпромторг с целью стимуляции процесса обновления авиапарка разрабатывает систему компенсаторного возмещения затрат авиапредприятий по замене устаревших самолетов.

Лом металла из самолетов

Более 40 наименований сплавов из алюминия, титана и стали продается обрабатывающим предприятиям. От переработки каждого самолета удается получить до 10 тонн железосодержащих сплавов, 40 тонн цветных металлов, а так же драгоценных: 15 кг серебра, 0,7 кг золота и 0,16 кг платины.

Производственный процесс: Как конструируют самолёты

11 сентября 2013 в 18:42

Авиационное опытно-конструкторское бюро «Туполев» существует более 90 лет. За это время в его стенах разработали более 300 проектов различных типов летательных аппаратов, малых судов и аэросаней. Около 100 проектов были реализованы в металле, а более 50 находились в серийном производстве. Всего выпущено свыше 18 000 самолётов. ОАО «Туполев» занимается разработкой, производством, испытаниями, ремонтом и поддержанием лётной годности авиационной техники. Компания продвигает на рынок самолёт Ту-204СМ, а также поставляет специальные модификации Ту-214. С 2009 года идёт работа над новым бомбардировщиком-ракетоносцем (ПАК ДА).

Опытно-конструкторское бюро «Туполев»

Каждая группа конструкторов отвечает за свою область. Первыми вступают в дело конструкторы, которые занимаются обликом будущего самолёта, так называемыми «общими видами». Они составляют технические условия, которым должен соответствовать будущий самолёт, определяя вместимость, дальность и скорость полёта. Это относит самолёт к определённому классу, в рамках которого он и будет конкурировать с уже существующими самолётами.

Дальность и скорость полёта во многом определяются мощностью двигателя, разработкой которого занимаются двигателисты. Сейчас в массовых перевозках используются турбореактивные двигатели с тягой порядка 40 тонн. Ещё 15 лет назад считалось, что самые надёжные самолёты летают на четырёх двигателях, но сейчас производство таких самолётов во всём мире завершается, уступая место аппаратам, летающим на двух двигателях. Это связано с повышением их надёжности. Сейчас, если один из двух двигателей в самолёте отказывает, пассажиры об этом не узнают. Современные самолёты могут продержаться в воздухе на одном двигателе в течение трёх часов. Это относится и к другим системам самолёта, у каждой из них есть свой близнец, который поддержит в случае отказа. Сейчас двигатели настолько совершенны, что придумать в них что-то принципиально новое очень сложно. Главное, в чём конкурируют конструкторы, — это параметр двухконтурности. Чем больше воздуха проходит за пределами, а не через двигатель, тем лучше (экологичнее и экономичнее).

Читать еще:  Сколько яиц несет курица в день максимум в домашних условиях?

После надёжности самый важный показатель качества самолёта — это топливная экономичность. Авиакомпании охотнее приобретают самолёты, которые тратят минимум топлива. Сейчас стандарт расхода топлива для пассажирских самолётов равен 25 граммам на перемещение одного пассажира на 1 километр. Интересно, что показатель для автомобилей практически такой же. Только вот средняя скорость у самолётов почти в 10 раз выше.

Как происходит утилизация воздушных судов?

Самолет или вертолет, сошедший с линии по причине окончания срока эксплуатации или в результате крушения, подлежит переработке. Утилизация компонентов воздушных судов регламентируется нормативными актами, которые обязаны соблюдать как владельцы транспортных средств, так и организации, оказывающие данную услугу.

Требования и нормативная база

Процесс эксплуатации и последующей утилизации компонентов воздушных судов должен соответствовать требованиям следующих нормативных документов:

  • ОСТ 1 02786-2009 (авиационный стандарт);
  • ГОСТ 27692;
  • ГОСТ 25866-83;
  • ГОСТ 15.309-98;
  • ФЗ от 24.06.1998 № 89;
  • ФЗ от 05.12.2017 № 393;
  • ГОСТ 30772—2001;
  • Постановление Правительства от 21.12. 2000 г. № 995;
  • Приказ МПР от 02.12.2002 г. № 786;
  • Постановление Правительства от 22 июля 1992 г. № 505;
  • СНиП 2.01.28—85 и другие законодательные акты, напрямую или косвенно касающиеся утилизации воздухоплавательных судов.

После вывода транспортного средства (ТС) из эксплуатации перед владельцами стоят две задачи:

  1. утилизировать объект без ущерба окружающей среде;
  2. извлечь максимальную выгоду благодаря применению вторсырья.

Утилизация самолетов происходит в несколько этапов.

Прежде чем отправить самолет на металлолом, необходимо снять ТС с учета и получить все разрешения на демонтаж.

Процесс утилизации

В первую очередь воздушное судно разукомплектовывают, то есть снимают оборудование, электронику и электрику, приборы связи, мебель, обшивку, изоляцию. Сливаются остатки топлива и другие технические жидкости (ГСМ). Когда остается только металлическая часть корпуса, самолет разбирают на удобные для транспортировки элементы. Для резки авиационных сплавов используют спецтехнику и инструменты (гидроножницы, болгарки, экскаваторы).

Компоненты судна сортируются в зависимости от вида сплавов на две категории:

  • элементы с содержанием драгметаллов;
  • черный и цветной, недрагоценный лом.

Переплавленный металл можно заново применять в самолетостроении.

Разборка самолетов и вертолетов происходит на площадках-отстойниках или непосредственно в месте катастрофы. После разукомплектации и расфасовки элементов судно частями транспортируется для переработки или распределения на территории металлопрокатных организаций.

Компании по утилизации

Переработка металла является одной из отраслей тяжелой к промышленности, поэтому соответствующие цеха должны находиться за пределами жилых и рекреационных зон. Многие компании по утилизации воздушных судов арендуют участки около аэропортов или на их территории.

В список компаний-«гигантов» по утилизации авиационных транспортных средств входят:

  • “Авиавторресурс”;
  • ПК “Авиамет”;
  • Уральский центр утилизации;
  • ПЗЦМ “Авиа”.

Небольшие организации не всегда имеют возможность приобрести дорогостоящую технику, поэтому они осуществляют разборку воздушных судов при помощи автогена и болгарок. При использовании таких инструментов существует вероятность воспламенения остатков топлива. Это противоречит нормам техники безопасности.

При утилизации воздушных судов, входящих в состав ВВС или в государственный сектор, компания-исполнитель подает заявку на тендер, а заказчик (организация, входящая в структуру Министерства обороны) осуществляет выбор на основании выдвинутых требований.

Одним из обязательных условий является наличие парка спецтехники, необходимой для проведения указанных работ.

Специалисты компании, которая осуществляет переработку ВС, должны владеть следующими навыками:

  • сортировка черных и цветных металлов;
  • демонтаж драгметаллов, входящих в состав компонентов;
  • разбор и сортировка всех элементов салона, кабины и других помещений самолета, в том числе датчиков, электроники и т.д.

К примеру, в составе компонентов специализированного ВС АН-26 содержатся следующие элементы:

  • золото — 700 грамм;
  • серебро — 15000 грамм;
  • платина — 160 грамм;
  • черный металл — 10 тонн;
  • цветной металл — 31 тонна.

Специалисты должны не только распределить узлы и запчасти по их назначению, но и рассортировать металлы. Обязательное требование к сотрудникам — соблюдение экологической, радиационной, химической безопасности.

Рентабельность утилизации

Снятый с эксплуатации самолет подлежит переработке и расценивается как металлолом. Одна тонна авиационного металла оценивается в 27 000 рублей. К этой цифре добавляется оплата труда рабочих, затраты на спецтехнику. Реализуемая цена готового сплава, полученного после переработки, в среднем составляет 53 рубля за килограмм (почти в 2 раза дороже стоимости исходного сырья).

По скромным подсчетам, в России расходы на утилизацию воздушных судов, входящих в состав только гражданской авиации, составляют порядка 35 млн. долларов. По неофициальным данным, более 2000 самолетов подлежат утилизации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector