Нефть в карском море, результаты разведки и благоприятные планы на будущее

Нефть в Карском море, результаты разведки и благоприятные планы на будущее

Перспективы нефтяной добычи в Карском море, выдвигающие Россию в ТОПовые поставщики нефти на интернациональный рынок

Западносибирская нефтегазовая периферия, продолжением которой считается Карское море, сейчас обеспечивает две третьих добычи нефти в РФ.

Непосредственное воздействие на реализацию проектов в этом регионе оказывают натуральные характерности: глубина моря – 40–350 метров, ледовая атмосфера такая, что лет удерживается 10 месяцев в году и толщина его может достигать полутора метров, а температура зимой опускается до минус 46?С.

Получив в 2010 году разрешение на изучение шельфа морей Арктики, ОАО «НК «Роснефть» начала реализацию проектов на 3 Восточно-Приновоземельских участках Карского моря.

В сентябре 2014 года стали известны итоги бурения скважины Университетская-1 на первом участке. В результате бурения на глубине 2 113 метров была обнаружена нефть. При рекордно коротких сроках бурения (полтора месяца) получилось соблюсти все экологические и технологичные требования. Новому месторождению было присвоено наименование «Победа».

Залежи нефти в Карском море

Ресурсная база всех трех участков, согласно экспертной оценке, составляет 87 млрд баррелей.

Позднее профессионалы ООО «Тюменский нефтяной научный центр» провели исследования керна, которые подтвердили объем запасов первой открытой ловушки, – 391,9 млрд кубов газа и 128,7 млн тонн нефти по категории С1 + С2.

Характерности и состав нефти в скважине Университетская-1

В октябре 2014 года профессионалами ОАО «ТомскНИПИнефть» были завершены все исследования параметров нефти Университетской-1, результаты предоставили руководству ОАО «НК «Роснефть».

Результаты комплексных исследований бурового шлама, проб пластовых флюидов и образцов керна подтвердили прогнозные оценки: месторождение имеет сверхлегкую нефть, которая по главным показателям (таким, как содержание серы и плотность) превосходит нефть марок SiberianLight и WTI и нефть марки Brent, являющейся эталонной. Характеристики этой нефти соизмеримы с нефтью месторождения шельфа Вьетнама «Белый тигр».

Главные показатели этой нефти:

  • плотность – 808-814 кг/кубометр (у нефти Brent – 834 кг/кубометр);
  • групповое содержание серы – 0,02% (у Brent – 0,2-1%, в Urals – 1,2-1,3%);
  • большой выход светлых фракций – 60–70%;
  • невысокое содержание смол – 1,5%.

Нефть с аналогичными критериями высоко популярна на мировом рынке из-за преобладания метановых углеводородов и невысокого содержания смол. Она очень проста в переработке. Применяется как в качестве сырья для нефтехимических фирм, так же и для разбавки тяжёлой нефти. Более того в мире в настоящий момент встречается тенденция падения запасов легкой нефти, что тоже увеличивает ее притягательность у потребителей.

Про то, какие страны предоставляют сегодняшний мир нефтяными запасами, можете прочесть в нашей статье.

Нефтяная добыча в Карском море

Месторождение было найдено вместе компаниями «Роснефть» и Exxon Mobil. В проекте принимала участие компания Nord Atlantic Drilling, а еще профессионалы компаний Schlumberger, Weatherford, Halliburton, Trendsetter и др.

Скважина бурилась на глубине 81 метр в условиях открытой воды за 250 км от материка. Бурение осуществлялось при помощи платформы West Alpha. Платформу предъявила норвежская компания Nord Atlantic Drilling.

Эта платформа собой представляет судно водоизмещением 30 млн кг и длиной в 70 метров, которое фиксируется ко дну. Установка держится на месте при помощи 8-якорной системы позиционирования. Конструкция может выдержать шторм с высотой волн до 15 метров. В самом центре сооружения буровая установка. Самая большая глубина бурения – 7 км. Все оборудование учитывает если понадобится замену на резервные варианты.

Проблемы транспортировки

Не обращая внимания на все перспективные прогнозы нефтедобычи в регионе, одной из главных сложностей становится ее последующая перевозка. Вкупе с уже существующими сложностями проблема такого рода может помешать начать большие работы по добыче.

А дело все в том, что прибрежье Карского моря почти что не обеспечено транспортом. Старые (еще с середины прошлого столетия) порты находятся в упадке и не способны выдержать большого грузового потока. Главные порты – Диксон, Дудинка, Игарка, Харасавэй и Сабетта. Из них всего лишь два последних размещены в относительной близости от ЖД сети. Создание настоящего ЖД сообщения могло бы значительно уменьшить долю морской транспортировки, добытой в Карском море нефти.
Но в ближайшей перспективе это навряд ли случится. Более того навигация в портах Карского моря возможна только в короткий лето, так как ни один порт не считается незамерзающим.

Перевозка в зимний период возможна лишь через ближний незамерзающий порт – Мурманск, что за собой влечет высокие лишние траты. Есть еще вариант постройки порта в незамерзающем заливе Индигская губа, однако это уже отдаленная перспектива, как и предлагаемое строительство грузовых дирижаблей гибридного типа, обладающих высокой подъемностью груза и способных работать как воздушные танкеры.

Ближайшие перспективы

В зимний период проект разведочного бурения на площадке «Университетская-1» планово приостанавливают и возобновляют весною, когда в Карском море приходят прекрасные атмосферные условия.

Вопрос в том, будет бурение выполняться одновременно с заграничными партнерами либо нет. С самого начала общий проект 2-ух компаний предполагал бурение 40 разведочных скважин на шельфе России до конца 2018 года.

Однако из-за введения санкций Exxon Mobil так и не получилось договориться с властями Соединённых Штатов, чтобы продолжать проекты в РФ. В результате партнерство с «Роснефтью» по шельфовым разработкам было заморожено.

По словам главы государства ОАО «НК «Роснефть» Игоря Сечина, компания рассматривает возможность добычи на месторождении в Карском море через 5–7 лет. При этом стратегия развития будет направлена как на свои разработки, так и на поиск новых партнеров.

Экологичный нюанс

Одна из основных проблем добычи нефти в Карском море экологическая. Бассейн разработок находится очень близко от охраняемых природных объектов, например как государственный парк «Российская Арктика» в Карском море, «Остров Врангеля», который расположен под патронажем ЮНЕСКО как «роддом» белых медведей.

Все это просит очень высокого внимания со стороны компаний-разработчиков ко всем этапам собственной деятельности.

Жёсткие рамки российского природоохранного законодательства предполагают полное соблюдение международных требований и соглашений на всех стадиях реализации шельфовых проектов.
Собственно поэтому одним из основных нюансов работы Арктического научно-проектного центра шельфовых разработок стала экологическая экспертиза. Акцентированного внимания требовали вопросы взаимные действия с проживающим в регионе коренным населением.

На базе центра проводилось внимательное отслеживание воздействия на внешнюю среду всей работы, проводимых на шельфе, а еще их оценка с целью предостережения ЧС. Одна из важных задач – не позволить утечки нефти. В холодных арктических морях намного проблематичнее удалить загрязнения, которые имеют характерность скапливаться в тканях морских рыб и млекопитающих, составляющих основу питания здешних обитателей.

На самом раннем этапе буровая платформа West Alpha была склонна всесторонней модернизации дабы гарантировать полную эко безопасность работ.

Платформа была оборудована 2-мя группами противовыбросовых превенторов и специализированным независимым подводным запорным устройством. При появлении самого несущественного риска эти механизмы способны запечатать скважину для устранения утечки.

Для сохранения эко. безопасности после введения санкций Exxon Mobil обрела двухнедельную отсрочку для окончания бурения. Аналогичным образом, окончание работ на разведочной скважине было проведено в безопасном и экологично безвредном режиме.

Итак, каковы же перспективы развития Карской морской нефтеносной периферии? По экспертным оценкам, Карское месторождение должно превысить по объему ресурсов подобных гигантов, как Мексиканский залив и арктический шельф Северной Америки и Канады, и сравниться с ресурсами Саудовской Аравии.
Однако, как показывают главные факты, широкомасштабное освоение Карской нефтяной периферии возможно не раньше, чем через 3-5 лет.

И дело здесь не в возникших политических ограничениях и санкциях. Есть не менее серьезные инфраструктурные проблемы, просящие старательной проработки и основательных материальных инвестиций. При постепенном развитии всех рассмотренных направленностей освоение российской Арктики станет намного менее расходным и в долговременной перспективе должно существенно оказать влияние на развитие России и ее роль на мировой арене.

Читать еще:  Мегионское месторождение нефти (хмао-югра) в вопросах и ответах

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • АКТЕРЫ (65)
  • аналитика (744)
  • англ яз (1)
  • армия (179)
  • ароматы (27)
  • архитектура (94)
  • астрология (264)
  • аудиокниги (39)
  • безопасность (101)
  • видео (143)
  • война (1203)
  • вооружение (657)
  • вязание (118)
  • гадание (46)
  • диабет (25)
  • диеты (129)
  • дизайн (339)
  • дизайн дневника (2829)
  • для детей (381)
  • донбасс (122)
  • живопись (982)
  • жизнь (1116)
  • задорнов (59)
  • здоровое питание (650)
  • здоровье (870)
  • идеология (1985)
  • избранное (31)
  • интересное (252)
  • искусство (165)
  • искусство (64)
  • история (1602)
  • итоги недели (57)
  • камни (36)
  • кино (85)
  • комнатные растения (84)
  • косметология (186)
  • кулинария (1022)
  • культура (37)
  • лекарственные растения (60)
  • литература (148)
  • личности (755)
  • мода (5)
  • монастыри (14)
  • море (64)
  • мудрость (151)
  • музыка (902)
  • наука (71)
  • непознанное (109)
  • НОВОРОССИЯ (35)
  • обзор (140)
  • плеер (77)
  • политика (4355)
  • природа (266)
  • психология (608)
  • путешествия (341)
  • религия (282)
  • Россия (295)
  • рукоделие (141)
  • советы (222)
  • спектакль (8)
  • справочники (114)
  • стихи (211)
  • техника (206)
  • традиции (238)
  • фен-шуй (8)
  • философия (38)
  • фольклор (204)
  • фото (228)
  • цветы (303)
  • цитата (57)
  • эзотерика (304)
  • экономика (342)
  • юмор (193)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Месторождение в Карском море может вывести Россию в мировые лидеры по запасам нефти

Месторождение в Карском море может вывести Россию в мировые лидеры по запасам нефти

Путь к арктическому шельфу

На прошлой неделе стало известно, что разговоры о сказочных богатствах российского арктического шельфа получили реальное подтверждение. «Роснефть» открыла новое месторождение сверхлегкой нефти в Карском море, ресурсы первой ловушки (часть горной породы, в которой аккумулирована нефть) составляют свыше 100 миллионов тонн. По сообщению корреспондента ИТАР-ТАСС с самой северной в мире арктической скважины «Роснефть» успешно завершила бурение вертикальной скважины глубиной 2113 метров «Университетская-1». В результате, на дне Карского моря на глубине 81 метр обнаружена сверхлегкая нефть, сопоставимая по качествам с маркой Siberian Light. Нефть именно этой марки широко востребована в мире. Новое месторождение в Карском море названо «Победа».

По словам главы «Роснефти» Игоря Сечина, запасы нефти в Карском море могут оказаться больше, чем в Мексиканском заливе, на бразильском шельфе и сравнимы с нефтяными богатствами Саудовской Аравии. Континентальный шельф России, по оценкам экспертов, крупнейший в мире источник неразведанных ресурсов углеводородов, перспективные ресурсы которого в 13 раз превышают запасы Северного моря и Мексиканского залива вместе взятых.

Однако уже в понедельник, 29 сентября, стало известно, что победу праздновать пока рано. Американская компания ExxonMobil, которая, собственно, и вела геологоразведочные работы по договору с «Роснефтью», и технологии которой должны были быть использованы при нефтедобыче, уже в октябре «выходит из игры». Компания подтвердила требование властей США прекратить работу на территории России. «От нас потребовали свернуть всю деятельность, затронутую санкциями, кроме проекта в Карском море, к 26 сентября», — заявили в пресс-службе компании.

Не секрет, что произошло это в рамках войны санкций, которую США объявили России.

Насколько оправданны сверхоптимистичные прогнозы о запасах арктической нефти? И сумеет ли Россия, не обладающая собственными технологиями по глубоководной добыче, ими воспользоваться?

— Радует, что у нас, наконец, впервые со времён СССР нашли крупное месторождение нефти, — говорит депутат Госдумы Вячеслав Тетёкин. – До сих пор мы жили за счёт запасов углеводородов, открытых и освоенных в советские времена. Мало того, долгие годы геологоразведка вообще была свёрнута. В то время как не только на арктическом шельфе, но и в Западной Сибири ещё можно найти новые крупные месторождения.

Пока я бы не стал торопиться с окончательными оценками запасов нефти. Да, были предварительные геофизические исследования, которые показали наличие энергоресурсов. И первая же пробуренная скважина подтвердила эти исследования. С другой стороны, я помню, что несколько лет назад были восторженные разговоры о том, что в Каспийском море имеются запасы углеводородов едва ли не большие, чем в Персидском заливе. Под это дело все страны региона «толкались локтями», пытались поделить Каспий. Однако пробурили несколько скважин, и выяснилось, что запасы нефти там куда более скромные, чем ожидались.

«СП»: — Как повлияет открытие месторождения в Карском море на наши геополитические позиции в Арктике?

— Что касается укрепления наших позиций, можно порадоваться, что Арктике стали уделять повышенный интерес. Ведь ещё не так давно российская власть настолько была безразлична к этим огромным территориям, что в мире пошли разговоры об интернационализации Северного морского пути. Сейчас некоторое движение российской власти в защиту наших национальных интересов всё-таки имеет место. Восстанавливается сеть военных аэродромов на побережье Ледовитого океана, создаются опорные военные пункты.

Приходится только с сожалением констатировать, что делается это после того, как стало ясно, что арктический шельф богат углеводородами. До этого, вроде как, и защищать наши интересы в Арктике, не было нужды. Между тем, уважающие себя страны стремятся защищать свои интересы на любой территории, независимо от того, насколько они богаты месторождениями. У нас же, если бы нефть не нашли, вполне могло бы дойти до того, что мы согласились бы оставить за собой только десятимильную зону вдоль арктического побережья.

— Я бы пока не делал слишком радужных прогнозов, — говорит директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. – Пока объёмы месторождения «Победа» оцениваются в 100 миллионов тонн, но мы имеем результаты лишь по одному бурению. В итоге может оказаться и в 5, и в 30 раз больше.

В любом случае, у России увеличиваются шансы стать одним из лидеров по добыче нефти. До сих пор мы были шестыми в списке по общим запасам. Теперь же можем занять место в первой тройке. В обозримом будущем стоит ждать, что геополитическая весомость России значительно возрастёт. Много зарубежных компаний, в том числе западных, будут заинтересованы в сотрудничестве с нами.

«СП»: — Но пока, как мы видим на примере ExxonMobil, у западных компаний связаны руки…

— Да, уже с октября ExxonMobil не сможет участвовать в разработке найденного с её же помощью месторождения. Изначально, по условиям контракта, эта компания несла все риски. Она вкладывалась в поиск нефти. И, в случае успеха, ей компенсировались все расходы, плюс к этому она получала доход от экспорта нефти. Теперь же получается, что компании просто компенсируют её расходы, но уже никаких прибылей она получать не будет. «Багаж месторождений», где работает ExxonMobil, невелик. Она была крайне заинтересована в освоении российского арктического шельфа. Поэтому, я не исключаю, что она попытается обойти этот закон или как-то смягчить запреты американского правительства.

«СП»: — А если это не удастся?

— Тогда мы можем обратиться к другим странам. В первую очередь, — к китайцам. У них сейчас активно развиваются компании, работающие на шельфе. Собственной нефти у Поднебесной при всех прикладываемых усилиях по поиску новых месторождений, всё меньше. Они работают в основном в Африке. И, конечно, с удовольствием согласятся войти в долю, чтобы поучаствовать в разработке месторождений на арктическом шельфе. Так же можно рассчитывать на участие бразильских компаний, имеющих опыт глубоководной нефтедобычи. Возможно, мы получим не столь современные и безопасные, чуть более затратные месторождения. Возможно и то, что несколько отодвинутся и сроки, когда начнётся освоение. Обычно от открытия месторождения до начала промышленной добычи проходит около 7 лет. Здесь сроки сместятся на 2-3 года. Но принципиально вряд ли что-то изменится.

Читать еще:  Мусоровозы - решение проблем с мусором

«СП»: — Можно ли ждать, что территории вдоль Северного морского пути в связи с открытием новых месторождений станут такими же процветающими, как сейчас регионы Западной Сибири?

— Я думаю, что к практике советского времени, когда строились большие города за Полярным Кругом, возвращения не будут. Очень затратно в таких суровых климатических условиях содержать инфраструктуру больших населённых пунктов. Дороже всего обходится отопление социальных объектов: школ, детских садов, больниц. Но, конечно, будут возникать всё новые «вахтовые посёлки». Рабочих начнут завозить на месяц-два, а потом увозить на большую землю. При этом вместе с ними будет завозиться и весь необходимый обслуживающий персонал: врачи, повара и т.д. Неизбежно будет развиваться и инфраструктура: дороги, аэродромы, судоремонтные предприятия.

«СП»: — А будут ли улучшаться условия жизни в уже построенных арктических городах и посёлках, в таких, как как Дудинка, Мурманск, Тикси и т.д.?

— Да, безусловно, если развитие нефтедобычи в Арктике будет возрастать, то увеличится и роль Северного морского пути. Нам необходимы будут более современные и развитые морские порты вдоль этой трассы.

— Пока можно точно сказать: то, что нашли нефть в Арктике – уже большое достижение, — считает руководитель аналитического управления фонда «Национальная энергетическая безопасность» Александр Пасечник. – По приблизительным оценкам четверть мировых запасов углеводородов находится на морском шельфе. При этом большая часть из них – на Арктическом. Ясно, что нефтедобыча с морского дна неизбежно будет увеличиваться. А вместе с ней увеличиваться и роль России.

Что касается, санкций, можно сказать, что это вещь не стратегическая, а тактическая. Санкции рано или поздно уйдут, а месторождение никуда не денется. Взамен западных компаний с нами готовы работать компании многих других стран от Китая до Бразилии и Индии.

«СП»: — Мы обладаем уникальными разработками в космической сфере, в области производства вооружений. Почему бы нам самим не развивать технологии глубоководной нефтедобычи?

— Если представить, что США каким-то фантастическим образом удастся отвадить от нас все страны, которые подобными технологиями обладают, то нам ничего не останется, как самим разрабатывать эти технологии. Но это, опять-таки приведёт к потере времени и прибылей, к дополнительным финансовым затратам. Поэтому пока выбранная стратегия на сотрудничество с теми компаниями, которыми этими технологиями уже обладают, представляется мне верной.
Фото ИТАР-ТАСС.

Перспективы нефтяной добычи в Карском море, выдвигающие Россию в ТОПовые поставщики нефти на международный рынок

Западносибирская нефтегазовая провинция, продолжением которой является Карское море, в настоящее время обеспечивает две третьих добычи нефти в России.

Прямое влияние на реализацию проектов в данном регионе оказывают природные особенности: глубина моря – 40–350 метров, ледовая обстановка такова, что лет держится 10 месяцев в году и толщина его достигает полутора метров, а зимняя температура опускается до минус 46˚С.

Получив в 2010 году разрешение на изучение шельфа морей Арктики, ОАО «НК «Роснефть» начала реализацию проектов на трех Восточно-Приновоземельских участках Карского моря.

В сентябре 2014 года стали известны итоги бурения скважины Университетская-1 на первом участке. В результате бурения на глубине 2 113 метров была обнаружена нефть. При рекордно коротких сроках бурения (полтора месяца) удалось соблюсти все экологические и технологические требования. Новому месторождению было присвоено название «Победа».

Запасы нефти в Карском море

Ресурсная база всех трех участков, согласно экспертной оценке, составляет 87 млрд баррелей.

Позже специалисты ООО «Тюменский нефтяной научный центр» провели исследования керна, которые подтвердили объем запасов первой открытой ловушки, – 391,9 млрд кубометров газа и 128,7 млн тонн нефти по категории С1 + С2.

Особенности и состав нефти в скважине Университетская-1

В октябре 2014 года специалистами ОАО «ТомскНИПИнефть» были закончены все исследования свойств нефти Университетской-1, результаты представили руководству ОАО «НК «Роснефть».

Результаты комплексных исследований бурового шлама, проб пластовых флюидов и образцов керна подтвердили прогнозные оценки: месторождение содержит сверхлегкую нефть, которая по основным показателям (таким, как содержание серы и плотность) превосходит нефть марок SiberianLight и WTI и нефть марки Brent, являющейся эталонной. Характеристики данной нефти сопоставимы с нефтью месторождения шельфа Вьетнама «Белый тигр».

Основные показатели этой нефти:

  • плотность – 808-814 кг/кубометр (у нефти Brent – 834 кг/кубометр);
  • массовое содержание серы – 0,02% (у Brent – 0,2-1%, в Urals – 1,2-1,3%);
  • высокий выход светлых фракций – 60–70%;
  • низкое содержание смол – 1,5%.

Нефть с подобными показателями высоко востребована на мировом рынке из-за преобладания метановых углеводородов и низкого содержания смол. Она достаточно проста в переработке. Используется как в качестве сырья для нефтехимических предприятий, так и для разбавления тяжелой нефти. К тому же в мире сейчас наблюдается тенденция резкого снижения запасов легкой нефти, что также повышает ее привлекательность у потребителей.

Про то, какие страны обеспечивают современный мир нефтяными запасами, можете прочитать в нашей публикации.

Добыча нефти в Карском море

Месторождение было обнаружено совместно компаниями «Роснефть» и Exxon Mobil. В проекте участвовала компания Nord Atlantic Drilling, а также специалисты компаний Schlumberger, Weatherford, Halliburton, Trendsetter и др.

Скважина бурилась на глубине 81 метр в условиях открытой воды за 250 км от материка. Бурение осуществлялось посредством платформы West Alpha. Платформу предоставила норвежская компания Nord Atlantic Drilling.

Данная платформа представляет собой судно водоизмещением 30 тысяч тонн и длиной в 70 метров, которое крепится ко дну. Установка удерживается на месте посредством 8-якорной системы позиционирования. Конструкция способна выдержать шторм с высотой волн до 15 метров. В центре сооружения буровая установка. Максимальная глубина бурения – 7 км. Все оборудование предусматривает при необходимости замену на резервные варианты.

Проблемы транспортировки

Несмотря на все перспективные прогнозы нефтедобычи в регионе, одной из основных трудностей становится ее дальнейшая транспортировка. Вкупе с уже существующими сложностями эта проблема может помешать начать масштабные работы по добыче.

Дело в том, что побережье Карского моря практически не обеспечено транспортом. Старые (еще с середины прошлого века) порты находятся в упадке и не могут выдержать большого грузопотока. Основные порты – Диксон, Дудинка, Игарка, Харасавэй и Сабетта. Из них только два последних расположены в относительной близости от железнодорожной сети. Создание полноценного железнодорожного сообщения могло бы существенно снизить долю морской транспортировки, добытой в Карском море нефти.
Однако в ближайшей перспективе это вряд ли произойдет. К тому же навигация в портах Карского моря возможна только в короткий летний период, так как ни один порт не является незамерзающим.

Транспортировка зимой возможна только через ближайший незамерзающий порт – Мурманск, что влечет за собой высокие дополнительные расходы. Есть еще вариант постройки порта в незамерзающем заливе Индигская губа, но это уже отдаленная перспектива, как и предлагаемое строительство грузовых дирижаблей гибридного типа, обладающих высокой грузоподъемностью и способных функционировать как воздушные танкеры.

Ближайшие перспективы

Зимой проект разведочного бурения на платформе «Университетская-1» планово приостанавливают и возобновляют весной, когда в Карском море наступают благоприятные погодные условия.

Вопрос в том, будет бурение осуществляться вместе с зарубежными партнерами или нет. Изначально совместный проект двух компаний предполагал бурение 40 разведочных скважин на шельфе России до конца 2018 года.

Читать еще:  Особенности работы и параметры вакуумных машин

Однако в связи с введением санкций Exxon Mobil так и не удалось прийти к соглашению с властями США, чтобы продолжить проекты в России. В результате сотрудничество с «Роснефтью» по шельфовым разработкам было заморожено.

По словам президента ОАО «НК «Роснефть» Игоря Сечина, компания рассматривает возможность добычи на месторождении в Карском море через 5–7 лет. При этом стратегия развития будет ориентирована как на собственные разработки, так и на поиск новых партнеров.

Экологический аспект

Одна из ключевых проблем добычи нефти в Карском море экологическая. Бассейн разработок находится в непосредственной близости от охраняемых природных объектов, таких как национальный парк «Русская Арктика» в Карском море, «Остров Врангеля», который находится под патронажем ЮНЕСКО как «родильный дом» белых медведей.

Все это требует повышенного внимания со стороны компаний-разработчиков ко всем этапам своей деятельности.

Жесткие рамки российского природоохранного законодательства предполагают полное соблюдение международных требований и соглашений на всех этапах реализации шельфовых проектов.
Именно поэтому одним из главных аспектов работы Арктического научно-проектного центра шельфовых разработок стала экологическая экспертиза. Особого внимания требовали вопросы взаимодействия с проживающим в регионе коренным населением.

На базе центра проводилось тщательное отслеживание влияния на окружающую среду всех работ, проводимых на шельфе, а также их оценка с целью предупреждения чрезвычайных ситуаций. Одна из главных задач – не допустить утечки нефти. В холодных арктических морях гораздо сложнее устранить загрязнения, которые имеют особенность накапливаться в тканях морских рыб и млекопитающих, составляющих основу питания местных жителей.

На самом начальном этапе буровая платформа West Alpha была подвержена всесторонней модернизации для того, чтобы обеспечить полную экологическую безопасность работ.

Платформа была оснащена двумя группами противовыбросовых превенторов и специальным независимым подводным запорным устройством. При возникновении самого незначительного риска эти механизмы способны запечатать скважину для предотвращения утечки.

Для сохранения экологической безопасности после введения санкций Exxon Mobil получила двухнедельную отсрочку для завершения бурения. Таким образом, завершение работ на разведочной скважине было проведено в безопасном и экологически безвредном режиме.

Итак, каковы же перспективы развития Карской морской нефтеносной провинции? По оценкам экспертов, Карское месторождение должно превзойти по объему ресурсов таких гигантов, как Мексиканский залив и арктический шельф Северной Америки и Канады, и сравниться с ресурсами Саудовской Аравии.
Но, как показывают основные факты, крупномасштабное освоение Карской нефтяной провинции возможно не ранее, чем через 3-5 лет.

И дело тут не в возникших политических ограничениях и санкциях. Существуют не менее серьезные инфраструктурные проблемы, требующие тщательной проработки и значительных финансовых инвестиций. При постепенном развитии всех рассмотренных направлений освоение российской Арктики станет гораздо менее затратным и в долгосрочной перспективе должно значительно повлиять на развитие России и ее роль на мировой арене.

Новости Экономика

Архив
В Карском море найдены нефтяные запасы, сравнимые с ресурсами Саудовской Аравии

«Роснефть» открыла новое месторождение сверхлегкой нефти в Карском море, ресурсы первой ловушки (часть горной породы, в которой аккумулирована нефть) составляют свыше 100 млн тонн, сообщает ИТАР-ТАСС с платформы West Alpha, которая ведет бурение на самой северной в мире арктической скважине.

Компания успешно завершила бурение вертикальной скважины глубиной 2113 м «Университетская-1» в Карском море, в результате чего в новой нефтегазоносной Карской морской провинции обнаружена сверхлегкая нефть, сопоставимая по качествам с маркой Siberian Light. Глубина моря в точке бурения составляет 81 м. «Новое месторождение в Карском море названо «Победа», – сказал ИТАР-ТАСС глава «Роснефти» Игорь Сечин.

По его словам, все прогнозные параметры превышены: предварительная оценка ресурсной базы по газу составляет 338 млн кубометров, по нефти – только одна ловушка содержит более 100 млн тонн. Всего на данном месторождении более 30 ловушек.

«Роснефть» впервые за 50 лет открыла новую Карскую морскую провинцию, которая является продолжением на морской шельф крупнейших нефтегазоносных структур Западной Сибири. Новая провинция, по оценкам экспертов, превосходит такие нефтегазоносные провинции, как Мексиканский залив, бразильский шельф, арктический шельф Аляски и Канады, и сравнима со всей текущей ресурсной базой Саудовской Аравии.

Континентальный шельф России – крупнейший в мире источник неразведанных ресурсов углеводородов, перспективные ресурсы которого в 13 раз превышают запасы Северного моря и Мексиканского залива вместе взятых.

На российском шельфе у компании «Роснефть» 48 лицензионных участков – в Арктике, на Дальнем Востоке, в Черном, Каспийском и Азовском морях. Совокупные ресурсы составляют более 45 млрд тонн нефтяного эквивалента – это более десяти лет всего мирового потребления нефти.

Платформа West Alpha поставлена норвежской компанией North Atlantic Drilling, с которой «Роснефть» 30 июля заключила долгосрочные соглашения по бурению на шельфе. Площадь структуры Университетская – 1200 кв. км. Ее ресурсы составляют более 1,3 млрд тонн нефтяного эквивалента. Всего на трех Восточно-Приновоземельских участках Карского моря обнаружено около 30 структур, а экспертная оценка ресурсной базы трех участков составляет 87 млрд баррелей, или 13 млрд тонн нефтяного эквивалента.

Москва, Станислав Еременко

Москва. Другие новости 26.09.14

Обыски в ЦУМе: в бутиках «Mercury» ищут контрафакт. / Петербургская турфирма «Солярис» объявила о невозможности вернуть деньги «отказникам». / В администрации Севастополя идет обыск. Следователи ищут подтверждения крупных взяток за разрешения на торговли. Читать дальше

Месторождение «Победа». В Карском море обнаружена нефть

Новая, лёгкая

Компания успешно завершила бурение самой северной в мире арктической скважины «Университетская-1» и обнаружила нефть на лицензионном участке Восточно-Приновоземельский-1 в Карском море. Это было сделано в рекордные сроки — за полтора месяца, с соблюдением всех технологических и экологических требований.

После того как будет обработана геологическая информация, можно будет окончательно оценить ресурсы открытого месторождения.

«Получена первая нефть, — заявил Игорь Сечин, президент компании «Роснефть», на церемонии окончания бурения. — Эта прекрасная лёгкая нефть даже по первичным результатам анализа сопоставима с сортом Siberian Light. Предварительная оценка ресурсной базы только по этой первой открытой нами ловушке — 338 млрд кубометров газа и более 100 млн тонн неф­ти. Это уникальный результат при первом поисковом бурении на шельфе на абсолютно новом месторождении. Это наша общая победа, в её достижении участвовали наши друзья и партнёры из ExxonMobil, North Atlantic Drilling, специалисты Schlumberger, Halliburton, Weatherford, Baker, Trendsetter, FMC. И мы хотим назвать это месторождение «Победа».

Айсберги не страшны

До работ по геологоразведке детально исследовали окружающую среду: погоду, состояние льдов, их движение, особенности животного мира. Нефтяная компания не первый год проводит такие исследования в море Лаптевых, Карском и Чукотском. Нефтяники уже организовали в Арктике 10 научно-исследовательских экспедиций, полностью восстановили систему метеонаблюдений в Карском море. Все данные учитываются для планирования разведки, для проектирования будущих платформ, для определения всей логистики обеспечения шельфовых проектов.

Скважину «Университетская-1» пробурили с помощью платформы West Alpha норвежской компании North Atlantic Drilling. На заданной точке буровая удерживается с помощью 8-якорной системы, это обеспечивает повышенную устойчивость. Волны не могут дотянуться до неё. Специалисты разработали и схему предотвращения столкновений с айсбергами. Если эксперты сочтут, что торос может повредить установку, суда отбуксируют её на безопасное расстояние либо система изолирует скважину без вреда для окружающей среды, а саму буровую переместят в безопасное место. Платформа также оснащена двумя группами так называемых противовыбросовых превенторов и независимым подводным запорным устрой­ством: она прошла специальную подготовку для работы в условиях Арктики.

Не помешали бурению и санкции — зарубежным партнёрам нефтяной компании дали отсрочку. Видимо, здравый смысл восторжествовал над политическими амбициями руководства западных государств.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector