Исследовательские работы по экологии — важнейшие факторы, объединяющие мировую науку

Ключевые для населения Земли исследовательские работы по экологии, проводимые на межгосударственном уровне

Экология занимает особое место среди глобальных проблем современного мира, имеющих транснациональный и межгосударственный характер.

Вопрос взаимоотношений людей и природы всегда стоял остро, однако с наступлением третьего тысячелетия противоречия в цепочке «индивидуум – общество – окружающая природа» достигли максимума.

В последние несколько десятков лет на фоне взаимоотношений человечества и природы проводятся самые острые дискуссии ученых, общественности, мировых организаций и правительств разных стран.

Темы исследовательских работ по экологии связаны с теми проблемами, которые существуют в современной действительности, сюда вошли все виды загрязнения окружающей среды.

Загрязнение мирового океана

Существенный урон океану наносят:

  • Промывка трюмов танкеров, в результате чего в его воды ежегодно сбрасывается от 8 до 20 баррелей нефти. Эта цифра названа без учета аварий, которые случаются в ходе перевозки нефти морскими путями. Образующаяся нефтяная пленка перекрывает доступ кислорода в воду, служа причиной вымирания планктона и рыбы.
  • Тяжелые металлы, попадающие в воду. Наиболее вредными из них являются хром, свинец, ртуть, никель, кадмий и медь. Согласно статистическим данным, только в воды Северного моря каждый год сбрасывается около 50000 этих металлов.
    попадание сточных вод с высоким содержанием пестицидов – альдрина, дильдрина и эн-дрина, способных откладываться в тканях живых организмов.
  • Губительно действует на морских обитателей трибутилоловохлорид (ТБТ), который нашел широкое применение для покраски корабельных килей – в качестве защиты от обрастания поверхности водорослями и ракушками. Ученые доказали, что это вещество препятствует размножению одного из ракообразных – трубача.
  • В течение последних лет воды океана стали все чаще использоваться для размещения ракетно-ядерного оружия и для захоронения радиоактивных веществ, что также приводит к отрицательным последствиям.

Сегодня охрана океанических вод является одной из наиболее актуальных проблем всего человечества. В 1982 году в ходе Конференции ООН участники приняли Конвенцию по морскому праву, которая ввела ряд ограничений по использованию вод Мирового океана.

Таким образом, охрана его ресурсов и борьба с загрязнением приобрели особое значение.

Соединенные Штаты, Канада, Япония, Индия, Европа и другие государства ежегодно запускают спутники для сбора данных методом дистанционного зондирования.

Точность возможности разрешения таких приборов постоянно растут; кроме того, расширяется набор параметров, которые характеризуют состояние внешней среды, измеряемой из космоса. Америка и Европейское космическое агентство открывают все больше доступа к спутниковым данным; постоянно растет число специалистов, вовлеченных в разработку и реализацию новых международных проектов.

Глобальное потепление в Арктике

Проблема глобального потепления в Арктике наступает с катастрофической скоростью. Последствиями может стать исчезновение мест летнего обитания белых медведей и критическое повышение уровня моря на планете.

Такую оценку глобальных климатических изменений сделали члены международной группы климатологов. Предупреждение, сделанное учеными, может повлиять на США и ряд других стран с развитой промышленностью, заставив их уменьшить эмиссии от сжигания ископаемых видов топлива.

Отчет исследования, направленного на изучение последствий глобального потепления в Арктике, гласит:

  • Таяние ледников, которые содержат огромное количество пресной воды, может спровоцировать поднятие уровня моря за несколько сотен лет на 7 метров. В соответствии с расчетами специалистов, в нашем столетии, из-за превышения пороговой температуры в Арктике может произойти длительное таяние ледяного щита.
  • Арктические температуры растут вдвое быстрее, чем на остальных участках планеты. В течение последних 50 лет среднезимовая температура на Чукотке, в западной Канаде и на Аляске выросла на 3,5 ºС. В следующем столетии данный показатель может достигнуть 6,5 ºС.
  • Резко сокращается площадь паковых льдов, расположенных в Северном Ледовитом океане. За последние 30 лет их площадь стала меньше на 20 %; к концу этого столетия их площадь может сократиться еще на 10-50%. Существует мнение, что к 2040 году арктические паковые льды могут полностью исчезнуть.

Каждое из вышеперечисленных изменений может способствовать ускорению процесса потепления. Приток пресной воды в Атлантический океан может привести к изменению планетарных океанических течений, что, в свою очередь, нарушит климатические условия, метеорологические явления и концентрацию ресурсов рыб и прочих морских обитателей.

Это исследование проводилось в течение 4,5 лет; в роли заказчика выступил Арктический совет и международный Арктический комитет по науке. Членами совета являются высшие чиновники из Соединенных Штатов, Канады, Финляндии, Дании, Швеции, Норвегии, Исландии России и лидеры организаций коренных народов Арктического региона. В работе принимают участие 300 ученых из центров полярных исследований из разных государств мира.

Сейчас наблюдаются и прогнозируются изменения, касающиеся всех аспектов жизни населения Арктики – сельского хозяйства, структуры перевозок и жизненного уклада, а также местной фауны – например, многие редкие виды перелетных птиц могут лишиться мест размножения.

Проблема утилизации пищевых отходов

В последние десять лет внимание многих экономических секторов привлекает проблема минимизации и утилизации отходов. Однако, среди прочих отходов, именно пищевым внимания уделяется меньше, чем другим. В течение многих десятилетий огромные объемы урожая, собранного в ряде развивающихся стран, так и не становятся полезными продуктами питания.
Ситуация принимает все более серьезный оборот вследствие того, что эти страны оказывают минимальное содействие для решения проблемы утилизации пищевых отходов.

По данным, полученным в результате исследования, проведенного UNEP (программой ООН по вопросам окружающей среды), свыше 50 % всего объема производимых сегодня продуктов питания теряется, выбрасывается или тратится впустую вследствие не эффективной схемы пищевой цепочки в ресторанах и продовольственных магазинах.

Этот факт был подтвержден и другим исследованием, осуществленным по заказу NRA (национальной ассоциации ресторанов) – как оказалось, в ресторанах Британии 65% пищевых отходов выбрасывают во время приготовления пищи и всего лишь около 30 % остается на тарелках.

В 74 странах мира будут основаны объединения под названием «Вместе против отходов», членами которых станут группы специалистов отрасли, совместно работающие над решением вопроса о сокращении потерь в продовольственной сфере. Объединив потребителей и партнеров в стремлении минимизировать отходы, движение намерено разработать эффективные способы уменьшения потерь и утилизации отходов продуктов питания во всем мире.

Значение проведения международных исследований в области экологии

Задачи наблюдения за состоянием природы в масштабах планеты содержат много критериев. Одним из основных вопросов можно назвать определение максимально допустимого влияния населения на Землю, в частности, на ее биосферу.

В качестве примера современного проекта глобального мониторинга можно привести систему EOS в соединенных Штатах. Это долгосрочная программа, рассчитанная на 15 лет и имеющая научный характер. Работа проводится на основании данных, получаемых с трех спутников, которые обслуживаются орбитальной системой, с целью детального изучения состояния экологии планеты.

Исследования в школе

В нашей стране научно-исследовательские работы по экологии начинают проводить ещё в школе, приобщая таким образом детей к мировым проблемам. Начиная с младших классов для учащихся в школьную программу включены учебно-исследовательские работы.

Такая проектно-исследовательская деятельность учащихся помогает формировать экологическую культуру.

Многие темы школьники исследуют в полевых условиях, выезжая на природу. Таким образом учащиеся постигают знание экологических законов, осознают своё единение с природой, учатся организовывать деятельность в соответствие с экологическими проблемами, формируется новое мировоззрение.

Проводятся различные семинары и форумы школьников по экологии, организуется конкурсная деятельность, где рассматриваются инновационные и бизнес-проекты.

Научно-исследовательская работа по экологии на тему «Экологическое состояние нашей местности»

Разделы: Экология

Экологическая проблема – это очень важный этап в развитии человечества. Она определяет судьбу человеческого мира. Люди, покоряя природу, в значительной степени разрушали равновесие экологических систем. “Раньше природа страшила человека, а сейчас человек страшит природу” – сказал французский океанолог Жак Ив Кусто. В некоторых местах экология дошла до кризисного состояния.

Никто не может оставаться равнодушным к загрязнению окружающей среды. “Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо”, – говорит народная пословица.

Загрязнение окрестности, уменьшение природных ресурсов ставит перед человечеством большие задачи. Будущее нашей планеты зависит от чистоты экологии. Чтобы добиться всего этого необходимо, чтобы человек все сам осознал и сделал шаг по охране природы.

На нынешний день наша экологическая культура не на высоком уровне. Это говорит о том, что такие предметы как физика, информатика, астрономия, математика, химия уделяет мало внимание экологии. В Законе РФ “Охрана природы” имеется в виду, что экологические знания должны поступать непрерывно. Её цель улучшить экологическую культуру каждого человека.

Экологическая культура и школа стоят в тесной взаимосвязи. Перед нами стоит задача получить знания по экологии. Чтобы достичь успехов, нужно вести последовательную работу, используя настоящие факты.

Экология, как наука, не включена в школьную учебную программу. Поэтому экологические проблемы приходится изучать на факультативных занятиях.

На уроках географии и биологии мы обращаем внимание на проблемы взаимосвязи общества и природы, на методы развития урожайности сельской культуры и на изучение свойства адаптации живых организмов на экологические факторы.

В каждом учебном году в нашей школе проводится месяц экологии. Этот месяц посвящен охране птиц, анализу экологического состояния и озеленению окружающей среды.

Исходя из всего изложенного выше, мы составили проект нашей деревни. Перед собой поставили задачу – улучшить экологическое состояние территории нашей деревни.

Экологическое состояние деревни

Экология – это наука, которая изучает взаимосвязь между живыми организмами и окружающей среды. Если заметить, что промышленность с каждым днем растет, то для сельской местности это оборачивается большим употреблением ядовитых препаратов и удобрений, увеличением количества транспорта. Всё это серьёзно влияет на живой мир. Вопреки этому уменьшаются природные богатства, исчезают многие виды животных и растений. С каждым днём всё больше и больше загрязняется воздух, вода, окружающая среда. Поэтому перед каждым человеком стоит задача: изменить экологическую ситуацию в своём населенном пункте.

Мы, учащиеся Село Чуринской средней школы, несколько лет ведём эффективную работу по охране природы: изучаем экологию вокруг нашей школьной территории, нашей деревни, делаем выводы по проделанной работе, стараемся улучшить окружающую нас среду в лучшую сторону.

В этом году в данной работе участвовали ученики 6-9 классов, т.е. 36 человек. Чтобы итог нашей работы был точным, исследование проводилось с 7 часов утра до 9 вечера. Она велась в месяце феврале и марте. Было взято учет количества деревьев на территории с. Село Чура. Недалеко от села проходит трасса Кукмор – Казань. Учащиеся исследовали, на каком расстоянии находятся жилые дома от трассы и какие машины обычно проезжают. Было рассмотрено расстояние между жилыми домами и животноводческими фермами, машинно-тракторным парком, заправочной станцией, складами, где хранятся ядовитые химикаты, скотным кладбищем, свалками и др. Обратили внимание на то, какие отбросы были на свалках. Кроме этого исследовали загрязнение снега, питьевой воды.

Исследовав, сделали вывод: автомобильная трасса Кукмор – Казань проходит на Ю-ЮВ в 70 метрах от с. Село Чура. В зимние месяцы проходят примерно 16 грузовых и 19 легковых автомобилей в час, а в весенние дни это количество увеличивается до 23 грузовых и 24 легковых автомобилей. По теории 1 легковой автомобиль выбрасывает 1 кг дыма в сутки (41,6 г в час). В составе дыма имеется 30 г угарного газа, 6 г азотного оксида, серы, свинцовой примеси. А грузовые же машины выбрасывают в 3 раза больше ядовитых веществ. Исходя из этих данных, мы вычислили, сколько пыли выбрасывают машины, которые проезжают по нашей трассе. Итак, легковые и грузовые машины в час выбрасывают 3868,8 г дыма, отсюда 2790 г угарного газа, 558 г азотного оксида, и др. вещества, которые ядовиты для нашего организма. Если иметь в виду, что в сутках 24 часа, в году 365 суток, то не трудно представить, сколько ядовитых веществ выбрасывается в воздух. А мы все дышим этот воздух. Так же надо добавить, что 1 автомобиль, который проедет 1000 км, употребит тот воздух, которым бы 1 человек дышал целый год. Нужно иметь в виду, что 1 машина в год выпускает 5–8 кг резиновой пыли.

Читать еще:  Что делать, если просели кольца в сливной яме

Растения очень быстро распознают уровень загрязнения атмосферы. Например: хвойные деревья – очень хорошие биоиндикаторы. На одном из уроков мы проследили за елями, которые растут вблизи нашего села и заметили, что на деревьях имеются коричневые пятна – плесень. Это говорит о том, что в атмосфере имеется большое количество серного диоксида. И действительно, рядом с этими елями расположены 3 кочегарки и автотрасса. Значит, каждый час из котельной выбрасывается в воздух газ, который богат серным диоксидам, ещё к этому добавляется дым автомобиля. Но не только они загрязняют нашу окружающую среду. В 150 м от жилых домов к Ю-ЮВ расположен машинно-тракторный парк и заправочная станция. Мы исследовали здешние места и определили, насколько загрязнена поверхность снега. Проверили состав снега, взяв снег из парка, центральной улицы, пришкольного участка. Растопив снег, проверили кислотность. В итоге оказалось, что в нем имеются кислотные ионы, но их больше всех оказалось в машинно-тракторном парке.

В 90 м к Ю-ЮВ расположены фермы, в 450 м к С-ЮЗ – химические склады (аммиак), в 700 м к С-ЮВ – скотное кладбище, в 1000 м к Ю и в 50 м к С-ЮЗ две свалки ( , ), в добавок такие же свалки для мусора имеются и в деревне в 3 местах. Среди мусора имеются железо, стекло, полиэтилен, бумага и др. А ведь бумага – 2, склянки – 90, полиэтилен – 200, стекло – 1000 лет не распадаются.

Хорошо, что посажены разные деревья и посадки вокруг деревни. На границе села к С-ЮЗ в 1000 м имеются хвойные деревья – сосны, к С-ЮЗ в 700 м находится березовая роща, к С-СЗ в 500 м растут сосны, к Ю-ЮЗ в 500 м березовая роща, на ЮЗ в 800 м – сосны. Вдоль трассы Кукмор-Казань посажены деревья, которые оберегают нас от выхлопных газов. Помимо всех этих деревьев имеются и кустарники. На территории с. Село Чура всего имеются 4595 деревьев и кустарников. По статистике вяз поглощает 23 кг пыли за одно лето. В итоге деревья и кустарники, растущие вдоль деревни, за лето поглощают 74,1 т пыли. Но их все равно не хватает.

Мы так же проверили через микроскоп чистоту и жесткость воды. Вода, которая была взята из колодца и колонки оказалась чистой, а в воде, которую взяли из артезианского колодца текущую в комплекс крупнороготых скотов имеются очень маленькие микроорганизмы. По жесткости вода из колонки – средняя, из колодца – мягкая, а из артезианского колодца – жесткая, т.к. там имеются много анионов и катионов. Прокипятили воду. В воде, взятой из колодца, соль растаяла, а в других источниках она до конца не растворилась. Отсюда вывод, вода – жесткая.

Осенью был проведен опыт с родниковой водой. Мы проверили температуру, вкус, сероводород и железо, жесткость родниковой воды. Выводы оказались следующие: температура воды +1 0 С, прозрачная, несоленая, в составе воды имеются железо, а сероводорода нет, жесткость низкая, объем воды 1,3 л/сек. (Приложение 1)

Заключение

Экологическая проблема с каждым годом обостряется. Воздух, которым мы дышим, вода, которую мы пьём, почва с каждым днем все больше и больше загрязняются. По нашим исследованиям видно, что транспорт загрязняет воздух, количество родников и колодцев с каждым годом становится меньше, а количество свалок наоборот увеличивается. Сельскохозяйственные автомобили и фермы загрязняют воду. Для этого нам необходимо на территории деревни и за ее пределами проводить субботники, очищать все вокруг от мусора, уменьшить количество свалок и посадить деревья для озеленения.

Растения нас оберегают от разных грязных ядовитых газов. Поэтому мы должны озеленять окружающую нас территорию. По просьбе работников лесничества каждый год учащиеся нашей школы 10–15 га площади высаживают саженцы деревья. В прошлом году мы посадили около 20 га площади деревьев. На территории леса выживают 95–99% посаженных молодых саженцев, а в посадках вдоль дорог 85–90%.

Невозможно достичь охраны природы только одними силами учащихся. Поэтому мы стараемся, чтобы каждый человек нашей деревни принимал в этом активное участие. Все вместе мы должны уберечь нашу планету от экологической катастрофы.

Исследовательские работы по экологии — важнейшие факторы, объединяющие мировую науку

Основные для населения Земли исследовательские работы по экологии, проводимые на межгосударственном уровне

Экология особенное занимает место среди мировых проблем нынешнего мира, имеющих транснациональный и межправительственный характер.

Вопрос взаимоотношений людей и природы всегда стоял остро, впрочем с приходом 3-го тысячелетия противоречия в цепочке «индивидуум – общество – находящаяся вокруг природа» достигли предела.

В последние не один десяток лет на фоне взаимоотношений человечества и природы проводятся самые острые споры ученых, общественности, мировых организаций и кабинетов министров различных стран.

Темы исследовательских работ по экологии связаны с теми проблемами, которые есть в сегодняшней реальности, сюда вошли все разновидности загрязнения внешней среды.

Засорение мирового океана

Значительный урон океану наносят:

  • Промывание трюмов танкеров, благодаря чему в его воды каждый год сбрасывается от 8 до 20 баррелей нефти. Данная цифра названа без учета аварий, которые случаются в ходе перевозки нефти морскими путями. Образующаяся нефтяная пленка закрывает доступ кислорода в воду, служа основой вымирания планктона и рыбы.
  • Тяжелые металлы, попадающие в воду. Наиболее вредными из них являются хром, свинец, ртуть, никель, кадмий и медь. Согласно данным статистики, только в воды Северного моря ежегодно сбрасывается около 50000 данных металлов.
    попадание канализационных вод с большим содержанием пестицидов – альдрина, дильдрина и эн-дрина, способных откладываться в тканях живых организмов.
  • Смнртельно действует на обитателей моря трибутилоловохлорид (ТБТ), который отыскал большое применение для окраски корабельных килей – в качестве защиты от обрастания поверхности водорослями и ракушками. Ученые подтвердили, что это вещество мешает размножению одного из ракообразных – трубача.
  • В течение последнего времени океанские воды стали очень часто применяться для расположения ракетно-ядерного оружия и для захоронения радиоактивных веществ, что тоже приводит к негативным последствиям.

Сегодня охрана океанических вод считается одной из более актуальных проблем всего человечества. В первой половине 80-ых годов двадцатого века в ходе Конференции ООН участники приняли Конвенцию по морскому праву, которая ввела ряд ограничений по применению вод Мирового океана.

Аналогичным образом, охрана его ресурсов и борьба с загрязнением приобрели важное значение.

Соединенные Штаты, Канада, Япония, Индия, Европа и остальные государства каждый год запускают спутники для сбора данных методом дистанционного зондирования.

Точность возможности разрешения подобного рода устройств регулярно становятся больше; более того, становится шире набор показателей, которые определяют состояние окружающей среды, измеряемой из космоса. Америка и Космическое агентство ЕС открывают все больше доступа к спутниковым данным; регулярно возрастает число мастеров, вовлеченных в разработку и реализацию новых международных проектов.

Массовое потепление в Арктике

Проблема глобального потепления в Арктике приходит с катастрофической скоростью. Результатами может стать пропадание мест летнего проживания белых медведей и критическое увеличение морского уровня на земле.

Такую оценку глобальных изменений климата выполнили члены мировой группы климатологов. Предупреждение, сделанное учеными, может оказать влияние на Соединённых Штатов и ряд других государств с развитой промышленностью, заставив их сделать меньше эмиссии от сжигания ископаемых видов топлива.

Отчет исследования, направленного на изучение последствий глобального потепления в Арктике, говорит:

  • Таяние ледников, которые содержат большое количество воды для питья, провоцирует поднятие морского уровня за пару сотен лет на 7 метров. В согласии с расчетами мастеров, в нашем веке, из-за увеличения пороговой температуры в Арктике может случиться долгое таяние ледяного щита.
  • Арктические температуры растут вдвое быстрее, чем на других участках планеты. В течение заключительных 50 лет среднезимовая температура на Чукотке, в западной Канаде и на Аляске увеличилась на 3,5 ?С. В следующем веке этот показатель может достичь 6,5 ?С.
  • Резко уменьшается площадь паковых льдов, размещенных в Северном Ледовитом океане. За последние 30 лет их площадь стала меньше на 20 %; к концу нынешнего века их площадь может уменьшиться еще на 10-50%. Есть мнение, что к 2040 году арктические паковые льды могут полностью исчезнуть.

Каждое из перечисленных выше изменений может помогать ускорению процесса потепления. Приток воды для питья в Атлантический океан может привести к изменению планетарных течений океана, что, со своей стороны, нарушит условия климата, метеорологические явления и концентрацию ресурсов рыб и других обитателей моря.

Это изыскание проводилось в течение 4,5 лет; в роли заказчика выступил Арктический совет и интернациональный Арктический комитет по науке. Членами совета являются высшие должностные лица из Скреплённых Штатов, Канады, Финляндии, Дании, Швеции, Норвегии, Исландии России и лидеры организаций коренных народов Арктического региона. В работе принимают участие 300 ученых из центров полярных исследований из различных государств мира.

В настоящий момент наблюдаются и прогнозируются изменения, касающиеся всех нюансов жизни населения Арктики – фермерского хозяйства, структуры перевозок и уклада жизни, а еще местной фауны – к примеру, многие редкие виды перелетных птиц могут лишиться мест размножения.

Проблема утилизации отходов пищи

В последние десять лет внимание многих экономических секторов заманивает проблема минимизации и утилизации отходов. Однако, среди других отходов, собственно пищевым внимания уделяют меньше, чем иным. На протяжении многих лет очень большие объемы урожая, собранного во многих развивающихся стран, так и не становятся полезными продуктами питания.
Ситуация принимает все более серьезный оборот вследствие того, что данные государства оказывают небольшое содействие с целью решения проблемы утилизации отходов пищи.

По данным, полученным в результате исследования, проведенного UNEP (программой ООН по вопросам внешней среды), более 50 % всего объема производимых сегодня пищевых продуктов теряется, выбрасывается или тратится коту под хвост вследствие не эффектной схемы пищевой цепочки в ресторациях и продмагах.

Читать еще:  Как правильно утилизировать пищевые отходы

Данный факт был подтверждён и иным исследованием, осуществленным по заказу NRA (национальной ассоциации ресторанов) – как оказалось, в ресторациях Британии 65% отходов пищи выбрасывают во время готовки пищи и только лишь около 30 % остается на тарелках.

В 74 государствах мира будут построены объединения с названием «Вместе против отходов», членами которых станут группы мастеров отрасли, вместе работающие над решением проблемы о сокращении потерь в продуктовой сфере. Соединив потребителей и партнеров в желании уменьшить отходы, движение намерено создать прекрасные способы уменьшения потерь и утилизации отходов пищевых продуктов во всем мире.

Значение проведения международных исследований в области экологии

Задачи наблюдения за состоянием природы в масштабах планеты содержат много показателей. Одним из главных вопросов можно назвать обозначение максимально возможного воздействия населения на Землю, например, на ее биосферу.

Как пример современного проекта глобального мониторинга можно привести систему EOS в скреплённых Штатах. Это долговременная программа, которая рассчитана на 15 лет и имеющая научный характер. Работа проходит на основании данных, приобретаемых с 3-х спутников, которые обслуживаются орбитальной системой, с целью подробного изучения состояния экологии планеты.

Исследования в школе

У нас в государстве научно-исследовательские работы по экологии начинают проводить ещё в школе, приобщая аналогичным образом детей к глобальным проблемам. Начав с младших классов для учащихся в школьную программу включены учебно-исследовательские работы.

Такая проектно-исследовательская деятельность учащихся помогает формировать экологическую культуру.

Многие темы учащиеся начальной школы обсследуют в полевых условиях, выезжая на природу. Аналогичным образом учащиеся постигают знание экологичных законов, осознают своё единство с природой, учатся организовывать деятельность в соответствии с экологическими проблемами, сформировывается новое мировоззрение.

Проводятся разные семинары и форумы учащихся начальной школы по экологии, организуется конкурсная деятельность, где рассматриваются инновационные и бизнес-проекты.

Какова роль экологии в жизни современного человека

Н а сегодняшний день трудно переоценить важность и роль экологии как в жизни целого общества, так и отдельно в жизни каждого человека. Так и состояние планеты зависит как от коммерческих компаний, вырабатывающих тонны отходов каждый год, так и от отдельного индивида, пользующегося благами цивилизации.

На протяжении всей известной истории человечество развивалось и вместе с ним развивались его понятия об окружающем мире. Очень рано люди поняли, что природными дарами нужно пользоваться разумно, не разрушая естественный баланс между человеком и планетой.

Подтверждением этого являются наскальные рисунки, говорящие об интересе человека к окружающей среде.

Из более поздних данных известно, что охрана природы активно практиковалась в Древней Греции, где жители оберегали красоту естественных лесов.

От древних греков пошло в Рим, а дальше в эпоху Возрождения, когда началось становление «современной» экологии как научной дисциплины.

Сейчас экология трактуется как наука, изучающая взаимодействие живых организмов друг с другом, а также с окружающей средой.

Любой организм, живущий на планете, поддаётся влиянию множества факторов: благоприятных и неблагоприятных. Все эти факторы условно можно разделить на две группы: биотические и абиотические. К биотическим можно отнести те, которые исходят от живой природы; к абиотическим — те, что несёт неживая природа. Например, орхидея, растущая на коре дерева, — это пример симбиоза, то есть биотического фактора, а вот направление ветра и погодные условия, влияющие на эти два организма, — это уже абиотический фактор. Всё это создаёт условия для естественной эволюции живых организмов планеты.

Но тут появляется ещё один немаловажный аспект, значительно влияющий на состояние окружающей среды — это антропогенный фактор, или человеческий фактор. Вырубка лесов, поворот рек в другое русло, добыча и разработка полезных ископаемых, выброс различных токсинов и других отходов — всё это влияет на ту среду, где такие воздействия производятся. В результате биотические и абиотические факторы на этой территории подвергаются изменениям, а некоторые из них и вовсе исчезают.

Для того чтобы регулировать изменения окружающей среды, учёные вывели основные задачи, которые должна решать экология, а именно: разработка законов разумного использования природных ресурсов, опираясь на общие принципы организации жизни, а также своевременное решение экологических проблем.

Для этого ученые–экологи выделили четыре основных закона:

  1. всё связано со всем;
  2. ничто не исчезает в никуда;
  3. природа лучше знает;
  4. ничто не даётся просто так.

Казалось бы, соблюдение всех этих правил должно было бы привести к разумному и гармоничному использованию природных даров, но, к сожалению, мы наблюдаем иную тенденцию развития этой сферы.

Почему так происходит? Почему роль экологии в жизни многих людей всё ещё остаётся на втором плане? Любая внешняя проблема — это лишь отражение человеческого сознания. Большинство даже не подозревает о том, что скрывается за результатом их ежедневной жизнедеятельности.

Аспекты природы, затрагиваемые антропогенным фактором

Резкое повышение потребительского образа жизни привело к неразумному использованию природных ресурсов. Бурное развитие научно–технического прогресса, масштабный рост сельскохозяйственной деятельности человека — всё это усугубило отрицательное воздействие на природу, что привело к серьёзному нарушению экологической ситуации на всей планете. Рассмотрим основные природные аспекты, наиболее подверженные экологическому кризису.

Когда-то на Земле была другая атмосфера, затем произошло так, что на планете появился кислород, а вслед за ним образовались аэробные организмы, то есть те, которые питаются этим газом.

Абсолютно все аэробные существа зависят от кислорода, то есть от воздуха, и от его качества зависит наша жизнедеятельность. Всем известно ещё со школы, что кислород вырабатывают растения, поэтому, учитывая современную тенденцию вырубки лесов и активный прирост населения людей, не трудно догадаться к чему ведёт уничтожение фауны. Но это лишь один из аспектов, влияющих на состояние атмосферы нашей планеты. В реальности всё сложнее, особенно в крупно населённых городах, где по медицинским нормам концентрация токсичных веществ превышается в десятки раз.

Следующий не менее важный аспект нашей жизни — это вода. Человеческий организм состоит на 60–80 % из воды. 2/3 всей земной поверхности состоит из воды. Океаны, моря, реки постоянно загрязняются человеком. Ежедневно мы «убиваем» мировой океан добычей нефти на морских промыслах. Нефтяные пятна угрожают жизни морских обитателей. Не говоря уже о мусорных островах, непрерывно дрейфующих по поверхности океанов и морей.

Пресная вода наиболее уязвима перед лицом невежества человека. Сточные воды, различные токсины типа: ртути, свинца, пестицидов, мышьяка и многих других «тяжёлых» химикатов ежедневно отравляют реки и озёра.

Главный фундамент жизни на земле — это почва. Известно, что для того, чтобы Земля смогла создать один сантиметр чернозёма, ей потребуется около 300 лет. Нынче же один сантиметр такой плодородной почвы, в среднем, погибает за три года.

Совокупность всех экологических проблем приводит к ухудшению климата. Климат можно сравнить со здоровьем планеты. Когда отдельные «органы» Земли страдают, то это имеет непосредственное влияние на климат. Уже много лет мы наблюдаем различные аномалии в связи с изменением климата, причинами которых является антропогенный фактор. Вмешательство человека в деятельность природы привело к резкому потеплению или похолоданию в определённых зонах, к повышению уровня океана из-за стремительного таяния ледников, к ненормальному количеству осадков или к их отсутствию, а также к сильным природным катаклизмам и многому другому.

Главное — это не заострение внимания на списке проблем, а само осмысление причин их возникновения, а также концентрация на эффективных способах и методах их решения.

Сферы нашей жизни, затрагиваемые экологией

Какова же роль экологии в жизни человека? Что касается абсолютно каждого, с чем все мы имеем дело каждый день, каждую секунду нашей жизни; без чего жизнь, такая, как она есть сейчас, не могла бы существовать?

Здоровье как конструктор, от отдельных частей которого зависит его состояние в целом. Таких факторов множество, основные из них известны всем — это образ жизни, питание, деятельность человека, окружающие его люди, а также среда, где он обитает. Экология и здоровье человека плотно взаимосвязаны. Если с одной стороны идут нарушения, то другая реагирует соответствующе.

Человек, живущий в городе, рискует заболеть каким-либо серьёзным заболеванием во много раз больше, чем человек, живущий в пригороде.

Когда человек питается неправильно, у него нарушается обмен веществ, что в свою очередь приводит к более серьёзным проблемам со здоровьем. Стоит помнить, что эти нарушения могут также отразиться и на будущих поколениях.

Главная проблема для здоровья человека — это химические вещества, минеральные удобрения, пестициды, которыми обрабатываются сельскохозяйственные поля, а также использование добавок и красителей с целью улучшения внешнего вида продуктов, консервантов для увеличения срока хранения продуктов и многое другое.

Известны случаи добавления соединений тяжёлых металлов и других неблагоприятных для организма человека элементов, таких как ртуть, мышьяк, свинец, кадмий, марганец, олово и другие.

В кормах птицы и крупного рогатого скота присутствует немало токсинов, способных вызывать рак, сбой метаболизма, слепоту и другие серьёзные заболевания.

Чтобы обезопасить себя и своих близких, необходимо внимательно относиться к продуктам, которые вы покупаете. Изучайте состав и символы, нанесённые на упаковку. Не поддерживайте производителей, которым безразлична ваша судьба и состояние нашей планеты. Особое внимание уделяйте Е-добавкам с трёхзначными цифрами, значение которых с лёгкостью можно найти в интернете и тем самым прожить более долгую и счастливую жизнь.

Жизнедеятельность и настроение

Состояние здоровья и качество питания — определяющие факторы активности и жизнеспособности человека. Как мы видим, все эти факторы можно связать с состоянием экологии на нашей планете, от которого мы напрямую зависим. Ведя здравый образ жизни, занимаясь йогой и самопознанием, просто невозможно быть безразличным к окружающей среде. Когда мы находимся на природе, дышим свежим воздухом, едим чистые, выращенные своими руками продукты — наша жизнь меняет своё качество. Состояние ума также трансформируется, от чего гармонизируется настроение и отношение к жизни в целом.

Всё в этом мире закономерно; всё, что мы делаем, так или иначе, возвращается к нам, сразу или потом — не имеет значения. Если мы будем заботиться о себе и о мире, где сейчас живём, экономить ресурсы, думая о природе, жить по совести, тогда и экологическая обстановка на планете улучшится — и нам не придётся расплачиваться за собственное безрассудство и невнимательность.

Живите осознанно, питайтесь здраво — только натуральными продуктами, — заботьтесь об утилизации и переработке отходов, пользуйтесь самым необходимым — тогда ваша жизнь и жизнь всей нашей планеты улучшится! Великое начинается с малого!

Исследовательская работа по экологии «Проблемы утилизации бытовых отходов»

В последнее время в мире экологическим проблемам стало уделяться значительно большее внимание, чем раньше. Данный материал представляет собой научно-исследовательскую работу по экологии, выполненную ученицей 8 класса. Целью данной работы является изучение проблемы твердых бытовых отходов; выявление структуры отходов; рассмотрение возможных вариантов уменьшения отходов на бытовом уровне.

Читать еще:  Из чего лучше сделать пол в курятнике и как его правильно уложить?

Слет научных обществ

учащихся образовательных учреждений

города Нижневартовска 2010

Секция 7. Биология и биотехнология. Почвоведение и проблемы биосферы.

Системная биология и биотехнология. Биосфера и проблемы Земли.

Исследовательская работа по экологии

«Проблемы утилизации бытовых отходов»

Автор: Емелина Екатерина Александровна,

ученица 8 А класса муниципальной общеобразовательной средней школы №14

Руководитель: Рубаник Анна Иосифовна,

учитель биологии муниципальной общеобразовательной средней школы №14

2010 год

Исследовательская работа по экологии «Проблемы утилизации бытовых отходов»

Емелина Екатерина Александровна

Российская Федерация, Тюменская область, Ханты – Мансийский округ – Югра, город Нижневартовск, муниципальная общеобразовательная средняя школа №14, 8А класс

Текст работы

1. Основная часть

1.1. Современное состояние проблемы

1.2. Утилизация бытовых отходов

2. Результаты исследования, выводы и предложения

Введение

В последнее время в мире экологическим проблемам стало уделяться значительно большее внимание, чем раньше. В среднем каждый человек в мире за день образует около 1 кг бытовых отходов, однако в год это составляет сотни миллионов тонн, причем в США, например, это количество, увеличивается на 10 % каждые 10 лет. Для уборки такого количества мусора требуется 63 тысячи мусоровозов. В России в 1991 году образовывалось значительно меньше отходов на душу населения, чем в Америке, однако в связи с экспансией западного образа жизни, включающего в себя одноразовые бесплатные пакеты, одноразовую посуду, одноразовые алюминиевые банки из-под пива и других прохладительных напитков, мы их быстро догоняем. И если в некоторых странах существует система раздельного сбора и переработки отдельных компонентов мусора, то у нас пока все одноразовые упаковки и другие “блага” цивилизации пополняют растущие, как грибы, свалки.

В процессе развития человеческой цивилизации абсолютное количество твердых бытовых отходов неуклонно возрастало. Это связано с ростом населения, с чрезмерной концентрацией его в городах и изменением образа жизни людей [1]. Тема для проекта была выбрана неслучайно, она актуальна не только для крупных городов (для городов с большой численностью населения), но и для таких небольших, как город Нижневартовск.

Гипотеза, положенная в основу нашей работы, звучит так: «Если из-за использования одноразовой упаковки количество производимого мусора растет, то возникает необходимость сортировки и вторичной переработки для снижения количества мусора».

Цель нашего проекта — разработать возможные варианты уменьшения отходов на бытовом уровне.

Исходя из цели проекта, мы поставили следующие задачи:

1) Изучить литературу по проблеме бытовых отходов;

2) Исследовать и описать мусор, накопленный в мусорной корзине одной семьёй;

3) Произвести расчеты количества мусора на семью, на одного человека за неделю, за месяц, за год;

4) Выявить пункты приема и переработки вторичного сырья в городе;

5) Предложить варианты уменьшения бытовых отходов: разработать буклет для жителей, призывающий использовать правила утилизации в быту.

1. Основная часть

1.1. Современное состояние проблемы

Поверхность земли испытывает самую значительную по массе и очень опасную антропогенную нагрузку. Если в атмосферу выбрасывается менее 1 млрд. т вредных веществ (без СО2), а в гидросферу – около 15 млрд. т загрязнителей, то на землю попадает ежегодно примерно 85 млрд. т антропогенных отходов. По некоторым оценкам, их общий объём к концу 90-х годов превысил 1500 куб. км, что соответствует объёму 600 тыс. пирамид Хеопса. Если даже преобладающая часть этого объёма химически инертна, то для того чтобы его разместить на земле, человек уничтожает природные экосистемы на значительной площади.

В Российской Федерации ежегодно образуется около 7 млрд. т. промышленных отходов. На территории страны в отвалах, свалках, полигонах, хранилищах накоплено порядка 80 млрд. т. твёрдых отходов, в том числе более 1.1 млрд. т. токсичных промышленных отходов. Их количество ежегодно возрастает примерно на 120 млн. т. Главные техногенные загрязнители земли – это тяжёлые металлы, пестициды, нефтепродукты и их высокотоксичные производные [2; 95] .

Бытовые отходы, образующиеся в бытовых условиях, обычно твердые, состоящие из твердых веществ (пластмасса, бумага, стекло, кожа и др.) и пищевых отбросов. Но они могут быть и жидкими, представленными сточными водами бытового назначения [3; 137].

Одна из серьёзных экологических проблем – твёрдые бытовые отходы (ТБО). В каждом доме образуется огромное количество ненужных материалов и изделий, начиная со старых газет, пустых консервных банок, бутылок, пищевых отходов, обёрточной бумаги и кончая изношенной одеждой, разбитой посудой и вышедшей из строя бытовой техникой. По данным на 1994 год, на каждого из 6 млрд. жителей нашей планеты приходится в среднем около 1 т мусора в год. Его количество ежегодно возрастает примерно на 120 млн. т. В городах и крупных посёлках Российской Федерации каждый год образуется 140 млн. куб. м ТБО, т. е. почти по кубометру на каждого жителя [2; 96] .

Основную массу ТБО составляют пищевые отходы и бумага, что видно из приведенных данных.

Ориентировочный морфологический состав ТБО городов России.

Компонент Содержание, % массы

Пищевые отходы 33 – 43

Кожа, резина 2 – 4

Пластмасса 2 – 5

Для разных городов и регионов России состав ТБО изменяется в широких пределах. Кроме того, в каждом городе состав ТБО зависит даже от дней недели и сезона года. Например, содержание пищевых отходов весной составляет 20 – 25 %, а осенью 40 – 50 % , что связано с большим потреблением овощей и фруктов. Наметилась тенденция к увеличению содержания бумаги, полимерных материалов [4; 123] .

Есть несколько причин увеличения количества мусора:

1. Увеличение производства товаров массового потребления одноразового использования;

2. Увеличение количества упаковки;

3. Повышение уровня жизни, позволяющего пригодные к использованию вещи заменять новыми.

В целом по стране промышленным методом (на мусоросжигательных заводах) перерабатывается только до 5% ТБО, остальное идёт в захоронения. Причём более 70% отходов вывозится на несанкционированные свалки, занимающие порядка 250 тыс. га. земли. Мусор, несмотря на запреты, сваливают в совершенно не предназначенных для этого местах [2; 98].

Особенность современных отходов – трудность их биохимического распада. Количество и разнообразие отходов стали так велики, что проблема их хранения и утилизации с каждым годом становится всё актуальнее для любой страны мира.

1.2. Утилизация бытовых отходов

Бытовые отходы представлены различными видами органических и неорганических соединений, естественного или искусственного происхождения. В зависимости от вида бытовых отходов различаются и способы их утилизации и переработки. Наиболее распространенными способами переработки бытовых отходов на сегодняшний день, являются следующие способы. Самым распространенным на сегодняшний день и один из самых старых – это способ, при котором производиться сбор и захоронение твердых бытовых отходов на специально предназначенных для этого полигонах.

К сожалению, сегодня в России очень часто бытовые отходы утилизируются на полигонах без предварительной подготовки местности. Сами бытовые отходы практически не сортируются, да и выбор места для будущих полигонов, зачастую производится практически стихийно. К тому же еще одним негативным фактором является увеличение числа стихийных полигонов, а так же не санкционированных захоронений, опасных твердых бытовых отходов. Важно, чтобы все эти проблемы решались на государственном уровне.

Таким способом утилизируется до 50-55% всех бытовых отходов по всему миру, данный показатель разнится в разных странах.

Следующим способом, немного уступающим первому способу по распространенности, но намного превосходящий его по экономическим и экологическим положительным характеристикам, является повторное использование твердых бытовых отходов, то есть вторичная переработка материала с целью получения сырья. Сегодня вторичной переработки может подвергаться довольно большая группа бытовых отходов. Основными ее представителями являются макулатура, и картонно-бумажные бытовые отходы. После нескольких видов сортировки, дополнительного измельчения происходит специальный технологический процесс, направленный на получение нормальной бумаги и картона из бытовых отходов. Применение этого производства позволяет значительно уменьшить количество вырубаемых для целлюлозной промышленности деревьев. Все это благотворн6о действует на окружающую среду, а так же удешевляет стоимость конечной продукции. Другим видом бытовых отходов, являются алюминиевые банки. Благодаря тому, что их собирают в специальных контейнерах, а затем спрессовывают, облегчается их дальнейшая переработка, что уменьшает количество добываемой алюминиевой руды, и уменьшает стоимость конечного продукта, то есть других алюминиевых банок. В связи со значительным увеличением количества различных пластиковых отходов, встал вопрос о необходимости использования данного вида сырья в промышленности.

Такой подход значительно снижает затраты на электроэнергию при производстве изделий из пластика. Так же одним из видов бытовых отходов, подвергающихся вторичной переработке, являются различные стеклянные бытовые отходы. Их можно применять, как повторно в стеклодувной промышленности, в измельченном виде, либо в других отраслях промышленности, давая им вторую жизнь, а так же сберегая экологию и финансовые средства.

Далее идет довольно распространенный в развивающихся странах метод утилизации бытовых отходов, путем их сжигания в специальных высокотемпературных печах. Согласно опубликованной статистики только в Европе в 1995 году таким образом было утилизировано семнадцать процентов всех отходов. Положительная сторона такой утилизации в том, что объем отходов, уменьшается на девяносто процентов, а вес на шестьдесят — семьдесят. Кроме того, при сжигании отходов выделяется тепловая энергия, которую можно использовать для выработки электроэнергии или обогрева помещений. Однако следует признать, что в процессе горения могут образовываться токсины и тяжелые металлы, потому стремясь обезопасить окружающую среду и не допустить выброса токсинов и тяжелых металлов в атмосферу необходимо печи оборудовать сложными и дорогостоящими фильтрами. В процессе использования они также приходят в негодность и отправляются на свалку. Потому при утилизации отходов путем сжигания необходимо большое внимание уделять снижению количества кислотных газов, оксида азота, двуокиси серы и конечно же выброса тяжелых металлов. Все эти вещества наиболее опасны. Они выделяются в процессе горения и могут попасть даже в продукты питания, так как в виде мельчайших частиц сажи попадают на растения, которыми питаются животные. А если человеческий организм усвоит вместе с пищей полученные эти элементы, они могут вызвать самые непредсказуемые последствия и заболевания раком, расстройство гормональной системы организма.

Последним методом, наиболее щадящим экологическую обстановку, является набирающий все большую популярность в развитых странах, метод биологической переработки. Большим минусом, ограничивающим его широкое внедрение, является тот факт, что данным методом могут перерабатываться только лишь органические соединения, да и то не всех химических групп. Ведется постоянный поиск микроорганизмов способных разлагать все новые классы органических соединений [5].

2. Результаты исследования.

Согласно ранее упомянутой методики (приложение 1) нами проведена оценка количества и состава мусора, выбрасываемого семьёй из четырёх человек за неделю, месяц, год. Мусор сортировали, а затем тщательно взвешивали. В исследовании приняли участие пять семей. Результаты исследований приведены в таблицах № 1, 2, 3, 4, 5.

Количество и состав мусора семьи № 1

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector