Влияние машиностроение на окружающую страну россии и экологию развитых стран

Рубрика “Машиностроение”

Машиностроение является наиболее крупной комплексной отраслью мировой промышленности. Оно определяет уровень развития промышленности каждой страны и общий уровень ее развития.

Такая роль машиностроения связана с тем, что именно оно обеспечивает все остальные отрасли производства необходимыми машинами, приборами и другим оборудованием, а население – предметами потребления.

Основные особенности и виды машиностроения

Главными особенностями машиностроения является следующее:

  • эта отрасль занимает 1 место по стоимости произведенной в ней продукции;
  • продукция машиностроения наиболее емкая по трудозатратам. В машиностроении занято свыше 80 млн работников;
  • эта отрасль – наиболее наукоемкая;
  • производимые машиностроением изделия пользуются большим спросом. В развитых стран они составляют большую часть импорта. Например, экспорт Японии состоит почти на 70% из продуктов машиностроения, а экспорт США и Германии – на 50%.

В свою очередь машиностроение можно разделить на 3 группы:

  1. общее машиностроение, в состав которой входят такие отрасли как станкостроение, атомное машиностроение, производство машин для сельского хозяйства;
  2. транспортное машиностроение, включающее автомобилестроительную, авиаракетно-космическую, судостроительную отрасли и производство железнодорожного оборудования;
  3. электротехническая и электронные отрасли промышленности.

Различные отрасли машиностроения находятся на различных стадиях развития. Например, электронная и ракетно-космическая отрасли машиностроения развивается бурными темпами, мировой выпуск автомобилей остается на определенном уровне, а производство судов и железнодорожного оборудования постепенно снижается.

Происходит перемещение центров производства некоторых отраслей из промышленно развитых стран Европы и из США в азиатские страны (Южную Корею, Японию, Китай).

Машиностроение России

Металлоемкое машиностроение в России, его место в мировой географии

Металлоемкое машиностроение занимает ведущие позиции в структуре промышленности, производя самую дорогостоящую продукцию в мире.Отрасли отличаются тяготением к сырьевым базам и высокой наукоемкостью.

Факторы, которые влияют на организацию машиностроительной отрасли

Факторов, определяющих размещение машиностроения в мире, довольно много. Но все они происходят из нескольких основополагающих.

Условия, влияющие на размещение предприятий машиностроения в России

География машиностроения России определяется множеством факторов, основные из которых наукоемкость, металлоемкость, энергоемкость, транспортный фактор и наличие трудовых ресурсов.

Машиностроение в России и его вредные производства, влияющие на экологию

Машиностроение в России успешно развивается, но оказывает негативное влияние на окружающую среду. Требуются срочные меры по совершенствованию оборудования его очистных объектов.й

Размещение производства

Еще совсем недавно производством предметов машиностроения на 90% занимались промышленно развитые страны. Однако постепенно машиностроение стало перемещаться в страны Азии.

Но по-прежнему большую часть продукции машиностроения вырабатывают США (около 30%). Значительная часть продукции приходится на наиболее развитые европейские страны, такие как Германия, Франция, Великобритания, Италия. Среди азиатских стран выделяется Япония.

В эту группу входят также Россия и Китай.

Развитые страны вырабатывают большой ассортимент продуктов машиностроения, который поступает в развивающиеся страны. В этих странах благодаря высокому уровню научно-исследовательских работ, наличию новейших технологий и качественных кадров изготавливается технически сложная продукция.

Развивающиеся страны азиатского континента в основном производят менее сложную продукцию машиностроения. При этом появление там машиностроительных заводов связано преимущественно с наличием дешевой рабочей силы. Большая часть таких сборочных заводов изготавливает продукцию из готовых деталей и узлов, поступающих из развитых стран.

Полноценными машиностроительными предприятиями располагают только некоторые развивающиеся страны, такие как Тайвань, Индия, Бразилия, Аргентина.

Влияние предприятий машиностроения на экологию

Предприятия машиностроения оказывают негативное влияние на экологию Земли. В частности, такие предприятия загрязняют атмосферу, почву и воду.

Загрязнения атмосферы происходит от выбросов предприятий. В этих выбросах содержатся такие вредные вещества как диоксид серы и оксид углерода, а также очень опасный шестивалентный хром.

При работе машиностроительных предприятий образуются отходы, попадающие в почву. Наиболее опасными из которых являются цианиды, свинец, ртуть и кадмий. Эти вещества накапливаются в почве и пагубно влияют на растения и человеческий организм.

Важной проблемой при работе машиностроительных предприятий является загрязнение водных ресурсов. Это связано, во-первых, со сточными водами, в которых содержатся различные тяжелые металлы. При работе атомной промышленности возникают отходы, которые, попадая в воду, делают ее радиоактивной и непригодной для питья и опасной для здоровья и жизни человека.

Жить в Самаре достаточно безопасно, хотя имеются экологические проблемы. Какие – читайте в этой статье.

Вам интересно, сколько стоит 1 кг макулатуры? Тогда читайте статью по https://greenologia.ru/eko-problemy/goroda/ekologiya-samary.html ссылке.

Меры борьбы с нарушениями экологии

Основными мероприятиями по уменьшению негативного влияния машиностроительных предприятий на экологию являются следующие действия:

  • внедрение современных технологий, способствующих уменьшению вредных отходов производства;
  • улучшение систем фильтрации сточных вод предприятия;
  • переработка вредных веществ и утилизация отходов производства;
  • внедрение системы мониторинга и контроля экологии местности.

В промышленно развитых странах вопросам экологии придается большое значение. Например, в США, Канаде, Великобритании, Швеции существует специальная служба – экологический мониторинг. С помощью этой службы производится оценка деятельности как частных, так и государственных компаний с точки зрения выполнения ими законов об охране природы.

В Японии очень много внимания уделяется безопасной для природы работе предприятий. При нарушении достаточно жестких законов по выбросам с машиностроительных предприятий нарушитель должен платить большие штрафы, лечить пострадавших людей, а в отдельных случаях ответственные работники таких предприятий-нарушителей могут быть привлечены к уголовной ответственности.

В России более 30% отходов в атмосферу приходится на предприятия машиностроения. При этом современными очистными сооружениями оснащены не более 50% предприятий. В некоторых районах из-за этого уровень загрязнений превышает все санитарные нормы.

  1. Машиностроение является показателем уровня промышленного развития стран.
  2. Основными производителями в машиностроении являются промышленно развитые страны Европы и США.
  3. Производство продукции машиностроения постепенно продвигается в развивающиеся страны.
  4. Работа на машиностроительных предприятиях негативно влияют на окружающую природу.
  5. Промышленно развитые страны большое внимание уделяют экологическим проблемам и защите природы.

Влияние машиностроительного предприятия на окружающую среду

Влияние машиностроительного предприятия на окружающую среду

Из большого объёма промышленных выбросов, попадающих в окружающую среду, на машиностроение приходится лишь незначительная его часть — 1-2%. Однако на машиностроительных предприятиях имеются основные и обеспечивающие технологические процессы и производства с весьма высоким уровнем загрязнения окружающей среды. К ним относятся:

— внутризаводское энергетическое производство и другие процессы, связанные со сжиганием топлива;

— металлообработка конструкций и отдельных деталей;

По уровню загрязнения окружающей среды районы гальванических и красильных цехов как машиностроительных в целом, так и оборонных предприятий сопоставимы с такими крупнейшими источниками экологической опасности, как химическая промышленность; литейное производство сравнимо с металлургией; территории заводских котельных — с районами ТЭС, которые относятся к числу основных загрязнителей.

Читать еще:  Водяные насосы для полива огорода - рекомендации по подбору нужной модели

Таким образом, машиностроительный комплекс в целом и производства оборонных отраслей промышленности, как его неотъемлемая составляющая часть, являются потенциальными загрязнителями окружающей среды:

— воздушного пространства (выбросы газа, парообразных веществ, дымов, аэрозолей, пыли и т.п.);

— поверхностных водоисточников (сточные воды, утечка жидких продуктов или полуфабрикатов и т.п.);

— почвы (накопление твердых отходов, выпадение токсичных

веществ из загрязнённого воздуха, сточных вод). При всём многообразии подотраслей машиностроения и в том числе военно-ориентированных, оборонных предприятий по специфике загрязнения окружающей среды их можно разделить на две группы: ресурсы и накопление.

Гальваническое производство — один из наиболее крупных источников образования сточных вод в машиностроении. Основными загрязнителями сточных вод гальванических производств являются ионы тяжёлых металлов, неорганических кислот и щелочей, цианиды, поверхностно-активные вещества.

Загрязнители, образующиеся в процессе обезжиривания поверхностей, определяются типами используемых растворителей, в качестве которых наиболее широко применяются растворы щелочей, хлорорганические растворители и фреоны.

Основными загрязнителями красильных производств машиностроительных предприятий являются лакокрасочные материалы и их составляющие: синтетические смолы, органические растворители, пластификаторы, катализаторы и инициаторы пленкообразования, неорганических пигментов.

Наибольшую экологическую опасность при пескоструйной и гидроабразивной очистке поверхности представляет образование в ходе данных процессов пылевидных частиц.

Наиболее экологически опасными загрязнителями, образующимися в литейном производстве, являются оксид и двуокись серы и оксиды азота, а также твердые вещества, входящие в состав литейных форм. Основными загрязнителями, образуемыми в процессе производства энергии из ископаемого топлива на предприятиях машиностроения, являются двуоксид серы, оксиды азота, взвешенные частицы, оксид углерода и углеводороды.

Наиболее экологически опасные загрязнители при металлообработке — индустриальные масла, металлическая пыль и др.

Твердые отходы машиностроительного производства содержат амортизационный лом (модернизация оборудования, оснастки, инструмента), стружки и опилки металлов, древесины, пластмасс и т. п., шлаки, золы, шламы, осадки и пыль (отходы систем очистки воздуха и др.).

На машиностроительных предприятиях

55 % амортизационного лома образуется от замены технологической оснастки и инструмента. Безвозвратные потери металла вследствие трения

и коррозии составляют примерно 25 % от общего количества амортизационного лома.

Размеры отходов металла в производстве зависят от количества металлов и сплавов, подлежащих переработке и установленного коэффициента отходов. В основном машиностроительные предприятия образуют отходы от производства проката (концы, обрезки, обдирочная стружка, опилки, окалина и др.); производства литья (литники, сплески, шлаки и съёмы, сор и др.); механической обработки (высечки, обрезки, стружка, опилки и др.). На предприятиях машиностроения отходы составляют до 260 кг на 1 т металла, иногда эти отходы составляют 50 % массы обрабатываемых заготовок (при листовой штамповке потери металла достигают 60 %). Основными источниками образования отходов легированных сталей являются металлообработка (84 %) и амортизационный лом (16 %).

Шламы из отстойников очистных сооружений и прокатных цехов содержат большое количество твердых материалов, концентрация которых составляет от 20 до 300 г/л. После обезвреживания и сушки шламы используют в качестве добавки к агломерационной шихте и удаляют в отвалы. Шламы термических литейных и других цехов содержат токсичные соединения свинца, хрома, меди, цинка, а также цианиды, хлорофос и др.

В небольших количествах промышленные отходы могут содержать ртуть, вылитую из вышедших из эксплуатации приборов и установок.

Проблема минимизации экологического ущерба в условиях промышленного производства и в том числе машиностроительных и военно-промышленных отраслях может решаться в двух направлениях за счет:

—повышения эффективности существующих методов очистки промышленных выбросов в окружающую среду (сточные воды, отработанные газы, дым и др. взвешенные частицы), ликвидации (переработки) твердых отходов;

— внедрения новых альтернативных технологий (экологически чистых, безотходных).

Экологические проблемы машиностроения

Экологические проблемы машиностроения

Машиностроительный комплекс занимается выпуском огромного количества разнообразной продукции, для производства которой используются схожие сырьевые и технологические ресурсы, чем собственно обусловлена значительная общность экологических проблем, присущих различным отраслям машиностроения. Но стоит отметить, что на проблемы экологического характера влияет не столько производственный профиль заводов, сколько технический уровень производства.

К примеру механическая обработка проводится с помощью металлорежущих станков, использование которых ведет к образованию твердых отходов (стружка), которые частично попадают в атмосферу и сточные воды. К тому же высокая отходность металла резаньем не способствует рациональному использованию ресурсов.

Наиболее экологически опасным остается гальваническое производство и нанесение лакокрасочных покрытий. В данном производстве применяются кислоты, соли тяжелых металлов. Отходы, образующиеся при производстве не могут быть утилизированы на общедоступных городских свалках, но из-за недостаточности полигонов для захоронений, за частую отходы после накопления на территории завода, смешиваются с другими отходами и выбрасываются в сточные воды.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Стоит отметить, что в большинстве случаев отходы гальванического производства могут быть применены для извлечения цветных металлов.

При нанесении лакокрасочных изделий остается сравнительно небольшое количество отходов, но они представляют собой довольно сложные химические соединения, высокотоксичные выбросы.

Наиболее глобальные проблемы экологии:

  • Истощение сырьевых ресурсов
  • Климатические изменения
  • Загрязнение воды
  • Загрязнение почвы и воздуха

В некоторых районах промышленно развитых стран выбросы отходов превышают все допустимые нормы.

Станционные источники машиностроительных предприятий ежегодно выбрасывают в атмосферу 32% промышленных загрязнений, тогда как очистное оборудование имеется все лишь на 30% предприятий.

Три направления загрязнения среды:

  1. Атмосфера. Предприятия выбрасывают в атмосферу такие вредные вещества, как диоксид серы и оксид углерода, а также множество других вредных примесей. Именно машиностроительные предприятия выбрасывают в атмосферу самый вредное вещество – шестивалентный хром.
  2. Вода. Вместе со сточными водами выбрасываются такие вредные вещества, как сульфаты, хлориды, нефтепродукты, цианиды, соли, фосфор и многое другое. Многие большие предприятия располагаются на берегах рек.
  3. Почва. Загрязнение почвы происходит путем выброса таких отходов, как стружка, зола, опилки, шлаки, осадки. Так же после модернизации предприятий остается не малое количество металлолома.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Технологические процессы и их влияние на экологию

В настоящее время практически все предприятия используют в технологических процессах вещества с высоким уровнем загрязнения.

Процессы, в которых применяется сгорание топлива образуют продукты сгорания, которые через дымовые трубы поступают вверх, в атмосферу. При этом в атмосферу попадают вредные газообразные и твердые вещества.

Читать еще:  Утка благоварская: особенности выращивания "пернатой команды"

Одним из самых опасных производств считается литейное производство. При производстве чугуна выделяются такие вещества как оксид углерода, пыль, оксиды азота и серы. Так же в водосточные воды выбрасываются формовочные смеси.

Сварочное производство губительно влияет на атмосферу, при данном технологическом процессе вырабатываются вредные пары сварочной аэрозоли, марганец, медь и сера, а также шестивалентный хром.

При гальваническом процессе применяются такие процессы, как никелирование, цинкование, хромирование. В данном процессе участвует большое количество жидкости, при этом рабочие растворы (электролиты), сбрасываются со сточными водами в реки. Из-за данного технологического процесса в окружающую среду попадают такие вредные вещества, как ртуть, свинец, кадмий и др.

При выбрасывании всех этих вредных веществ страдает не только экология в целом, но и население планеты. Все отходы очень токсичны и могут вызывать злокачественные заболевания, могут вызывать мутации, рождение больных детей, аллергические реакции и др. Попадания отходов в воду, может вызывать смерть рыбы.

Меры по улучшению экологии

Хотя сама ситуация выглядит неважно, это абсолютно не значит, что государство не проводит никаких работ по улучшению экологической ситуации вокруг машиностроительных предприятий.

Работы ведутся по направлениям:

  1. Внедрение современных технологий, которые могут уменьшить вредные отходы производства
  2. Улучшение системы фильтрации сточных вод предприятия
  3. Переработка и утилизация вредных веществ предприятий
  4. Введение систем мониторинга и контроля экологии местности

В развитых странах проблемам экологии отводится не маловажная роль, к примеру, в США, Великобритании, Швеции существуют специальные службы мониторинга экологического состояния. Данные службы направленны на контроль предприятий, того как они выполняют законы об охране окружающей среды.

Одной из наиболее ответственных стран в плане экологической защиты является Япония. Законы в Японии довольно строгие, при их нарушении необходимо выплатить большие штрафы, оплачивать лечение пострадавших, а в некоторых случаях даже возможно привлечение к уголовной ответственности.

Стоит отметить, что машиностроительная отрасль является основным источником загрязнения окружающей среды.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Инженерная экология

теория и практика экологических аспектов

Primary Menu

Воздействие машиностроения на окружающую среду

Загрязнение атмосферы.

Основные загрязнители — литейные, термические, гальванические цеха, участки покраски.

1. Литейные цеха.

Источники пылегазовыделения:
1) вогранки (печи)
2) электродуговые и индукционные печи
3) участки складирования и переработки шихты и формовочных материалов
4) участки выбивки и очистки литья

Количество выделений зависит также от типа оборудования.

Удельные выделения загрязняющих веществ

Неорганизованные выбросы составляют до 40% от общего количества выбросов. Причины их образования: неплотность оборудования, выпуск металлов без очистки паров (разливка) — при этом образуются фенолы, формальдегиды и т.д. Количество и состав подобных загрязнений зависит от состава формовочных смесей, оборудования и способа выплавки.

2. Кузнечно-прессовые цеха.

Источники загрязнения атмосферы: печи по нагреву металла, оборудование по обработке металла.
Загрязняющие вещества: пыль, CO, SO2, оксиды азота и другие вещества.
Масса загрязняющих веществ зависит от типа оборудования, вида топлива, других показателей.
Как правило, на 1 тонну мазута образуется порядка 600 гр пыли, 12 кг CO, 20 кг SO2.

3. Термические цеха.

Основные производственные процессы: закалка, отпуск металла.
Источники: нагревательные печи, дробеструйные камеры, ванны масляные для закалки и отпуска металла.
В дробеструйных камерах: пылевые выделения (7-10 г/м 3 камеры).
В ваннах: в отходящем воздухе концентрация масла составляет 1%.

4. Гальванические цеха.

В гальванических цехах образуются наиболее опасные и токсичные загрязнения в виде туманов (тонкодисперсных), паров, газов. Наиболее интенсивно образуются в процессах травления металлов (кислотного и щелочного).

В процессах травления металла: пары и туманы кислот в концентрации до 20 г/мин*м 2 площади (для соляной кислоты — HCl); для серной кислоты H2SO4 — концентрация меньше.

При нанесении гальванических покрытий (воронение, фосфатирование, анодирование) — HF, кислоты, соединения Cr и других тяжелых металлов, HCN.

При подготовительных операциях (механическая очистка и обезжиривание поверхности) — пыль, пары бензина, керосина, органических растворителей, туманы щелочей.

5. Цеха механической обработки.

При механической обработке металлов образуются пыль, туманы масел.
При обработке древесины, графита — образуется в основном пыль.
При обработке полимерных материалов — пыль, пары различных химических веществ, входящих в состав обрабатываемых материалов (фенол, формальдегид, стирол и др.)

6. Участки сварки и резки металлов.

Основные загрязнения: сварочный аэрозоль, вредные газы.
На 1 кг электродов образуются: 40г пыли, 2г HF, 1,5г оксидов азота и CO (при ручной сварке). При автоматической сварке — в 1,5-2 раза меньше.

Состав сварочной пыли:
99% — частицы размером 10 -3 -1 мкм
1% — частицы размером 1-5 мкм

Химический состав определяется составом сварочных материалов и типом свариваемых металлов (Cr, Mg, фториды и т.д.)

При резке металлов образуется пыль (конденсат оксидов металла), вредные газы (CO, NOx, при плазменной резке — озон).

7. Участки пайки и лужения.

Основные выделения: CO, HF, аэрозоли (свинец).
В процессе пайки: выделения до 0,04 мг на 100 паек.
В процессе лужения (методом погружения в припой) — до 500 мг/ч*м 2

8. Участки окраски (окрасочные цеха).

Основные загрязнения: пары органических растворителей (бензин, толуол) — до 10 г/м 3 .
Загрязнения образуются в процессе обезжиривания поверхностей, подготовки лакокрасочных материалов, нанесении лакокрасочных материалов на поверхность изделий, при сушке.
Если окраска производится распылением — выделяется окрасочный аэрозоль (до 1г/м 3 ).

Сточные воды.

Сточные воды — нескольких видов:
— производственные (образуются в ходе использования воды для технологических нужд)
— бытовые (санузлы, душевые, столовые и т.п.)
— атмосферные (смыв загрязняющих веществ дождевыми и талыми водами) — взвеси (песок, ил), ГСМ.

Загрязнение окружающей среды развитыми и развивающимися странами

Дыши свободно > Загрязнение окружающей среды > Загрязнение окружающей среды развитыми и развивающимися странами

Страны, загрязняющие экологию

Экологи из университета Аделаиды (Австралия) выяснили, какие страны наносят наибольший вред своей собственной экологии, и какие государства сильнее всего загрязняют Землю в целом. Основными критериями, на которые опирались исследователи в своей работе, были следующие:

  • уничтожение лесных массивов;
  • разрушение экологических ниш;
  • превышающий все допустимые нормы вылов рыбы;
  • применение ядохимикатов в качестве удобрений в сельском хозяйстве;
  • выбросы газов, создающих парниковый эффект.
Читать еще:  Перфоратор пэт-тары как способ оптимизации процессов утилизации

В результате сопоставительного статистического анализа учёным удалось выявить

  • государства, которые в наибольшей степени загрязняют окружающую среду на своей территории (в порядке убывания вреда):

Сингапур, Корея, Катар, Кувейт, Япония, Таиланд, Бахрейн, Малайзия, Филиппины и Голландия.

  • страны, которые наносят сильнейший ущерб экологии всей планеты (в порядке убывания вреда):

Бразилия, Соединённые штаты Америки, Китай, Индонезия, Япония, Мексика, Индия, Россия, Австралия, Перу.

Загрязнение окружающей среды развитыми и развивающимися странами

Результаты проведённого исследования заставили учёных университета Аделаиды задуматься над вопросом соотношения между уровнем экономического развития страны и степенью её отрицательного воздействия на экологию планеты.

Вывод, к которому пришли исследователи, стал настоящей сенсацией. Оказалось, что развитые страны сильнее загрязняют экологию планеты, чем развивающиеся. До настоящего времени было принято полагаться на теорию Кузнеца, которая утверждает совершенно противоположное.

Американский учёный Саймон Кузнец научно доказал, что государство, достигая высокого уровня экономического развития, непременно начинает внедрять экологически чистые и ресурсосберегающие технологии, в результате чего степень загрязнения окружающей среды заметно снижается.

Согласно положениям теории С. Кузнеца, для того чтобы экологическая обстановка в мире улучшилась, необходимо все силы бросить на развитие экономики, несмотря на постоянно возрастающую степень загрязнённости окружающей среды в результате расширения производства. По мнению учёного, экономика, достигнув необходимого уровня развития, сама решит все экологические проблемы.

Опровергнутая исследователями из австралийского университета теория Кузнеца и раньше вызывала сомнения. Эксперты не раз высказывали мысль о том, что, добиваясь значимых успехов в экономическом развитии, государство вовсе не стремится сокращать выбросы – оно их попросту перераспределяет. Развитым государствам свойственна политика вынесения загрязняющих производств за границу – в развивающиеся и отстающие страны. Аргументом в пользу данной теории служит пример с улучшением экологии Тайвани благодаря переводу загрязняющих окружающую среду предприятий в Китай.

Ещё одним доводом против теории Кузнеца являются данные исследований, проведённых японскими экономистами: Кацуми Мацуурой и Фумико Такедой. Учёные установили, что объём импортируемой в Японию энергоёмкой продукции из стран Восточной Азии прямо пропорционален объёму выбросов углекислого газа в атмосферу этих государств.

Улучшение экологии США: закономерность или случайность?

В защиту теории Кузнеца многие эксперты сегодня приводят пример снижения выбросов углекислого газа в одном из наиболее развитых в мире государств – США. Согласно данным Агентства энергетической информации при Министерстве энергетики Соединённых штатов Америки, за прошедший 2009 год выбросы СО 2 промышленными предприятиями сократились на 7% (на 405 000 000 т). Это абсолютный рекорд по снижению выбросов углекислого газа в атмосферу.

Однако большинство специалистов в области экологии полагают, что успех США в 2009 г. является, скорее, исключением, чем правилом. Учёные приписывают заслугу сокращения выбросов углекислого газа в атмосферу вовсе не развитию экономики США, а благополучному стечению обстоятельств – влиянию глобального экономического кризиса и, как следствие, спаду в экономике. Согласно подсчётам экспертов Агентства энергетической информации (АЭИ), благодаря снижению темпов развития экономики США в начале нового столетия объём выбросов с промышленных предприятий сократился на 1,5%.

Специалисты АЭИ выделяют 3 основные причины уменьшения выбросов в 2009 г.:

  • сокращение показателя ВВП на душу населения;
  • энергосбережение и повышение энергоэффективности в экономике США;
  • снижение удельных выбросов в энергетике.

По мнению учёных, улучшение показателей энергосбережения и сокращение удельных выбросов в сфере энергетики обусловлены уменьшением расхода ископаемого топлива (весьма «углеродоёмкого», с точки зрения экологии). Выбросы от сжигания угля уменьшились на 12%, от сжигания бензина – на 5,3%, от сжигания природного газа – на 1,6%. Однако, согласно мнению экспертов Агентства энергетической информации, в это же время потребление других источников энергии возросло на 2%.

Хотя эксперты Агентства энергетической информации США отдают должное и роли альтернативной энергетики в сокращении объёмов выбросов углекислого газа в атмосферу, что является аргументом в пользу теории Кузнеца. Заслуги альтернативного топлива составляют снижение объёмов выбросов на 147 000 000 т. И эта сумма неудивительна. Только, благодаря увеличению числа ветровых энергоустановок ежегодные выбросы CO 2 сократились в среднем на 39 000 000 т.

Экологически благополучная страна – Индия

Представители журнала “ National Geographic” совместно с исследовательской фирмой “ GlobeScan” (Канада) определили страну, наиболее успешно развивающуюся в экологическом плане. Лидером в совершенствовании норм потребления и распределения экологических ресурсов была признана Индия.

Критерием для определения страны-«победителя» была успешность распространения экологически безвредных технологий и «зелёных» настроений, а также степень влияния новой экологической политики на сознание потребителей товаров и услуг. При составлении рейтинга государств, перспективных с точки зрения развития экологии, особое внимание уделялось типам потребительского поведения в этих странах, видам используемого транспорта, а также потребляемым продуктам питания.

В этом экологическом «соревновании» принимали участие 17 стран. В десяти из них была отмечена положительная динамика роста «экоориентированных» стремлений, потребления и поведения.

Победа Индии для многих стала сюрпризом. Впрочем, так же, как и последнее место Соединённых штатов Америки. В США ситуация с внедрением «экологичных» технологий и воспитанием «зелёных» настроений оказалась даже хуже, чем в разделивших предпоследнее место Канаде и Франции.

Исследование, проведённое экспертами “National Geographic” и “GlobeScan”, ещё раз доказывает состоятельность утверждения о том, что развивающиеся страны более благополучны в экологическом плане, нежели развитые. Подобная статистика составляется третий год подряд, и все три года первое место занимает развивающаяся страна. Наиболее развитые государства по уже сложившейся традиции ежегодно борются за последние места в рейтинге.

Причиной печальных показателей развитых стран большинство экспертов признают бездействие государства в сфере «лечения» окружающей среды и воспитания экологических норм поведения среди населения. Доказательством в пользу данного суждения служит пример Канады. Несмотря на то, что вопросам экологии отводится важное место в ряде государственных программ этой страны, более 80% жителей пользуются большими («неэкологичными») автомобилями. Более того, среднестатистическая канадская семья имеет не одну, а несколько таких машин.

Однако, несмотря на обилие нелицеприятных фактов, авторы всех вышеприведённых исследований в целом отмечают положительную динамику роста «экологических» настроений по всему миру (и в нашей стране тоже).

Анастасия

27.10.10

Перепечатка материалов статьи без ссылки на сайт запрещена!

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector