Ванкорское месторождение нефти — необычный, мощный и современный добывающий комплекс

Этот многообещающий Ванкор

«Ванкор» – наиболее привлекательный район Приполярья с точки зрения добычи углеводородов, располагающийся в Туруханском крае и обнаруженный исследователями в 1988 году. Его открыла группа сотрудников Нижнеенисейской, Игарской геологоразведочных экспедиций и ПГО «Енисейнефтегазгеология».

Почему Ванкорское месторождение нефти назвали именно так, доподлинно неизвестно. Во всяком случае, такой топоним на карте Сибири отсутствует. Именно поэтому вахтовики называют Ванкор поселком, которого нет на карте, или поселком без адреса…

Местонахождение и история

Ванкорский нефтегазоносный блок состоит из ряда мелких нефтезалежей (Лодочного, пр.), делится на 2 участка и относится к Пур-Тазовской области Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции.

Впоследствии для освоения месторождения привлекли кадры со всей России, особенно много – из Башкирии.

Специально с целью разработки месторождения филиалом «Роснефти» – ЗАО «Ванкорнефть» – был возведен временный вахтовый посёлок Кэмп-1220 (он же Люкс). Подвоз персонала производится по большаку и авиацией: из Игарки и Уренгоя туда летают вертолёты. Присутствует мобильная связь.

Основные характеристики месторождения

Потенциальный объем природного богатства

Нефтяные запасы месторождения равны 490 млн тонн, газовые – 74 млрд куб. м. Проектная мощность – 70 тыс. тонн в сутки. Согласно правительственной программе развития отрасли в 2015 году ожидалось получение 25 млн тонн сырья, однако плавающие котировки на мировых биржах, возможно, внесут в нее свои коррективы.

Полезное ископаемое обладает отличными характеристиками; обнаруженному образцу присвоен специальный класс ВСТО (ESPO). Месторождение обеспечивает 6 % общероссийских внешнеэкономических поставок жидкого топлива.

Характеристика геологии

Структура месторождения в разрезе – это масштабный массив, распадающийся на 5 горизонтов. Их глубина залегания колеблется от 1650 до 2750 м. Нефтегазоносные пласты представлены песчаником. В кровлях породных свит наряду с промышленными имеются также непромышленные скопления природного газа.

Эксплуатация

Бурение и исследование

Главным подрядчиком, ведущим работы, считается «РН Бурение», использующее 11 буровых станков. Геофизические изыскания и горнотехнические исследования ведет фирма Schlumberger; наклонно-направленную разбурку (долотами производства Hughes Christensen) реализует персонал ее филиала Anadril. Эта коммерческая структура располагает собственной рембазой по обслуживанию техники. К приготовлению растворов, содержанию гидравлики допущено Mi-Swako.

Выемка нефти осуществляется фонтанным способом и погружными насосами. Промышленный фонд представлен 300 скважинами, пробуренными на 30 кустах отечественным оборудованием с импортными силовыми приводами. Их средняя длина – 4150 м. Дебит отдельных скважин достигает 900 куб. м, однако в целом он не превышает 300–400 куб. м.

Первичная переработка

Руководство процессом происходит через пункт управления регионально-технической службы. Неочищенное сырье по трубам перемещается к двум уникальным агрегатам УПСВ. За первичной переработкой следует складирование нефти в терминале ЦПСН, затем продукт направляется в нефтепровод «Ванкор-Пурпе».

Транспортировка

Этот стратегический объект содержит цех технического обслуживания нефтепровода. Его наземная часть тянется 228 км, подземная – 328 км; диаметр – 820 мм. Предусмотрены 2 промежуточных насосно-компрессорных станции. Для удобства перемещения нефти ее доводят до t=600. В концевом пункте нефтепровода – п. Пурпа (ЯНАО) – нефть через последнюю нефтеперекачивающую станцию вливается в систему «Транснефть».

Трубопровод рассчитан на ежегодную перекачку 30 млн тонн, поэтому после окончания монтажа магистрального трубопровода «Восточная Сибирь–Тихий Океан» возможность доведения нагрузки на блок до максимума станет реальной.

Сроки начала и окончания добычи

Летом 2008-го в Западно-Лодочной нефтезалежи пробурили «сухую» скважину. После того как руководителем работ назначили Александра Дашевского, через год технологический комплекс вступил в строй. Расчетный срок использования запасов – 35–40 лет.

Компании-разработчики и численность обслуживающего персонала

Правами на разработку первоначально обладало ООО «Енисейнефть», которое было ликвидировано в 2012 году, причем разрешением на добычу в Северо-Ванкорском участке владело ООО «Таймырнефть», ликвидированное в 2010 году. А держателем их контрольного пакета акций выступала Anglo-Siberian OilCompany, хотя по сути – «Роснефть», перекупившая пакет. В итоге последняя создала собственную структуру – ЗАО «Ванкорнефть».

Оно в ноябре 2013-го постановлением совета директоров НК «Роснефть» и было определено как исполнитель бизнес-программ по развитию Лодочного, Сузунского и Тагульского месторождений. Реализация этого мегапроекта обошлась «Роснефти» более чем в 5 млрд долларов затрат, а ожидаемая совокупная выручка от него прогнозируется в 80 млрд. Сегодня численность сотрудников «Ванкорнефти» – более 3000 человек (и она продолжает расти), средний возраст работников – 35 лет.

Перспективы

Всего будет пробурено 425 эксплуатационных скважин, в том числе 307 горизонтальных.

Единая координация управления хозяйственной деятельностью из красноярского офиса «Ванкорнефти» будет способствовать концентрации мероприятий по геологоразведке, добыче, сооружению интегрированной технологической системы, логистических схем. Апробированные в ванкорских условиях ноу-хау будут внедряться при создании так называемого Ванкорского кластера (наподобие энергетического хаба).

Это станет возможным с началом освоения Сузунского месторождения, содержащего светлую нефть высокой кондиции и считающегося наиболее обследованным. С 2007-го в упомянутом месте на кустовой площадке №1 уже пробурено 6 скважин; остальные продолжают бурить. Что касается Тагульского нефтегазоконденсатного месторождения, то оно интересно прежде всего своим газоносным потенциалом. В настоящее время Тагул находится на этапе дополнительной разведки.

За 10 предыдущих лет на его площадках с мониторинговой целью подготовлено 11 скважин.

Также предполагается оптимально использовать в технологической цепи попутный газ. Главным и почти единственным его потребителем становится ГТЭ, за год перерабатывающая 1 млрд куб. м голубого топлива. Для «Газпрома» намечены ежегодные поставки 5,6 млрд куб. м. Вдобавок, чтобы сохранять пластовой баланс, надлежит осуществлять обратную закачку 2,5 млрд куб. м в год.

Влияние добывающей деятельности на природу региона

Гарантом промбезопасности, охраны труда, экосистемы выступает программа мер по минимизации рисков. Разработана особая модель производственно-экономической деятельности предприятия, состоящая из 50 типов стандартов.

Данный проект изначально ориентирован на глубокое обезвреживание отходов, получаемых и накапливаемых в ходе разработки месторождения. Не случайно в вопросах охраны окружающей природной среды «Ванкорнефть» взяла на вооружение комплексный подход. Например, вездеходы снабжаются бескамерными скатами с низким удельным давлением, что значительно облегчает решение проблемы сохранности растительного покрова лесотундры и ее грунтов. Транспортные пути делаются по передовым щадящим технологиям – без удаления мохово-растительного слоя. Для укрепления дорожной насыпи используется засеянная травами торфо-песчаная смесь.

Утилизация технологического газа основывается на изолированной бесфакельной схеме – процесс сжигания идет внутри специальной камеры. При этом газообразные канцерогенные соединения полностью убираются.

С целью нейтрализации буровых отходов внедрен способ вторичной закачки пульпы в пласт. Этот метод утилизации довольно распространен и признается сегодня наиболее прогрессивным.

Солнечные батареи помогут вам решить вопросы связанные с экономией электроэнергией. Подробный материал вы можете прочитать в интересной статье.

Септик – простой способ решения сложной проблемы. Как сделать это грамотно и качественно – читайте по https://greenologia.ru/othody/bytovye/septiki-kanalizasionnie.html ссылке.

Технологические особенности

Итак, характерными особенностями обустройства месторождения можно считать следующие факторы:

  • Наличие центрального пункта сбора нефти (3 нефтеперекачивающих станции мощностью по 7,5 млн тонн в год, газокомпрессорные станции, хранилища емкостью 180 тыс. куб. м).
  • Автономное энергоснабжение от газотурбинной электростанции 200 мВт.
  • Подготовка нефти в специальных агрегатах сброса воды «Юг» и «Север» производительностью по 43 тыс. куб. м в сутки.
  • Функционирование мини-НПЗ мощностью 50 тыс. т солярового масла в год.
  • Наличие разветвленной местной сети нефте-, водопроводов, дорог, ЛЭП.
Читать еще:  Как вырыть колодец на даче своими руками качественно и в срок!

РН-Ванкор добыл на Сузунском месторождении 10-миллионную тонну нефти

РН-Ванкор, дочка Роснефти, добыл 10-милионную тонну нефти на Сузунском нефтегазовом месторождении (НГМ) Ванкорского кластера с 2016 г.

Красноярск, 28 фев — ИА Neftegaz.RU. РН-Ванкор, дочка Роснефти, добыл 10-миллионную тонну нефти на Сузунском нефтегазовом месторождении (НГМ) с 2016 г.

Об этом Роснефть сообщила 28 февраля 2019 г.

Сузунское НГМ расположено на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края, входит в состав Ванкорского кластера.

В 2013 г. Роснефть приступила к реализации 3 х бизнес-проектов: развитие Сузунского, Лодочного и Тагульского месторождений, расположенных вблизи Ванкорского месторождения, с 2009 г. находящегося в промышленной эксплуатации.

На Ванкоре создан один из самых мощных в стране производственных комплексов по добыче, подготовке и транспортировке нефти, отличающийся современными технологическими и инновационными решениями, высокими экологическими стандартами и бережным отношением к окружающей среде.

Для достижения максимальной синергии и масштабирования на новых месторождениях опыта, накопленного нефтяниками Ванкора, был создан единый контур управления.

Опыт реализации Ванкорского проекта позволяет Роснефти вести освоение новых активов на высоком уровне с использованием мощностей Ванкора.

Уже в 2014 г. на Сузунском НГМ началось эксплуатационное бурение на кустовой площадке №7, а также инженерная подготовка и обустройство 9 ти кустовых площадок, строительство межпромыслового нефтепровода Сузун — Ванкор протяженностью 96 км.

В сентябре 2016 г. на Сузуне запущен в работу первый пусковой комплекс, включающий объекты добычи, подготовки и транспорта нефти на центральный пункт сбора (ЦПС) Ванкорского месторождения.

Далее нефть направляется в магистральный нефтепровод (МНП) Ванкор — Пурпе протяженностью 556 км.

На Сузунском НГМ действуют 43 скважины на 9 ти кустовых площадках, ведется строительство новых.

По аналогии с Ванкором, на Сузуне применяется кустовое бурение, когда с одной насыпной площадки строится 15 и более скважин методом горизонтально-направленного бурения на расстояние до 5 тыс. м.

Кроме того, применяются технологии многоствольного бурения скважин.

Ведутся завершающие работы по строительству установки подготовки нефти (УПН) общей мощностью 5,2 млн т/год нефти.

Сооружается подстанция (ПС) Сузун (110/35/10 кВ) и питающая линия электропередач ВЛ-110 кВ Ванкор-Сузун протяженностью 91 км.

Продолжается реализация газовой программы обеспечивающая добычу, сбор, подготовку и транспорт попутного нефтяного газа (ПНГ) и природного газа на УКПГ Ванкорского месторождения и далее в Единую газотранспортную систему.

Продолжается эксплуатационное бурение.

Прокладываются внутрипромысловые трубопроводы (общая протяженность 82 км), автодороги.

В завершающей стадии — возведение нового жилищно-модульного комплекса:

— 3 общежития на 250 человек;

— объекты сервисно-бытового назначения.

Начальные извлекаемые запасы Сузунского НГМ (по категории АВ1В2) составляют 61 млн т нефти и конденсата и 38 млрд м 3 газа.

Напомним, что изначально лицензию на разработку Сузунского НГМ были приобретены ТНК-ВР в 2004 г у Славнефти.

В 2013 г после поглощения ТНК-BP недропользователем стала Роснефть.

РН-Ванкор является оператором по освоению месторождений Ванкорского кластера — Ванкорского, Сузунского, Тагульского и Лодочного, расположенных на севере Красноярского края — в Туруханском районе и Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе.

РН-Ванкор ведет геологоразведочные работы (ГРР) на 24 лицензионных участках недр.

Газовые залежи Сузунского НГК открыты в 1972 г.

Первый нефтяной пласт открыт в августе 1984 г., когда во время испытания скважины №3 был получен приток нефти дебитом 185 м 3 /сутки.

Получение первого промышленного притока нефти на территории Красноярского края послужило мощным толчком для развития нефтегазопоисковых работ в регионе, в результате которых в период с 1986 г. по 1988 г. открыты Лодочное, Тагульское и Ванкорское месторождения.

Ванкорское

Название: Ванкорское нефтяное месторождение

Расположение: В северо-восточной части Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции в 140 км от города Игарки и в 1400 км от Красноярска.

Лицензия: Принадлежит АО «Ванкорнефть» (50,1% — «Роснефть», 49,9% — группа индийских компаний).

Оператор разработки: ООО «РН-Ванкор» — дочернее общество «Роснефти».

Запасы: Начальные извлекаемые запасы месторождения по состоянию на 01.01.2016 г. оцениваются в 476 млн тонн нефти и конденсата, 173 млрд куб. м газа.

Добыча: В 2015 году добыча составила 22 млн тонн нефти, около 10 млрд куб. м газа. Проектный уровень добычи — 25 млн тонн нефти в год.

Транспортировка: Транспортировка нефти осуществляется по магистральному нефтепроводу Ванкор — Пурпе.

История освоения: Месторождение открыто 22 апреля 1988 года поисковой партией «Енисейнефтегазгеологии». К 1991 году на месторождении пробурили шесть скважин, а запасы были защищены на государственной комиссии. В августе 1993 года «Енисейнефть» стала обладателем лицензии на право разведки и добычи углеводородов Ванкорского месторождения. Учредителями «Енисейнефти» стали Anglo Siberian Oil Company (ASOC, 59% акций), «Енисейнефтегазгеология» (22% акций, позже — «Енисейнефтегаз»), «Енисейгеофизика» (15% акций), фонд имущества Туруханского района (4% акций). Однако из-за того, что месторождение расположено за полярным кругом, требовались серьезные инвестиции, особенно с учетом низких цен на нефть. В разное время участием в проекте интересовались Shell и Total. Последняя была готова выкупить контрольный пакет ASOC, однако сделка так и не состоялась.

В 2001 году российская нефтяная компания ЮКОС получила контроль над Восточно-сибирской нефтяной компанией, которая, в свою очередь, контролировала «Енисейнефтегаз» и «Енисейгеофизику» — это 37% «Енисейнефти». ЮКОС планировал выкупить контрольный пакет «Енисейнефти» у ASOC и привлечь к освоению Ванкорского месторождения иностранных инвесторов, в частности рассматривались нефтегазовые компании Китая.

Но в 2003 году ASOC приобрела «Роснефть», став, таким образом, владельцем контрольного пакета «Енисейнефти». Между «Роснефтью» и ЮКОСом разгорелся конфликт. «Роснефть» обвинила ЮКОС в присвоении 19% акций «Енисейнефтегаза» и отправила соответствующее заявление в Генеральную прокуратуру.

В 2004 году вопрос с акциями был решен — они вернулись в ASOC, а позднее ЮКОС выкупил их и получил контроль над «Енисейнефтегазом». Но это не имело значения — дело ЮКОСа было в разгаре, и после банкротства компании в 2007 году контроль над Ванкорским месторождением выкупила «Роснефть». 21 августа 2009 года месторождение было запущено в промышленную эксплуатацию. В 2016 году «Роснефть» продала 49,9% акций в АО «Ванкорнефть» ряду индийских компаний: 23,9% приобрел консорциум индийских инвесторов, состоящих из Oil India Limited (возглавляет консорциум), Indian Oil Corporation Limited и Bharat PetroResources Limited, еще 26% приобрела ONGC. «Роснефть» получила 227 млрд рублей. Привлечение сторонних инвесторов необходимо для дальнейшей разработки Ванкорского месторождения. По оценкам «Роснефти», инвестиции могут составить порядка 3,3 трлн рублей.

Текущий статус: Продолжается промышленная добыча нефти, геологоразведочные работы и строительство новых скважин.

Происшествия: В марте 2003 года произошел сбой в подаче электроэнергии на магистральный нефтепровод Ванкор — Пурпе, что привело к остановке прокачки нефти на несколько дней.

Технологии: При освоении месторождения использовались современные технические решения. К примеру, для снижения затрат на строительство фундаментов и повышения экологичности использовалась технология термостабилизации грунтов, позволяющая упрочить основания сооружений на грунте в условиях многолетнемерзлых пород с помощью охлаждающих устройств. При бурении применялись новейшие буровые установки, сложных телеметрические системы, которые позволяли отслеживать процесс бурения в реальном времени, передовые методы цементирования скважин.

Экология: Проект изначально был ориентирован на стопроцентное обезвреживание отходов, образующихся в процессе освоения и эксплуатации месторождения. Во время строительства использовались щадящие технологии с применением специальной дорожной техники и стопроцентной утилизацией производственных отходов. Экологический мониторинг на всех этапах строительства осуществлялся с учетом стандартов ISO 14001 и OHSAS 18001. Для обезвреживания и утилизации отходов бурения на Ванкорском месторождении предусмотрена технология обратной закачки бурового шлама, измельченного и перемешанного до состояния пульпы, в специально отведенный пласт.

Читать еще:  Емкости для медицинских отходов - залог безопасности и здоровья!

Проектом освоения Ванкора предусмотрено максимальное использование попутного нефтяного газа в производственном цикле промысла.

Для безопасного сжигания технологического газа применяется закрытая факельная система. Такие системы удаляют 99,9%газообразных канцерогенных веществ и могут использоваться даже в густонаселенных районах.

Цитаты: «Ванкор — это первый и потому столь значимый шаг в реализации масштабного стратегического проекта по комплексному освоению топливных месторождений севера Красноярского края и Ямало-Ненецкого округа. В ближайшие годы здесь должна появиться, в целом, новая российская нефтегазовая провинция. Будут проложены сотни километров газо- и нефтепроводов, построены дороги, электростанции, буквально с нуля освоены десятки месторождений», — премьер-министр России Владимир Путин на запуске Ванкорского месторождения 21 августа 2009 года.

Ванкорское месторождение – самая качественная нефть на планете

Красноярск тоже не обделен большим количеством полезных ископаемых, одним из которых является черное золото. Нефтяные залежи, найденные в этом районе, ценятся качеством и особенным составом, с чем связано их мировое признание. Ванкорское месторождение – очень важный источник топливных ресурсов, который сейчас активно разрабатывается. Прибыль от работы на этой местности оценивается исследователями в десятки миллиардов долларов, что неоценимо для экономики страны.

История открытия и развития месторождения

22 апреля 1988 года экспедиция геологической разведки, которая была отправлена в заполярный круг, отыскала одно из крупнейших нефтяных месторождений в России. Наибольшее развитие Ванкорское месторождение Красноярского края получило с приходом новых технологий, позволяющих обойти трудности климатических условий заполярья. С 1988 до 1991 года развитие шло не очень быстро. Было пробурено только 6 скважин, которые несли больше исследовательский, чем практический характер.

Автономный округ, ввиду большого размера, был поделен на два отдельных участка – Ванкор и Северо-Ванкор. Уже при первом исследовании геологи оценивали перспективность этой местности на 35 лет непрерывной откачки черного золота. В 2008 году месторождение пережило модернизацию – были сделаны еще несколько скважин – 88, в практическом использовании были только 44, остальные для исследования. Промышленная эксплуатация началась только в 2009 году.

Меньше чем за 10 лет здесь был построен целый город, но постоянных жителей на территории нет, только вахтовики. Дело в климатической особенности местности – это тундра, и жить в таких условиях очень сложно, особенно на постоянной основе. Большинство работников станции приезжают сюда по вахтовому методу, ведь это самый лучший график для подобной работы.

Одним из главных препятствий для быстрого освоения месторождения были климатические и территориальные условия. Эта особенность стала причиной необходимости дополнительных денежных инвестиций, что значительно затормозило его развитие.

Основная информация

Сейчас на территории месторождения насчитывается 425 скважин для откачки сырья и выстроен новый трубопровод, соединяющий его с магистралью «Транснефть». Тектоническая структура этой местности относится к северной части Лодочного вала, на Ванкорской возвышенности. Слои, в которых залегают нефтяные отложения, имеют песчаное строение. В хронологическом плане их можно отнести к нижнемеловому периоду.

В состав месторождения входят еще несколько:

Сейчас Россия заключила контракт, согласно которому 70% всех добытых ресурсов будет отправляться в Китай.

В 2013 году на Ванкорском месторождении побили рекорд по добычи нефти за год – 21,4 миллиона тонн. Но это не предел. До 2020 года страна планирует увеличить добычу до 50 миллион тонн.

В мире существует специальная марка, называющаяся Brent. Она считается эталоном качества, на нее ровняется большинство нефтегазовых компаний. Используется подобная марка не только для обозначения состава сырья, но и ее ценообразования. Как известно, нефть, добытая на территории Ванкорского месторождения, немного превосходит эту черту.

В ней снижено содержание серы – 0,1 – 0,2%, а в эталонной, например, 0,4%. Чтобы классифицироваться, для нее была изобретена новая категория – ВСТО. К сожалению, из-за небольшого количества в мире, она не может считаться эталонной, но это не снижает ее стоимость, а наоборот повышает.

Для перекачки нефти здесь возведено 3 станции. Их мощность 7,5 миллиона тонн в год, но необходимо расширение, чтобы перспективы разработки были возможными. Также есть и хранилища, в которых может содержаться до 180 тысяч кубометров сырья. Это достаточно мало, большинство материала сразу подается в трубопровод, для транспортировки и дальнейшего использования.

Характеристика территории

Ванкорское месторождение на карте можно найти недалеко от реки Большая Хета, вблизи ее крупнейших притоков – Лодочной и Покойницкой. Она относится к Красноярскому краю, Трухановскому, Таймырскому Долгано-Ненецкому районам. Большая часть территории заболочена, почва слишком влажная. Когда здесь спадает оледенение, месторождение оказывается отрезанным от мира, ведь дороги размывает, и осуществлять перевозки невозможно.

Доставляют провизию на автомобилях только в период замерзания земли, сооружая временные дороги – зимники. Остальные регионы покрыты большим количеством ручьев в лесистой местности.

Инновации на Ванкорском месторождении

В Красноярском крае на Ванкорском месторождении начали применяться новые технологии, которые помогли улучшить положение рабочих и предотвратить многие опасные ситуации. Например, из-за смены климата земля оттаивает, в результате чего фундамент не устойчив. Для того чтобы улучшить эту ситуацию, была придумана технология термостабилизации. Во время отрицательной температуры холод аккумулируется, и в летний период поддерживает землю в мерзлом твердом состоянии, из-за чего устойчивость сооружений существенно повышается.

Также вопросы вызывала и экологическая ситуация этой местности. Дело в том, что любая нефтяная промышленность опасна для окружающей среды, из-за чего может погибнуть целый биом. За этим постоянно следят экологи и геологи, используя новые технологии. Здесь нашло место применение обратной откачки шлама. Для этого используются скважины и пустые пласты, разработка которых уже исчерпана. В результате этого экология местности нарушается незначительно, только из-за бурильного вмешательства. Сжигание попутного газа, который часто возникает как отходный материал, происходит в закрытой факельной системе, благодаря чему количество выбросов в атмосферу минимально.

Инфраструктура месторождения

Доставляют провизию, материалы и оборудование двумя способами – воздушным и наземным. Для первого используются только вертолеты, так как они более устойчивы к температурам и сильным воздушным потокам. С декабря по май тут могут курсировать машины, поэтому доставка совершается на них.

Обеспечение месторождения Ванкорнефть важно не только для беспрерывного производства, но и для удовлетворения нужд рабочих. На 1 вахте здесь находится до 3000 человек. Большинство дорог изготовлены из бетонных плит, но есть и грунтовые. Асфальтные настилы не перспективны в использовании при подобных климатических условий.

Часто бетонный настил может покрываться ледяной коркой, что чревато опасностью для водителей. Не редко автомобили здесь срываются в кювет или сталкиваются друг с другом. Транспортировка добытого сырья осуществляется по трубам нефтегазоносной магистрали. Она намного дешевле и безопаснее, чем другие виды, существующие на производствах. Иногда используются специальные болотоходы, не тонущие в грязи.

Первокластерное месторождение: «Роснефть» взяла Ванкор за образец

Экономический эффект от интеграции в единый кластер нефтяных участков Красноярского края и ЯНАО на базе Ванкорского месторождения «Роснефти» эксперты оценивают в десятки миллиардов рублей. Благодаря синергии транспортной и производственной инфраструктуры на Ванкоре в 2016 году запущено в эксплуатацию Сузунское месторождение. Затем были введены в опытно-промышленную разработку Лодочное и Тагульское месторождения, которые стояли фактически законсервированными с 1994 года. Кластерную модель развития компания теперь использует и в своих других проектах, сообщили «Известиям» в «Роснефти». В ноябре 2017 года введен в эксплуатацию новый нефтегазодобывающий кластер в Западной Сибири — Эргинский. Менее чем за год с момента запуска на его месторождениях добыт первый миллион тонн нефти.

Читать еще:  Как избавиться от крыс в курятнике – популярные методы и способы

Удержать планку

Цифрой года для Ванкорского кластера стала десятка. Летом исполнится 10 лет, как там началась промышленная добыча углеводородов. К этому юбилею нефтяники «РН-Ванкор» добыли 10-миллионную тонну нефти на Сузунском месторождении, а энергетики Ванкорской газотурбинной ТЭЦ выработали 10-миллиардный киловатт-час.

На сегодняшний день на месторождениях Ванкорского кластера добыто 184,3 млн т нефти. Сам Ванкор вышел на третью стадию добычи, когда начинается снижение ее уровня. Но задача «Роснефти» — максимально использовать мощности Ванкорского кластера. За счет Сузунского, Лодочного и Тагульского месторождений планируется поддерживать достигнутую верхнюю планку добычи. Суммарные извлекаемые запасы по этим четырем объектам составляют 927 млн тонн.

На Ванкорском месторождении продолжается бурение за счет многозабойной технологии, тем самым вовлекаются в разработку неактивные запасы. Продолжается и геологоразведка — на территориях рядом с Ванкорским кластером у «РН-Ванкор» еще 24 лицензионных участка. На его месторождениях за счет новейших технологий удается не только поддерживать стабильно высокий уровень добычи, но и обеспечить один из самых высоких в России коэффициентов извлечения нефти –– 0,425 –– это примерно на 20% выше среднероссийского показателя в 0,340.

Передовые технологии, применяемые на Ванкоре, позволяют оптимально планировать бурение на наиболее продуктивных участках. Их использование актуально не только для новых месторождений, но и для зрелых. Созданные на основе собранной информации 3D-модели позволяют найти как наиболее благоприятный для бурения участок, так и просчитать его продуктивность и оптимальную методику добычи.

Синергия энергий

Интеграционные мероприятия в рамках Ванкорского кластера, которые идут сейчас полным ходом, направлены на максимальное достижение мультипликативного эффекта. Так, кроме действующей Ванкорской газотурбинной электростанции мощностью 206 МВт, строится еще одна ГТЭС — «Полярная» на 150 МВт. От нее начали тянуть линии электропередач до Сузунского и Лодочного месторождений.

При этом, как отметил главный инженер Ванкорской ГТЭС Валерий Артеменко, месторождение также имеет возможность получать электроэнергию из единой энергосистемы. Это резерв мощности. Ежесуточное потребление Ванкорского кластера — до 240 МВт, Ванкорская ГТЭС обеспечивает 206 МВт. Остальное получают из внешней сети — ЕЭС России.

Новая ГТЭС «Полярная» в качестве основного топлива также будет применять попутный нефтяной газ (ПНГ). На Ванкоре его применяют по максимуму. Уровень использования ПНГ там достигает 99,6%, а в целом по году он превышает 95%, как это предусмотрено соответствующим постановлением правительства. Часть попутного нефтяного газа (порядка 12%) закачивается в пласт для поддержания пластового давления, часть (8,5%) идет в качестве топлива для электростанции, а наибольшая доля (74,5%) подготовленного газа отправляется в Единую систему газоснабжения. Ежегодный объем поставок товарного газа достигает 5,6 млрд кубометров.

Использование газа на Ванкорском кластере может быть расширено. Как рассказал «Известиям» начальник цеха подготовки и компримирования газа «РН-Ванкор» Максим Кадочников, сейчас группа специалистов изучает техническую возможность перевода транспорта, работающего на месторождении, на газомоторное топливо.

Эффективный кластер

Новый подход к освоению месторождений так называемым кластерным методом позволил «Роснефти» добиться значительного экономического эффекта и ввести в разработку такие давно открытые, но «замороженные» ранее месторождения, как Сузунское, Лодочное, Тагульское, рассказали в компании. Их последовательная разработка обеспечивает верхнюю планку среднесуточной добычи, на которую вышли в 2018 году — 59,6 тыс. т (на 95% выше аналогичного показателя 2010 года).

— Создание кластера на Ванкоре дало существенную экономию — в десятки миллиардов рублей, -– отметил руководитель энергетического департамента Института энергетики и финансов Алексей Громов.

Он пояснил, что освоение каждого месторождения по отдельности потребовало бы создания для него собственной инфраструктуры. Но благодаря кластеру удалось организовать единую систему управления целой группы месторождений. Это позволило последовательно вовлекать их в эксплуатацию.

По словам экспертов, объединение всех этих участков в единый кластер позволило компании создать крупнейший новый нефтяной проект в постсоветской России — новую нефтедобычную провинцию в Восточной Сибири.

— Мы стремимся достичь максимально мультипликативного эффекта при работе на Ванкорском кластере, — подчеркнули в «Роснефти».

Эксперты говорят, что синергия Ванкорского проекта может быть расширена и за счет логистики — через экспорт нефти по Севморпути. По словам Алексея Громова, такой маршрут поставок технически и технологически возможен.

— Главное — это вопрос экономической эффективности, — сказал «Известиям» эксперт.

Он отметил, что в целом для «Роснефти» диверсификация путей вывоза нефти с Ванкора выглядит привлекательно. В 2009 году, когда эксплуатация Ванкорского месторождения только началась, для транспортировки добытой там нефти компания построила 556-километровый трубопровод Ванкор–Пурпе диаметром 820 мм, связавший месторождение с магистральным нефтепроводом Пурпе–Самотлор (принадлежит «Транснефти»). Он, в свою очередь, является участком магистрального нефтепровода Заполярье–Пурпе–Самотлор и предназначен для транспортировки сырья с месторождений на севере Красноярского края и ЯНАО на нефтеперерабатывающие заводы России и на мировые рынки.

— «Роснефть» — компания с государственным участием, которая призвана решать задачи в интересах страны в целом. А, как известно, власти РФ определили цель в разы увеличить объем перевозки грузов по Севморпути, –– подчеркнул Алексей Громов.

Он также отметил, что применение, разработка и внедрение новых технологий плюс кластерный метод освоения месторождений позволяют компании максимально эффективно вести добычу нефти и газа, удерживая лидерство по себестоимости добычи.

— Операционные расходы составляют порядка $3,1 на баррель, что является одним из лучших результатов в мире среди публичных компаний, –– подчеркнул эксперт.

В самой «Роснефти» именно с применением передовых технологий и новых подходов связали очередной рост производственных показателей. В 2018 году компания увеличила добычу углеводородов на 2,1% — до 286 млн т нефтяного эквивалента.

В свою очередь заместитель директора Института национальной энергетики Александр Фролов напомнил, что развитие Севморпути (СМП) -– стратегический проект для России, способный превратить нашу страну в основную транспортную артерию между Европой и Азией. Сейчас эту роль исполняет Суэцкий канал. Однако по сравнению с ним СМП обладает рядом преимуществ, существенно повышающих экономическую целесообразность грузоперевозок по этому маршруту. В частности, он в 2,2 раза короче, что пропорционально снижает расходы на транспортировку грузов (на топливо, на оплату персонала и фрахты судов). Еще одним преимуществом является отсутствие очереди и платы за проход, как это заведено в Суэцком канале.

Нефть Ванкора востребована на мировом рынке, уверен эксперт. Он отмечает, что она легкая и малосернистая и по своим характеристикам существенно превосходит сорта Brent и Urals.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector