Нормы расхода топлива на 2016 год. минтранс рф, последняя редакция

Нормы расхода топлива от Минтранса РФ на 2016-2017 год

В любой организации, чья предпринимательская деятельность связана с использованием транспортных средств, отдельной статьей учитываются издержки на горюче-смазочные материалы (ГСМ).

Нормы расхода топлива Минтранс РФ на 2016-2017 год озвучил давно и важно о них знать. При этом затраты по данной статье не могут быть списаны без предварительного экономического обоснования. Установка нормы расхода топлива производится после выбора подходящего типа ГСМ.

Сведения о затратах горючего подлежат занесению в путевой лист. Изначально ведением этой отчетности занимались водители. Однако в последнее время все более широкое распространение получает практика заполнения путевых листов начальством предприятия. Это связано с частыми случаями фальсификации данных со стороны водителей.

Как устанавливаются нормы расхода топлива на 2016-2017 год? Последняя редакция

Покупка горюче-смазочных материалов для транспорта предприятий осуществляется двумя способами: за наличные средства либо по специальным топливным картам, талонам или другим сертификатам.

Если горючее было приобретено за наличные, следует специальным приказом установить, кому и сколько денежных средств было выдано, а также зафиксировать сроки. У водителя есть трое суток по истечению периода, на который выделялись наличные, чтобы сдать начальству отчетность о затратах.

Если покупка топлива производится по системе сертификатов, определяющим фактором становится момент передачи водителю прав собственности на ГСМ. Фиксировать можно, в зависимости от условий договора с поставщиком горючего, либо время передачи сотруднику талонов, либо время заправки автомобиля.

Все операции с топливными сертификатами необходимо документировать. Эти данные будут нужны при расчете с поставщиком, когда предприятие будет оформлять заявку на кассовый расход, чтобы осуществить перевод средств за печать талонов и за купленные ГСМ. Все чеки, выданные на заправочных станциях, водитель обязан сохранить и сдать вместе с путевым листом.

Списание топлива производится на основании нормы его расхода. Данная норма устанавливается, чтобы привести фактические затраты горючего в соответствие с предполагаемым уровнем. В идеале, фактический расход ГСМ должен быть ниже нормы.

Для основных категорий транспорта нормы расхода топлива Минтранс РФ на 2016-2017 год разработал, но основная проблема заключается в том, что они составлены с расчетом на движение по прямой трассе с дорожным покрытием в отличном состоянии. В реальности подобные условия крайне редко встречаются, поэтому появляется необходимость в использовании поправочных коэффициентов.

Нормы на расход масла

Также существует норма по замене масел и смазки:

  1. Модели ГАЗ: моторное масло – 1,8 литра; специальные масла – 0,05 литра; трансмиссионные и гидравлические масла – 0,15 литра; пластичная смазка – 0,1 литра.
  2. Модели УАЗ: моторное масло – 2,2 литра; специальные масла – 0,05 литра; трансмиссионные и гидравлические масла — 0,2 литра; пластичная смазка – 0,2 литра.
  3. Иномарки: моторное масло – 0,6 литра; специальные масла – 0,03 литра; трансмиссионные и гидравлические масла – 0,1 литра; пластичная смазка – 0,1 литра.

Данные нормы установлены в расчете на 100 литров горючего. Для старых транспортных средств применяется повышающий коэффициент 1,2.

Общая формула вычисления показателя затрат ГСМ: 0,01 ∙ Hs ∙ S ∙ (1+D ∙ 0,01), где Hs – базовая норма, S – пробег, D – поправочный коэффициент. Полный список коэффициентов можно найти в нормах расхода топлива от российского Министерства транспорта на 2016-2017 год.

Нормы расхода топлива на 2016-2017 год – Минтранс РФ регламентирует

Методы расчета базовых норм отличаются для разных категорий транспорта:

  • для автобусов учитывается снаряженная масса и загруженность пассажирами;
  • для грузовых машин, осуществляющих транспортировку, и для автопоездов используется транспортная норма на 100 тонно-километров либо применяются коэффициенты, отличающиеся в зависимости от массы перевозимого груза;
  • для легковой машины в незагруженном состоянии используется базовый коэффициент на 100 километров, если автомобиль осуществляет транспортировку груза, применяется транспортная норма, упомянутая выше;
  • для самосвалов учитывается снаряженная масса и норма загрузки с понижающим коэффициентом 0,5;

Стоит отметить, что для каждого транспортного средства могут быть использованы более точные методы расчета.

Уровень базовой нормы зависит не только от типа транспорта, но и от используемого им вида ГСМ, массы транспортного средства, маршрута, режима движения и других особенностей машины. Что касается транспортной нормы, в ней, помимо вышеперечисленного, учитывается масса перевозимого груза или пассажиров.

Единицы измерения в зависимости от видов топлива:

  • литры – бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ;
  • кубометры – природный газ.

Поправочные коэффициенты, которые влияют на норму расхода (их регламентируют нормы расхода топлива на 2016-2017 год, последняя редакция):

  • для новых транспортных средств в период обкатки базовый коэффициент может быть изменен до 1,1;
  • если срок эксплуатации машины составляет менее 5 лет, то допускается превышение нормы расхода до 5%, для транспортных средств старше 5 лет – до 10%;
  • норма для грузовых автомобилей может быть установлена выше стандартной на 10%, а для транспорта, перевозящего крупногабаритные грузы – на 35%;
  • в зимние месяцы прибавляется 5-20%;
  • если в машине используется климат-контроль, норма увеличивается до 7%;
  • если маршрут транспортного средства пролегает в горах, прибавляется до 20%, а на дорогах со сложным планом – до 30%.

Это значит, что для машины с базовой нормой в 12 литров, в которой используется климат-контроль в зимнее время, нужно применять следующую формулу: 12+7%+20% = 15,24 литра топлива.

В любой организации, чья предпринимательс кая деятельность связана с использованием транспортных средств, отдельной статьей учитываются издержки на горюче-смазочные материалы (ГСМ). Нормы расхода топлива на Минтранс РФ 2016-2017 год озвучил давно и важно о них знать. При этом затраты по данной статье не могут быть списаны без предварительного экономического обоснования. Установка нормы расхода топлива производится после выбора подходящего типа ГСМ.

Сведения о затратах горючего подлежат занесению в путевой лист. Изначально ведением этой отчетности занимались водители. Однако в последнее время все более широкое распространение получает практика заполнения путевых листов начальством предприятия. Это связано с частыми случаями фальсификации данных со стороны водителей.

Как устанавливаются нормы расхода топлива на 2016-2017 год? Последняя редакция

Покупка горюче-смазочных материалов для транспорта предприятий осуществляется двумя способами: за наличные средства либо по специальным топливным картам, талонам или другим сертификатам.

Если горючее было приобретено за наличные, следует специальным приказом установить, кому и сколько денежных средств было выдано, а также зафиксировать сроки. У водителя есть трое суток по истечению периода, на который выделялись наличные, чтобы сдать начальству отчетность о затратах.

Если покупка топлива производится по системе сертификатов, определяющим фактором становится момент передачи водителю прав собственности на ГСМ. Фиксировать можно, в зависимости от условий договора с поставщиком горючего, либо время передачи сотруднику талонов, либо время заправки автомобиля.

Все операции с топливными сертификатами необходимо документировать. Эти данные будут нужны при расчете с поставщиком, когда предприятие будет оформлять заявку на кассовый расход, чтобы осуществить перевод средств за печать талонов и за купленные ГСМ. Все чеки, выданные на заправочных станциях, водитель обязан сохранить и сдать вместе с путевым листом.

Списание топлива производится на основании нормы его расхода. Данная норма устанавливается, чтобы привести фактические затраты горючего в соответствие с предполагаемым уровнем. В идеале, фактический расход ГСМ должен быть ниже нормы.

Для основных категорий транспорта нормы расхода топлива Минтранс РФ на 2016-2017 год разработал , но основная проблема заключается в том, что они составлены с расчетом на движение по прямой трассе с дорожным покрытием в отличном состоянии. В реальности подобные условия крайне редко встречаются, поэтому появляется необходимость в использовании поправочных коэффициентов.

Нормы на расход масла

Также существует норма по замене масел и смазки:

Модели ГАЗ: моторное масло – 1,8 литра; специальные масла – 0,05 литра; трансмиссионные и гидравлические масла – 0,15 литра; пластичная смазка – 0,1 литра.

Модели УАЗ: моторное масло – 2,2 литра; специальные масла – 0,05 литра; трансмиссионные и гидравлические масла — 0,2 литра; пластичная смазка – 0,2 литра.

Иномарки: моторное масло – 0,6 литра; специальные масла – 0,03 литра; трансмиссионные и гидравлические масла – 0,1 литра; пластичная смазка – 0,1 литра.

Данные нормы установлены в расчете на 100 литров горючего. Для старых транспортных средств применяется повышающий коэффициент 1,2.

Общая формула вычисления показателя затрат ГСМ: 0,01 ∙ Hs ∙ S ∙ (1+ D ∙ 0,01), где Hs – базовая норма, S – пробег, D – поправочный коэффициент. Полный список коэффициентов можно найти в нормах расхода топлива на 2016-2017 год от российского Министерства транспорта.

Нормы расхода топлива на 2016-2017 год – Минтранс РФ регламентирует

Методы расчета базовых норм отличаются для разных категорий транспорта:

для автобусов учитывается снаряженная масса и загруженность пассажирами;

для грузовых машин, осуществляющих транспортировку, и для автопоездов используется транспортная норма на 100 тонно-километров либо применяются коэффициенты, отличающиеся в зависимости от массы перевозимого груза;

для легковой машины в незагруженном состоянии используется базовый коэффициент на 100 километров, если автомобиль осуществляет транспортировку груза, применяется транспортная норма, упомянутая выше;

для самосвалов учитывается снаряженная масса и норма загрузки с понижающим коэффициентом 0,5;

Стоит отметить, что для каждого транспортного средства могут быть использованы более точные методы расчета.

Уровень базовой нормы зависит не только от типа транспорта, но и от используемого им вида ГСМ, массы транспортного средства, маршрута, режима движения и других особенностей машины. Что касается транспортной нормы, в ней, помимо вышеперечисленно го, учитывается масса перевозимого груза или пассажиров.

Единицы измерения в зависимости от видов топлива:

литры – бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ;

кубометры – природный газ.

Поправочные коэффициенты, которые влияют на норму расхода (их регламентируют нормы расхода топлива на 2016-2-17 год, последняя редакция ):

для новых транспортных средств в период обкатки базовый коэффициент может быть изменен до 1,1;

если срок эксплуатации машины составляет менее 5 лет, то допускается превышение нормы расхода до 5%, для транспортных средств старше 5 лет – до 10%.

норма для грузовых автомобилей может быть установлена выше стандартной на 10%, а для транспорта, перевозящего крупногабаритные грузы – на 35%;

в зимние месяцы прибавляется 5-20%;

если в машине используется климат-контроль, норма увеличивается до 7%;

если маршрут транспортного средства пролегает в горах, прибавляется до 20%, а на дорогах со сложным планом – до 30%.

Это значит, что для машины с базовой нормой в 12 литров, в которой используется климат-контроль в зимнее время, нужно применять следующую формулу: 12+7%+20% = 15,24 литра топлива.

Нормы расхода топлива – теперь в новой редакции

Минтрансом (Распоряжение от 14.03.2008 № АМ-23-р) утверждены методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (далее – Нормы расхода топлива). Необходимость применения этого документа на протяжении многих лет вызывает споры у бухгалтеров: все ли коммерческие организации обязаны учитывать нормы, им установленные, либо его положения касаются только автотранспортных предприятий? Не оставим без внимания также факт внесения существенных поправок в названный документ.

Читать еще:  Наросты на лапах или кнемидокоптоз кур – лечение и профилактика болезни

Обязано ли торговое предприятие применять Нормы расхода топлива?

  • автотранспортные предприятия;
  • организации, занятые в системе управления и контроля (в том числе ФНС);
  • предприниматели;
  • другие лица, независимо от форм собственности, эксплуатирующие автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории РФ.

Обозначены и цели применения документа (п. 3):

  • для расчетов нормативного значения расхода топлива по месту потребления, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами;
  • для определения себестоимости перевозок;
  • при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль;
  • для ведения статистической и оперативной отчетности.

Иными словами, положениями указанного документа регламентировано, что утвержденные нормы должны применяться всеми организациями, которые в рамках предпринимательской деятельности расходуют топливо и смазочные материалы при эксплуатации автомобилей, в том числе в целях налогообложения.

На том, что данные нормы должны в обязательном порядке применяться всеми коммерческими предприятиями, ранее настаивал и Минфин (Письмо от 03.09.2010 № 03 03 06/2/57), и налоговики (Письмо УФНС по г. Москве от 30.12.2009 № 16-15/139308). В отношении автомобилей, для которых нормы расхода топлива и смазочных материалов не утверждены, чиновники рекомендовали налогоплательщику руководствоваться соответствующей технической документацией или информацией, представляемой изготовителем транспортного средства, и разрабатывать нормы самостоятельно.

Но существует и другая позиция, которую зачастую отстаивают коммерческие предприятия, основанная на положениях НК РФ. Дело в том, что Налоговый кодекс не налагает на предприятия обязанности нормировать расходы на приобретение ГСМ: в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика на приобретение топлива. А к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Применять нормативы следует лишь в случае использования сотрудниками организаций в ходе выполнения ими служебных обязанностей личных автомобилей 1 . Таким образом, кроме указания на экономическую оправданность расходов, НК РФ не содержит положений о необходимости нормирования затрат на топливо и смазочные материалы, за исключением случая нормирования расходов при использовании личного транспорта в служебных целях. Кроме того, Минтранс не относится к органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов (ст. 4 НК РФ).

По понятным причинам по порядку применения Норм расхода топлива сложилась обширная арбитражная практика. Например, в Постановлении ФАС ЗСО от 05.04.2012 по делу № А27-8757/2011 2 суд, согласившись с налоговым органом об экономической неоправданности расходов на ГСМ, указал, что в гл. 25 НК РФ не предусмотрено нормирования расходов на ГСМ. Такие расходы могут учитываться в полном объеме при условии их соответствия требованиям ст. 252 НК РФ.

В настоящее время финансисты уже не настаивают, а рекомендуют пользоваться утвержденными нормами: при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе учитывать Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (письма от 27.01.2014 № 03 03 06/1/2875, от 03.06.2013 № 03 03 06/1/20097, от 30.01.2013 № 03 03 06/2/12). Это уже третья позиция, которая, по мнению автора, свидетельствует о том, что разработанные Нормы расхода топлива могут применяться в целях налогообложения торговой организацией в добровольном порядке (ссылку на применение норм в этом случае целесообразно привести в учетной политике).

Почему Минфин сменил гнев на милость? Полагаем, мы знаем ответ на этот вопрос.

Документ требует серьезной доработки…

В ходе работы были выяснены как положительные, так и отрицательные эффекты от использования норм. Так, к числу возможных положительных эффектов (в целях учета налогооблагаемой базы по налогу на прибыль) отнесено упрощение процедур администрирования (в том числе проверки) правильности исчисления субъектами предпринимательской деятельности расходов по налогу на прибыль. К негативным эффектам от применения предусмотренных методическими рекомендациями нормативов отнесена невозможность учета фактически понесенных расходов при уменьшении налоговой базы по налогу на прибыль, что увеличивает себестоимость производимой продукции (оказываемых услуг) и таким образом необоснованно ухудшает положение отдельных участников рынка.

Кроме того, в названном документе были выявлены существенные недочеты. Например, нормативы установлены для многих марок и моделей автомобильного транспорта отечественного и зарубежного производства, которые сняты с производства или выведены из эксплуатации. Поскольку автопарк компаний постоянно обновляется, требуется периодическая актуализация некоторых положений. Другой недочет – наличие противоречий в части порядка утверждения и изменения поправочных коэффициентов к нормам расхода топлива.

По итогам проведенных консультаций Минэкономразвития пришло к выводу о наличии в нормативном акте положений, в части упоминания в нем о применении его для расчетов по налогообложению предприятий, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской деятельности. По результатам экспертизы распоряжения Минэкономразвития посчитало необходимым:

  • исключить из п. 3 упоминание о том, что нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов по налогообложению;
  • определить однозначный порядок утверждения и изменения поправочных коэффициентов к нормам расхода топлива;
  • указать на рекомендательный характер распоряжения;
  • утвердить порядок проведения периодической актуализации положений распоряжения в отношении используемого парка автомобильной техники;
  • учесть предложения коммерческих организаций, представленные в справке о результатах публичных консультаций, при доработке распоряжения (в их числе следующие претензии: в методических рекомендациях не учтено влияние пробок на расход смазочных материалов; определен короткий период использования зимних надбавок к нормам расхода топлива (для северных и восточных территорий) и др.).

Полагаем, что Минфин изменил свою точку зрения с «применять в обязательном порядке» на «рекомендовано к применению» именно в связи с проведением экспертизы комментируемого документа, публикацией на сайте Минэкономразвития заключения от 20.04.2012 и ожиданиями внесения поправок в названный документ.

Нормы расхода топлива – теперь в новой редакции

Однако в текстовую часть Распоряжения № МА-23-р (о том, что названные нормы являются рекомендованными, что они не применяются в целях налогообложения прибыли, и др.), о чем было отмечено в рекомендациях Минэкономразвития по результатам проведения экспертизы комментируемого документа, изменения внесены не были. А это значит, что все спорные вопросы о порядке применения (неприменения) этого документа сохраняются.

Более того, те предприятия, которые пользуются утвержденными нормами при учете расходов на ГСМ в целях исчисления налога на прибыль, могут столкнуться с ситуацией, что разработанные ими самостоятельно нормы расхода ГСМ по тем автомобилям, которые не значились в старой редакции документа, не совпадают с вновь утвержденными нормами. В этом случае организация должна начать использовать новые нормы. С какого периода? Полагаем, что с даты вступления поправок в силу: для актов Минтранса – с момента их подписания (утверждения) (Приказ Минтранса РФ от 02.11.2004 № 28).

Вопрос о том, обязаны ли торговые предприятия в целях исчисления налога на прибыль применять Нормы расхода топлива, утвержденные Минтрансом, разрабатывать нормы расхода ГСМ самостоятельно либо списывать осуществленные расходы по факту (в размере фактических затрат), на протяжении многих лет является предметом спора. Но с учетом рекомендаций Минэкономразвития, Минфина, а также наличия положительной арбитражной практики можно констатировать, что даже при неприменении Норм расхода топлива, в случае если предприятиям со стороны проверяющих предъявлены претензии, есть большие шансы отстоять право на учет расходов на ГСМ в размере фактических затрат в вышестоящем налоговом органе либо суде (конечно, при условии их документального подтверждения).

Тем предприятиям, которые применяют Нормы расхода топлива, спешим сообщить, что в названный документ внесены существенные поправки, в частности установлены нормы расхода для автомобилей отечественного и иностранного производства выпуска с 2008 года (всего для более чем 900 моделей автомобилей).

1 Нормы расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92.

2 Определением ВАС РФ от 09.07.2012 № ВАС-8327/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

Новые нормы расхода топлива на 2019 год от Минтранса РФ (последняя редакция)

Минтранс РФ ввел новые нормы расхода топлива на 2019 год. В статье удобная таблица с лимитами в последней редакции, которую можно скачать. Таблица поможет правильно учесть расходы на топливо и снизить риск возникновения претензий со стороны налоговиков.

Внимание! Воспользуйтесь этими документами по учету топливных расходов. Наши справочники и образцы спасут от обидных штрафов и защитят от ошибок. Актуальность подтверждена экспертами программы БухСофт. Скачивайте бесплатно:

Минтранс изменил нормы расхода топлива на 2019 год

Нормы расхода топлива Минтранс РФ установил 14 марта 2008 года в таблице распоряжения № АМ-23-р. Последняя редакция документа на 2019 год — распоряжение Минтранса от 06.04.2018 № НА-51-р.

Ведомство расширило перечень легковых автомобилей, автобусов, грузовиков, фургонов и другого автотранспорта. Также оно скорректировало лимиты расхода топлива, таблицу с предельными значениями зимних надбавок к нормам и порядок применения повышающего коэффициента и др.

Оформляйте путевые листы в бесплатной программе БухСофт: Путевые листы. Она простая и удобная в работе. Быстро скачали файл размером 8 мегабайт, легко установили и можно сразу приступать к работе. Документы формируются автоматически — а перепроверить самые распространенные ошибки помогут эксперты программы БухСофт.

Новые марки автотранспорта в приказе Минтранса по нормам расхода топлива на 2019 год

В перечень вошли такие отечественные марки автомобилей, как Lada Granta, Lada Priora, Lada Vesta, УАЗ-Patriot и другие, перечисленные в таблице 1.

Таблица 1. Новые марки автомобилей в приказе Минтранса № АМ-23-р

Новый повышающий коэффициент для городов-миллионников

Изменения ввели отношении транспорта, который используют:

  • в городах с населением от 1 до 5 миллионов человек — норму повысили на 25%;
  • в городах с населением свыше 5 миллионов человек — норму повысили на 35%.

Новый порядок применения повышающего коэффициента к нормам расхода ГСМ в 2019 году

Претерпел изменения порядок применения повышающего коэффициента к нормам в зависимости от возраста и пробега авто. Теперь коэффициент можно использовать:

  • в значении до 5%, когда пробег авто составил более 100 000 километров либо возраст превысил 5 лет;
  • в значении до 10%, когда пробег авто составил более 150 000 километров либо возраст превысил 8 лет.

Напомним, что расходы на топливо нормируют:

  • по базовой норме (количество литров на каждые 100 км пути с учетом средней загрузки автомобиля);
  • по транспортной норме (количество литров на каждые 100 км пути с учетом транспортной работы);
  • по автобусной норме (масса транспортного средства и стандартная загрузка пассажиров);
  • по самосвальной норме (масса и нормативная загрузка ТС);
  • по транспортной норме в литрах и тонно-километрах (в отношении грузовых автомобилей).
Читать еще:  Особенности выращивания гусят с нуля для начинающих в домашних условиях

Изменения в части предельных значений зимних надбавок

Они заключаются во внесении в таблицу предельных значений зимних надбавок к нормам скорректированных в соответствии с Конституцией названий субъектов РФ.

Так, из Крыма выделили город федерального значения Севастополь. Из Сахалинской области — Курильский, Ногликский, Охинский и другие районы.

Новый порядок расчета базовой нормы расхода ГСМ, рекомендованный Минтрансом на 2019 год

Распоряжение от 20.09.2018 № ИА-159-р предусматривает возможность выбора порядка расчета базовой нормы расхода топлива на пробег легкового автомобиля:

  1. Поформулам, установленным ранее приказом № АМ-23-р
  2. На основании информации о расходе топлива, полученной от завода-изготовителя авто. Причем данные должны быть составлены по всемирной согласованной процедуре испытаний транспортных средств малой грузоподъемности WLTP (Worldwide harmonized Light vehicles Test Procedures) в соответствии с Глобальными правилами Организации Объединенных Наций № 15 «Всемирная согласованная процедура испытания транспортных средств малой грузоподъемности».

Нормы расхода топлива на 2019 год: таблица

Основные нормы расхода топлива на 2019 год приведем в таблице 2.

Таблица 2. Все нормы расхода топлива на 2019 год

Обязательно ли применять нормы расхода топлива Минтранса РФ

Раньше Минфин РФ и налоговики утверждали: именно в пределах лимитов Минтранса нужно списывать расходы на топливо.

Но для некоторых моделей ТС норм от Минтранса нет. Как быть в такой ситуации? Долгое время чиновники считали, что поначалу можно руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией производителя машины. А в дальнейшем необходимо обратиться в специализированную организацию, которая разработает показатели конкретно для автомобиля вашей компании.

Но в 2013 году позиция ведомства изменилась. В письме от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12 Минфин указал, что нормирование таких расходов Налоговым кодексом не предусмотрено. Поэтому компания сама должна решить учитывать рекомендации Минтранса или нет.

Таким образом, можно без споров с инспекторами использовать те лимиты, которые фирма разработала для себя самостоятельно. Практика показывает, что при возникновении подобного споров судьи на стороне компаний. В своих решениях они подчеркивают, что глава 25 Налогового кодекса не требует нормировать расходы на топливо.

Как обосновать норму расхода топлива

Любые расходы должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы. Для контроля расхода ГСМ и подтверждения экономической оправданности затрат нужно определить внутренние лимиты расхода ГСМ для автомобильного транспорта, который числится на балансе фирмы.

Разработать собственный лимит можно как на основании рекомендаций Минтранса, так и исходя из рекомендуемой нормы расходов, которая определена производителем транспортного средства.

Приказ об утверждении лимитов может выглядеть так:

Утвержденные лимиты должны соответствовать маркам машин, учитывать их техническое состояние и особенности эксплуатации. Для того чтобы установить внутриорганизационные лимиты расхода ГСМ (утверждаемые приказом) по отдельным видам служебного транспорта, можно провести контрольные заезды автомобилей (в заданных условиях). Их результат оформите актом контрольного заезда в произвольной форме. Также имеет смысл отдельным приказом назначить комиссию, которая будет постоянно проводить контрольные замеры расхода топлива на транспортных средствах.

При разработке собственных лимитов можно использовать базовую норму расхода ГСМ, рекомендованную Минтрансом на 2019 год.

Нормы расхода ГСМ 2019:поправочные коэффициенты

Целесообразно утвердить отдельно летние и зимние нормы расхода топлива. Кроме того, лимит может зависеть и от численности населения в том регионе, где будет эксплуатироваться машина. Необходимые поправочные коэффициенты также могут быть утверждены приказом по организации.

Приказ об утверждении поправочных коэффициентов может выглядеть так:

Если фирма превысит установленные лимиты и не сможет документально подтвердить обоснованность этого превышения, то затраты на ГСМ сверх установленных ею же норм учесть при расчете налога на прибыль нельзя.

Сверхлимитные расходы на ГСМ в таком случае экономически оправданными не будут.

Полный доступ на месяц! — Формируйте документы, тестируйте отчеты, пользуйтесь уникальным сервисом экспертной поддержки «Системы Главбух».

Позвоните нам по телефону 8 800 222-18-27 (бесплатно).

Как рассчитать нормы расхода ГСМ в 2019 году

Рассмотрим особенности расчета на примере легковых авто. Пункт 7 раздела II Распоряжения № АМ-23-р, содержит формулу расчета значения для легковых автомобилей:

Qн = 0,01 × Hs × S × ( 1 + 0,01 × D ),

где Qн — норматив, л;

Hs — базовая норма расхода топлив на пробег ТС, л/100 км;

S — пробег ТС, км;

D — коэффициент к норме, в %.

У компании в городе с населением не более 200 000 человек есть служебный автомобиль Chevrolet Lacetti.

Пробег авто в зимнее время — 200 км.

Лимит фирма определяет в соответствии с распоряжением Минтранса РФ:

  • базовая норма расхода топлива (Hs) — 7,6 л./100 км;
  • надбавка (D) по критерию численности города – 10%;
  • надбавка за работу в зимнее время – 15%.

Лимит расхода ГСМ в 2019 году по машине:

Qн = 0,01 × 7,6 × 200 × (1+0,01 ×(10+15)) = 19,0 л.

Нормы расхода топлива

Если компания приняла решение учитывать фактические расходы на топливо, то ей следует утвердить, каким образом она будет контролировать обоснованность расходов на списание ГСМ. Организация вправе самостоятельно установить нормы расхода топлива, а также сезонные надбавки

Нормы расхода топлива Минтранса РФ последний раз подвергались редакции в июле 2015 года (распоряжение Минтранса России от 14.07.2015 № НА-80-р). В список были добавлены марки легковых и грузовых автомобилей отечественных и зарубежных стран с 2008 года выпуска и значения зимних надбавок к нормам расхода топлива в части, касающейся Крымского федерального округа.

Коэффициенты к нормам расхода топлива следующие. Если в городе проживают:

  • свыше 5 миллионов человек — норму можно увеличить до 35 процентов;
  • от 1 до 5 миллионов человек — до 25 процентов;
  • от 250 тысяч до 1 миллиона человек — до 15 процентов;
  • от 100 до 250 тысяч человек — до 10 процентов;
  • до 100 тысяч человек (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) — до 5 процентов.

В последней редакции норм расхода топлива Минтранса РФ компаниям также разрешено применять повышающие коэффициенты, если у машины большой пробег или если она находится в эксплуатации свыше пяти лет. До этого повышенные нормы расхода топлива применялись только для старых автомобилей с большим пробегом.

Нормы расхода топлива и налоговый учет

По общим правилам компания не обязана применять нормы расхода топлива Минтранса РФ, так как в Налоговом кодексе нет требования о нормировании расходов на бензин (письмо Минфина России от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875). Затраты на горюче-смазочные материалы компания может учитывать как материальные расходы (подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ) или включать в прочие расходы, связанные с содержанием служебного транспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Однако зачастую установленные нормы больше подходят для идеальных условий, чем для реальных, поскольку фактический расход топлива зачастую превышает нормы расхода топлива Минтранса РФ Тем не менее компании используют рекомендованные нормы, а не собственно разработанные.

Если компания примет решение учитывать фактические расходы на топливо, то ей следует утвердить, каким образом она будет контролировать обоснованность расходов на списание ГСМ. Для этого достаточно составить приказ, в котором сослаться на распоряжение Минтранса России, записать марки автомобилей и рассчитать лимиты. При разработке собственных норм расхода топлива следует отталкиваться от транспортных условий (качества дорог, скорости движения), учитывать загруженность машины, ее техническое состояние. Также следует учитывать климатические условия, наличие кондиционера или климат-контроля в машине. Например, в зимнее время расход топлива будет значительно выше, и к установленным базовым нормам следует применять надбавки, которые зависят от климатических районов (приложение № 2 к Методическим рекомендациям, утв. распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р (далее — Методические рекомендации)). Так, для Москвы Минтранс РФ установил предельную величину зимней надбавки не более 10 процентов на период с 1 ноября по 31 марта.

Период применения зимних надбавок к норме расхода топлива и их величина должны быть оформлены распоряжением региональных органов власти. Если такого распоряжения нет, то период применения зимних надбавок, а также их величину должен установить руководитель компании своим приказом.

Образец приказа о нормах расходования топлива в компании

Приказ

ООО «Анкор» г. Москва 31 декабря 2016 г.

На основании контрольных замеров расхода топлива (акт от 21.12.2016 № 1) и руководствуясь распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (в редакции распоряжения от 14.07.2015 № НА-80-р),

1. Ввести в действие с 01.01.2017 следующую норму расхода дизельного топлива для автомобиля «Мерседес-Бенц» в период с 1 апреля по 31 октября — 13 литров на 100 км пробега.

2. В зимний период (с 1 ноября по 31 марта) применять повышающий коэффициент — 10%. Итоговая «зимняя» норма расхода топлива для автомобиля «Мерседес-Бенц» составляет 14,3 литра на 100 км пробега.

3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Генеральный директор Иванов И.И.

Расход топлива в бухгалтерском учете

В бухгалтерском учете ГСМ списывают на себестоимость продукции (работ, услуг) для производственных предприятий или в расходы на продажу для торговых предприятий. Списание выполняют на основании первичных документов:

  • путевого листа (списывают используемое топливо);
  • акта на списание ГСМ (списывают прочие смазочные материалы).

С помощью путевых листов можно не только подтвердить производственную необходимость расходов, но и зафиксировать расстояние, которое было пройдено автомобилем или другим автотранспортным средством, а также определить показатели для расчета объема использованных ГСМ.

К учету горюче-смазочные материалы принимают по фактической стоимости.

Списание ГСМ может производиться следующими методами:

  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости первых по времени приобретения запасов (ФИФО).

Способ списания по себестоимости каждой единицы для горюче-смазочных материалов на практике не применяется. Используется в основном способ по средней себестоимости, когда стоимость остатка материала складывается со стоимостью его поступления и делится на суммарное количество остатка и поступления в натуральном выражении.

Для отражения на счетах бухгалтерского учета горюче-смазочных материалов используют аналитический счет 10, к нему отрывают субсчет 10.3.

Приход отражают проводками:

ДЕБЕТ 10-3 КРЕДИТ 71

— оприходовано приобретенное топливо через подотчетное лицо на основании авансового отчета;

ДЕБЕТ 10-3 КРЕДИТ 60

— оприходовано приобретенное через поставщика топливо;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

— принят НДС к учету на основании счета-фактуры от поставщика;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19

— принят НДС к зачету.

Списание горюче-смазочных материалов может производиться из расчета использованного количества (фактического или нормативного). Это количество умножается на стоимость единицы, и полученную сумму списывают проводкой:

ДЕБЕТ 20 (23, 25, 26, 44, 91) КРЕДИТ 10-3

— списано израсходованное топливо.

Московская компания в январе закупила бензин в количестве 200 л по стоимости 38 руб.

Остаток бензина на начало месяца у организации был 70 л по средней себестоимости 45 руб.

Бензин в количестве 20 л был использован для заправки автомобиля марки Lada Granta 219060 1.6 (ВАЗ-11183). Организация использует автомобиль только для служебных перевозок управленческого персонала.

В соответствии с учетной политикой организации применяется оценка материалов по средней себестоимости.

Рассчитаем среднюю себестоимость списания за январь:

Читать еще:  Особенности выращивания яично-мясной породы уток хаки-кембелл

(70 л x 45 руб. + 200 л x 38 руб.) : (70 л + 200 л) = 39,81 руб.

1) Рассмотрим вариант списания по факту.

В соответствии с путевым листом за январь сделаны отметки: горючее в баке на начало рейса — 50 л, выдано — 30 л, осталось после рейса — 51 л.

Рассчитаем фактическое использование:

50 + 30 — 51 = 29 л.

Сумма к списанию:

29 л x 39,81 руб. = 1154,49 руб.

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 10

— 1154,49 руб. — списание бензина на основании бухгалтерской справки-расчета.

2) Рассмотрим вариант списания по норме.

В путевом листе сделаны отметки о пробеге: на начало рейса — 7600 км, в конце — 7850 км. Пройдено 250 км.

Для списания бензина по норме используем формулу:

Qн= 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D),

где: Qн — нормативный расход топлива, л;

Hs — базовая норма расхода топлива, л/100 км;

S — пробег автомобиля, км;

D — поправочный коэффициент (его значения приведены в п. 5 Методических рекомендаций и в приложении № 2 к ним).

По таблице в подп. 7.1 Методических рекомендаций по марке автомобиля находим Hs. Он равен 8,4 л.

Для Москвы поправочный коэффициент D = 35%.

За работу в зимнее время D = 10%.

При использовании климат-контроля при движении автомобиля D = 7%.

Считаем расход бензина:

0,01 x 8,4 л x 250 км x (1 + 0,01 x 52) = 31,92 л.

Сумма к списанию: 31,92 л x 39,81 руб. = 1270,74 руб.

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 10

— 1270,74 руб. — списание бензина.

Так как автомобиль используется в качестве служебного, в рамках налогового учета в обоих случаях расходы на ГСМ прочими расходами. Величина расходов будет равна суммам, зафиксированным в бухгалтерском учете.

Напоследок хочется напомнить, что, прежде чем списать горюче-смазочные материалы и правильно отразить их данные в бухгалтерском и налоговом учете, необходимо помнить следующее.

Расходы должны быть экономически обоснованы. В случае со списанием на производство ГСМ нормы расходования должны быть установлены приказом руководителя предприятия и отражены в учетной политике.

Расходы должны быть документально подтверждены, то есть применительно к данной теме расход топлива должен быть подтвержден путевыми листами автомобильного транспорта.

Необходимо соблюдать все правила в части учета ГСМ начиная с момента их приобретения, определения фактической себестоимости при приобретении и списании на производство.

Нормы расхода топлива – теперь в новой редакции

Минтрансом (Распоряжение от 14.03.2008 № АМ-23-р) утверждены методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (далее – Нормы расхода топлива). Необходимость применения этого документа на протяжении многих лет вызывает споры у бухгалтеров: все ли коммерческие организации обязаны учитывать нормы, им установленные, либо его положения касаются только автотранспортных предприятий? Не оставим без внимания также факт внесения существенных поправок в названный документ.

Обязано ли торговое предприятие применять Нормы расхода топлива?

  • автотранспортные предприятия;
  • организации, занятые в системе управления и контроля (в том числе ФНС);
  • предприниматели;
  • другие лица, независимо от форм собственности, эксплуатирующие автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории РФ.

Обозначены и цели применения документа (п. 3):

  • для расчетов нормативного значения расхода топлива по месту потребления, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами;
  • для определения себестоимости перевозок;
  • при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль;
  • для ведения статистической и оперативной отчетности.

Иными словами, положениями указанного документа регламентировано, что утвержденные нормы должны применяться всеми организациями, которые в рамках предпринимательской деятельности расходуют топливо и смазочные материалы при эксплуатации автомобилей, в том числе в целях налогообложения.

На том, что данные нормы должны в обязательном порядке применяться всеми коммерческими предприятиями, ранее настаивал и Минфин (Письмо от 03.09.2010 № 03 03 06/2/57), и налоговики (Письмо УФНС по г. Москве от 30.12.2009 № 16-15/139308). В отношении автомобилей, для которых нормы расхода топлива и смазочных материалов не утверждены, чиновники рекомендовали налогоплательщику руководствоваться соответствующей технической документацией или информацией, представляемой изготовителем транспортного средства, и разрабатывать нормы самостоятельно.

Но существует и другая позиция, которую зачастую отстаивают коммерческие предприятия, основанная на положениях НК РФ. Дело в том, что Налоговый кодекс не налагает на предприятия обязанности нормировать расходы на приобретение ГСМ: в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика на приобретение топлива. А к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Применять нормативы следует лишь в случае использования сотрудниками организаций в ходе выполнения ими служебных обязанностей личных автомобилей 1 . Таким образом, кроме указания на экономическую оправданность расходов, НК РФ не содержит положений о необходимости нормирования затрат на топливо и смазочные материалы, за исключением случая нормирования расходов при использовании личного транспорта в служебных целях. Кроме того, Минтранс не относится к органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов (ст. 4 НК РФ).

По понятным причинам по порядку применения Норм расхода топлива сложилась обширная арбитражная практика. Например, в Постановлении ФАС ЗСО от 05.04.2012 по делу № А27-8757/2011 2 суд, согласившись с налоговым органом об экономической неоправданности расходов на ГСМ, указал, что в гл. 25 НК РФ не предусмотрено нормирования расходов на ГСМ. Такие расходы могут учитываться в полном объеме при условии их соответствия требованиям ст. 252 НК РФ.

В настоящее время финансисты уже не настаивают, а рекомендуют пользоваться утвержденными нормами: при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе учитывать Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (письма от 27.01.2014 № 03 03 06/1/2875, от 03.06.2013 № 03 03 06/1/20097, от 30.01.2013 № 03 03 06/2/12). Это уже третья позиция, которая, по мнению автора, свидетельствует о том, что разработанные Нормы расхода топлива могут применяться в целях налогообложения торговой организацией в добровольном порядке (ссылку на применение норм в этом случае целесообразно привести в учетной политике).

Почему Минфин сменил гнев на милость? Полагаем, мы знаем ответ на этот вопрос.

Документ требует серьезной доработки…

В ходе работы были выяснены как положительные, так и отрицательные эффекты от использования норм. Так, к числу возможных положительных эффектов (в целях учета налогооблагаемой базы по налогу на прибыль) отнесено упрощение процедур администрирования (в том числе проверки) правильности исчисления субъектами предпринимательской деятельности расходов по налогу на прибыль. К негативным эффектам от применения предусмотренных методическими рекомендациями нормативов отнесена невозможность учета фактически понесенных расходов при уменьшении налоговой базы по налогу на прибыль, что увеличивает себестоимость производимой продукции (оказываемых услуг) и таким образом необоснованно ухудшает положение отдельных участников рынка.

Кроме того, в названном документе были выявлены существенные недочеты. Например, нормативы установлены для многих марок и моделей автомобильного транспорта отечественного и зарубежного производства, которые сняты с производства или выведены из эксплуатации. Поскольку автопарк компаний постоянно обновляется, требуется периодическая актуализация некоторых положений. Другой недочет – наличие противоречий в части порядка утверждения и изменения поправочных коэффициентов к нормам расхода топлива.

По итогам проведенных консультаций Минэкономразвития пришло к выводу о наличии в нормативном акте положений, в части упоминания в нем о применении его для расчетов по налогообложению предприятий, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской деятельности. По результатам экспертизы распоряжения Минэкономразвития посчитало необходимым:

  • исключить из п. 3 упоминание о том, что нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов по налогообложению;
  • определить однозначный порядок утверждения и изменения поправочных коэффициентов к нормам расхода топлива;
  • указать на рекомендательный характер распоряжения;
  • утвердить порядок проведения периодической актуализации положений распоряжения в отношении используемого парка автомобильной техники;
  • учесть предложения коммерческих организаций, представленные в справке о результатах публичных консультаций, при доработке распоряжения (в их числе следующие претензии: в методических рекомендациях не учтено влияние пробок на расход смазочных материалов; определен короткий период использования зимних надбавок к нормам расхода топлива (для северных и восточных территорий) и др.).

Полагаем, что Минфин изменил свою точку зрения с «применять в обязательном порядке» на «рекомендовано к применению» именно в связи с проведением экспертизы комментируемого документа, публикацией на сайте Минэкономразвития заключения от 20.04.2012 и ожиданиями внесения поправок в названный документ.

Нормы расхода топлива – теперь в новой редакции

Однако в текстовую часть Распоряжения № МА-23-р (о том, что названные нормы являются рекомендованными, что они не применяются в целях налогообложения прибыли, и др.), о чем было отмечено в рекомендациях Минэкономразвития по результатам проведения экспертизы комментируемого документа, изменения внесены не были. А это значит, что все спорные вопросы о порядке применения (неприменения) этого документа сохраняются.

Более того, те предприятия, которые пользуются утвержденными нормами при учете расходов на ГСМ в целях исчисления налога на прибыль, могут столкнуться с ситуацией, что разработанные ими самостоятельно нормы расхода ГСМ по тем автомобилям, которые не значились в старой редакции документа, не совпадают с вновь утвержденными нормами. В этом случае организация должна начать использовать новые нормы. С какого периода? Полагаем, что с даты вступления поправок в силу: для актов Минтранса – с момента их подписания (утверждения) (Приказ Минтранса РФ от 02.11.2004 № 28).

Вопрос о том, обязаны ли торговые предприятия в целях исчисления налога на прибыль применять Нормы расхода топлива, утвержденные Минтрансом, разрабатывать нормы расхода ГСМ самостоятельно либо списывать осуществленные расходы по факту (в размере фактических затрат), на протяжении многих лет является предметом спора. Но с учетом рекомендаций Минэкономразвития, Минфина, а также наличия положительной арбитражной практики можно констатировать, что даже при неприменении Норм расхода топлива, в случае если предприятиям со стороны проверяющих предъявлены претензии, есть большие шансы отстоять право на учет расходов на ГСМ в размере фактических затрат в вышестоящем налоговом органе либо суде (конечно, при условии их документального подтверждения).

Тем предприятиям, которые применяют Нормы расхода топлива, спешим сообщить, что в названный документ внесены существенные поправки, в частности установлены нормы расхода для автомобилей отечественного и иностранного производства выпуска с 2008 года (всего для более чем 900 моделей автомобилей).

1 Нормы расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92.

2 Определением ВАС РФ от 09.07.2012 № ВАС-8327/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector