Вторичное использование и переработка изношенных автомобильных покрышек

Утилизация и реставрация автопокрышек – дополнительный резерв выпуска резино-технических изделий

Изношенные автомобильные скаты представляют собой проблему для человечества.

Если ситуация не изменится, скоро на их утилизацию потребуется больше средств, чем на производство, где расходы на материалы достигают 75 % себестоимости изделия.

Поэтому уже сегодня проблема стоит достаточно остро.

Важное вторсырье

Утилизация покрышек нужна и для добавления их частиц в виде наполнителя в асфальтовый битум, создания всевозможных технических мастик, а также для процесса терморазложения – пиролиза. Жидкий продукт пиролиза идет как добавка в резину (пластик), из твердой же получается адсорбент. Это довольно перспективное направление, ведь на выходе получается ценный продукт.

Но промышленного размаха пиролиз до сих пор не получил, а деятельности одних ученых без участия производственников и бизнесменов в данной сфере недостаточно. Идея производства регенерата с некоторых пор признана в мире несостоятельной и работы по этой части приостановлены.

Очень важной задачей представляется трансформация отслуживших свой век полимерных изделий (тары, упаковки, пленки, бутылок, автомобильных камер и покрышек) в новые.ст

Проблема переработки и вторичного использования изношенных шин в России

Изношенные шины – наиболее массивный органический балласт, к тому же плохо разлагающийся. В условиях глобализации экономики актуальным становится вопрос унификации номенклатуры.

Так, продукция, которая в ходу на постсоветском пространстве, не соответствует зарубежным стандартам. Структура вещества и изделий различна, и резиновые отходы российского происхождения довести до ума сложнее, нежели, скажем, европейские. Причина – отечественные покрышки дополнительно укреплены радиально синтетическим кордом. Это смешанный тип (резина+металл+текстиль) с большой примесью текстиля.

За рубежом же более половины скатов содержат цельнометаллический тип корда, то есть текстиль в них отсутствует или содержится в таком количестве, что им можно пренебречь. У нас наибольшая масса покрышек, которые требуется утилизировать, приходится на грузовой транспорт, затем идут «легковушки»; спецшины (в том числе авиационные) почти не перерабатываются. А за границей – все наоборот.

Таким образом, подходы к решению проблемы переработки в Содружестве независимых государств и развитых странах не могут не разниться. Налицо следующие выводы:

  1. Проверено опытным путем, что европейский, американский, японо-китайский инструментарий под наши условия не годится.
  2. Из-за наличия в отходах текстиля необходимо использование методов и приемов, которые на порядок сложнее и дороже, нежели требуется для обслуживания изделий с цельнометаллическим типом корда.
  3. При помощи многоступенчатой технологии переработки изделий со смешанным типом корда можно перерабатывать импортные шины.

Существующие технологии

Продление жизни автомобильной «обуви» преследует 2 цели – сэкономить на органических ресурсах и оздоровить окружающую среду. Смысл операции заключается в наращивании нового слоя на старое основание. Это касается главным образом протектора, т.к. именно он испытывает наибольшее трение. Но что делать с шинами, которые невозможно отреставрировать? Утилизировать с максимальным эффектом! Для этого существуют специальные методы:

  • изделия механически измельчаются до грубодисперсной массы без распада молекулярных отношений;
  • кристаллическая решетка каучукового вещества частично разрушается с возникновением регенерата;
  • происходит пиролиз (окончательный распад элементной основы в ходе сжигания РТИ в газогенераторных комплексах).

Восстановительный ремонт шин горячим и холодным методом

Зарубежный опыт восстановления «горячим методом» касается авто- и авиапокрышек. Причем последние из-за более добротного каркаса при грамотном применении в состоянии прожить 5–6 жизней, как, например, изделия бренда Goodyear. А вот расходы на реставрацию автошин сопоставимы с себестоимостью шины «с нуля», что делает данный метод в США и Европе непопулярным. В РФ «горячий» метод сегодня не востребован также из-за отечественных особенностей повреждений скатов, которые так невозможно устранить. Технология этого типа восстановления включает:

  • ревизию каркасов, обработку местных дефектов;
  • зачистку основания старого протектора;
  • смазывание его клеем;
  • размещение сырого протектора на подготовленной поверхности;
  • операцию вулканизации в пресс-форме с заданной продолжительностью прогрева.

«Холодный метод» последние 20 лет успешно используется для покрышек с металлокордом в каркасе. На европейском континенте 46 % грузовиков ездят на вторичных покрышках такого типа, а в Норвегии, Швеции, Финляндии вообще 60–70 %. У нас же ремонту этим методом на зарубежном оснащении подлежат лишь импортные каркасы. Он моложе и дешевле «горячего», обладает высокими качественными характеристиками, обеспечивая отдельные шины 3–4 рабочими циклами. Технология этого типа восстановления включает:

  • ревизию каркасов, обработку местных дефектов;
  • зачистку основания старого протектора на шероховальном станке, заделку повреждений;
  • смазывание клеем каркаса и сырой резины;
  • совмещение с ними и прижим заранее термически обработанной протекторной ленты с произвольным рисунком;
  • наложение специальной армированной оболочки, фиксирующей протектор на каркасе;
  • вулканизация в среде горячего воздуха не выше 100° 6 часов;
  • проверка восстановленного изделия.

Переработка шин, непригодных для использования по прямому назначению

Захоронение

Из суммарного объема пришедших в негодность автомобильных скатов лишь около четверти используются в дальнейшем в качестве вторсырья. Остальная масса экологически вредного материала из-за неприбыльных технологий переработки складируется на спецполигонах и стихийных свалках, представляющих большую опасность. Как раз эти проблемные места выступают источником токсичных возгораний, гасить которые тяжело по причине стойкой горючести синтетического каучука.

Целесообразность цивилизованной утилизации автопокрышек объясняется дефицитом площадей для их захоронения, особенно в Восточной Азии. А в государствах ЕС такое захоронение не разрешает закон (покрышка разлагается в земле примерно 150 лет).

Измельчение изношенных шин с получением резиновой крошки

Одним из распространенных способов утилизации считается переработка РТИ в крошку. Он прост и рационален из-за соблюдения основных технологических параметров резины с сохранением молекулярных связей. Хотя имеется у него один минус – нерентабельность.

Технологии измельчения

Разделяют следующие технологии измельчения:

  • ударно-волновую (взрывоциркуляционную) с 2 ступенями переработки,
  • механическую с 4 ступенями.

Первая уникальна, т.к. базируется на нетрадиционном принципе дробления с циркуляцией продуктов взрыва, признанного наиболее эффективным и недорогим разрушительным средством. Оборудование, заводская продукция представлена российской маркой explotex.

Вторая считается менее прогрессивной, зато не менее качественной. На начальной стадии получаются «чипсы» крупностью от 10 до 50 мм. Затем с целью сепарации они трансформируются в гранулы 3-10 мм. Крошка освобождается от корда, волокна, инородных элементов на ситах, в барабанах и сепараторах.

Методы модификации резиновой крошки

Отличительной особенностью дробления отходов является то, что в итоге получаются гладкие, словно битое стекло, частицы. Для улучшения функциональных характеристик производимой субстанции поверхность частиц модифицируют, делая ее более мягкой и рыхлой. Это сложный физико-химический процесс с использованием порошковых, лучевых, лазерных, паровых технологий.

Области использования дробленной резины

Ежегодно не менее 34 млн. шин превращают в крошево, применяемое для сооружения покрытий и поверхностей, добавки в строительный раствор, а также изготовления шин, ковриков, подошв. А еще этот затратный метод удачно прижился на укладке автодорог.

Вторичное использование изношенных шин

В России утилизируется только 7 % отработанных покрышек, в то время как среднемировой показатель, напомним – 23–30 % (что для XXI века, пожалуй, не так уж много). Вопрос дальнейшей судьбы изношенных шин особенно обострился с появлением металлокордовых каркасов. А с падением «железного занавеса» в нашу страну вдобавок хлынул поток низкопробной немецкой продукции. В РФ ежегодно приходит в негодность и остается невостребованным около 1 млн. т резиновых материалов, причем 9/10 от этого количества – автомобильные скаты.
На долю столицы и Санкт-Петербурга с областью приходится почти 200 тыс. т.

Основной причиной того, что такое индустриально развитое государство, как Россия, имеет процент утилизации шин, сравнимый с уровнем утилизации в странах Африки, является советское ментальное наследие. У нас традиционно не привыкли вкладывать деньги в экономичное вторичное производство, да и предпосылки для его стимулирования на правительственном уровне за редким исключением отсутствуют.

Принятый закон об отходах в целом позитивно повлиял на реализацию цивилизованных программ по утилизации РТИ. Но что конкретно российским поборникам принципа «отходы – в доходы» можно записать в «резиновый» актив? Перечислим.

В Калининграде создано предприятие со стабильно функционирующим реактором, где в качестве теплотехнического горючего посредством пиролиза генерируется высококлассный мазут, а также заменитель активированного угля.

При полном отказе от сжигания шин за первые 15 лет независимости объем дробления «бэушных» покрышек вырос с 5 до 10 %, а сейчас достигает 30 %.

Тушинский машзавод освоил выпуск крошки двумя линиями установленной годовой мощностью 5 тыс. покрышек, а также нарастил изготовление особо актуальных в данный момент резиновых плит и панелей для ж/д переездов.

Введены в строй экологические производства с импортной техникой по изготовлению резиновой крошки в Твери, Курске, Вязьме, Самаре.

В Приморье изготовлением кровельных материалов из крошки занимается ЗАО «Тамплиер центр». Причем оно возрождает полный замкнутый цикл производства регенерата термомеханическим способом.

Примечательно: этот скачок стал возможен из-за использования механического способа измельчения при нормальных температурах. Альтернативные (криогенные) технологии во всем мире не распространены по причине дороговизны низкотемпературной крошки, а старания задействовать силу взрыва или «озонного ножа» носят экспериментальный характер. Любопытный проект скоростной переработки без предварительного разрезания и дробления предложили оренбургские разработчики, но насколько он окажется жизнеспособным -покажет будущее.

Вторичное использование и переработка изношенных автомобильных шин

В последние годы во многих странах большое внимание уделяется проблеме использования образующихся во всё возрастающих количествах отходов производства и потребления, в том числе изношенных шин, которые являются одним из самых многотоннажных полимерных отходов.

Проблема использования изношенных шин имеет важное экологическое значение, поскольку вышедшие из эксплуатации шины накапливаются в местах их эксплуатации (в автохозяйствах, на аэродромах, промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, горно-обогатительных комбинатах и т.д.). Вывозимые на свалки или рассеянные на окружающих территориях, шины длительное время загрязняют окружающую среду вследствие высокой стойкости к воздействию внешних факторов (солнечного света, кислорода, озона, микробиологических воздействий). Места их скопления, особенно в регионах с жарким климатом, служат благоприятной средой обитания и размножения ряда грызунов и насекомых, являющихся разносчиками различных заболеваний. Кроме того, шины обладают высокой пожароопасностью, а продукты их неконтролируемого сжигания оказывают крайне вредное влияние на окружающую среду (почвы, воды, воздушный бассейн).

Использование изношенных шин, содержащих помимо резины, технические свойства которой близки к первоначальным, большое количество армирующих текстильных и металлических материалов, является источником экономии природных ресурсов.

Кроме того, ликвидация свалок изношенных шин позволит освободить для использования по назначению значительные площади занимаемых ими земель.

2. Объемы образования и вторичного использования изношенных шин.

Шины, выходящие из эксплуатации, являются одним из самых многотоннажных полимерных отходов потребления. Согласно ориентировочным данным, в Европе ежегодно образуется около 2 млн.тонн, а в США – 2,8 млн.тонн шин. В бывшем СССР в 1988-90 г.г. ежегодно выходило из эксплуатации до 1,5 млн.тонн шин. В связи с общим падением производства количество утильных шин в России и странах СНГ снизилось практически вдвое.

Так, в США в 1998 г. было утилизировано 177 млн.шин. Из этого количества 114 млн.шин было использовано в качестве топлива в различных энергетических установках, около 20 млн.шин – в строительстве, 20-25 млн.шин – для производства регенерата и резиновой крошки. В Великобритании объем восстановительного ремонта вырос до 45%, а доля шин, переработанных в резиновую крошку, возросла до 20%.

3. Классификация технологий вторичного использования изношенных шин.

Шины для автомобильного грузового и пассажирского транспорта, вышедшие из эксплуатации вследствие износа протектора, подлежат восстановительному ремонту методом наложения нового протектора, после чего вновь используются по прямому назначению.

Технологии переработки изношенных шин, не подлежащих использованию по прямому назначению, условно можно разделить на 3 группы:

— технологии, при которых резина и армирующие материалы не претерпевают каких-либо физико-химических изменений и сохраняют свою структуру (грубое дробление покрышек с целью захоронения, измельчение с получением резиновой крошки различной степени дисперсности);

— технологии переработки, приводящие к частичному разрушению пространственной сетки резины и каучуковых цепей (получение шинного регенерата различными методами);

— термические методы вторичного использования изношенных шин, при которых происходит полное разрушение каучукового вещества (пиролиз и сжигание шин в цементных печах и специальных энергетических установках).

4. Восстановительный ремонт шин методом наложения нового протектора.

Восстановительный ремонт шин методом наложения нового протектора является наиболее экономически эффективным направлением вторичного использования изношенных шин.

4.1. Наложение нового протектора «горячим» методом.

За рубежом «горячий» метод наложения нового протектора используется в основном для восстановления авиационных покрышек и покрышек для легковых автомобилей. При этом если объемы восстановления авиационных шин постоянно возрастают, то восстановление легковых шин резко сокращается, что связано с экономическими причинами. Поскольку авиашины имеют прочный многослойный каркас, то при нормальных условиях эксплуатации их можно восстанавливать до 5-6 раз, о чем свидетельствует опыт американской фирмы «Гудьир» ( Goodyear ). Затраты на восстановление легковых шин в пересчете на 1 км пробега соизмеримы с затратами на изготовление новой шины, что делает их восстановительный ремонт экономически нецелесообразным.

Читать еще:  Какие организации в спб оказывают услуги приема металлолома

Созданные в 70х – 80х годах в РФ производственные мощности по восстановлению шин “горячим” методом в настоящее время практически не используются вследствие крайне низкой ремонтопригодности отечественных шин, которые выходят из эксплуатации, как правило, не из-за износа протектора, а из-за различного рода дефектов каркаса.

Технология восстановительного ремонта «горячим» методом состоит из следующих основных операций:

— предварительный осмотр и отбор каркасов, заделка местных повреждений;
— шероховка остатков старого протектора;
— промазка поверхности шерохованной покрышки клеем;
— наложение сырой протекторной резины на поверхность каркаса;
— вулканизация покрышки в прессформе при температуре (143-155)° , продолжительность прогрева зависит от типа покрышки.

4.2. Наложение нового протектора «холодным» методом.

Технология восстановительного ремонта покрышек ² холодным² методом получила широкое распространение в последние два десятилетия с появлением новых конструкций шин с металлическим кордом в каркасе и брекере. Ряд зарубежных фирм, таких как ² Бандаг² (² Bandag² , США), ² Крайбург² (² Kraiburg² , Германия), ² Марангони² (² Marangoni² , Италия) и др. создали сеть шиноремонтных предприятий по всему миру, организовали производство и поставку оборудования и шиноремонтных материалов. Только фирма ² Бандаг² имеет более 1200 производств в США, Европе и Азии.

² Холодный² метод отличается от старого ² горячего² меньшими капиталовложениями, более высоким качеством восстановления и позволяет восстанавливать покрышку с каркасом высокого качества до 3-4 раз. Фирмы ставят задачу повышения суммарного ресурса ходимости до 500 тыс.км.

Технология восстановительного ремонта ² холодным² методом предусматривает следующие основные операции:

— визуальный и инструментальный контроль каркаса с выявлением местных повреждений, подлежащих заделке;

— шероховка остатков протектора на шероховальном станке, заделка местных повреждений;

— нанесение на поверхность каркаса клея и прослоечной сырой резины;

— наложение и прикатка предварительно свулканизованной протекторной ленты с любым рисунком по требованию заказчика;

— наложение на покрышку резинокордной оболочки, плотно прижимающей протектор к каркасу;

— вулканизация покрышки в котле в атмосфере горячего воздуха при температуре не выше 100° С в течение 6 часов;

— инструментальный контроль качества готовой покрышки.

По данным, опубликованным в журнале ² Kautschuk. Gummi. Kunststoffe² , 1995, v.48, №12, 909-912, восстановленные шины составляли 13,5% от продаж легковых шин в странах ЕС и 42% от продаж грузовых шин. По другим, более поздним данным, в Европе в среднем 46% грузовых шин, находящихся в эксплуатации, составляют шины после восстановительного ремонта, причем в скандинавских странах он равен 60-70%.

В России создано несколько производств по восстановлению покрышек ² холодным² методом, на которых восстанавливаются только импортные каркасы.

5. Переработка шин, непригодных для использования по прямому назначению.

5.1. Захоронение шин.

Необходимость в массовых хранилищах изношенных шин обусловлена тем, что в ряде стран, и в первую очередь в США, было запрещено вывозить их на обычные свалки.

По данным ² Rubber and Plastics News² , 1996, v.XXVI, №1, р.6, одна из американских фирм, занимающихся утилизацией отходов, рассматривает это захоронение скорее как склад, поскольку изношенные шины могут использоваться в будущем. Согласно упомянутой информации в штате Огайо отведен участок для захоронения разрезанных на крупные куски шин площадью 12,5 га. Фирма берет 59,5 долларов США за захоронение 1 т автомобильных шин. Фирма установила измельчитель, стоимостью 425000 долларов, позволяющий перерабатывать до 1200 шин/час в зависимости от их массы. Участок оборудован средствами противопожарной защиты и огражден глиняным рвом высотой 2,5 м. Поскольку шины не разлагаются, они не представляют опасности для окружающей среды. После закладки куски шин покрываются слоем земли 15 см, что уменьшает опасность возникновения пожара.

Вместе с тем, руководители проблемы изношенных шин (Scarp Tire Management Council) считают, что попадающая на захоронение резина — это потерянные ресурсы, и предпочтительно использовать изношенные шины в качестве топлива, для производств резиновой крошки и для других целей.

По сведениям ETRA (Европейская ассоциация переработчиков шин) Европейским Союзом принято решение запретить с 2003 года захоронение целых шин, а с 2006г. – шин, разрезанных на куски.

5.2. Измельчение изношенных шин с получением резиновой крошки. Основные направления использования резиновой крошки.

В США, Западной Европе, Японии, как и в России резиновую крошку получают из изношенных легковых, грузовых, автобусных и троллейбусных шин с текстильным и металлическим кордом, в том числе и из цельнометаллокордных шин.

Все известные технологии измельчения можно условно разделить на две группы:

— измельчение при положительных температурах;
— измельчение криогенным способом с использованием в качестве хладоагентов жидкого азота или холодного воздуха, генерируемого турбодетандерами, либо турбохолодильными машинами.

Существуют как стандартные установки, так и мобильные, измельчающие шины при положительных температурах, так и с применением охлаждения.

Криогенный процесс позволяет успешно разделять композит покрышки на составные компоненты – резину, металл и текстиль. Вместе с тем для охлаждения резины требуется либо дорогостоящий азот, либо достаточно дорогая и энергоемкая система получения и очистки холодного воздуха, специальная холодильная камера для заморозки кусков покрышки, что существенно повышает стоимость установки, эксплуатационные издержки и, естественно, себестоимость получаемой крошки. Кроме того, по мнению ряда специалистов в результате измельчения при низких температурах крошка приобретает гладкую поверхность, что ухудшает её совместимость с другими полимерами, и в первую очередь, с каучуками.

Переработка целых шин при положительных температурах требует применения оборудования с высокоизносостойкими режущими элементами и многостадийной очистки резиновой крошки от металла и текстильного корда. В целом, расчеты и опыт эксплуатации различных типов оборудования показывает, что измельчение при положительных температурах является менее энергоёмким процессом. Однако, выбор в пользу той или иной технологии должен быть сделан в каждом конкретном случае с учетом технических, экономических и экологических обстоятельств.

Краткий анализ различных технологий измельчения приведен в одной из публикаций в № 1 за 2002 г. настоящего издания. Особое внимание было уделено упруго-деформационному измельчению и возможностям его аппаратурного оформления, а также влиянию получаемого при этом порошка на свойства композитных резин его содержащих.

Следует отметить, что предлагаемый автором статьи роторный диспергатор можно рассматривать только как один из вариантов осуществления упруго-деформационного измельчения. Многолетний опыт показывает, что несмотря на множество запатентованных решений, наличие в промышленности различных агрегатов для измельчения резин в застеклованном состоянии и при положительных температурах, эффективного, экономичного и надежного оборудования для получения тонкодисперсных порошков из изношенных шин до настоящего времени не создано ни в России, ни за рубежом.

В настоящем сообщении не ставится задача анализа различных технологий и сопоставления эффективности отдельных видов технологического оборудования. Представляется более важным рассмотреть области применения резиновой крошки различной степени измельчения.

С экономической точки зрения наиболее целесообразным кажется использование резиновой крошки в рецептуре резиновых смесей. Однако, при самом оптимистическом прогнозе в смесях для шин и РТИ можно использовать не более 20% резиновой крошки при условии достижения переработки всех шин, выходящих из эксплуатации.

Далее будут представлены результаты исследований, проведенных специалистами ФГУП “НИИ шинной промышленности”, по изучению влияния резиновых порошков разного гранулометрического состава, полученных различными методами, на свойства шинных резин.

В табл. 2 представлены свойства протекторных резин для автобусных шин, содержащих 10 масс. долей резинового порошка различного гранулометрического состава, полученного разными методами, на 100 масс.долей каучука. Из этих данных следует, что добавка резинового порошка с размерами частиц до 0,5 мм в указанном количестве не оказывает сколь-нибудь существенного отрицательного влияния на упруго-гистерезисные свойства резин. Более того, такие показатели как сопротивление раздиру и истираемость улучшаются с применением порошков. Естественно, применение более грубой крошки (

Особенности переработки автомобильных шин

Ежегодно в мире становится непригодной огромная масса отработанных автомобильных шин, которые не только засоряют территорию, но и наносят большой вред окружающей среде. Между тем из одной тонны покрышек при их утилизации получается 700 кг ценной резины, которая используется при производстве всевозможных резиновых изделий, ценного топлива, строительных материалов. В России переработка шин находится пока не на должном уровне, но при грамотном ведении этот бизнес может стать очень прибыльным.

Актуальность проблемы

В России очень остро стоит проблема переработки использованных покрышек. Каждый год эти отходы в миллионах тонн складируются на полигонах, на свалках, в местах, для этого не предназначенных. В геометрической прогрессии растет и количество автомобилей как у предприятий, так и у частных лиц. Объем отработки шин в России и странах СНГ составляет всего чуть больше миллиона тонн.

Причина — в недостаточном количестве предприятий, занимающихся переработкой, и в отсутствии централизованной системы сбора автошин.

Лишь небольшое количество покрышек располагается в специальных местах, оборудованных для долгого хранения. Но даже такое хранение представляет повышенную опасность загрязнения окружающей среды. Изношенные шины представляют опасность в случае их возгорания, так как температура при их горении такая же, как у каменного угля, и погасить пожар довольно трудно. Кроме того, при горении в воздух попадает много вредных веществ.

При длительном хранении на одном и том же месте резина не разлагается и может служить пристанищем для грызунов и насекомых. Не стоит забывать и о том, что для хранения требуются все новые земли. Единственно правильное решение этого вопроса — переработка шин. С 2006 года закапывание и сжигание автомобильных шин в странах Евросоюза запрещено.

Придерживается этих правил и Россия. С недавних пор в стране существует система надзора за своевременной сдачей предприятиями отработанных шин.

Многие бизнесмены, занимающиеся утилизацией, доказали на правительственном уровне важность и доходность данного производства, используя изношенные покрышки в качестве сырья для получения полезных продуктов: резиновой крошки и металла. Таким образом, актуальность создания производства переработки шин сводится к защите окружающей среды и изготовлению продуктов, имеющих спрос на мировом рынке.

Механические методы переработки шин

Все виды переработки изношенных шин, которые применяются в настоящее время, делятся на две группы: механические и химические. У каждого из них есть свои положительные и отрицательные стороны. С точки зрения безопасности окружающей среды механический метод является относительно безопасным и применяется в большинстве стран мира. Суть его состоит в следующем:

  1. Шины моются и разрезаются на куски.
  2. С применением магнитной сепарации полученное сырье очищают от металлокорда.
  3. Затем все это нагревается, если переработка происходит при высокой температуре, или охлаждается (если переработка происходит при охлаждении).
  4. Резиновое сырье измельчается.
  5. Крупная крошка перетирается и доводится до нужного размера.

Отрицательной стороной этого метода можно назвать высокую себестоимость, так как для измельчения шин необходимо дорогое оборудование. Также большие средства затрачиваются на электроэнергию. Но, в отличие от химических способов, можно отметить простоту и отсутствие вредных веществ.

Кроме того, совершенно не изменяются технологические параметры. Существуют и другие способы измельчения изношенных шин, но некоторые из них широко не используются.

Самые известные из них:

  • измельчение с помощью роторного диспергатора;
  • при помощи озонного ножа;
  • бародеструкционный способ;
  • измельчение с помощью взрыва.

В роторном диспергаторе измельченная резина с помощью сдавливания превращается в резиновую пыль, которая способна вступить в реакцию с разными смесями. Применяется в основном при изготовлении новых автошин и в кровельных работах. Переработка озонным ножом предусматривает воздействие озона на резину в особой камере, где происходит измельчение.

При бародеструкционном методе покрышки режут и измельчают, потом в камере под высоким давлением и высокой температурой резина доводится до текучего состояния и отделяется от металлокорда. В результате выходит очень мелкая резиновая крошка.

Химические методы

Химические методы переработки автопокрышек не используются широко, так как после химической обработки уходит из состава каучук, и конечный продукт стоит дешевле, чем при механической обработке. Самые распространенные химические способы переработки: пиролиз, сжигание, растворение. Пиролиз — это разложение термическим способом, происходящее в особой камере без воздуха. Пиролиз и сжигание выделяют токсичные вещества, поэтому применение данного способа проблематично.

Читать еще:  Как проводится уборка и вывоз снега и какая техника для этого нужна

В процессе сжигания изношенные шины заменяют такие виды топлива, как мазут и уголь. Применяется этот способ при производстве цемента и для получения тепла.

Что касается способа растворения, многими специалистами он признан одним из перспективных, но до сих пор применяется очень редко. Получаемое сырье может использоваться в металлургической и химической промышленности.

В России сейчас объем переработки резины оставляет желать лучшего. Предприятий по утилизации старых покрышек пока еще недостаточно. Одна из сложностей заключается в том, что наши отечественные покрышки, которые укрепляются радиально-синтетическим кордом, труднее поддаются переработке.

Мини-завод по утилизации автопокрышек

Чтобы открыть любой бизнес по переработке мусора, нужно вначале изучить рынок спроса. При открытии первого производства по переработке шин в большом городе это делать необязательно. Вначале надо составить бизнес-план. Произвести регистрацию можно на индивидуального предпринимателя или ООО (стоит 800 и 4 000 рублей). Будет необходима лицензия на работу с малоопасными отходами, выдает ее Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. Срок действия ее не ограничивается, стоит 7 500 р. Необходимо получить еще разрешение у санэпидемстанции и пожарной службы.

Такой бизнес не разрешается открывать в жилых районах и поблизости к ним. Можно взять в аренду заброшенные заводы или отдельные помещения в действующих. Площадь мини-завода должна быть около 300 квадратных метров, чтобы поместить оборудование, складские помещения для сырья и готового продукта, бытовую комнату для рабочих. Самое трудное и затратное в этом деле — это купить оборудование.

Необходимо приобрести следующую технику:

  • приспособления для измельчения резины;
  • станок, на котором разрезаются покрышки;
  • конвейер для подачи сырья;
  • воздушный сепаратор — 1 и магнитный — 2 шт.;
  • вибрационное сито для крошки — 2 шт.;
  • бункера для хранения металла — 1 шт. и для сбора продукции — 1 шт.;
  • пылеочиститель;
  • электрический щит;
  • погрузчик.

Также необходимо купить ящики для крошки, рабочую одежду, компьютер и оргтехнику для учета. Для работы на заводе необходимо 12 человек:

  • мастер участка — 2 чел.;
  • операторы — 4 чел.;
  • грузчики — 2 чел.;
  • водитель — 1 чел.;
  • приемщик старых шин;
  • менеджер продаж — 1 чел.;
  • работник бухгалтерии — 1 чел.

Часть обязанностей по руководству и поиску потребителей берет на себя руководитель. Так как работать предстоит с отходами, возможно, люди часто будут увольняться, поэтому должна вестись кадровая работа. Что касается сбыта продукции, основными ее покупателями должны стать строительные организации, кому нужна и сама крошка, и различные изделия из нее.

При сумме вложений 3 550 000 рублей, ежемесячных расходах 455 000 рублей, ежемесячных доходах 1 203 000 рублей бизнес окупит себя за полгода. Для того чтобы бизнес по утилизации шин развивался успешно, необходима поддержка на государственном уровне, как это практикуется во многих европейских странах.

Отзывы о бизнесе

Два года занимался переработкой автошин пиролизом, но дело потерпело фиаско. Оборудование брало много электроэнергии, расходы окупались только при непрерывной работе оборудования, каковой у меня не было. Живу в большом административном центре, старых покрышек валялось кругом предостаточно, но непрерывную работу не смог обеспечить. Однажды пришла комиссия с проверкой, наложили штраф за отсутствие очистительного агрегата, а он стоит дороже всего моего оборудования. Денег взять негде, вот ничего с этим бизнесом и не вышло.

Я считаю, что просто заниматься переработкой автомобильных покрышек невыгодно, надо что-то и производить. Я, к примеру, стал в этом же цехе изготавливать резиновую плитку, и теперь у меня есть покупатели из других областей.

Я долго не мог получить лицензию на открытие домашнего завода, затем полгода осваивали производство напольной плитки из старых покрышек. Купили станки, оборудование, правда, многое пришлось переделывать под наше помещение. Сами справились с очищением, набрали хороших специалистов, организовали доставку старых шин. С поиском покупателей проблем нет. Текучести кадров не наблюдается, рабочие держатся за свои места. Конечно, в бизнесе этом не все просто, но пока справляемся. Хорошо бы еще государство помогало.

15 Переработка и утилизация отходов резины и изношенных автомобильных шин

Переработка и утилизация отходов резины и изношенных автомобильных шин(покрышек)

Отходы резиновых изделий принято делить на отходы производ­ства и отходы общественного потребления. Отходы производства резиновых изделий накапливаются на предприятиях, производя­щих резинотехнические изделия, автомобильные шины, резиновую обувь. Отходы потребления образуются в результате хозяй­ственной деятельности физических и юридических лиц.

Отходы производства. Отходы производства резинотехнических изделий делят:

  • отходы резиновых смесей;
  • невулканизованные резиновые отходы;
  • вулканизованные резиновые отходы.

Отходы потребления. Основным, наиболее массовым видом отходов общественного потребления являются амортизированные шины. В мире на производство автомобильных шин расходуется половина производимых синтетических и натуральных каучуков (более 15 млн т в год), и в конечном итоге все производимые шины через определенное время попадают в отходы Время эксплуатации автомобильных шин меньше, чем время эксплуатации большинства резиновых изделий.

В мире применяют различные технологии по переработке и ути­лизации резиновых отходов и изношенных автомобильных шин. В этих технологиях предусмотрено использование изношенных шин и резиновых отходов для получения энергии путем сжигания, из­мельчение шин и резиновых отходов для получения резиновой крошки, порошка и регенерата.

Утилизация целых шин. Целые изношенные шины используют при устройстве искусственных рифов, служащих мес­том обитания рыб и устриц. У берегов Австралии фирмой «Гудияр» (1970 г.) был создан искусственный риф из 15 тыс. шин, у берегов Флориды — из 215 тыс. шин. Искусственные рифы из шин имеются также в Новой Зеландии, Греции, Японии, на Ямайке и в других странах. Морская вода при этом не загрязняется.

Иногда изношенные шины применяют как защитные элементы,например при укреплении склонов от эрозионных процессов. В этом случае склоны покрывают покрышками, засыпают их почвенным грунтом и сеют травы.

Сжигание шин с целью получения энергии. Использование изношенных шин для получения энергии с ­точки зрения экологии неоднозначно, так как это связано с выделением в атмосферу больших количеств цинка и серы.

Однако в целях утилизации шин и получения при этом дополни­тельной энергии в мире широко применяют сжигание шин.

Основная причина применения методов сжигания шин для лучения энергии во многих развитых странах — отсутствие эффективных технологий комплексной переработки шин с получением продукции высокого качества.

Применение шин в качестве топлива в цементной промышленности. Технология фирмы «Бридж стоун/Файрестоун» успешно используется в Японии с начала 80-х годов. По данной технологии целые или разрубленные на куски шины водятся в модернизированную вращающую печь. Металлокорд, находящийся в шинах, частично заменяет железную руду, необходимую в производстве цемента.

Однако в Швейцарии фирма «Джура цемент уоркс» в 1989 г. пре­кратила сжигание шин в цементных печах из-за загрязнения окру­жающей среды продуктами сгорания. В США из 200

существующих печей только 12 сжигают изношенные шины, несмотря на то что затраты на переоборудование печей для замены угля изношенными шинами сравнительно невелики. 2 млрд шин, лежащих на свалках США, эквивалентны 20 млн т угля и гарантируют снабжение цементной промышленности дешевым топливом в течение длитель­ного времени.

Пиролиз отходов резины. В наиболее развитых странах: (США, Японии, Германии, Швейцарии и др.) уже длитель­ное времяэксплуатируют опытно-промышленные установки по пиролизуизношенных шин мощностью 7. 15 тыс. т/год по сырью.

Пиролиз кусков шин, резиновой крошки осуществляется в среде с недостатком кислорода. Но так как большая часть этих установок работала в цикличном режиме, а получаемые продукты пиро­лиза требовали дополнительной очистки перед последующим пользованием, а главное — затраты не восполнялись стоимость не получаемых материалов, пиролиз старых шин практически не применяют.

Однако фирма «Энерж Рисерч Интернейшнл» (США) усовершенствовала технологию пиролиза на своей установке «Реактор», которая может перерабатывать 1 млн легковых шин ежегодно, получая из 1 т покрышек более 600 л дизельного масла № 2, 227 высокосортного технического углерода и 130. 180 кг стальной проволоки..

В Канаде предусматривают строительство пиролизного завода мощностью 10 000 т в год с

В США в 1990 г. при дроблении изношенных шин было произве­дено резиновой крошки 30. 40 тыс. т (в том числе для производства резиноасфальта 18. 20 тыс. т) при положительных температурах и 13. 16 тыс. т — криогенным методом.

Первая установка по получению резиновой крошки криогенным методом начала функционировать в штате Огайо (США) в 1979 г. В Великобритании построены три завода по измельчению покрышек мощностью 12 млн покрышек ежегодно. В Германии в 1979 г. нача­ли работать 2 установки по дроблению покрышек при низких тем­пературах (в г. Брауншвейге и в г. Эссоне). Фирма «Хэльдт» (Герма­ния) в 1987 г. ежесуточно перерабатывала в резиновую крошку око­ло 20 т шин с применением криогенной технологии (заморажива­ние — молотковая дробилка — ножевая дробилка)

На российском рынке технологические линии измельчения ре­зиновых отходов, в том числе и шин с металлокордом, при нормаль­ных температурах предлагают следующие зарубежные и отечественные фирмы: CIMP (Франция), АО «Тушинский машиностроительный завод» (ТМЗ), РИЦ «Росполимер» (Россия).

Определяющим условием, при котором можно ликвидировать преграды, существующие для утилизации изношенных шин, — экономическая эффективность используемых технологий перера­ботки и использования получаемых при этом продуктов. Решить проблему переработки и использования изношенных шин можно, объединив усилия всех ответственных сторон: переработчиков, по­требителей, шинников, федеральных и местных исполнительных органов. Только наличие соответствующего законодательства об утилизации использованных шин открывает новые рынки для тех­нологий переработки и применения полученных продуктов. Для этого должна быть создана система стимулирования с обязатель­ным участием правительства.

В штате Род-Айленд должен быть принят закон о взносе Юдолл с каждой шины, проданной в штате. Деньги будут возвращены, когда изношенную шину сдадут дилеру. С 1 января 1993 г. вступил в силу закон, по которому каждая новая шина проданная в штате, облагается налогом в 50 центов. Эти деньги предназначены на развитие переработки и вторичного использования шин.

Помимо сбора 7 долл. за 1 шину, который уже платят покупатели за ликвидацию изношенных шин в штате Онтарио, принят налог на новую шину 5 долл. без указа­ния, как будут использованы эти деньги.

В штате Вашингтон берут сбор 1 долл. за каждую новую проданную шину, кото­рый предназначен для поиска новых вариантов ликвидации и регенерации шин.

В штате Северная Каролина при продаже новых шин берут 1%-й налог, который распределяют между округами штата на ликвидацию изношенных шин.

В штатах Орегон, Юта и Висконсин выделяют субсидии на вторичное использо­вание изношенных шин, включая производство из них топлива и битума.

В штате Миннесота налог на продажу новых шин используют для формирова­ния фонда, из которого финансируют исследовательские работы по переработке шин, дотируют фирмы, привлекаемые к этим работам, и покрывают расходы » расчистку хранилищ старых шин.

Целесообразны разработка и принятие соответствующего мест­ного и, возможно, федерального закона, регламентирующего по­рядок сбора и хранения изношенных шин, их переработки и ис­пользования, а также экономическое стимулирование решения проблемы в целом за счет ввода дополнительного налога на прода­жу новых шин.

С целью уменьшения негативного воздействия изношенных шин на окружающую среду целесообразно создание специальных пунктов по хранению изношенных шин на кооперативной или дру­гой основе, которые должны иметь: огороженную территорию; бе­тонированную площадку для хранения шин с соблюдением всех правил противопожарной безопасности; весы для взвешивания ввозимого и вывозимого сырья; устройства для погрузочно-разгрузочных работ; здания и сооружения, необходимые для работы пункта; подъездные пути для автомобильного и железнодорожного транспорта.

Дорожные покрытия в США, Бельгии, Австрии и Японии получены хорошие результаты при использовании резиновой крошки в дорожном строительстве. В США покрытие дорог асфальтом с содержанием резины оказа­лось намного дороже, а качество покрытия не отличалось от обыч­ного асфальта. Несмотря на это, новый закон о транспорте поддер­живает применение асфальтовых покрытий с содержанием резины. В Японии резиновую крошку с размерами частиц менее 1 мм используют для изготовления балластных и пластинчатых матов, применяемых для предотвращения колебаний полотна железных дорог.

Производство регенерата. Снижение потребления регенерата, получаемого из резиновой крошки, происходит вследствие вытеснения его синтетическими каучуками и переходом шинной промышленности на производство шин радиальной конструкции, требующее резиновых смесей высокого качества. Потребление регенерата составляет лишь 1 % общего объема производства шин. Такая тенденция уменьшения применения регенерата в резинотехнической промышленности прослеживается мире.

Читать еще:  Правильная добыча угля - залог успешной экономики

Применение резиновой крошки в полимерных смесях. Немодифицированную резиновую крошку. используют в резиновых смесях различного назначения, в том числе при изготовлении подошвы обуви, массивных шин для малых транспортных средств и протекторов.

В 1988 г. разработан поверхностно-модифицированный поли­этилен с ультравысокой молекулярной массой для использова­ния в ПУ.

Строительство спортивных сооружений. В Великобритании в производстве изделий для спорта и отдыха расходуется свыше 20 тыс. т резиновой крошки. Так, фирма «Доу Кемикл» использует резиновую крошку и связующие (продукт фирмы) для изготовления спортивных покрытий и литых изделий.

При строительстве спортивных беговых дорожек требуется от 3 до 5 кг резиновой крошки на 1 м 2 дорожки в качестве наполнителя полиуретана. Расход резиновой крошки при строительстве детских игровых площадок составляет около 9 кг/м 2 .

Противоударные дорожки на хоккейном поле, выполняемые толщиной 40 мм, содержат около 40 кг резиновой крошки и 5 кг по­рошка на 1 м 2 покрытия.

Прочие направления использования порошков из изношенных шин. Проведенные в США исследования влияния шинной крошки на окружающую среду показали, что в случае размещения резины в почвогрунтах с рН 7 — полициклические ароматичес­кие углеводороды. Исходя из этого, шинную крошку в качестве строительного материала можно применять тогда, когда размещают ее выше уровня грунтовых вод.

Ведутся испытания по устройству защитных экранов при строи­тельстве полигонов ТБО из материала, выполненного на основе шинной резины, так называемого «регупола», выпускаемого в виде листов, рулонов и отформованных изделий. В случае успеха экспе­римента тонкий слой этого материала можно будет использовать как геомембрану для защиты подземных вод от фильтрата, образующегося в толще свалочного грунта.

Получение дизтоплива из шин

5 литров нефти из 2-х покрышек

Уникальная разработка белорусских ученых получила мировое признание. Чтобы купить установку, фирмы из Европы и США выстраиваются в очередь. Ниже текстовая версия сюжета.

Только в Беларуси за год появляется около 60 тысяч тонн использованных шин. Не трудно представить мировой объем. Долгие годы специалисты из разных стран пробовали самые разные способы переработки такой изношенной резины. Но самым эффективным и получившим международное признание оказался метод, разработанный белорусскими учеными.

Основа установки – печь, позволяющая перерабатывать резину с получением из неё нефти. Из двух шин для легкового автомобиля получается 5 литров углеводорода.

Геннадий Журавский, заведующий отделением термохимических процессов Института тепло- и массообмена НАН Беларуси: «Вот этот продукт является аналогом легкой нефти, из которого могут быть получены различные нефтепродукты. В частности бензин с октановым числом «122». В сравнении с известным нам на заправках «95» понятно его высокое качество. Может быть получено и дизтопливо, и мазут»

Европейские специалисты поначалу не верили, что такое возможно. Но после того, как белорусы получили патенты в США и Евросоюзе и показали устройство в работе, сомнений не осталось. Вместо них посыпались заказы. Сначала Тайвань предложил смонтировать такую установку на одном из крупнейших заводов. Но самое серьезное предложение поступило от французской компании «Airbus». Дело в том, что белорусское изобретение перерабатывает не только шины, но и обшивку самолетов. Французы купили лицензию и заказали одну пробную установку. Сумма первого контракта пока не разглашается, но известно, что это миллионы евро.

Жан Боккалон, представитель компании «Airbus»: «Мы заинтересованы в большом количестве таких мобильных установок, чтобы можно было их передвигать по всей стране. Поэтому, можно судить, насколько важно нам сейчас сотрудничать с белорусами».

Узнав о приобретении своего главного конкурента, американский «Boeing» сделал нашим ученым подобное предложение.

Еще много лет назад один белорусский ученый назвал резиновые покрышки «нефтью в консервах». Так вот, сегодня уже с уверенностью можно сказать, что для этих «консервов» у нас есть «открывалка», а это значит и альтернативный источник энергии, и приток в страну иностранного капитала.

Переработка автомобильных шин

Проблема переработки отслуживших свой срок шин стоит остро во многих странах. В этом вопросе важен не только экологический аспект, но и экономический, ведь материал, полученный при переработке, является хорошим сырьем для химической промышленности. Узнаем, какие способы переработки сейчас используются в мире, насколько они эффективны и безопасны.

Основные методы переработки

Виды переработки использованных автошин можно разделить на две группы:

  • электромеханическое измельчение;
  • обработка, меняющая химическую структуру.

Переработка шин данными методами различна по принципу действия и получаемого сырья. У каждого из них есть свои преимущества и недостатки, о которых стоит поговорить подробнее.

Механическое измельчение шин

Данный метод считается относительно безопасным с точки зрения экологии и широко применяется во всем мире. Покрышки подвергаются следующей обработке:

  1. Старые шины промывают, удаляет бортовые кольца и режут на большие куски.
  2. Сырье очищают от металлокорда при помощи магнитной сепарации.
  3. Затем куски нагревают (для переработки при повышенной температуре) или охлаждают (для криогенного метода).
  4. Резину измельчают резкой, ударом, взрывом, сжатием или истиранием.
  5. Полученное сырье перетирают, чтобы получить крошку нужного размера.

Минусом данного метода является высокая себестоимость конечного продукта, так как измельчение шин требует специального оборудования и считается дорогим способом переработки. Велики также затраты электроэнергии — до 1000 кВтч на 1 тонну перерабатываемого сырья.

В то же время у измельчения есть значительные преимущества по сравнению с химическими методами переработки шин: техническая простота, отсутствие токсичных выбросов (в отличие от сжигания или пиролиза). Переработка резины с помощью измельчения сохраняет технологические параметры материала.

Полученная при измельчении резиновая крошка широко применяется в промышленности и строительстве: для изготовления бытовых изделий, добавок в строительный раствор, при укладке автодорог.

О том, как происходит переработка шин в резиновую крошку и какое оборудование при этом используется, следующее видео

Другие методы измельчения покрышек

Существуют и другие методы измельчения старых шин, но по разным причинам многие из них не получили широкого применения. Наиболее известные способы переработки:

  • с использованием роторного диспергатора;
  • метод озонного ножа;
  • бародеструкционный метод;
  • ударно-волновое измельчение (взрывоциркулярное).

Для роторного диспергатора покрышка измельчается на небольшие куски. Затем резина сдавливается в гильзе и проходит через отверстие диаметром около 1 мм. В результате получается мелкая резиновая пыль с высокоразвитой поверхностью, способная эффективно вступать в реакцию с другими компонентами смесей. Такая пыль используется для изготовления сорбентов, новых автошин, материалов для кровельных работ и тд.

Переработка покрышек методом озонного ножа включает в себе воздействие озона на изношенную резину в специальной камере и последующее механическое измельчение. Озон способствует разрушению структуры резины, облегчая дальнейшее измельчение покрышки механическими методами. В результате из старой шины получается чистая резиновая крошка и металл, при этом отсутствует необходимость в сепарации, так как металл и резина при воздействии озона сами отделяются друг от друга.

При обработке бародеструкционным методом шины сначала разрезают и измельчают, а затем в специальной камере под воздействием высокого давления и температуры доводят резину до текучести, отделяя ее от металлического корда. В итоге получается мелкая резиновая крошка с размером гранулы около 0,8 см.

Методы переработки, меняющие химическую структуру

Переработка автомобильных шин, меняющая структуру, также не отличается высокой рентабельностью. Каучуковая составляющая после обработки исчезает, а полученный продукт имеет меньшую стоимость, чем в случае с механической переработкой. При этом себестоимость конечного сырья достаточно высока.

Среди химических методов переработки шин наиболее распространены следующие:

  • пиролиз;
  • термодеструкция (сжигание);
  • растворение.

Пиролизом называют термическое разложение, которое происходит в специальной камере без доступа воздуха. Данный метод чаще всего используется для получения тепловой энергии. Переработка резины путем сжигания и пиролиза имеет ряд ограничений, они связаны с выделением углекислого газа и токсичных веществ. Такой способ требует большего внимания с экологической точки зрения.

При сжигании в цементных печах шины заменяют такие горючие материалы, как уголь и мазут. Применяется данный способ в цементной промышленности и для получения тепла.

Растворение старых шин многие специалисты считают перспективным и очень эффективным методом, хотя широкого применения он до сих пор не получил. Под действием растворителя получается сырье, которое может успешно применяться в металлургии и химической промышленности.

Предполагается, что данная технология в будущем поможет эффективно утилизировать шины всех типов и размеров.

Переработка шин в России и в Европе

Европейские страны могут похвастаться уровнем переработки старых шин, достигающим 90%. Около 20% из них восстанавливают и используют повторно, 40% уходит на получение тепла, а больше 30% — превращается в крошку.

К сожалению, средние показатели по всему миру не настолько высоки — менее 40% покрышек подвергается обработке, а 60% непереработанной резины отправляется на свалку.

Важно! Каждый год в мире появляется около 10 млн. тонн новых отходов от старых автомобильных покрышек, что делает экологическую ситуацию просто катастрофической. Очень важно уделять пристальное внимание данной проблеме и внедрять методы переработки в странах, где она не развита.

В России ситуация совсем печальна, хотя год от года она постепенно улучшается. Сейчас объем переработки шин составляет около 10%, причем за последние несколько лет он вырос на четверть. Организации по переработке шин в России работают еще не слишком активно, в нашей стране люди не привыкли вкладывать деньги во вторичное производство, утилизацию и переработку.

Одна из дополнительных проблем состоит в том, что переработать покрышки отечественного производства, распространенные в России, Беларуси и других странах ближнего зарубежья, сложнее, чем европейские. Наши старые шины дополнительно укреплены радиально-синтетическим кордом, а большая примесь текстиля создает большие трудности для обработки. В итоге переработка отечественных шин выходит значительно дороже и сложнее, чем покрышек западного производства, с цельнометаллическим типом корда.

Дополнительная информация! Самыми распространенными методами обработки в России считаются дробление и пиролиз. Следует отменить, что пиролиз запрещен в некоторых развитых странах из-за вредного воздействия на экологию. Однако более дорогостоящие методы переработки отечественные предприниматели считают слишком дорогими, поэтому используют их значительно реже.

Сдаем резину на переработку

Однако повод для оптимизма все же есть — за последние несколько лет в России появились новые экологичные и безопасные комплексы по изготовлению резиновой крошки. В частности, такие комплексы действуют в Самаре, Курске, Твери, Вязьме. Построен центр переработки в Приморье, многим предприятиям, работающим в данной отрасли, помогла запустить производство франшиза.

Практически каждый крупный автомобильный сервисный центр в России принимает у автолюбителей старые покрышки. Часто за сдачу покрышек приходится доплачивать, хотя некоторые сервисы принимают их бесплатно. Компании все чаще заключают договора с перерабатывающими предприятиями, сдавая на переработку существенные объемы старой резины.

Сдать покрышки на переработку можно на заводах и комплексах, которые занимаются получением вторичного сырья, а также в автосервисах. При этом стоит учесть, что крупные предприятия обычно не принимают шины от населения из-за малого объема сдаваемого продукта, поэтому гражданам приходится отслеживать акции в автосервисах, чтобы избавиться от одного-двух комплектов резины.

Экономика и экология

Польза для экономики от переработки автопокрышек неоспорима. В ряде стран горючий газ, который выделяется при термической обработке шин, используют для обогрева помещений, также с его помощью вырабатывают электричество. Жидкие продукты пиролиза находят свое применение при производстве пластика, а измельченные частицы резины — прекрасное сырье для асфальтного битума.

В то же время вторичная переработка авторезины позволяет избежать загрязнения окружающей среды.

Обратите внимание! Разложение шин в земле продолжается более 100 лет, все это время из старых покрышек постоянно вымываются опасные и токсичные соединения, такие как фенантрен, дифениламин и многие другие. Все они остаются в почве, а затем вымываются грунтовыми водами и дождевыми осадками, попадая в источники питьевой воды и объекты сельского хозяйства.

Таким образом, в ближайшие годы способы утилизации покрышек будут совершенствоваться, а объемы переработки резины – расти. Особенно это касается развитых стран, где экологические вопросы и вторичное использование материалов давно находятся под пристальным вниманием и самих граждан, и властей.

Ситуация в России пока напоминает положение дел в странах Африки, но принципы ответственного потребления понемногу проникают в сознание и наших граждан. Через несколько десятков лет и сами автолюбители, и представители бизнеса будут точно знать, что и как нужно делать со старыми шинами, чтобы извлечь из них максимальную пользу для себя и окружающей природы.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector