Металлоемкое машиностроение. обзор основных отраслей тяжелой промышленности

Металлоемкое машиностроение в России, его место в мировой географии

Металлоемкое машиностроение – одна из ведущих отраслей промышленности, которая начала свое развитие еще в XVIII веке.

Предпосылками для ее активного роста стали наличие значительного трудового ресурса и открытие месторождений цветных и черных металлов.

Сегодня к металлоемкому машиностроению относят производства, которые требуют значительных сырьевых затрат, в частности металла.

Разделение по отраслям

К среднему металлоемкому машиностроению относятся

  • Тракторостроение.
  • Автомобилестроение.
  • Станкостроение.

Эти отрасли хоть и требуют значительных затрат сырья, но все же основными факторами размещения этих отраслей машиностроения являются наукоемкость, наличие квалифицированной рабочей силы, близость рынков потребления.

К тяжелому металлоемкому машиностроению относится:

  • Авиастроение.
  • Космическое машиностроение.
  • Судостроение.
  • Железнодорожное машиностроение.
  • Подъемно-транспортное машиностроение.
  • Энергомашиностроительная отрасль.

Основной фактор размещения этих производств – близость сырьевой базы, на этом строится вся география.

Подъёмно-транспортная отрасль

Производству подъемно-транспортного оборудования отводится 9 % в отраслевой структуре машиностроения.

Это одна из тех отраслей, которая показывает динамичный рост, ведь еще в 2000 году ей отводилось 7 %. Рост обусловлен спросом на продукцию, который связан с активным развитием промышленности и сферы услуг в мире. Так, всего за четыре года, в период 2004–2009 годы, только в России объем выпуска этого оборудования увеличился с 21,5 млрд руб. до 40,1 млрд руб.

Самый большой потребитель подъемно-транспортного оборудования – Азия (40 % продаж). Это связано с тем, что крупные страны, такие как Индия и Китай, развиваются по пути индустриализации. Эксперты ожидают также, что будет расти спрос на такое оборудование и в Латинской Америке (пока на этот регион приходится только 5 % продаж). На Западную Европу приходится 28 % спроса.

По сфере применения оборудования можно выделить следующие виды:

  1. Подъемно-транспортное оборудование для горнодобывающей промышленности.
  2. Лифты, подъемники и конвейерное оборудование.
  3. Складское и транспортное оборудование для предприятий обрабатывающей промышленности.
  4. Подъемно-транспортное оборудование для сферы услуг.

Железнодорожное машиностроение

Расцвет железнодорожного машиностроения пришелся на время научно-технической революции.

Со временем отрасль стала не выдерживать конкуренции с автомобильным и воздушным транспортом, объемы постепенно сокращались. Особенно сильное падение объемов производства ощущалось в России. Так, за 90-е годы объем производства грузовых вагонов уменьшился с 25 тыс. до 5 тыс., тепловозов с 46 до 13 штук в год.

А вместе с тем Россия входит в тройку лидеров по производству наряду с США и Китаем.

Если же взять отдельные компании, то ситуация с географией меняется. Ведущий игрок – компания Bombardier базируется в Канаде. Ее доля в структуре железнодорожного машиностроения – 18 %, прибыль в год – 7,4 млрд долларов. Bombardier производит локомотивы и вагоны.

Второе место среди компаний-производителей занимает французский Alstom с долей рынка в 14,7 %. Своих лидирующих позиций Alstom добилась благодаря внедрению научных разработок в производство и обслуживание скоростных поездов. Именно ориентация на сверхскоростные поезда и вагоны с повышенной грузоподъемностью позволяет отрасли удерживать свои позиции. Ввод в эксплуатацию мощных электровозов позволил увеличить скорость пассажирских поездов до 250–300 км/час (рекорд скорости – 537 км/час).

На сегодняшний день оборот от производства на рынке железнодорожного машиностроения составляет 40,2 млрд долларов.

Судостроение

Обороты мировой отрасли судостроения оцениваются в 100 млрд долларов в год (согласно отчету Bloomberg). И все же отрасль теряет свои обороты. Пик развития пришелся на прошлый век, когда сначала лидером была Западная Европа, потом пальма первенства отошла к СССР. До 70-х годов каждый третий корабль изготавливался в этой стране.

В 90-е активно наращивать мощности стали Южная Корея и Китай, и центр судостроения переместился в Азию.

В настоящее время в судостроении прослеживаются следующие тенденции:

  • появление судостроительных верфей в развивающихся странах;
  • рост количества заказов на сложные и крупные суда, которые позволят снизить стоимость перевозки (в настоящее время корейская компания Samsung разрабатывает сверхкрупное судно на 16 000 TEU, а круизное судно Princess Kaguya, способное принять 8 400 пассажиров, разрабатывается японской компанией Japan Contents Network);
  • строительство экологически чистых судов.

Энергомашиностроительная отрасль

Это отрасль тяжелого машиностроения, которая производит оборудование для генерации и передачи электроэнергии. К основной продукции, производимой ею, относятся турбины, трансформаторы, генераторы, оборудование для АЭС, паровые котлы, тягодутьевые машины.

Крупнейшим направлением отрасли является производство турбин и моторов. Доля этого производства составляет 11 % в отраслевой структуре машиностроения, что примерно в 2 раза выше доли станкостроения и в 5 раз больше, чем доля машиностроения для легкой промышленности.

В отличие от других отраслей тяжелого машиностроения, производство турбин и моторов концентрируется в руках немногочисленных крупных компаний. Так, крупнейшими игроками на этом рынке являются: немецкая компания Deutz, американские фирмы Caterpillar и Cummins, японские Mitsubishi , Siemens и Toshiba. Ежегодный оборот каждой из них составляет 10–40 млрд долларов. Доля российских компаний в настоящее время составляет около 2 %.

От того, где добыто чёрное золото, сколько усилий на это потрачено, зависит его цена, если интересуетесь ценами на нефть читайте нашу статью

Читать еще:  Одноразовый скальпель - страховка от многих заболеваний - greenologia

Авиационная промышленность

Это одна из самых наукоемких отраслей промышленности, что является результатом особой сложности продукции.

На разработку каждого вида этой техники уходит примерно 5–10 лет.

До 1991 года мировыми лидерами по производству в данной отрасли были США и СССР. В СССР производили каждый третий боевой самолет в мире и почти 40 % гражданского авиапарка.

Треть всех мировых рекордов в области тоже принадлежали этой стране. Ситуация изменилась после распада СССР. С тех времен и до сих пор США держит в руках половину мирового рынка авиастроения.

Отрасль отличается высокой степенью капитализации при сравнительно небольших оборотах единиц техники. Так, ежегодно в мире производится не более 1 тысячи пассажирских авиалайнеров и столько же вертолетов. Производство налажено всего в 20 странах мира, притом только две компании, «Эйрбас» (Европа) и «Боинг» (США), могут позволить себе выпуск авиалайнеров на 100 и более пассажиров.

Космическая отрасль машиностроения

Не менее наукоемкая отрасль промышленности, чем авиастроение.В отрасли широко применяются последние научные разработки, сверхсовременные материалы и очень квалифицированный ручной труд.Производственные площади похожи на научные лаборатории огромных масштабов.

В отрасли выделяют основные направления:

  • метрологическое;
  • спутниковое;
  • навигационное;
  • ракетостроение;

Важнейшим направлением является ракетостроение. И хотя это производство освоили многие страны, многоступенчатые ракеты для запуска спутников производят только в 10 странах, а космические корабли многоразового использования только в США.

Лидерство в космической отрасли долгое время удерживает США. Основные американские производители:

  • «Дженерал Дайнэмикс» (производство крылатых ракет в Сан-Диего);
  • «Рокуэлл» (производство агрегатов для шаттлов);
  • ULA (производство ракет-носителей);
  • Orbital Sciences Corparation.

В десятку лидеров входят также Россия (11 % рынка), Южная Корея, Китай и страны Западной Европы.

Все отрасли тяжелого металлоемкого машиностроения характеризуются зависимостью от сырьевой базы. В последнее время наметилась новая тенденция – использование современных сплавов и активное внедрение научных разработок. Это поможет уменьшить общие затраты на производство, сделать его более экологичным и безопасным. Это, в свою очередь, станет новым витком в развитии отрасли.

Металлургия и машиностроение

Металлургия и машиностроение: взаимосвязь

Металлургия – отрасль обрабатывающей промышленности, состоящая из нескольких ступеней:

  1. Добыча руды
  2. Первичное извлечение металла из руды
  3. Улучшение качества извлеченного металла.

Связь металлургии с другими отраслями обуславливается обеспечением их металлом и конечной продукцией металлургической промышленности – прокатом.

До 50% потребления проката принадлежит таким отраслям как машиностроение и металлообработка. В металлургии прокат используется для дальнейшей обработки (20-25%), а в строительной области используется до 20% проката (металлические конструкции, производство железобетона и т. д.). В транспортной промышленности используется до 10% проката, в виде рельсов и т. п.

Машиностроение как более крупный потребитель металлов, тесно связанно с металлургией. В свою очередь продукция машиностроения потребляется всеми отраслями народного хозяйства. Наиболее металлоемкими считаются тяжелое машиностроение, которое отличается большим потреблением металла. В свою очередь продукция тяжелого машиностроения обеспечивает предприятия металлургического, горнодобывающего, нефтяного и др. отраслей промышленности.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Так же производство металлургического оборудования, располагается в районах производства стали и проката. Машиностроение обеспечивает металлургию такие оборудованием как доменные печи, прокатное оборудование, дробильное оборудование, горнодобывающее и тп.

Металлургия подразделяется на черную и цветную металлургию.

Черная металлургия в свою очередь тесно взаимодействует с такими отраслями промышленности, как горнодобывающая, угольная, энергетическая, химическая.

В последнее время рост черной металлургии снижен, что обусловлено малой емкостью внутреннего рынка. В общем потребность в черной металлургии составляет 70% объемов выпуска, где 20% обеспечивается за счет импорта. Из этого следует, что черная металлургия ориентирована на внешний рынок. Доля экспорта превышает 40% в черной металлургии и 50% в цветной.

При этом рост промышленности и строительства, которые являются главными потребителями металлургии, позволит снизить долю экспорта, которая в свою очередь на 2000-е годы составляла половину из выпускаемой продукции. Наиболее устойчивыми в сфере экспорта являются чугун и железная руда.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Важнейшие позиции экспорта идут на снижение объемов поставок, что в свою очередь приводит к выводу, что внешнеэкономическая деятельность металлургического комплекса связанна с рисками, которые оказывают воздействие на ее производство.

В настоящее время доля потребления машиностроением, черной металлургии, составляет менее 30%, что гораздо ниже показателей в дореформенное время (50%). На цветные же металлы спрос упал в два раза.

Из этого можно сделать вывод, что от развития машиностроительного комплекса, напрямую зависит развитие и объемы металлургии. Несмотря на достаточно умеренные темпы прироста в машиностроении, его развитие по сравнению с остальными отраслями промышленности, сильно отстает от дореформенных. В первую очередь это связанно с низким инвестированием машиностроения по сравнению с другими отраслями промышленности.

Проблемы металлоемких отраслей машиностроения

В металлоемких отраслях машиностроения складывается не самая легкая ситуация. Начиная с 2002 года выявился рост цен на черную металлургию и являлся самым высоким во всей промышленности. Такая ценовая политика привела к снижению конкурентоспособности и рентабельности продукции.

Читать еще:  Насосы повышения давления воды - особенности работы, обзор моделей, установка

Решением данной проблемы служит взаимодействие металлургии и машиностроения. Данное межотраслевое взаимодействие должно создать все условия для расширения внутреннего рынка за счет развития машиностроения, в то время как спрос на инвестиционное оборудование для черной металлургии обеспечит рост спроса в металлургическом и горнодобывающем машиностроении.

К тому же для обновления производственного аппарата требуются довольно объемные капиталовложения. Учитывая это, только доходы металлургической промышленности могут обеспечить инновационно-технологическое перевооружение машиностроения и полное обновление аппарата за 10 лет.

При этом если внешнеэкономическая позиция не потерпит сильных изменений, то затраты на оборудование для металлургического комплекса не превысят 50% получаемой прибыли.

Возможности металлургии и машиностроения выпускающего горно-шахтное, горнодобывающее оборудование, в какой-то степени ограничены износом производственной базы и недостаточной квалификацией рабочего персонала.

Темпы роста в 2005-2007 годах составили всего 20%.

В 2008-2012 годах темпы роста выпуска металлургического и горного оборудования в среднем составил 7%.

При этом большая часть оборудования для перевооружения металлургического комплекса закупалось за рубежом.

Наиболее высокие темпы роста развития металлургического комплекса возможны лишь при увеличении финансирования и повышении уровня загрузки производства машиностроения.

Сложнее ситуация складывается в станкостроении и инструмент строении (одна из составляющих технологического процесса), так как они зависят от машиностроения, а у нее в свою очередь малая инвестиционная активность. Недостаточное финансирование тормозит процесс выпуска высококвалифицированного оборудования, не уступающего по своим характеристикам зарубежным аналогам. Таким образом всего 17% необходимого оборудования может быть произведена здесь, остальное придется закупать за рубежом.

Со временем будет увеличена потребность машиностроения в металлургии. Дополнительная потребность в черных металлах связанна с выпуском инвестиционной техники, спрос на которую с 2005 года вырос на более чем на 60%.

Основной разбег металлургическое машиностроение получило в годы первых пятилеток, и со временем, увы, этот процесс пошел на спад.

Следует отметить, что за последние тридцать лет не было построено ни одного нового завода с использованием продукции металлургии.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Металлоемкое машиностроение — определение? Отрасли трудоемкого и металлоемкого машиностроения

Металлоёмкими называют отрасли машиностроения, требующие много сырья (металла). Они возникли очень давно, ещё в XVIII веке.

Относятся к металлоёмкому машиностроению отрасли:

  • судостроение;
  • авиастроение;
  • космическое машиностроение;
  • энергомашиностроительное;
  • подъёмно-транспортное;
  • железнодорожное машиностроение.

Металлоёмкие предприятия размещают в непосредственной близости от металлургических баз. Это основной фактор размещения данных отраслей. Продукция их востребована как в стране, так и за её пределами.

Выделяют отрасли среднего по металлоёмкости машиностроения:

  • тракторостроение;
  • автомобилестроение;
  • станкостроение.

Эти отрасли тоже расходуют много металла на производство, но всё же фактор размещения производства – наукоёмкий, наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов.

Выделяют отрасли наукоёмкого машиностроения:

  • приборостроение;
  • электротехническое;
  • радиотехническое;
  • электронное машиностроение.

Размещение данных производств ориентировано на наличие квалифицированные кадры, научно – исследовательские институты, площадки. Как правило, такие производства в крупных городах: Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и других.

§47. Машиностроение

Подробное решение параграф § 47 по географии для учащихся 8 класса, авторов А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина 2016

  • Гдз мой тренажер (тетрадь) по Географии за 8 класс можно найти тут

2. Почему развитие машиностроения – необходимое условие прогресса во всем хозяйстве России?

Технический уровень всех отраслей хозяйства, производительность труда в них зависят от того, какими машинами, приборами, оборудованием пользуются их работники. Продукция машиностроения определяет качество жизни людей. Поэтому развитие и постоянное обновление в машиностроении – необходимое условие прогресса во всем хозяйстве страны.

3. Перечислите отрасли машиностроения, являющиеся сегодня приоритетными.

Основные отрасли машиностроения:

4. Машиностроение часто называют отраслью свободного размещения. Тем не менее, при размещении ряда отраслей машиностроения приоритетным является один или несколько факторов. Что это за отрасли, и какие факторы учитываются при их размещении?

При размещении авиационной и автомобильной отраслей приоритетным являются транспортные связи, обеспечивающие специализацию множества предприятий, выпускающих отдельные детали и узлы.

При размещении высокотехнологичного машиностроения (электронного) учитывают фактор наукоемкости, размещая предприятия отрасли вблизи сосредоточенного научного потенциала – проектных и научно-исследовательских институтов.

Металлоёмкое машиностроение учитывает при размещении близость металлургических баз и районы потребления готовой продукции.

5. Выберете верный ответ. Наиболее металлоемкая отрасль машиностроения: а) автомобилестроение; б) энергетическое машиностроение; в) радиоэлектроника.

Верный ответ а) автомобилестроение.

6. Какие трудности в развитии машиностроения существуют, на ваш взгляд, на современном этапе? С чем это связано? Можно ли их преодолеть?

Перед Россией стоит задача повышения конкурентоспособности продукции отечественных отраслей – их модернизации и технологического обновления. Прежде всего это касается высокотехнологичных отраслей: авиационной и ракетно-космической, судостроения, радиоэлектроники, энергетического машиностроения и др. Но решение проблемы еще и в том, чтобы, создавая конкуренцию, заставлять отечественных производителей повышать качество своей продукции. В последние годы в машиностроении происходит процесс усложнение размещения предприятий при уменьшении их размеров. Преимущество мелких предприятий в их гибкости, возможностях быстро перестраиваться в соответствии со спросом потребителей.

Читать еще:  Профилактика болезней цыплят в домашних условиях — препараты и схемы пропойки

7. Наибольшая доля машиностроения сконцентрирована в Поволжье, наименьшая – на Европейском Севере и в восточных районах. В центральном и Северо-Западном районах она несколько выше среднероссийской, а на Урале близка к средней. Составьте список факторов, обусловивших такое размещение машиностроительных предприятий, для каждого региона. Сделайте выводы.

8. На примере автомобильного завода составьте модель, раскрывающую его связи с другими предприятиями. Сделайте вывод: чем обусловлены эти связи?

Данные межотраслевые связи обусловлены межотраслевой кооперацией — взаимовыгодным сотрудничеством на благо общества.

9. Какие машиностроительные предприятия есть в вашей местности? Какую продукцию они выпускают? Поставляется ли эта продукция в другие районы России, за рубеж?

— производственно-техническое предприятие «УРАЛ», г. Миасс (производство полноприводных автомобилей УРАЛ);

— Челябинский тракторный завод – «Уралтрак» (производство промышленных тракторов и двигателей к ним);

— машиностроительный завод «Уралпромтехника», г. Миасс (основной производитель самосвалов, лесовозов, трубовозов, трубоплетевозов, сортиментовозов);

— Златоустовский машиностроительный завод (Производство алюминиевого профиля);

— Кусинский машиностроительный завод (производство топок, котельных, экономайзеров, насосов).

Продукция данных машиностроительных заводов используется как внутри страны, так и поставляется за рубеж.

Машиностроение. Машиностроительная отрасль России.

Машиностроение является отраслью тяжелой промышленности, которая производит машины самой разнообразной конструкции и назначения, от предметов общего потребления для населения до оборонной техники.

Применение продукции машиностроительной отрасли возможно повсеместно.
Создание продукции машиностроения имеет цель – повысить производительность труда и облегчить его в абсолютно всех отраслях народного хозяйства посредством производства необходимого для этого оборудования.

Машиностроительный комплекс однозначно можно назвать ведущим среди всех межотраслевых комплексов и крупнейшим из всех промышленных комплексов, работающих в России, так как 20 % производимой продукции приходятся именно на его долю. Уровень развития машиностроительной отрасли прямо пропорционален уровню экономического развития страны. Развитие научно-технического прогресса страны непосредственно влияет на развитие машиностроения.

Что касается географического размещения машиностроительных предприятий, то оно обусловлено следующими факторами:

1.Наукоемкость – необходимость использования научной базы, а именно – научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и т.п. Исходя из этого, предприятия по производству современной сложной техники размещаются в крупных городах и районах.

2.Металлоемкость – необходимость потребления большого количества цветных и черных металлов. Относится к отраслям машиностроения, производящим металлургическое, энергетическое, горно-шахтное оборудование. Следовательно, соответствующие заводы размещаются близко от металлургических баз для сокращения затрат на доставку сырья. Большая часть заводов России, занимающихся тяжелым машиностроением, расположена на Урале.

3.Трудоемкость – необходимость в наличии большого количества рабочей силы с высокой квалификации труда. Предприятия по производству машин и оборудования расположены преимущественно в районах страны с высокой плотностью населения. Самыми трудоемкими отраслями машиностроительного комплекса являются: авиационная промышленность, станкостроение, производство точных приборов.

Отдельно фактором географического размещения машиностроительных предприятий можно назвать военно-стратегический аспект. Предприятия оборонного назначения расположены на оптимальном расстоянии от государственной границы, некоторые – в закрытых городах.

Что касается разделения машиностроительной отрасли по металлоемкости и затраченному труду, можно выделить несколько групп отраслей: тяжелое, общее, среднее и точное машиностроение, производство заготовок и изделий из металла, ремонт машинного оборудования.

Тяжелое машиностроение характеризуется большим потреблением металла и заготовок, большой трудоемкостью и большими энергетическими затратами для выпуска продукции. Произведенная продукция, как правило, является средствами для производства в металлургической, горной промышленности, судостроении, авиа и ракетостроении. Продукция тяжелого машиностроения также применяется в строительстве: краны, экскаваторы, подъемники, лифты, конвейеры.

Общее и среднее машиностроение характеризуется средним потреблением металла и энергии, а также относительно невысокими затратами человеко-часов. Выпускаемой продукцией является оборудование, необходимое в таких отраслях промышленности, как станкостроение, инструментальная промышленность, автомобилестроение, тракторостроение. Общее машиностроение осуществляет производство всевозможного технологического оборудования для легкой и пищевой промышленности.

Определение точного машиностроения говорит само за себя – это производство приборов, радио, электронной и электротехнической техники, то есть техники, которая должна работать точно. Это персональные компьютеры, волоконная оптика, часы, оптические приборы, радиоэлектронная аппаратура. Точное машиностроение имеет низкую материало и энергоемкость, но при этом самые высокие показатели затраченных человеко-часов на тонну готовой продукции.

Производство заготовок и изделий из металла представляет собой производство замков и скобяных изделий, ножей, столовых приборов, а также метизов – гвоздей, канатов, крепежей, канатов, проволоки.

Машиностроение является одной из основ экономики. Развитие этой отрасли подразумевает внедрение новых технологий, возможность импорта оборудования, накопление опыта производства, развитие отечественных технологий. Основываясь на этих принципах, можно определить направление развития российского машиностроения:

1. выпуск нового оборудования для предприятий с функционирующими, но устаревшими технологиями;

2. производство продукции с привлечением иностранного капитала на импортном оборудовании;

3. участие в проектах, позволяющих включить российские технологии в международную систему технологического сотрудничества;

4. развитие производств по выпуску оборудования, необходимого для совершенствования отечественных высоких технологий.

Добавлено 16.09.2010; просмотров: 24293

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector