Южно-тамбейское гкм — одно из шести месторождений, включённых в тамбейскую промышленную зон

Южно-Тамбейское

Название: Южно-Тамбейское газоконденсатное месторождение.

Расположение: На северо-востоке полуострова Ямал на берегу Обской губы.

Лицензия: Принадлежит ОАО «Ямал СПГ» — месторождение является ресурсной базой проекта. 50,1% в проекте принадлежат НОВАТЭКу, по 20% — компаниям Total и CNPC, 9,9% — китайскому Фонду шёлкового пути. Срок действия лицензии — до 31 декабря 2045 года.

Оператор разработки: ОАО «Ямал СПГ»

Запасы: Доказанные и вероятные запасы месторождения по международной классификации PRMS оцениваются в 926 млрд куб. м газа и 30 млн т жидких углеводородов. По состоянию на конец января 2017 года пробурено 77 скважин. Проект разработки месторождения предусматривает бурение более 200 наклонно-направленных эксплуатационных скважин с горизонтальным окончанием с 19 кустовых площадок.

Добыча: Проектный уровень добычи составляет около 27 млрд куб. м газа в год на протяжении как минимум 20 лет. Начало добычи — 2017 год, выход на полную мощность — 2019 год.

Транспортировка: Для проекта «Ямал СПГ» спроектированы и строятся специальные танкеры усиленного ледового класса «Arc7» (по российской классификации), позволяющие осуществлять круглогодичную навигацию без ледокольной проводки в западном направлении и в течение арктического лета — в восточном направлении по Северному морскому пути.

Особенности: «Ямал СПГ»— первый СПГ-проект негосударственной российской компании. Первый проект, который будет экспортировать российский газ самостоятельно, без участия или посредничества «Газпрома» — в 2014 году вышло соответствующее постановление правительства России.

История освоения: Открыто в 1974 году. До начала 2000-х находилось в нераспределенном фонде, потом его владельцем стало ОАО «Тамбейнефтегаз». В 2005 году одним из акционеров (25,1%) стал ООО «Газпром-инвест» (структура «Газпром банка»), однако в тот же год лицензия была выведена из «Тамбейнефтегаза» в ОАО «Ямал СПГ». «Газпром-инвест» обратился в суд с требованием вернуть лицензию обратно в «Тамбейнефтегаз». В 2006 году конфликт был исчерпан: обе компании были выкуплены Алишером Усмановым и «Газпром-инвестом». Позже пакет в 75% минус одна акция «Ямал СПГ» был выкуплен у «Газпром-инвеста» компанией Volga Resources Геннадия Тимченко. В мае 2009 года НОВАТЭК заключил соглашение о покупке 51% акций «Ямал СПГ» у Тимченко за $650 млн. 25% акций остались у Тимченко, еше 23,9% акций оставались у Петра Колбина. Позже НОВАТЭК получил опционные соглашения на выкуп этих долей, чем впоследствии и воспользовался для привлечения иностранных партнеров. Проект поддержало государство: были установлены 12-летние налоговые каникулы по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на предназначенный для сжижения газ и добываемый с ним конденсат. В противном случае проект не окупился бы никогда.

Окончательное инвестиционное решение по проекту «Ямал СПГ» принято в декабре 2013 года. Из-за санкций НОВАТЭК с большим трудом нашел заемные средства для финансирования проекта, а вместо европейских и американских компаний пришлось привлекать китайцев.

Текущий статус: Продолжаются работы по обустройству месторождения.

Происшествия: В сентябре 2014 года загорелась скважина на месторождении. Ее удалось потушить только через 12 суток. Пострадало 10 человек. «Ямал СПГ» компенсировала вред окружающей среде, который был оценен в размере более 2 миллионов рублей.

Технологии: Специально для проекта были разработаны и изготовлены буровые установки «Арктика». Установки предназначены для работы в сложных природно-климатических условиях Ямала, они полностью защищены от ветров, что обеспечивает качественно иные условия труда для персонала и непрерывность бурения, независимо от погодных условий.

Для повышения эффективности разработки месторождения применяются инновационные и экологически-безопасные технологии, оборудование и материалы. Бурение скважин осуществляется с использованием буровых растворов на углеводородной (масляной) основе, что позволяет сохранить естественные фильтрационно-емкостные свойства продуктивного пласта.

Экология: К подрядным организациям, осуществляющим деятельность на производственных объектах ОАО «Ямал СПГ», компания предъявляет требования в области охраны окружающей среды и осуществляет мониторинг их выполнения. Для реализации принятых на себя обязательств ОАО «Ямал СПГ» внедрило систему экологического менеджмента и систему менеджмента здоровья и безопасности на уровне требования международных стандартов ISO 14001:2004 и OHSAS 18001:2007, что подтверждено сертификатами Британского института стандартов (BSI).

ОАО «Ямал СПГ» активно взаимодействует с научно-исследовательскими институтами и неправительственными экологическими организациями: Всемирный фонд дикой природы; Неправительственный экологический Фонд имени В.И. Вернадского; ПРООН/ГЭФ и пр. В рамках экологических инициатив ОАО «Ямал СПГ» принимает участие:

  • в экологической реабилитации Арктических территорий РФ и ликвидации экологического ущерба на острове Белый;
  • в консультативной группе по сохранению и изучению атлантического моржа юго-востока Баренцева моря и прилежащих акваторий, а также реализует «Стратегию по сохранению атлантического подвида моржа»;
  • в рабочей группе по рассмотрению экологических аспектов строительства морского порта Сабетта в Обской губе.

Ээкологические организации неоднократно предупреждали, что при обустройстве месторождения и реализации проекта «Ямал СПГ» может быть нанесен серьезный ущерб экологии. К примеру, Всемирный фонд дикой природы выпустил соответствующий доклад: https://www.wwf.ru/data/ekologicheskie-problemy-yamal-spg_final.pdf Однако не все экологи согласны с тем, что «Ямал СПГ» представляет угрозу для природы Ямала. В частности, директор Экологического научно-исследовательского стационара Виктор Штро и научный сотрудник Арктического университета Норвегии Дороте Эрих отмечали, что промышленная деятельность компании «Ямал СПГ» не повлияла на экологию.

Цитаты: «Если мы будем действовать в таком же ключе и такими же темпами, что для меня, честно говоря, даже несколько удивительно, — хочу поздравить строителей, всех, кто занимается реализацией этого проекта, — то, конечно, Россия, без всяких сомнений, не только может, но и станет крупнейшим производителем сжиженного природного газа в мире. У нас есть для этого всё, есть все основания так считать, так думать и добиваться этого результата.», — президент России Владимир Путин в марте 2017 года.

Южно-Тамбейское месторождение — ГКМ в регионе стратегических интересов ОАО «Газпром»

Ю́жно-Тамбе́йское ГКМ относится к крупным газоконденсатным месторождениям на территории Ямало-Ненецкого автономного округа России. Местоположение месторождения — полуостров Ямал.

Эта нефтегазоносная провинция считается очень перспективной, но малоизученной в границах Западно-Сибирской нефтегазоносной области.

Сроки начала разработки месторождения и запасы

Открытие Южно-Тамбейского ГКМ состоялось в 1974 году. Ресурсы природного газа оцениваются примерно в 1,3 трлн кубометров, а запасы газового конденсата составляют порядка 60 млн тонн. По данным на декабрь 2013 года, на месторождении содержалось доказанных запасов:

  • природного газа — порядка 492 млрд кубометров;
  • жидких углеводородов, соответствующих стандартам SEC — 14 млн тонн.

Доля основного акционера составляет 295,2 млрд кубометров природного газа, а также почти 8 млн тонн жидких углеводородов.

Особенности добычи

Разработка Южно-Тамбейского ГКМ связана с трансформированием природного ландшафта и скачками температурных режимов мёрзлых грунтов. Эти позиции существенно влияют на безопасность всего нефтегазового комплекса.

Месторождение включает в себя пять газовых пластов, характеризующихся неглубоким залеганием и 37 газоконденсатных пластов с глубокой степенью залегания. Залежи располагаются на глубине до 2,85 км.

Нефтегазоносный фундамент недостаточно изучен ввиду значительной мощности всех осадочных отложений. Для базальной части верхнемеловых отложений и нижнемеловых отложений характерно неравномерное чередование глинистых, а также песчаных и алевритовых пород, общая мощность которых достигает 1,6 км.

Читать еще:  Почему бройлеры плохо набирают вес и чем кормить их для набора веса?

К слою верхнемеловых отложений относится продуктивная толща, которая сложена посредством однообразных серых или глинистых песков.

В качестве региональной покрышки продуктивной толщи наблюдается наличие верхнемеловых и палеоцен-эоценовых глинистых пород с мощностью в 1 км.

Компании, разрабатывающие месторождение

Лицензия на разработку Южно-Тамбейского ГКМ была выдана компании «Ямал СПГ».

С мая 2009 года основной акционер этой компании представлен российской газодобывающей компанией «Новатэк», которая пришла на смену Газпромбанку. В ведении компании «Новатэк» находится 80 % акций «Ямал СПГ», которая не только занимается разработкой, но и проектирует завод СПГ на Ямале.

Перспективы

На территории Южно-Тамбейского ГКМ был проведён весь комплекс геологоразведочных мероприятий. Работы включали в себя проведение сейсмических разработок, пробуривание разведочных скважин, формирование геологической модели ГКМ и оценка дебита. В результате получена значительная оптимизация проекта разработки ГКМ. Добываемый газ предполагается отправлять на экспорт в соответствии с формой СПГ.

Проектами разработок и обустройства предусмотрено пробуривание порядка 200 скважин на территории 19 кустовых площадок, возведение сетей для газового сбора, а также строительство системы для подготовки газа и его сжижению. Производство СПГ будет включать три технологические линии. Годовая производительность каждой будет составлять 5,5 млн тонн. Кроме того, планируется возведение ёмкостей с целью хранения СПГ. Отгрузочный сектор СПГ на экспорт намечено оснастить эстакадой для отгрузки и причалами в районе порта Сабетта. Два возводимых причала оборудуют современными ледозащитными сооружениями.

Транспортирование СПГ будет осуществляться посредством специальных танкеров, относящихся к усиленному классу типа Arc7.

2013 год ознаменовался завершением основных тендеров и заключением базисных контрактов по проекту «Ямал СПГ». Обладателем EPC контракта, связанного с проектированием и строительством завода СПГ, стало совместное предприятие компаний Technip и JGC. Подрядчиком для возведения СПГ танкеров стала компания Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering. В конце этого же года было заказано оборудование, относящееся к:

  • криогенным теплообменникам;
  • компрессорам линий для сжижения газа;
  • газовым турбинам.

Кроме того, произведён заказ первого СПГ танкера, относящегося к ледовому классу, а также произошло заключение долгосрочных контрактов по реализации почти 80 % СПГ проекта.

В 2013 году произведено эксплуатационное бурение с использованием двух буровых станков. В течение 12 месяцев удалось пробурить восемь скважин и в результате тестирования были подтверждены основные параметры относительно геологической модели Южно-Тамбейского ГКМ.

За период 2013 года на территорию месторождения было переправлено более 500 тыс. тонн грузов.

Результатом деятельности в 2013 году стало:

  • подготовка площадки для первой очереди СПГ завода;
  • возведение электростанции и СПГ резервуара;
  • произведена закупка свай;
  • для организации свайных полей привлечены подрядные организации;
  • инфраструктуры и жизнеобеспечения,
  • в числе которых аэропорт,
  • автомобильные дороги,
  • складское помещение ГСМ,
  • энергетический центр,
  • инженерные коммуникации,
  • здание котельной,
  • несколько общежитий и пунктов приёма пищи.

В строительстве и других работах на территории месторождения были задействованы почти 3 тыс. строителей и более 500 единиц спецтехники.

В конце 2013 года сформировано окончательное решение, на основании которого старт коммерческого производства СПГ будет реализован уже в 2017 году.

Расход топлива – очень актуальная проблема современности. Как ее правильно решить вы можете узнать в статье.

Влияние добычи газа на экологию региона

В результате исследований удалось выявить широкое распространение на Ямале процессов спуска озёрных вод и формирование ММП высокольдистого характера. Наличие пространственной связи указывает на воздействие тектонического строения и подземных залежеобразующих льдов. Основная причина озёрного спуска на полуострове заключается в широком развитие значительных термоэрозионных процессов, которые приводят к скорому формированию логов, а также больших оврагов на территории линейных льдистых зон. К основному фактору, приводящему к активизации термоэрозионных процессов, относится техногенное воздействие от Южно-Тамбейского ГКМ.

На начальном периоде эксплуатации прогнозируются:

  • негативное воздействие на атмосферные слои от функционирования механизмов;
  • нарушения от теплового воздействия трубопровода на вечномёрзлые породы;
  • негативное воздействие на флору и фауну в результате эксплуатационного обслуживания трубопровода;
  • отпугивание орнитофауны шумами и вибрацией.

Южно-Тамбейское месторождение

Южно-Тамбеейское газовое месторождение на полуострове Ямал

Южно-Тамбейское газоконденсатное месторождение было разведано еще в 1974 году. Участок располагается на восточном берегу полуострова Ямал, Южно-Тамбейское месторождение непосредственно примыкает к побережью Обской губы, что дает возможность построить порт для морской перевозки газа.

На Ямале Южно-Тамбейское месторождение является одним из самых крупных, наряду с Новопортовским, Бованенковским и Харасавэйским месторождениями ископаемых углеводородов. Сейчас объемы природного газа Южно-Тамбейского месторождения составляют, по оценкам экспертов, 1,3 трлн куб. метров, а ценного газового конденсата — более 60 млн тонн. При этом соотношение доказанных запасов на 2013 г. оценивается примерно в 492 и 14 млн тонн.

Проектом разработки Южно-Тамбейского газового месторождения, получившего название «Ямал СПГ», предусмотрено бурение около двухсот скважин, располагающихся на участке в 19 кустов. Чтобы успешно подготовить газ к хранению и транспортировке, строится завод по его переработке и переводу в жидкую форму. В рамках проекта проведены предварительные мероприятия, которые включают в себя ряд работ по геологоразведке, в том числе проверку уровня сейсмоопасности и формирование геологической модели Южно-Тамбейского месторождения на карте.

В ходе предварительных изысканий было проведено бурение пробных скважин и рассчитана примерная стоимость проекта. Предполагается, что добываемый газ будет отправляться на экспорт, уже подписан ряд контрактов на продажу 95% добываемой продукции.

Система переработки природного газа Южно-Тамбейского месторождения будет состоять из трех технологических линий общей производительностью 16,5 млн тонн сжиженного газа. Для перевозки ценного груза на экспорт строится несколько морских причалов, которые будут расположены на участке порта Сабетта. Но в настоящее время грузы, необходимые для строительства бытовой и производственной инфраструктуры, доставляются в основном автотранспортом по зимним дорогам – зимникам.

Владельцем лицензии на разработку газа Южно-Тамбейского месторождения является независимая компания «Новатэк», при участии иностранного капитала из Франции и Китая. Инвестиционные вложения в реализацию проекта составляют 27 млрд долларов.

Быстрому освоению Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения существенно мешают тяжелые климатические условия. Температура окружающей среды большую часть года может составлять до минус 50 градусов по Цельсию. Толщина льда в Обской губе и Карском море достигает двух метров, а реки иногда промерзают до дна. Поэтому навигация длится всего лишь три летних месяца – с июля по сентябрь, когда арктическое Карское море и Обская губа освобождаются ото льда.

Устойчивое наземное транспортное сообщение для разработки Южно-Тамбейского месторождения можно наладить лишь при наступлении сильных морозов, когда многочисленнее мелкие реки и озера покрываются толстым льдом. В летнее время перевозка грузов автотранспортом становится невозможной, поскольку подтаявшие дороги становится непроходимыми.

Строить постоянную наземную транспортную инфраструктуру для перевозки нефти оказалось нерентабельно, поскольку Южно-Тамбейское месторождение на карте находится вдалеке от развитых сетей транспортной газовой инфраструктуры, которые проходят по территории Западно-Сибирской низменности далеко к югу. Эту проблему предполагается решить с помощью постройки специальных танкеров-ледоколов, способных осуществлять перевозку газа Северным морским путем. Кроме того, для доставки остальных грузов в поселке Самбетта открылось авиасообщение.

Читать еще:  Болезни печени у кур — кокцидиоз, гистомоноз и другие

Тамбейское месторождение

Тамбейское месторождение на карте полуострова Ямал представляет собой в действительности группу, состоящую из шести отдельных месторождений. Тамбейское месторождение включает в себя следующие участки добычи нефти и газ на Ямале:

  • Северо-Тамбейское месторождение,
  • Западно-Тамбейское месторождение,
  • Тасийское месторождение,
  • Малыгинское месторождение,
  • Южно-Тамбейское месторождение,
  • Сядорское месторождение.

Тамбейское месторождение: история освоения

Лицензии на первые четыре участка Тамбейского месторождения принадлежат Группе компаний «Газпром», еще двумя владеет компания «Новатэк», принадлежащая Леониду Михельсону.

Месторождения Тамбейской группы, согласно карте, относятся к классу крупных и располагаются, в основном, в восточной части полуострова, на левом берегу Обской губы. В конце декабря 2016 года «Новатэк» пытался инициировать переговоры о продаже принадлежащих Газпрому четырех месторождений в обмен на акции собственного предприятия «Ямал СПГ», чтобы загрузить мощности перерабатывающего завода. Согласно плану, Газпром сможет приступить к освоению на Ямале Тамбейского месторождения не раньше, чем через несколько лет, поскольку у газового гиганта есть более приоритетные проекты в Восточной Сибири, связанные с прокладкой газопровода в Китай, строительством Турецкого потока и т. д.

В то же время «Новатэк» сможет освоить эти мощности намного раньше конкурента, с помощью французских и китайских партнеров.

Тем не менее, Газпром рассчитывает на Тамбейское месторождение, когда начнется ожидаемое падение добычи истощенных месторождений Ямала. Ранее партнеры уже вели переговоры о передаче этих месторождений в 2012 году и даже подписали меморандум о совместной разработке месторождений Тамбейской группы, но положения соглашения так и не были реализованы до окончания его срока действия.

Получение контроля над группой Тамбейских месторождений, расположенных поблизости от уже принадлежащих «Новатэку», позволило бы увеличить заводские мощности «Ямал СПГ», считает его владелец.

Уже в 2017 году планируется ввести в строй первую очередь завода по сжижению природного газа, которая будет обслуживать Тамбейское месторождение. Мощности предприятия позволят производить от 5 до 7,5 миллионов тонн СПГ. С вводом в эксплуатацию второй и третьей очереди «Ямал СПГ» сможет выпускать до 16,5 млн тонн жидких углеводородов.

Тамбейское месторождение на карте

В районе, где находятся участки группы Тамбейского месторождения, в основном уже построена необходимая промышленная инфраструктура. Сейчас «Новатэком» реализуется проект перевозки углеводородов в Европу, европейскую часть России, Северной и Южной Америки, страны Азиатско-Тихоокеанского региона Северным морским путем через порт Сабетта с помощью танкеров-ледоколов. Строительство порта в пос. Сабетта стартовало в середине 2012 года для обеспечения перевозки сырья из Южно-Тамбейского месторождения газа и газоконденсата, доказанные запасы газа на котором исчисляются цифрой свыше 1 триллиона кубометров газа, а газоконденсата — около 60 миллионов тонн.

Для нужд завода «Новатэк» построил собственный международный аэропорт, который может принимать самолеты разных типов, от ИЛ -76 до Boeing-767-200.

Объемы запасов на Ямале Тамбейского месторождения в его части, принадлежащей Газпрому, суммарно составляют 2,65 триллионов кубометров. Эти месторождения Газпром смог выкупить в 2008 году, избежав участия в конкурсе благодаря правительственному распоряжению. Общая сумма сделки при покупке на Ямале Тамбейского месторождения составила 10,44 млрд рублей.

Тамбейского месторождения: состав природного газа

По составу природного газа Тамбейского месторождения, то есть по его качеству, залежи месторождений на Ямале можно разделить на две группы:

  • сухие газы, которые содержатся в сеноман-аптских пластах и имеют низкое количество так называемых кислых газов, то есть газов, образующих вредно влияющие на оборудование кислоты (например, с большим содержанием серы,углекислого газа, меркапатана и т.д.),
  • жирный и конденсатный газы, которые обычно сосредоточены в глубоких неоком-юрских пластах и требуют предварительной обработки.

Состав природных газов Тамбейского месторождения еще недостаточно хорошо изучен, но по большей части это ценный легкий газ, который состоит из метана. В отличие от жирных и кислых газов, затраты на переработку метанового газа невысоки, что обеспечивает эффективность добычи и переработки газов Тамбейского месторождения.

Ямал

Бованенковская промышленная зона

Тамбейская промышленная зона

Южная промышленная зона

Система транспортировки углеводородов

Инфраструктура

Количество месторождений — 32.

Суммарные запасы и ресурсы всех месторождений полуострова Ямал: 26,5 трлн куб. м газа, 1,6 млрд тонн газового конденсата, 300 млн тонн нефти.

Видео о мегапроекте «Ямал», 3 минуты

Добыча на Ямале:

В 2017 году — 82,8 млрд куб. м газа.

В перспективе — до 360 млрд куб. м газа в год.

Структура мегапроекта

Бованенковская промышленная зона

Обладает основным добычным потенциалом и включает три месторождения — Бованенковское, Харасавэйское, Крузенштернское (лицензии принадлежат Группе «Газпром»). Валовая добыча здесь оценивается в 217 млрд куб. м газа и 4 млн тонн стабильного конденсата в год.

Тамбейская промышленная зона

Состоит из шести месторождений: Северо-Тамбейского, Западно-Тамбейского, Тасийского, Малыгинского (лицензии принадлежат Группе «Газпром»), Южно-Тамбейского и Сядорского.

Южная промышленная зона

Включает девять месторождений: Новопортовское (лицензия принадлежит Группе «Газпром»), Нурминское, Мало-Ямальское, Ростовцевское, Арктическое, Средне-Ямальское, Хамбатейское, Нейтинское, Каменномысское. Зона рассматривается как первоочередной объект для добычи нефти с максимальным годовым уровнем в 7 млн тонн.

Система транспортировки углеводородов

Для вывода газа с полуострова Ямал в Единую систему газоснабжения России создан газотранспортный коридор нового поколения от Бованенковского месторождения до Ухты. Круглогодичный вывоз нефти осуществляется через морской нефтеналивной терминал «Ворота Арктики».

Инфраструктура

Сформирована полноценная система промышленного и жизнеобеспечения: автомобильные дороги, электростанции, вахтовый поселок, промышленные базы, железная дорога «Обская — Бованенково — Карская» протяженностью 572 км, аэропорт.

Реализация проекта

Самым крупным ямальским месторождением по разведанным запасам газа является Бованенковское. Первоочередной объект освоения — сеноман-аптские залежи. В 2012 году на месторождении был введен в эксплуатацию первый газовый промысел (ГП-2) , в 2014 году — второй (ГП-1), в 2018 году — третий (ГП-3). Суммарная проектная производительность трех промыслов — 115 млрд куб. м газа в год. В перспективе с вводом в разработку неоком-юрских залежей проектная производительность Бованенковского месторождения увеличится до 140 млрд куб. м газа в год.

Газовый промысел Бованенковского месторождения

Скважина Бованенковского месторождения

В 2012 году введен в эксплуатацию магистральный газопровод «Бованенково — Ухта», в начале 2017 года — газопровод «Бованенково — Ухта — 2».

Схема газопроводов «Бованенково — Ухта» и «Бованенково — Ухта — 2»

В 2016 году введено в промышленную эксплуатацию Новопортовское нефтяное месторождение и морской нефтеналивной терминал «Ворота Арктики».

Президент России дал старт отгрузке первого танкера с нефтью через «Ворота Арктики», 6 минут (Россия 24)

Передовые технические решения

Преодолевая тяжелые природно-климатические условия Ямала, «Газпром» сделал полуостров плацдармом для применения высокоэффективных, безопасных, инновационных технологий и технических решений.

Мегапроект «Ямал» не имеет аналогов по уровню сложности. Углеводороды сосредоточены в труднодоступном районе с исключительно тяжелыми климатическими условиями. Полуостров характеризуется наличием вечной мерзлоты, продолжительным зимним периодом и низкими температурами (до −50 °C). В летний период 80% территории Ямала покрыто озерами, болотами и реками, что значительно ограничивает участки, где можно надежно располагать промышленные объекты. «Газпром» применил на полуострове высокоэффективные, безопасные, инновационные технологии и технические решения. Многие из них по заказу компании разрабатывались специально для Ямала ведущими российскими научными институтами и отечественными предприятиями.

Читать еще:  Каналопромывочные машины - эффективная коммунальная техника

Технологии добычи

На Бованенковском месторождении впервые в России используется единая производственная инфраструктура для добычи газа из сеноманских (глубина залегания 520–700 м) и апт-альбских (глубина залегания 1200–2000 м) залежей. Такой подход дает значительную экономию средств на обустройство, сокращает время строительства и повышает эффективность эксплуатации месторождения.

Разработка месторождения началась с нижних залежей газа, имеющих более высокое пластовое давление. По мере выравнивания давления вводятся в разработку залежи, расположенные выше. Низконапорная сеноманская залежь запускается в разработку в последнюю очередь для компенсации естественного снижения добычи газа из аптских отложений. Соответственно для разных залежей создаются раздельные группы добывающих скважин, которые поэтапно подключают к единой газосборной сети.

Сложные ландшафтные условия предопределили необходимость актуализации нормативной базы проектирования строительства скважин. Новые нормативы позволили сблизить устья скважин в кусте с 40 м до 15–20 м, минимизировать площади отвода и объемы инженерной подготовки территорий под кусты скважин, подъездные дороги и другие коммуникации и обеспечить при этом необходимый уровень промышленной безопасности.

На промыслах Бованенковского месторождения достигнут высокий уровень автоматизации технологических процессов с применением малолюдных технологий. В частности, впервые в «Газпроме» внедрены в эксплуатацию автоматизированные модули технологической обвязки скважин (МОС-2), предназначенные для контроля и управления фонтанными арматурами и обеспечения надежного режима работы скважин в условиях проявления гидратообразования.

Подготовка добытого газа к транспортировке осуществляется наиболее современным и экологически чистым методом низкотемпературной сепарации с применением отечественных турбодетандеров.

Технологии транспортировки

Ямальский газ транспортируется в Единую систему газоснабжения России по газопроводам нового поколения под давлением 11,8 Мпа (120 атм.). Достичь рекордного для сухопутных газопроводов давления удалось в первую очередь за счет использования разработанных по заказу «Газпрома» отечественных труб диаметром 1420 мм из стали марки К65 (Х80) с внутренним гладкостным покрытием.

Наиболее технически сложным участком при строительстве системы транспортировки газа стал подводный переход через Байдарацкую губу. Она отличается особыми природно-климатическими условиями: при незначительной глубине характеризуется частой штормовой погодой, сложными донными отложениями и промерзанием до дна в зимний период. Здесь использовались обетонированные трубы диаметром 1219 мм, рассчитанные на давление 11,8 Мпа. Прокладка газопровода в столь сложных природных условиях и с такими техническими параметрами стала первым подобным опытом строительства не только в России, но и в мировой практике.

Работа трубоукладочного судна MRTS Defender в Байдарацкой губе

Морской нефтеналивной терминал «Ворота Арктики», расположенный в акватории Обской губы, также является уникальным сооружением. Терминал рассчитан на работу в экстремальных условиях: температура в регионе опускается даже ниже −50 °C, толщина льда может превышать два метра. Он имеет двухуровневую систему защиты и отвечает самым жестким требованиям в области промышленной безопасности и охраны окружающей среды. Оборудование терминала полностью автоматизировано и надежно защищено от гидроударов. Специальная система позволяет мгновенно производить расстыковку терминала и танкера, сохраняя герметичность разъединяемых элементов. Технология «нулевого сброса» исключает попадание любых посторонних веществ в акваторию Обской губы, что крайне важно для сохранения экологии Арктики. Кроме того, подводный трубопровод, соединяющий терминал с прибрежным резервуарным парком, защищен дополнительной бетонной оболочкой.

Отгрузка ямальской нефти через морской терминал «Ворота Арктики»

Технологии при создании инфраструктуры

Надежную всепогодную связь полуострова Ямал с материком и круглогодичные грузопассажирские перевозки обеспечивает специально построенная «Газпромом» железная дорога «Обская — Бованенково — Карская» (572 км). Аналогов этой железной дороге с учетом климатических условий, в которых ей приходится функционировать, в мире нет.

Для сохранения несущей способности вечной мерзлоты строительство основных объектов осуществлялось только при отрицательных температурах. Насыпь железной дороги возводилась из влажного пылеватого песка, который под воздействием низких температур приобретает необходимую прочность. Для обеспечения устойчивости конструкции земляного полотна в летние месяцы разработана и применена послойная уникальная система термоизоляции (поверх замерзшего песка уложен пенополистерол, сооружены обоймы из геотекстиля).

Мостовой переход через пойму реки Юрибей стал самым сложным участком железной дороги. Он не имеет аналогов в практике мостостроения как по особенностям конструкции, так и по климатическим и геокриологическим условиям строительства и эксплуатации, и является самым длинным мостом в мире за Полярным кругом (протяженность 3,9 км).

Мост через реку Юрибей

Мост удалось возвести на грунте, практически не пригодном для строительства — это вечная мерзлота с вкраплениями криопегов (соле-пылевые растворы, находящиеся в толще вечной мерзлоты и не замерзающие даже при отрицательных температурах от −10 до −30 °C). Пролеты и фермы моста смонтированы на опорах из металлических труб диаметром от 1,2 до 2,4 метра, заполненных армированным бетоном. Опоры уходят в вечную мерзлоту на глубину от 20 до 40 метров. Благодаря современным технологиям и специальной заморозке (термостабилизации) опоры в буквальном смысле смерзаются со льдом (вечной мерзлотой), что обеспечивает мосту дополнительную устойчивость.

Строительство мостового перехода через реку Юрибей

Забота о природе

При строительстве объектов «Газпром» в первую очередь заботится о сохранении уникальной ямальской природы. Под технологические объекты отведена минимально возможная площадь, а парожидкостные термостабилизаторы и теплоизолированные трубы для скважин значительно снижают воздействие на вечную мерзлоту. Замкнутые системы водоснабжения исключают загрязнение водоемов и почвы. Проводится постоянный экологический мониторинг.

При строительстве газовых скважин реализована технологическая схема переработки отходов бурения методом отверждения с получением строительного материала. В основе технологии лежит способ капсулирования бурового шлама на специализированной установке смешивания. Строительный капсулированный материал применяется при обустройстве объектов Бованенковского месторождения, а именно для отсыпки кустовых площадок, формирования и поддержания обвалования откосов дорог.

Ямальские месторождения расположены на исконной территории проживания оленеводов-кочевников, поэтому «Газпром» ведет производственную деятельность, учитывая интересы жителей тундры. Компания уделяет большое внимание организации и проведению мероприятий, способствующих социально-экономическому развитию и сохранению традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера. В частности, определены места стоянок оленеводческих бригад и пути каслания оленей, где сооружены специальные переходы для оленей через инженерные коммуникации.

В летние месяцы оленьи стада стремятся на север

Реализуется программа по увеличению популяции северных промысловых рыб. В частности, в 2015 году в Обь и реки Обь-Иртышского бассейна было выпущено около 4 млн мальков муксуна и других видов рыб. В 2016–2018 годах запланирован выпуск еще 24 млн мальков муксуна.

Председатель Правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер: «Ни одна страна в мире не создавала ничего подобного в арктических широтах. Это беспрецедентный проект в истории мировой газовой промышленности. Создав принципиально новый центр газодобычи за Полярным кругом Россия на деле доказала, что в Арктике ей нет равных».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector